АЛХИМИЯ И АСТРОЛОГИЯ В НАУКЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Первые
университеты появляются именно в
период развития схоластической философии:
1158-Болонья, 1168-Кембридж, 1200-Париж,
1209-Оксфорд. Основой появления университетов
были школы вида: 1) монастырские (хранители
книг); 2) кафедральные (начальном
образование); 3) придворные (светские
манер) Причина появления университетов
— цеховая организация проф-ой д-ти. Ц ЕХ:
ученик-подмастерье-мастер, а в УНИВ-Т:
школяр – бакалавр – магистр(доктор).
Структура универ-ов включала 4 факультета:
философский – 6 лет; медицинский и
юридический по 20-25 лет, и теологический
15-16 лет. На артистич (фил.) изучали:
1. Тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
и 2. Квариум (арифметика, геометрия,
астрономия, музыка). Учились с 14-20 лет.
Занятия включали лекции и семинары.
Лекции: ординаторные (читались в 1-й пол.
дня без вопросов) и экстраординарные
(2-ая пол. дня, с вопросами). Диспуты:
открытые (все желающ.) и закрытые.

Важнейшая
логическая проблема схоластов —
спор об универсалиях (общие понятия
обозначающие классы объектов: дом,
дерево, человек). Как соотносятся
универсалии и вещи: реализм (вначале
существовали универсалии — как идеи
Бога, а потом на их основе появились
вещи); номинализм (береза, дуб, пальма
— многол, ствол, крона; дерево – многол
растение, имеющее твердый ствол, ветки,
крону); концептуалисты (компромиссная
позиция: универсалии реальны, но только
относительно ума человека).

В поздней схоластики
Раймондом Лулии создана 1-я логистическая
машина, прообраз соврем-х ЭВМ. Позитивное
значение схоластич этапа фил-ии:
1-основательный анализ интел-х способностей
человека, 2разделение на номинализм и
рационализм способствовало дифференциации
идеализма на субъективные и объективный,
а также легла в основу эмпиризма и
рационализма, как направление в теории
познания. Негативное значение
— мысль схоластов не выходит за пределы
текста, не имеет отношения к актуал.
проблем.

Важная особенность
средневековой науки — становление
полумистич опытного знания.
Предпосылки опытного знания:
1-Христианское отношение к труду: трудился
Иесус, апостолы, а также монахи для
усмирения гордыни. 2-Изменение отношения
к природе, должна быть трансформирована
для принесения пользы людям. Т.О.
появляется прослойка людей соединяющих
теоретич и практич д-ть, т.е. монашество.

Роберт
Гроссетест — неоплатонизм, где бытие
— процесс эмонации света из единого,
именно свет есть зримое проявление Бож.
первоосновы, изучал оптику. Роджер
Бекон — «знание — сила человека»:
1)Критика теоретич знания, подвержено
4 порокам: лже авторитет, лже знание,
предубеждение и привычки. Предлагает
4 лекарства: изучение древних языков,
оптики, математики, 4-опыт (всякое знание
полученное непосредственно, а не
логически). 2)Учение об опытном познании,
включает: веру в авторитеты, логические
выводы и опыт. Опыт: внутренний (откровение
— сверхест истины) и внешний (на основе
органов чувств — естеств истина). Уильям
Оккам — учение о знании: 1) интуитивном
(ощущения, переживания) 2) абстрагированным
(отвлечение от существования и
несуществования вещей). Существуют лишь
единичные вещи и интенция (устремление
души к познанию). Ввел теорию общих
понятий (терминизм). Из разновидностей
терминов вытекают науки: 1)реальные (о
бытие), 2)рациональные (рассматриваются
понятия по отношению к другим понятиям
– логика).

Магия –
это мистическая д-ть, имеющая целью
принуждение сверхест-х силы к необходимому
шагу, образу действий. Различают черную
и белуб. Белая включает в себя: алхимию
(опыт: химич экспер, позволил получить
лекарство, спирт, яды, возгорающие в-ва
и мистика: поиск Красного льва
–превращающего все в золото) и астрологию
(опыт: астрономич знания, математика,
космобиология, астропсихология(знаки
зодиака) и мистика – цель астрол поиск
путей откровений). В овнове мистики
алхимиков лежал поиск путей творения
мира. Золотой век (рай) – Грехопадение
(смеш) – Искупление (д-ть алхим) – Спасение
(рай).

В средние века
наука: 1)анбивалентна (соединяет
созерцательность и мистические аспекты),
поэтому нельзя средневековье назвать
началом науки. Еще отсутствовала идея
автономности природы (средство выражения
духовных сил). 2)качеств-й хар-р знаний:
определить сущность вещи – постичь ее
божественный замысел, найти ее место в
мировой иерархии. 3)полумистич хар-р
опытного знания. 4) созерцательный
теологотесктовый хар-р познания —
божественные тексты имели больший
научный статус, чем природа.

Средневековье
хронологически охватывает период со
II
в. н.э. до XIV
в. н.э. В сфере духовной культуры для
Средневековья характерно господство
религиозной картины мира – теоцентризм.
Центром мироздания объявляется высшая
сверхъестественная сила – Бог.

В Европе официальной
религиозной доктриной считалось
христианство в форме католицизма. Все
учения, которые противоречили христианству,
жестоко карались, уничтожались труды
античных ученых, философов-материалистов,
например Демокрита.

В рамках Средневековья
наука, а также философия, выступали как
служанки богословия, т.е. наука и философия
допускались в той мере, в какой они могли
подтверждать истины христианства.

В
науке этой эпохи господствует
схоластический метод. Суть метода –
цитирование
авторитетов, ссылка на авторитет Библии,
а также на авторитет Священного предания,
т.е. на работы видных христианских
теологов – отцов церкви.

В развитии науки
и философии Средневековья можно выделить
два концептуальных подхода: патристику
и схоластику.

Патристика –
учение отцов христианской церкви,
характерное для раннего Средневековья
(II–V вв.). Классиком патристики является
Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый
лозунг: «Верую
– потому что абсурдно».
По его мнению, чистый разум не может
объяснить полностью божественные
истины, которые описаны в Библии. Эти
истины постигаются верой.

Другой видный
представитель патристики А. Августин
разработал учение о теодицее
– это оправдание Бога за зло, которое
существует в мире. По Августину, источником
зла в мире является не Бог, а сам человек.
Бог наделил человека свободой воли, и
человек волен выбирать между добром и
злом.

Схоластика,
характерная
для позднего Средневековья (XII – XV вв.),
стремилась к обновлению религиозных
догматов. Схоласты приспосабливают
античные научные и философские тексты,
прежде всего труды Аристотеля, к
потребностям христианской теологии.
Схоласты развивают навыки интеллектуального
мышления, считая, что постижение Бога
возможно с помощью логики и логических
рассуждений.

Вершиной схоластики
является учение Фомы Аквинского.
Аквинский считал, что вера не должна
противоречить разуму. Однако некоторые
религиозные догматы не могут быть
рационально доказаны, например, догмат
о непорочном зачатии девы Марии. Он
полагал, что эти догматы не противоразумны,
а сверхразумны. Они доступны лишь
сверхразуму, то есть божественному
разуму. Именно Аквинский сформулировал
положение «Философия
– служанка Богословия».
Философия должна разумными способами
доказывать существование Бога.

Ф. Аквинский
обосновал пять доказательств бытия
Бога:

5. Мир устроен
целесообразно, а конечным источником
целесообразности является Бог.

В средние века
философские дисциплины и наука
рассматриваются как вспомогательные
средства для подтверждения истин
богословия. Оформляется специфическое
понимание критерия истины, под которым
понимается ссылка на авторитет Бога и
священных текстов.

В период Средневековья
формируются специфические формы знания:
1. натуральная магия; 2. алхимия; 3.
астрология.

Натуральная
магия
понимается как знание скрытых сил и
законов природы. Магия предполагает,
что повлиять на естественные явления,
на вещественное состояние природы можно
с помощью слова в виде молитв и заклинаний.
Поэтому операции над природными телами,
эксперименты над природными веществами
сопровождались словесными заклинаниями.
Тем самым, полагали маги, можно призвать
на помощь для исследования природы
сверхъестественные силы. Магия как
форма средневекового знания получает
наибольшее развитие в арабском мире.
Крупнейшим представителем натуральной
магии на арабском Востоке считается
Ибн Рушд (в латинской транскрипции
Аверроэс) – XII
в. н.э., который являлся крупным ученым,
философом и врачом. Впоследствии его
идеи перекочевали в западноевропейскую
науку.

Алхимия.
Алхимию нередко определяют как предхимию.
Образ алхимика – это человек, который
работает в лабораториях, проводит
многообразные эксперименты, опыты.
Задачей таких опытов является
трансформация, то есть превращение
металлов с помощью философского камня
в золото. Сверхзадачей алхимика является
создание эликсира жизни с целью обеспечить
бессмертие человека. Основой эликсира
жизни считалось искусственное золото.
Это золото и стремились получить
алхимики.

Алхимики полагали,
что любое вещество – это неосуществленное
золото. Поэтому они проводят многочисленные
эксперименты над веществами, прежде
всего над свинцом и ртутью (подвергают
их дроблению, смешиванию, нагреванию,
охлаждению и т.д.). В то же время опыты
алхимиков могли нанести вред здоровью
людей (в препараты, которые они
рекомендовали, входят ядовитые вещества
– мышьяк, ртуть). Положительные результаты
алхимических экспериментов способствовали
развитию фармакологии и медицины.

Астрология
– учение о звездах, это предсказание
судьбы человека на основе положения
звезд, по знакам зодиака.

Таким образом,
средневековые формы знания сочетали в
себе, с одной стороны, религиозные идеи,
так как они уповали на помощь
сверхъестественных сил, а с другой
стороны, эти формы знания содержали в
себе рациональные научные идеи.

Алхимия, как феномен средневековой культуры

«. Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?—спрашивает Н. И. Конрад.—Думать так — значит прежде всего недооценивать человека. ».

А ТЕПЕРЬ, читатель, всмотримся в. расхожие изображения алхимии. Это прежде всего вполне средневековая вещь. И витиеватость словесной вязи, и нормативное ремесло, и впечатляющая картинность, и истовая боговдохновенность, и схоластическое наукообразие. Дело, отмеченное неистребимым знаком средневекового мышления, каким оно отпечатано в обыденном сознании нынешнего дня.

Но. подойдем чуть ближе, и мы заметим, что слово в алхимии — грубее и прямолинейней. Речи алхимиков темны, рецепт расплывчат, ремесло неудачливо и погружено в недостижимую утопию. Алхимическая живопись площе и натуралистичней утонченных иконописных ликов. Что же до теоретически обоснованной еще самим Аристотелем алхимической науки об элементах, то наука эта, оказывается, ничуть не помогает златодельческой практике. Выходит, вовсе не средневековая вещь — алхимия. Тогда какая же? Всмотримся пристальней: алхимический инструментарий—колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химических взаимодействий; обработка веществ — растворение, фильтрация, перегонка. Не химия ли это? Может быть, и химия. Но какая-то дремучая, неудобная, когда ртуть и сера—это не только вещества, но и бесплотные принципы; когда газ—это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний.

А сам алхимик—гордый и всемогущий, чаящий облагодетельствовать человечество—разве не похож в этой всечеловеческой богоизбранности на гуманиста Возрождения? Но вместе с тем—отшельник-страстотериец, тайнохранитель за семью печатями, великий молчун, но и мастер вещей в дело непригодных.

Не пора ли обратиться к тексту? Правда, алхимический текст—реальность особого рода, представляющая эту деятельность не вполне. Алхимия как целое больше алхимического трактата, лишь частично свидетельствующего об алхимии.

« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй 5 этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом 6, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови (Dumas, 1837, с. 30).

ЧТО ЭТО?! Бессмысленное бормотание мага и колдуна, шарлатана и мошенника, рассчитывающего на непосвященных, застывших в почтительном молчании перед таинственными заклинаниями и узорчатой речьючудодея; а может быть, «лженаучные» попытки отворить с помощью Слова алхимический Сезам; или. наконец, ритуальное стихотворение, произнесенное без практической цели и потому так и остающееся для нас, людей XX века, века неслыханного торжества химии, за семью печатями, неразгаданным и, по правде говоря, не очень-то зовущим расшифровать этот герметический код. А может быть.

Попробуем расшифровать (здесь я пропущу подробные химические описания автора)

Так может быть чисто «рационально» истолкован этот алхимический текст более чем пятисотлетней давности. Рецепт Рипли говорит о наблюдательности его автора. Для историка химии рецепт интересен как, вероятно, первое указание на существование ацетона. Поучителен он еще и тем, что под влиянием предвзятой идеи побочный продукт реакции принят за главный, а главный оставлен без внимания.

Очевидно: такой подход к тексту, содержащему сведения химического характера, недостаточен. Все так и вместе с тем все не так. Превращения свинца, его окислов и солей расшифрованы и обозначены современными химическими символами.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ алхимию те, кто был к ней причастен?

Роджер Бэкон (XIII в.) говорит о собственном деле так: «Алхимияесть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы. Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения» (Чугаев, 1919, с. 32). Не замыкая столь почтенный род занятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии — это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бессчетных вещах, о коих ни словечка не сказано в Аристотелевых творениях (с. 33). Мир алхимиков — едва ли не вся природа. Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения — материаловедение почти в современном объеме термина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему Аристотелю. Алхимия, согласно Бэкону, наука еще и о том, как возникли вещи из элементов. Правда, Бэкон обособляет практическую составляющую алхимии. Эта часть всеобщей науки «учит изготовлять благородные металлы и краски и кое-что другое с помощью искусства лучше и обильнее, чем с помощью природы» (с. 32). Именно эта алхимия «утверждает умозрительную алхимию, философию природы и медицину» (там же).

Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого аrchymo. С ее помощьювключенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются—несовершенные становятся совершенными» (Albertus Magnus,1958, с. 7). Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.

Но главное—золото. Дионисий Захарий считает алхимию частью естественной философии, ибо она указывает способ усовершенствовать металлы, подражая насколько возможно природе <ТС, 1, с. 710 и cл.)

Анонимный алхимик XV столетия, связывая совершенствование металлов с врачеванием человеческого тела, определит алхимию как тайную часть естественной философии, из коей возникло искусство, не имеющее себе подобного и поучающее, как доводить несовершенные камнидо истинного совершенства, больное тело человека до благородного здоровья, а металлы, обращать в истинное Солнце и в истинную Луну. В этом искусстве—всеобщая медицина!

Возрождение критикует средние века, а значит, и алхимию. Мишень для критики предельно упрощена. Только поиск алхимического золота. Может быть, еще и эликсира долголетия. Тысячелетний опыт—опыт неудач. Он-то и есть предмет для нападок. Возрождение критикует «корыстную» алхимию за невезение, забыв о безграничном ее же бескорыстии.

Возрождение отождествляет алхимию со средними веками. Больше того, считает именно ее наиболее выразительным, безобразно выразительным и оглупленным образом этих самых хулимых средних веков.

И все-таки именно Ренессанс обеспечил алхимии как будто бы новую — тысячу лет спустя после Александрии — многоцветную, полнозвучную жизнь!

НО ВЕРНЕМСЯ к нашим драконам. Практический подтекст рецепта как будто уже раскрыт. Два предметных пласта обнаруживаются сразу: свинец, его окислы и соли, с одной—земной стороны; и их почти двойники—львы и дракон, благоденствующие под сенью и под синью неба.

Приключения льва запечатлены не только в алхимических, но и в иных текстах средневековья. Дракон—полисемантический парафраз древнеегипетского Уробороса ; иносказание гностического змея познания. Жертвенные перипетии львов и дракона, очищенных в священном огне, даны как занимательные приключения, героизирующие их участников. Именно приключенческая природа главной алхимической субстанции—металлов—делает повествование эпически полнокровным, а пафос совершенствования — боговдохновенным. Неукоснительность предписания роднит алхимический мир с алхимическим мифом. Магические заклинания, обеспечивающие успех предприятия, слышны в невыразимом безглаголии.

Когда же в рассказ вторгается вдруг такое: «Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост», нет сомнения, текст такой мощной метафоричности действительно исполнен эстетических притязаний. Если же углубиться к началу, вернее, к началам—аристотелевским, космогоническим, обернувшимся алхимическими началами, мы можем включить этот рецепт в фундаментальный контекст древних космогоний. Текст этот предельно зрим и таит в себе возможности быть изображенным. Жанровое многоголосие алхимического сочинительства.

Этой публикацией мне хотелось рассказать не только об алхимии и, ее значении в Средневековье, но и раскрыть некоторые моменты, которые, возможно, Вам или простому обывателю были бы интересны.

По книге Л. А. Рабинович «Алхимия как феномен средневековья»

Средневековая наука и ее культурные формы

Чтобы понять специфику средневековой науки, необходимо знать особенности мировоззрения этой эпохи, поскольку знания о мире в то время подчинялись определенным принципам.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.

Основными чертами средневековой науки являются:

4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

Магия – это мистическая д-ть, имеющая целью принуждение сверхест-х силы к необходимому шагу, образу действий. Различают черную и белую. Белая включает в себя: алхимию (опыт: химич экспер, позволил получить лекарство, спирт, яды, возгорающие в-ва и мистика: поиск Красного льва –превращающего все в золото) и астрологию (опыт: астрономич знания, математика, космобиология, астропсихология(знаки зодиака) и мистика – цель астрол поиск путей откровений). В овнове мистики алхимиков лежал поиск путей творения мира. Золотой век (рай) – Грехопадение (смеш) – Искупление (д-ть алхим) – Спасение (рай).

Занятие алхимией, поиск «философского камня» – одно из направлений развития средневековой науки. Алхимия – это специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. С точки зрения средневекового мировоззрения, человек как «образ и подобие Бога» есть творец с маленькой буквы. Ему даровано право вмешиваться в течение природных процессов. Средством такого воздействия на природу выступало «химическое искусство», которое выросло в целую систему алхимической практики, понятную только «посвященным» и тщательно скрываемую от всех других людей. Алхимиками были разработаны технологии получения внешне похожих на золото и серебро сплавов и окраска меди в золотой или серебряный цвет.

Алхимию позднее рассматривали как лженауку. Однако алхимики внесли определенный вклад в развитие науки. Этот вклад, прежде всего, состоит в обосновании базовой для химии идеи о возможности превращения веществ. Кроме того, в практическом плане ими были разработаны технологии получения веществ, приборный инструментарий (например, химическая посуда), получены новые вещества.

Значительное место в научных исследованиях Средневековья занимала астрология. Основополагающая идея астрологии состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизотропна и каждый момент времени уникален в своих глубинных проявлениях. Следовательно, согласно астрологии, изучая особенности моментов времени, можно определить тенденцию дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. На этом основаны анализ и предсказания по карте рождений уникальных свойств и особенностей развития любого интересующего нас образования, структуры. Кроме того, весь мир подчиняется единым ритмам, единым циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах. Циклы движения планет, развития биологических объектов подвергаются действию одних и тех же природных сил и законов.

Планеты и звезды, согласно астрологии, — буквы универсального алфавита. Они используются как наиболее наглядная модель мира, помогающая понять глобальные процессы, и главное, проекцию влияния этих процессов на Землю. На базе астрологии была развита целая система предсказаний, в том числе и предсказаний личной судьбы (гороскогшая астрология).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Средневековая наука и ее культурные формы: алхимия, астрология, магия.

Алхимия, астрология и медицина

Медицина попала в этот список средневековых «паранаук» не случайно. Являясь частью наук о природе, она была представлена различными направлениями, которые условно можно разделить на врачевательное, целительскос и лечебное. Первые два направления имели мало общего с медициной, основанной на теории Галена, — врачевателями были в основном колдуны и знахари, целительские же практики были присущи церковным деятелям (больной исцелялся, пройдя определенный религиозный ритуал).

Медицина в ее современном понимании (как деятельность, сочетающая теорию и практику) находилась скорее в кризисном состоянии. Несмотря на то, что врачей в Западной Европе было довольно много, а их подготовкой занимались университеты, качество такой подготовки было либо невысоким, либо весьма специфическим, — врачи почти не занимались практикой. Их обучение ограничивалось ознакомлением с книгами о медицине. Участие в собственно лечебных мероприятиях ограничивалось участием в консилиумах (словесных обсуждениях болезни с другими врачами) либо диагностикой и рекомендациями. Лекарства врачи не готовили — для этого были аптекари, хирургическое вмешательство также проводилось ими крайне редко — этим занимались либо их помощники, либо цирюльники. Соответственно и больницы (или госпитали), которых было довольно много в Западной Европе, были не лечебными учреждениями, а скорее местами призрения больных людей. В госпиталях крайне редко работали профессиональные врачи, а набор лечебных процедур чаще всего ограничивался гигиеническими процедурами, кормлением больного и иногда принятием простейших лекарств. Дело в том, что проведение операций часто было связано с пролитием крови, а в обыденном сознании средневекового человека пролить кровь даже во спасение было предосудительной вещью. Хирург уподоблялся мяснику, чье положение в средневековом обществе было довольно низким.

Еще сложнее дело обстояло с биологией. В популярной литературе можно встретить утверждения, что средневековые бестиарии (сборники описаний повадок животных и птиц, свойств камней и растений) — это своеобразные предшественники зоологии. Однако это не совсем так — цель и направленность бестиариев была иной: через описание повадок животных воспитание настоящего христианина. Поэтому животным иногда приписывались фантастические повадки, чтобы «подтянуть» их образ до аллегорий к Ветхому и Новому завету. Кроме того, в бестиариях присутствовали и фантастические животные.

Особое место в культуре Средневековья, в системе его знания занимают алхимия и астрология. Основой западноевропейской алхимии стали труды некоторых арабских ученых, в частности Гебера (Джабира), который, в свою очередь, активно изучал наследие Античности. Роль алхимиков и астрологов была двойственна: с одной стороны, теологически они несовместимы с христианством и поэтому маргинальны в средневековой культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют немало точек соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу. Похожие отношения складывались у алхимии и астрологии с вполне рациональными формами знания и деятельности. Кроме того, алхимия и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды Средневековья.

Алхимия, астрология и магия в Европейской истории

Алхимия, астрология и магия в Европейской истории

1. Астрология в Европейской истории

1.1 Античная астрология

1.2 Средневековая астрология

1.3 Астрология в эпоху Возрождения

2. Алхимия в Европейской истории

2.1 История развития алхимии

2.2 Алхимия в Средневековой Европе

2.3 Алхимия XIX века

3. Магия в Европейской истории

3.1 Магия в Древнем мире

3.2 Истории магии в Средние века

3.3 Магия в эпоху возрождения

3.4 Магия и оккультизм в XIX-XX веке

На мой взгляд, рассвет познания и использования таких наук, как алхимия, магия и астрология был еще во времена Античности. В то время истинным знанием считалось то знание, которое обладает всенародным авторитетом, которое подойдет для объяснения всех случаев жизни. Но несмотря на то, что данные науки были широко распространены в массы, понимать и представлять народу данные знания дано было лишь мудрецам, творцам или друидам. Таким образом, в обществе сложилась традиция – познавать не законы природы, а объективность существования. В то же время «Слово Божье», данное человечеству являлось общепринятым методом познания окружающего мира. Это говорит о том, что в Античности устоялось общее мнение, что есть универсальное сакральное знание, которое может спасти человечество в любой момент времени, но человек не способен его понять и объяснить в силу ограниченности ума. Несмотря на это, Божественное знание передавалось через пророков, оракулов, друидов и апостолов. К примеру, Библия, которая является Священным писанием освещает такие знания.

Научная деятельность во времена Средневековья не смогла преподнести миру по истине новое знание. В то время было предложено множество уточнений, понятий, методов изучения. Сама по себе наука развивалась в крупных городах, в быстро развивающихся странах. В Европе появлялись первые университеты, целями и задачами которых являлось распространение знаний в народ. Так же в университетах отдельные знания, отрасли знаний складывались в самостоятельную область науки – астрономия, алхимия, философия, география, математика и другие.

Особенности, которыми обладало научное знание:

1. Божественность – познание мира возможно только с помощью священных книг. Люди верили, что все природные явления посланы Богом.

2. Эмпиризм – объяснение всего происходящего производилось на основе жизненного опыта, на основе духовной и чувственной составляющей человека.

3. Принцип иерархии –суть заключалась в том, что создавалась определенная статусная пирамида: на вершине пирамиды находился Бог, чуть ниже человек, а за ним следовал окружающий мир.

4. Все, что создавалось наукой воспринималось человеком с точки зрения практической полезности данного открытия.

5. Человек – господин. Все, что окружает человека поддается преобразованию.

6. Духовная символика. Любое явление природы являлось своеобразным символом. Например, Луна есть Церковь, излучающая божественный свет.

7. Единство человека с природой. Вселенная, природа и человек родственны между собой, так как все сотворены Богом.

Актуальность данной темы заключается в том, что алхимия, магия и астрология до сих пор присутствуют в современном мире. Еще совсем недавно, в школах дети изучали астрономию: выходили на улицу с учителем, который рассказывал о космосе наглядно. Алхимия и магия тоже присутствуют в современном обществе, только скорее в других видах, формах и проявлениях.

Человек отвергает то, что не поддается его объяснению. Так было и во времена Античности, когда человек отталкивал от себя любую информацию, которая была недоступна для его понимания. Но общество XXI века более открыто к информации, к познанию, чем раньше. В особенности, люди начинают интересоваться информацией, которая ранее была недоступна, запретна или совершенно не объяснима.

До XXI века в Европе были учебные заведения при монастыре и городских соборах. В этих школах детей готовили к духовной практике, посредством изучения обязательного латинского языка, грамматики, геометрии, церковной музыки. Так же изучали диалектику, на которой послушников учили доказывать и спорить. Еще в этих школах практиковались уроки астрологии.

Особые формы знания в средние века

Средневековье хронологически охватывает период со II в. н.э. до ХIV в. н.э. В сфере духовной культуры для Средневековья характерно господство религиозной картины мира — теоцентризм. Центром мироздания объявляется высшая сверхъестественная сила — Бог. В Европе официальной религиозной доктриной считалось христианство в форме католицизма. Все учения, которые противоречили христианству, жестоко карались, уничтожались труды античных ученых, философов-материалистов, например демокрита. В рамках Средневековья наука, а также философия, выступали как служанки богословия, т.е. наука и философия допускались в той мере, в какой они могли подтверждать истины христианства. В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода — цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов — отцов церкви. В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику. Патристика — учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II—’! вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: (

2. Все в мире имеет свою причину. Существует причина всех причин — это Бог.

3. Все в мире происходит по необходимости. Главной необходимостью является Бог.

4. Все существа в мире различаются по степени совершенства. Источником совершенства, самым совершенным началом является Бог.

5. Мир устроен целесообразно, а конечным источником целесообразности является Бог.

В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов. В период Средневековья формируются специфические формы знания: 1. Натуральная магия

Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) — ХII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика — это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики. Алхимики полагали, что любое вещество — это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества — мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

Астрология — учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака. Таким образом, средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *