Астрология это наука изучающая

Как наука относится к астрологии?

С научной точки зрения астрология относится к категории лженаучных учений. В то же время, ученые признают тот факт, что заинтересованность небесными телами в далеком прошлом послужила стимулом для возникновения и развития таких наук, как математика, астрономия, метеорология и др.

Не следует путать астрологию и астрономию. Последняя является наукой о небесных телах

В слове «астрология» имеется корень «логос», который происходит из древнегреческого языка. С его помощью образованы названия многих наук, например, биология, психология и т.п. Из-за этого ученые зачастую вынуждены доказывать, что астрология называется так ввиду сложившихся традиций, а не потому, что относится к наукам.

Интересный факт: в 1975 почти две сотни ученых, среди которых было и 18 лауреатов Нобелевской премии, выступили против астрологии. А именно – они были обеспокоены тем, что многие СМИ уделяют время этой псевдонауке и тем самым вводят в заблуждение граждан.

В любой науке применяется научный метод. При этом ученые выдвигают определенные гипотезы, а затем проверяют их путем проведения экспериментов. Прогнозы астрологов подобных подтверждений не получают.

Астрология в Индии

По пре­да­нию, А. бы­ла «от­кры­та» в Ин­дии муд­ре­ца­ми-про­вид­ца­ми Бхри­гу, Па­ра­са­ра, Гар­га и др. Ас­тро­но­мич. по­зна­ния, по­слу­жив­шие ос­но­вой для раз­ви­тия А. пред­зна­ме­но­ва­ний, ха­рак­тер­ной для ве­дий­ской эпо­хи (соч. «Джьо­ти­ша-ве­дан­га», при­пи­сы­вае­мое не­кое­му Ла­гад­хе, 5–4 вв. до н. э.), опи­ра­лись на лун­ный ка­лен­дарь, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым год де­лил­ся на 360 дней, а эк­лип­ти­ка на 27 или 28 на­кшатр («лун­ных до­мов»), а так­же на ис­сле­до­ва­ние по­ло­же­ния и дви­же­ния не­ко­то­рых пла­нет от­но­си­тель­но со­звез­дий. В хо­де за­вое­ва­тель­ных по­хо­дов Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го в Ин­дию во 2–1 вв. до н. э. про­ни­ка­ет эл­ли­ни­стич. го­ро­скоп­ная А., ко­то­рая бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на в све­те идей и . Инд. ма­те­ма­тик и ас­тро­ном 6 в. Ва­ра­ха­ми­хи­ра (роль его в раз­ви­тии инд. А. ана­ло­гич­на ро­ли Пто­ле­мея для греч. А.) соз­дал са­мый со­вер­шен­ный для сво­его вре­ме­ни ка­лен­дарь, ис­поль­зуе­мый инд. ас­т­ро­ло­га­ми вплоть до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. На­чи­ная с 7 в. раз­ра­ба­ты­ва­лись ме­то­ды пред­ска­за­ния дли­тель­но­сти жиз­ни (аюр­дая), в 13 в. под влия­ни­ем пер­сов и ара­бов воз­ник­ла тра­ди­ция еже­год­ных пред­ска­за­ний (тад­жи­ка). Инд. А. про­ник­ла в Ти­бет, Ки­тай, Юго-Вос­точ­ную Азию, а так­же на Араб. Вос­ток, ока­зав влия­ние на ев­роп. ас­т­ро­ло­гию.

Тра­диц. «нау­ка не­бес­ных све­тил» (джьо­ти­ша­ст­ра) со­дер­жит 6 раз­де­лов: со­став­ле­ние го­ро­ско­па (джа­та­ка), ас­тро­но­мич. вы­чис­ле­ния по­ло­же­ний пла­нет (га­ни­та), ас­тро­но­мия не­бес­ной сфе­ры (го­ла), ман­ти­ка (ни­мит­та), А. во­про­сов (праш­на) и элек­тив­ная А. (му­хур­та). Соб­ст­вен­но А. со­дер­жит оп­ре­де­ле­ние как судь­бы ин­ди­ви­да по вре­ме­ни ро­ж­де­ния, так и бла­го­при­ят­ных мо­мен­тов для к.-л. на­чи­на­ния – от ин­ди­ви­ду­аль­но­го (же­нить­бы, за­ча­тия и ро­ж­де­ния де­тей, ку­п­ли-про­да­жи иму­ще­ст­ва, учёбы и биз­не­са и т. п.) до об­ще­ст­вен­но­го (строи­тель­ст­во хра­мов, вре­мя про­ве­де­ния ре­лиг. празд­ни­ков и т. п.; А. иг­ра­ла и про­дол­жа­ет иг­рать важ­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Ин­дии).

В от­ли­чие от зап. А., инд. А. в боль­шей ме­ре опи­ра­ет­ся на си­де­рич. зо­ди­ак, рас­по­ла­гаю­щий все пла­не­ты и зна­ки на 23  ни­же их по­ло­же­ния на зап. кар­те, бла­го­да­ря че­му учи­ты­ва­ет­ся по­сто­ян­ный сдвиг зем­ной оси; ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся и вто­рой зо­ди­ак, со­стоя­щий из 27 на­кшатр. Важ­ней­шим фак­то­ром для оп­ре­де­ле­ния судь­бы ин­ди­ви­да счи­та­ет­ся по­ло­же­ние Лу­ны в день его ро­ж­де­ния. На­кшат­рам, управ­ляе­мым пла­не­та­ми (осо­бен­но лун­ны­ми уз­ла­ми, точ­ка­ми пе­ре­се­че­ния тра­ек­то­рии Солн­ца и Лу­ны – Ра­ху и Ке­ту), при­да­ёт­ся ре­шаю­щее зна­че­ние как в пред­ска­за­ни­ях, так и в оп­ре­де­ле­нии ха­рак­те­ра ин­ди­ви­да и его ок­ру­же­ния, но вме­сте с тем инд. ас­т­ро­ло­ги, в от­ли­чие от за­пад­ных, ма­ло ис­поль­зу­ют пла­не­ты Уран, Неп­тун и Плу­тон. Осо­бен­ность инд. А. со­став­ля­ет и пред­став­ле­ние о су­ще­ст­во­ва­нии осо­бых средств, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но из­бе­жать или ос­ла­бить не­бла­го­при­ят­ные со­бы­тия, вы­яв­лен­ные ин­ди­ви­ду­аль­ным го­ро­ско­пом (это аму­ле­ты из кам­ней оп­ре­де­лён­ных ви­дов, ман­тры, ри­туа­лы).

Инд. А. – един­ст­вен­ная в совр. ми­ре, под­дер­жи­вае­мая офиц. ре­лиг. тра­ди­ци­ей – и (на­ря­ду с она счи­та­ет­ся од­ной из важ­ней­ших тра­диц. ве­дий­ских шастр – «на­ук», её пре­по­да­ют в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, из­да­ёт­ся мно­же­ст­во ас­т­ро­ло­гич. жур­на­лов). Хо­тя клас­сич. , осу­ж­даю­щий вся­ко­го ро­да га­да­ния и пред­ска­за­ния, от­вер­га­ет А., она при­об­ре­ла ав­то­ри­тет в не­ко­то­рых его тан­три­ст­ских на­прав­ле­ни­ях (осо­бен­но в ).

Астрология и наука

Критику достоверности сообщаемых астрологами сведений современная наука часто подкрепляет ссылкой на эксперимент Форера (см. Эффект Барнума). В 1948 году психолог Бертрам Форер (Bertram R. Forer) провёл психологический эксперимент: раздал своим студентам тест личности, чтобы по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Однако вместо настоящего анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале: насколько описание их личности соответствует действительности. Средняя оценка оказалась равной 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя.

Астрология в еврейской среде

по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние в эпо­ху позд­не­го эл­ли­низ­ма и в Сред­ние ве­ка. В 4–6 вв. изо­бра­же­ние зо­диа­ка встре­ча­ет­ся в не­ко­то­рых си­на­го­гах (напр., мо­заи­ка на по­лу си­на­го­ги Бет-Аль­фа в Иу­дее). Мн. ав­то­ри­тет­ные ас­т­ро­ло­ги на му­сульм. Вос­то­ке име­ли евр. про­ис­хо­ж­де­ние, напр. Ма­шал­лах. В Ка­ир­ской ге­ни­зе най­де­ны ас­т­ро­ло­гич. тек­сты, в т. ч. го­ро­ско­пы. В евр. А. 12 зна­ков зо­диа­ка со­от­но­си­лись с 12 сы­новь­я­ми Иа­ко­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, с 12 ко­ле­на­ми Из­раи­ля. По­сле воз­ник­но­ве­ния в 12–13 вв. в сре­де ев­ре­ев Ис­па­нии и Про­ван­са ста­ла раз­ви­вать­ся каб­ба­ли­стич. А., в ко­то­рой 10 се­фи­рот со­от­но­си­лись с де­ся­тью не­бес­ны­ми сфе­ра­ми, а зна­ки зо­диа­ка и пла­не­ты – с бу­к­ва­ми евр. ал­фа­ви­та.

Астрология в Новое время

От­но­шение к А. в Ев­ро­пе из­ме­ни­лось в 17–18 вв. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ли на­прав­лен­ная про­тив А. вра­ж­деб­ная по­ли­ти­ка Церк­ви (пре­по­да­ва­ние А. ис­клю­ча­ет­ся из уни­вер­си­тет­ских кур­сов, в 1666 ас­т­ро­ло­ги бы­ли из­гна­ны из Па­риж­ско­го ун-та и ака­де­мии) и ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ния в ес­те­ст­во­зна­нии, пре­ж­де все­го пе­ре­ход к ге­лио­цен­три­че­ской сис­те­ме ми­ра Н. , ут­вер­ждав­шей, что цен­тром ми­ра яв­ля­ет­ся не Зем­ля, а Солн­це (Зем­ля по­это­му уже не мог­ла счи­тать­ся осо­бо вы­де­лен­ным цен­тром при­ло­же­ния кос­мич. сил) и что звёз­ды уда­ле­ны от Зем­ли на ог­ром­ное рас­стоя­ние. Ис­сле­до­ва­ния Г.  и его по­сле­до­ва­те­лей за­став­ля­ли ду­мать, что све­ти­ла со­сто­ят из тех же эле­мен­тов, что и зем­ные те­ла (по­это­му нет ос­но­ва­ний для де­ле­ния кос­мо­са на под­лун­ную и над­лун­ную час­ти). Бла­го­да­ря те­ле­ско­пич. на­блю­де­ни­ям бы­ло от­кры­то ог­ром­ное чис­ло звёзд, не ви­ди­мых не­воо­ру­жён­ным гла­зом и по­то­му ра­нее не учи­ты­вав­ших­ся в пред­ска­за­ни­ях. Ко­гда в 19 в. уда­лось из­ме­рить аб­со­лют­ные рас­стоя­ния до звёзд, вы­яс­ни­лось, что звёз­ды, при­над­ле­жа­щие к од­но­му со­звез­дию, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не об­ра­зу­ют в про­стран­ст­ве ком­пакт­ные груп­пы, а уда­ле­ны друг от дру­га на ог­ром­ные рас­стоя­ния, так что не су­ще­ст­ву­ет ас­тро­но­мич. ос­но­ва­ний для при­пи­сы­ва­ния со­звез­ди­ям и зна­кам зо­диа­ка тех ха­рак­те­ри­стик, ко­то­рые им при­да­ют­ся в А. От­кры­тия в 19–20 вв. но­вых пла­нет и боль­шо­го чис­ла не из­вест­ных ра­нее не­бес­ных объ­ек­тов ещё в боль­шей сте­пе­ни по­дор­ва­ли по­зи­ции сто­рон­ни­ков А.

Од­на­ко ни на­уч­ная, ни цер­ков­ная кри­ти­ка не при­ве­ли к ги­бе­ли А. В 17–19 вв. ас­т­ро­ло­гич. аль­ма­на­хи вы­пус­кались в Ев­ро­пе боль­ши­ми ти­ра­жа­ми. В кон. 19 – нач. 20 вв. ув­ле­че­ние А. ста­но­вит­ся мас­со­вым. В 1960-х гг. А. ста­ла ча­стью дви­же­ния , ко­то­рое свя­зы­ва­ет на­де­ж­ды на ду­хов­ное об­нов­ле­ние куль­ту­ры с тем, что в ре­зуль­та­те за­кан­чи­ва­ет­ся «эра Рыб» и на­чи­на­ет­ся «эра Во­до­лея» (эпо­ха «ин­те­граль­ной ду­хов­но­сти»). Совр. А., яв­ляю­щая­ся пря­мой на­след­ни­цей го­ро­скоп­ной А. эпо­хи эл­ли­низ­ма, по­пу­ляр­на во мн. стра­нах. В ней по-преж­не­му ис­поль­зу­ет­ся гео­цен­трич. сис­те­ма ми­ра, а Солн­це и Лу­на счи­та­ют­ся важ­ней­ши­ми пла­не­та­ми; по­сле от­кры­тия Ура­на, Неп­ту­на и Плу­то­на чис­ло рас­смат­ри­вае­мых в А. пла­нет уве­ли­чи­лось. В А. со­су­ще­ст­ву­ет мно­го школ, раз­ли­чаю­щих­ся ис­ход­ны­ми ус­та­нов­ка­ми и ме­то­ди­ка­ми, ис­поль­зу­ет­ся на­уч. тер­ми­но­ло­гия, за­им­ст­во­ван­ная из био­ло­гии, ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии и др. Для со­став­ле­ния го­ро­ско­пов при­ме­ня­ют­ся ком­пь­ю­те­ры, сде­лав­шие за­ня­тие А. ши­ро­ко дос­туп­ным. Пре­вра­ще­ние А. в до­ход­ный биз­нес свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем в 1930-х гг. фе­но­ме­на «га­зет­ной ас­т­ро­ло­гии».

Ис­то­рия А. де­таль­но ис­сле­ду­ет­ся совр. нау­кой как од­но из зна­чит. яв­ле­ний в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры. Де­ла­ют­ся по­пыт­ки ста­ти­сти­че­ски оце­нить дос­то­вер­ность ря­да по­ло­же­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ных в А., ре­зуль­та­ты ко­то­рых но­сят ли­бо от­ри­ца­тель­ный, ли­бо дос­та­точ­но не­оп­ре­де­лён­ный ха­рак­тер.

Астрология и искусство

Астрология оставила существенный след не только в истории астрономии, естественных науках, религии и магии, но так же в культуре.

Структура произведения искусства и астрологические воззрения

Гармония мира. Иллюстрация в «Новом и полном пояснении оккультных наук» Эбенизера Сибли, 1806 г.

Знаки зодиака (Козерог, Водолей, Рыбы) на фасаде кафедрального собора в Амьене.

По мнению астрологов, некоторые Архитектурные сооружения древности были возведены в соответствии с астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх миров) или семи (по числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года.

Примером литературного произведения, построенного по астрологическому канону, может служить 12-строфное стихотворение «Двенадцать звучаний» («Zwölf Stimmungen») Рудольфа Штейнера. Строфы в этом произведения соотносятся с зодиакальными знаками, каждая строфа содержит по 7 строк, посвящённых 7 видимым планетам: 1-я строка — Солнцу, 2-я и 3-я посвящены внутренним планетам, Венере и Меркурию, средняя строка связана с Марсом, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна. Последняя строка посвящена Луне, отражающей солнечный свет, выраженный первой строкой.

Астрологические мотивы в искусстве

Как в литературе, так и в живописи, книжной миниатюре, музыке и скульптуре неоднократно создавались циклы, связанные со знаками Зодиака и астрологическим значением планет.

Творения Данте, Гриммельсгаузена, Шекспира, Кальдерона, Стендаля, Скотта и других писателей в художественной форме зачастую отображают астрологические концепции, господствовавшие в эпоху их написания.

Мало известным остаётся особый литературный стихотворный жанр, генетлиаконик, существовавший в европейской литературе. Эти стихотворения посвящались астрологическому восхвалению новорожденных и их родителей, основываясь на гороскопе новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского царя Петра I.

Астрологические произведения как произведения искусства

Многие астрологические трактаты Древней Греции, Рима, эллинистического Египта и Индии создавались в стихотворной форме и в виде художественных произведений. Например наиболее древний астрологический трактат греко-римской астрологии, дошедший до наших дней, — «Астрономикон» Маркуса Манилиуса — написан в форме поэмы.

Астрология и религии

Ветхозаветный пророк Исайя подвергал астрологов особому осмеянию. Они говорили царю, что Израильское царство не падет, в то время как Исайя утверждал обратное. В этом классическом противоречии между гороскопами и божественным откровением пророк заявляет:

И придет на тебя бедствие; ты не узнаешь, откуда оно поднимется, и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не Думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе; может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним (Ис.47:11-14).

В Дидахе, церковном руководстве конца I — начала II в. давалось предупреждение:

Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство.

Не подобает освящённым или причётникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами.

По мнению многих астрологов, Книга Бытия содержит указание на то, что небесные тела создавались в том числе для опознания по их положению неких «знамений», под чем можно подразумевать астрологию:

Астрология и иудаизм

В Талмуде сказано: «Нет звезды или планеты, которая определяла бы судьбу евреев» (Недарим 32а, Шабат 156а).

Многие еврейские мудрецы средневековья, например, Авраам Ибн-Эзра, были теоретиками и практиками натальной астрологии. С другой стороны, величайший авторитет средневекового еврейства Рамбам категорически отрицал научность и обоснованность астрологии.

Астрология и индуизм

В индуизме и в тибетском буддизме астрология — это часть религии, философии (Учения) и медицины. В аюрведе и тибетской медицине астрология используется на равных с другими методами диагностики больного. В каждом индуистском храме присутствует вспомогательный алтарь девяти планет (Наваграха), так как они рассматриваются как основные слуги верховной личности Бога (только в индуизме), непосредственно исполняющие Его волю. Этот алтарь располагается обычно ближе всего к входу, и перед посещением основного алтаря индуист, посещающий храм, обходит этот алтарь вокруг несколько раз, держа в руках светильник с огнем, что символизирует очищение от кармы в ходе различных кругов перевоплощений. Часто вокруг этого алтаря можно видеть орнамент со знаками зодиака, что намекает на путешествия души по зодиакальному кругу (сансаре). Буддизм и индуизм опираются на концепцию кармы — закона, который можно кратко определить двумя максимами: 1) невозможно избежать плодов содеянного, 2) невозможно встретиться с плодами несодеянного. При этом считается, что предопределенность судьбы человека вполне поддается коррекции, чему и служит астрология, так как гороскоп якобы отражает именно некоторую сумму прошлой кармы, с которой человек пришёл в этот мир.

Астрология в Китае

про­ни­ка­ет во все сфе­ры тра­диц. куль­ту­ры. С нач. 1-го тыс. н. э. на про­тя­же­нии поч­ти трёх ты­ся­че­ле­тий уни­вер­сум ос­мыс­лял­ся в Ки­тае как еди­ный про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной кон­ти­ну­ум, в дво­ич­ной струк­ту­ре ко­то­ро­го идею вре­ме­ни (дня, се­зо­на, вре­ме­ни го­да) нёс ие­рог­лиф «тянь» (букв. – не­бо), обо­зна­чав­ший од­но­вре­мен­но вер­хов­ное бо­же­ст­во, выс­шую бо­жеств. си­лу и при­ро­ду, ес­те­ст­вен­ность. В фи­зич. смыс­ле «тянь» – это не­бо­свод как но­си­тель ас­тро­но­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ний и объ­ек­тов, в ме­та­фи­зи­че­ском – струк­тур­ный эле­мент па­ры «не­бо – зем­ля (тянь – ди)» и триа­ды «не­бо – че­ло­век () – зем­ля», вы­ра­жаю­щих един­ст­во вре­ме­ни, про­стран­ст­ва (зем­ля) и че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, не­раз­рыв­но свя­зан­но­го с вре­мен­ны́­ми рит­ма­ми.

Оп­ре­де­ляе­мая «не­бом» судь­ба ин­ди­ви­да фик­си­ру­ет­ся в «вось­ми ие­рог­ли­фах» (ба цзы) – че­ты­рёх па­рах цик­лич. зна­ков, ука­зы­ваю­щих на год, ме­сяц, день и час (две­на­дца­тую часть су­ток) ро­ж­де­ния. Это са­мое об­щее по­ня­тие го­ро­ско­па сфор­ми­ро­ва­но с по­мо­щью двух пар­ных на­бо­ров цик­лич. зна­ков – 10 «не­бес­ных ство­лов» (тянь гань) и 12 «зем­ных вет­вей» (ди чжи), ко­то­рые в свою оче­редь кор­ре­ли­ру­ют с си­ла­ми инь и ян, Солн­цем и Лу­ной и др. би­нар­ны­ми оп­по­зи­ция­ми. По­сле­до­ва­тель­но со­че­та­ясь друг с дру­гом в па­ры «ствол – ветвь», они об­ра­зу­ют сис­те­му не­по­вто­ряю­щих­ся дво­ич­ных сим­во­лов шес­ти­де­ся­те­рич­но­го цик­ла. Сим­во­лы этой сис­те­мы при­сут­ст­ву­ют уже в древ­ней­ших па­мят­ни­ках кит. пись­мен­но­сти – га­да­тель­ных над­пи­сях на кос­тях эпо­хи Шан-Инь (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), где они обо­зна­ча­ют, во-пер­вых, дни, ос­но­ву счис­ле­ния ко­то­рых со­став­ля­ла де­ка­да (сюнь), во-вто­рых, усоп­ших пред­ков.

На­бор «зем­ных вет­вей» в ка­че­ст­ве со­от­не­сён­ных с ас­т­раль­ны­ми ду­ха­ми 12 не­бес­ных «ори­ен­ти­ров» (чэнь) при­ме­нял­ся для обо­зна­че­ния «вре­ме­ни» су­ток, ме­ся­цев, го­дов 12-, 19- и 76-ле­тия, 12 «участ­ков» поя­са эк­лип­ти­ки и не­бес­но­го эк­ва­то­ра, а с ру­бе­жа н. э. () иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с зо­диа­каль­ным цик­лом 12 жи­вот­ных (мышь, бык, тигр, за­яц, дра­кон, змея, ло­шадь, ба­ран, обезь­я­на, ку­ри­ца, со­ба­ка, сви­нья), ко­то­рый точ­но со­от­вет­ст­ву­ет ис­ход­но­му смыс­лу греч. тер­ми­на «зо­ди­ак» («зве­ри­ный круг»), в от­ли­чие от зап. зо­диа­ка, вклю­чаю­ще­го в се­бя сим­во­лы от­нюдь не толь­ко жи­вот­ных. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. 10 «не­бес­ных ство­лов», по­сле­до­ва­тель­но раз­би­тые на па­ры, бы­ли иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны с сис­те­мой пя­ти эле­мен­тов (у син: де­ре­во, огонь, поч­ва, ме­талл, во­да), вы­сту­пав­шей в ви­де уни­вер­саль­ной клас­си­фи­кац. схе­мы, ох­ва­ты­ваю­щей в т. ч. пять глав­ных пла­нет. С ру­бе­жа н. э. весь ком­плекс 60 со­че­та­ний «не­бес­ных ство­лов» и «зем­ных вет­вей» стал ис­поль­зо­вать­ся для стан­дарт­но­го ле­то­счис­ле­ния шес­ти­де­ся­те­рич­ны­ми цик­ла­ми.

В це­лом все эти сим­во­лы вме­сте и раз­дель­но при­ме­ня­лись не толь­ко в хро­но­ло­гии, но и в звёзд­ных кар­тах, ма­гич. диа­грам­мах, аму­ле­тах и обе­ре­гах, обыч­но в со­че­та­нии с ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми по стра­нам све­та 4 сим­во­ла­ми «не­бес­ных двор­цов» (Зе­лё­ный дра­кон, Крас­ная пти­ца, Бе­лый тигр, Чёр­ная че­ре­па­ха), 8 три­грам­ма­ми (ба гуа) и 64 гек­са­грам­ма­ми «Чжоу и», или , со­от­не­сён­ны­ми с эк­лип­ти­кой и не­бес­ным эк­ва­то­ром, 24 го­до­вы­ми се­зо­на­ми и 28 не­бес­ны­ми («сол­неч­ны­ми» и «лун­ны­ми») «стан­ция­ми», «до­ма­ми», или со­звез­дия­ми. В цен­тре этих кон­ст­рук­ций рас­по­ла­га­ет­ся По­ляр­ная звез­да, ос­мыс­ляе­мая как центр кру­го­вра­ще­ния ми­ро­зда­ния, кос­мич. вы­ра­же­ние Ве­ли­ко­го пре­де­ла () и ме­сто­пре­бы­ва­ние бо­же­ст­вен­но­го Ве­ли­ко­го еди­но­го (тай и). Изо­морф­но струк­ту­ре не­ба де­ли­лась и зем­ля.

Из­древ­ле, со вре­мён Шан-Инь и Чжоу, ас­тро­но­мо-ас­т­ро­ло­гич. шту­дия­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к сфе­ре «не­бес­ных зна­ков» (тянь вэнь), «не­бес­ных управ» (тянь гу­ань) и ка­лен­да­ря (ли), за­ни­ма­лись спец. чи­нов­ни­ки («ши»), при­об­рет­шие позд­нее так­же функ­цию ис­то­рио­гра­фов. Как и на За­па­де, в Ки­тае раз­ви­ва­лась А. пред­зна­ме­но­ва­ний. Важ­ней­шим гос. де­лом счи­та­лось не толь­ко вы­чис­ле­ние ре­гу­ляр­ных не­бес­ных про­цес­сов, но и ис­тол­ко­ва­ние кос­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ний как зна­ме­ний, ни­спо­сы­лае­мых Не­бом им­пе­ра­то­ру («сы­ну Не­ба», тянь цзы), осе­нён­но­му «не­бес­ным пре­до­пре­де­ле­ни­ем» (тянь мин). Офиц. ас­т­ро­ло­гич. ин­тер­пре­та­ции не­бес­ных зна­мений («вы­чис­ле­ния пре­до­пре­де­ле­ния») по­сте­пен­но пе­ре­рос­ли в ди­на­стий­ную ис­то­рио­гра­фию, раз­ви­вав­шую­ся до кон­ца Сре­дин­ной им­пе­рии в нач. 20 в. и вклю­чав­шую в се­бя так­же спец. ас­тро­но­мо-ас­т­ро­ло­гич. трак­та­ты.

Астрология древней Месопотамии

Планеты в виде человеческих фигурок, движущиеся по своим орбитам по зодиаку. 15 в. Национальная библиотека (Париж).

А. как осо­бый вид пред­ска­за­ний поя­ви­лась впер­вые в кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. Её наи­бо­лее ран­няя фор­ма – А. пред­зна­ме­но­ва­ний – сло­жи­лась во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., ко­гда на ак­кад­ском яз. был соз­дан кли­но­пис­ный ас­т­ро­ло­гич. свод «Эну­ма Ану Эн­лиль» («Ко­гда бо­ги Ану и Эн­лиль»), вклю­чав­ший ок. 7 тыс. пред­зна­ме­но­ва­ний. Они име­ли стан­дарт­ную фор­му: «Ес­ли (на не­бе) про­изош­ло (со­бы­тие) А: (на зем­ле) про­изой­дёт (со­бы­тие) В». Ос­но­вой для пред­ска­за­ния слу­жи­ли ас­тро­но­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ния, в т. ч. лун­ные и сол­неч­ные за­тме­ния, ге­лиа­кич. вос­хо­ды и за­хо­ды пла­нет и звёзд, по­ло­же­ния пла­нет от­но­си­тель­но со­звез­дий и друг дру­га и т. д. Ка­ж­дое та­кое со­бы­тие рас­смат­ри­ва­лось как осо­бый знак, пред­ве­щаю­щий оп­ре­де­лён­ные со­бы­тия на Зем­ле. Пред­ска­за­ния ка­са­лись толь­ко ца­ря, чле­нов его се­мьи и стра­ны в це­лом. А. пред­зна­ме­но­ва­ний бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на на всём Ближ­нем Вос­то­ке; осо­бой по­пу­ляр­но­стью она поль­зо­ва­лась в Ас­си­рии в 8–7 вв. до н. э.

В сер. 1-го тыс. до н. э. в Ме­со­по­та­мии воз­ни­ка­ет го­ро­скоп­ная А. В её ос­но­ву бы­ла по­ло­же­на идея о том, что жизнь че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся рас­по­ло­же­ни­ем све­тил в мо­мент его ро­ж­де­ния или за­ча­тия. В ме­со­по­там­ских (са­мый ран­ний да­ти­ру­ет­ся 410 до н. э.) оп­ре­де­ля­лись по­ло­же­ния 7 све­тил (Солн­ца, Лу­ны и 5 ви­ди­мых не­воо­ру­жён­ным гла­зом пла­нет – Мар­са, Мер­ку­рия, Юпи­те­ра, Ве­не­ры и Са­тур­на) от­но­си­тель­но зна­ков (см. ) в мо­мент ро­ж­де­ния ре­бён­ка и на этом ос­но­ва­нии де­ла­лись пред­ска­за­ния, при­чём не толь­ко для вы­со­ко­по­став­лен­ных, но и для про­стых лю­дей, что су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­ло со­ци­аль­ную ба­зу А. Раз­ви­тие го­ро­скоп­ной А. ста­ло воз­мож­ным лишь с по­яв­ле­ни­ем ма­те­ма­тич. тео­рии, по­зво­ляв­шей вы­чис­лять по­ло­же­ния све­тил на не­бе для лю­бо­го мо­мен­та вре­ме­ни. Осо­бое зна­че­ние име­ла кон­цеп­ция зо­диа­ка – вы­де­лен­ной по­ло­сы со­звез­дий, в пре­де­лах ко­то­рой со­вер­ша­лись дви­же­ния Солн­ца, Лу­ны и пла­нет и ко­то­рая раз­де­ля­лась на 12 рав­ных час­тей (т. н. зна­ки зо­диа­ка).

Ме­со­по­там­ская А. ока­за­ла глу­бо­кое влия­ние на раз­ви­тие А. в со­сед­них ре­гио­нах – в Си­рии, Ма­лой Азии, Гре­ции, Егип­те, Пер­сии, Ин­дии, Ки­тае.

Что изучает астрология

Разобравшись с тем, что такое астрология, нужно рассказать о том, что она изучает. Астрология – это древняя наука, изучающая воздействие небесных тел на объекты живой и неживой природы. Она также объясняет их взаимодействие.

Эта наука использует натальную карту, отображающую положение Солнца, Луны и планет в знаках зодиака и домах гороскопа. Она помогает узнать характер, способности, судьбу и будущее определенного человека, а также жить в согласии с ритмами Мироздания. Если интересует ответ на вопрос, что такое натальная карта в астрологии, то нужно сказать, что под этим термином подразумевается снимок неба на момент рождения человека. Он демонстрирует его личностные черты, потенциал, задачи и судьбу.

Астрология в странах ислама

Астролябия. Каир. 1216. Британский музей (Лондон).

В Араб. ха­ли­фа­те в про­цес­се ус­вое­ния куль­турно­го на­сле­дия по­ко­рён­ных на­ро­дов в 8–9 вв. осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ют А. и ас­тро­но­мия, фи­ло­со­фия и ме­ди­ци­на. При ха­ли­фах аль-, и аль- с си­рий­ско­го, греч., перс. язы­ков и сан­ск­ри­та пе­ре­во­дят­ся на араб. язык ас­т­ро­ло­гич. и ас­тро­но­мич. про­из­ве­де­ния, в т. ч. «Чет­ве­ро­кни­жие» и «Под­руч­ные таб­ли­цы» Пто­ле­мея. Осн. ме­сто в ас­т­ро­ло­гич. и ас­тро­но­мич. ли­те­ра­ту­ре за­ни­ма­ли сбор­ни­ки таб­лиц – зид­жи (с 8 по 15 вв. бы­ло соз­да­но бо­лее 100 зид­жей). Мн. ас­тро­но­мы бы­ли од­но­вре­мен­но ас­т­ро­ло­га­ми, раз­ви­вая поч­ти все тра­диц. раз­де­лы эл­ли­ни­стич. А., в осо­бен­но­сти же ка­тар­хен-А. и ча­со­вую А., а так­же ис­то­рич. А., рас­смат­ри­вав­шую сме­ну царств и ди­на­стий. Наи­боль­шую из­вест­ность в стра­нах ис­ла­ма и позд­нее в Ев­ро­пе по­лу­чи­ли тру­ды Ма­шал­ла­ха (ум. ок. 815, в Зап. Ев­ро­пе из­вес­тен под име­нем Messa­halla), аль-, Абу Ма­ша­ра (787–886, Al­bu­masar), Ибн аль-Ха­си­ба (9 в., Al­bubather), аль-Ка­би­си (ум. ок. 955/956, Al­cab­itius, Alchab­itius), Ибн Аби-р-Рид­жа­ля (1016–64, Aben­ragel) и др. Учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист аль- был ав­то­ром об­шир­но­го ас­т­ро­ло­гич. соч. «Кни­га вра­зум­ле­ния на­чат­кам нау­ки о звёз­дах». Ни од­но сколь­ко-ни­будь важ­ное ре­ше­ние при дво­рах боль­шин­ст­ва пра­ви­те­лей не пред­при­ни­ма­лось без со­ве­та с ас­т­ро­ло­га­ми. Так, при аль-Ман­су­ре вре­мя для на­ча­ла строи­тель­ст­ва Ба­гда­да (30 ию­ля 762) бы­ло вы­бра­но спец. груп­пой ас­т­ро­ло­гов на ос­но­ве дан­ных го­ро­ско­па. Влия­ние не­бес­ных све­тил на че­ло­ве­ка свя­зы­ва­лось в ис­ла­ме с пре­до­пре­де­ле­ни­ем Ал­ла­ха, ас­т­ро­ло­гич. пред­став­ле­ния во­шли в ряд су­фий­ских уче­ний. Упа­док А. в об­ра­зо­ван­ных сло­ях об­ще­ст­ва на­чи­на­ет­ся в 13 в., по­сле монг. за­вое­ва­ний, од­на­ко в сре­де про­сто­го на­ро­да А. ос­та­ёт­ся не­из­мен­но по­пу­ляр­ной. Свое­об­раз­ная эн­цик­ло­пе­дия А. со­дер­жит­ся в «Ты­ся­че и од­ной но­чи» (436–462 но­чи).

Гороскоп

Тех, кто изучает астрологию, также интересует, что такое гороскоп? Этот термин означает схематичное изображение взаимного положения планет в небе на интересующий момент времени. В этой науке предполагается, что гороскоп определяет судьбу личности: заложенные в ней возможности, способности и обстоятельства жизни.
Гороскопы могут быть составлены для разных целей и событий: рождения человека, начала дела, задания вопроса и т.д. Они разделяются по знакам зодиака, которые определяются по положению Солнца в момент рождения или другого события. Для составления гороскопов используется методика, основу которой составляют геометрические построения и математические расчеты.

Для определенного момента времени астролог вычисляет положение небесных тел и учитывает географические координаты события. Затем он строит космограмму. Она представляет собой окружность, на которую наносится проекция планет. Космограмма состоит из 12 секторов с определенным символом. Совокупность сведений о координатах звезд и планет формирует космограмму гороскопа. Основой астрологического описания является толкование схемы, которая была получена на символическом изображении небосвода.

Разделы астрологии

Этот раздел предсказывает ключевые тенденции в судьбе личности. Он выявляет ее склонности и особенности характера по натальному гороскопу, составленному на основании места и времени рождения. Натальная астрология также помогает выбрать оптимальную жизненную стратегию, профессию, место жительства и т.д.

Этот раздел занимается прогнозированием будущих событий в жизни человека по его натальному гороскопу и положению планет в разные периоды времени. Предсказательная астрология использует транзиты, прогрессии, соляры, лунары и другие методы.

Данный раздел предсказывает характер взаимоотношений между людьми по их натальным гороскопам и сравнению положения планет в их гороскопах. Синастрическая астрология помогает определить совместимость партнеров, друзей, родственников, коллег и т.д. Она выявляет сильные и слабые стороны отношений, а также способы улучшения и разрешения конфликтов.

Это направление посвящено вопросам здоровья человека по его натальному гороскопу и влиянию планет на различные органы и системы организма. Медицинская астрология помогает определить предрасположенность к определенным болезням, способы профилактики и лечения, периоды ухудшения или улучшения состояния здоровья.

Данный раздел занимается ответами на конкретные вопросы по гороскопу, составленному на момент их озвучивания. Хорарная астрология помогает получить быструю и точную информацию о любой ситуации или персоне, которая интересует человека.

Этот раздел занимается выбором наиболее благоприятного времени для начала любого дела или события по положению планет. Элективная астрология помогает планировать свои действия таким образом, чтобы получить максимальный успех и избежать нежелательных последствий.

Это направление занимается прогнозированием разных событий в мире: политике, экономике и т.д. Прогнозы составляются по положению планет в знаках зодиака и домах гороскопа. Мунданная астрология помогает понять тенденции и циклы развития человечества, а также влияние космических факторов на историю и современность.

Эллинистическая астрология

С 3 в. до н. э. в эл­ли­ни­стич. ми­ре под влия­ни­ем ме­со­по­там­ской А. рас­про­стра­ня­ет­ся го­ро­скоп­ная А. (ас­т­ро­ло­гич. шко­ла на о. Кос, ос­но­ван­ная ва­ви­лон­ским жре­цом и др.). Ряд фун­дам. идей, ле­жа­щих в ос­но­ве эл­ли­ни­стич. А., име­ют, не­со­мнен­но, ме­со­по­там­ское про­ис­хо­ж­де­ние, в т. ч. кон­цеп­ция зо­диа­ка, раз­де­ле­ние пла­нет на бла­го­твор­ные и зло­твор­ные, три­го­наль­ный ас­пект, пла­нет­ные воз­вы­ше­ния и т. д. Од­на­ко греч. ас­т­ро­ло­ги, опи­рав­шие­ся на ме­со­по­там­скую тра­ди­цию, соз­да­ли, по су­ще­ст­ву, но­вую нау­ку, у ис­то­ков ко­то­рой они ста­ви­ли три ле­ген­дар­ные фи­гу­ры: Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста (см. ), Не­хеп­со и Пе­то­си­ри­са (трак­та­ты, свя­зы­вае­мые с име­на­ми двух по­след­них, да­ти­ру­ют­ся 2–1 вв. до н. э.). Эл­ли­ни­стич. А. вклю­ча­ла в се­бя эле­мен­ты ме­со­по­там­ской А., еги­пет­ской звёзд­ной ас­тро­но­мии, греч. фи­ло­со­фии и ма­те­ма­тич. ас­тро­но­мии и под­раз­де­ля­лась на неск. на­прав­ле­ний. Ми­ро­вая А. за­ни­ма­лась про­гно­за­ми, ка­саю­щи­ми­ся стран, го­ро­дов и пра­ви­те­лей, ин­ди­ви­ду­аль­ная А. – про­гно­за­ми су­деб отд. лю­дей. По­след­няя вклю­ча­ла: ге­ни­тур­ную А. (ге­нет­лиа­ло­гию, на­таль­ную А.), в ко­то­рой судь­ба че­ло­ве­ка, чер­ты его ха­рак­те­ра, важ­ней­шие об­стоя­тель­ст­ва его жиз­ни оп­ре­де­ля­лись с по­мо­щью го­ро­ско­па (или кар­ты не­ба), рас­счи­тан­но­го для дан­ной ши­ро­ты и да­ты; элек­тив­ную А., или ка­тар­хен-А., в ко­то­рой оп­ре­де­ля­лись мо­мен­ты вре­ме­ни, бла­го­при­ят­ные для на­ча­ла к.-л. де­ла; во­прос­ную, или ча­со­вую (хо­рар­ную), А., в ко­то­рой вы­чис­ля­лось рас­пре­де­ле­ние ас­т­раль­ных сил в мо­мент на­ча­ла к.-л. де­ла. Отд. на­прав­ле­ние со­став­ля­ла ме­ди­цин­ская А. Из ог­ром­но­го чис­ла греческих и латинских про­из­ве­де­ний, по­свя­щён­ных А., не­об­хо­ди­мо вы­де­лить труд К.  «О влия­ни­ях» («Апо­те­лес­ма­ти­ка»; бо­лее из­вес­тен как «Чет­ве­ро­кни­жие» – «Тет­ра­биб­лос», «Квад­ри­пар­ти­тум»), по­свя­щён­ный ми­ро­вой и ин­ди­ви­ду­аль­ной А., при­над­ле­жа­щие ему «Под­руч­ные таб­ли­цы», имев­шие ас­т­ро­ло­гическое на­зна­че­ние, а так­же «Ан­то­ло­гию» Вет­тия Ва­лен­та (2 в.) и об­шир­ный латинский ком­пен­ди­ум «Ма­те­сис» («По­зна­ние») Фир­ми­ка Ма­тер­на (4 в.).

Эл­ли­ни­стич. А. ба­зи­ро­ва­лась на гео­цен­три­че­ской сис­те­ме ми­ра, ут­вер­ж­дав­шей, что мир име­ет сфе­рич. фор­му и под­раз­де­ля­ет­ся на две час­ти – под­лун­ную и над­лун­ную, Зем­ля (а зна­чит, и че­ло­век) на­хо­дит­ся в его цен­тре, дви­же­ние све­тил управ­ля­ет­ся вра­ще­ни­ем эфир­ных сфер. Зна­чит. влия­ние на эл­ли­ни­стич. А. ока­зал с его кон­цеп­ци­ей кос­мич. сим­па­тии и па­рал­ле­лиз­ма мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са. А. вклю­ча­ла в се­бя эле­мен­ты мно­го­числ. (пред­став­ле­ния о стра­жах зна­ков, бо­же­ст­вах пла­нет и т. д.).

В об­ра­зо­ван­ных кру­гах ан­тич­но­го об­ще­ст­ва А. не­ред­ко под­вер­га­лась рез­кой кри­ти­ке; про­тив­ни­ка­ми А. бы­ли , (трак­тат «Про­тив ас­т­ро­ло­гов»), фи­ло­со­фы Но­вой Ака­де­мии. Не­ко­то­рые рим. им­пе­ра­то­ры по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли А., дру­гие, на­про­тив, счи­та­ли её опас­ной. От­но­ше­ние хри­сти­ан­ст­ва к А. в це­лом бы­ло от­ри­ца­тель­ным. Мн. от­цы Церк­ви (Тер­тул­ли­ан, Ип­по­лит, Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Ав­гу­стин и др.) от­вер­га­ли А. за со­дер­жа­щие­ся в ней эле­мен­ты язы­че­ст­ва и про­по­ведь фа­та­лиз­ма. По сло­вам : «Мы (т. е. хри­стиа­не) вы­ше судь­бы и вме­сто блу­ж­даю­щих де­мо­нов (т. е. пла­нет) зна­ем од­но­го Гос­по­да не­из­мен­но­го; и, не под­чи­ня­ясь судь­бе, от­вер­га­ем и её за­ко­но­по­ло­жи­те­лей» («Речь про­тив эл­ли­нов», 9).

С 4 в. в стра­нах ближ­не­во­сточ­но­го ре­гио­на на­блю­да­ет­ся кри­зис А., вы­зван­ный рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва.

ГОРОСКОП человека, родившегося в США 4 июля 1776.Применение астрологии в исследовании неорганической материи и в медицине. Греки считали, что планеты и знаки Зодиака управляют определенными минералами, растениями, драгоценными камнями, цветами и т.п. Согласно концепции микро- и макрокосма, каждому знаку Зодиака соответствуют определенные части и органы человеческого тела, а планеты «отвечают» за те или иные физиологические функции. Медицинская астрология была столь широко распространена, что в Средние века считалось невозможным заниматься врачебной практикой без знания и использования астрологических принципов.Гадательная астрология. С закатом Римской империи астрология пришла в упадок и развивалась лишь как эзотерическая дисциплина еврейскими учеными александрийской школы, которые, вероятно, и познакомили с астрологией мусульманский мир. В 8 в. Харун ар-Рашид приказал перевести на арабский язык Альмагест Птолемея. Вскоре после этого были выстроены обсерватории в Багдаде, где в 9 в. обучался величайший из арабских астрологов, Альбумазар, а также — в Кордове и Толедо (после завоевания Испании маврами). Однако у арабов, с их фаталистическим взглядом на мир, греческая гороскопическая астрология была оттеснена на второй план, уступив место дивинационной (гадательной) астрологии. Астрология этого типа помогала осуществить правильный выбор (например, выбрать надлежащее время для какого-нибудь начинания) и давала ответы на самые разные вопросы (например, как возместить убытки или выгоднее вложить деньги). Гороскоп составлялся на тот час и минуту, когда был задан вопрос, и ответ зависел от расположения планет на этот момент времени. Советы относительно разного рода начинаний заключались в определении точного времени, когда расположение светил будет обещать наиболее успешное осуществление данного предприятия. Хотя дивинационная астрология основана на тех же принципах, что и греческая гороскопическая астрология, она регламентирована бесчисленным множеством правил, оставляющих очень мало свободы как для интерпретации гороскопа, так и для выполнения его инструкций.Упадок астрологии. Астрология проникла в средневековую Европу через испанские университеты, служившие в 11 и 12 вв. центрами учености. Там были осуществлены переводы Альмагеста и Тетрабиблоса Птолемея и Введения в науку о звездах (Introductorium in astronomiam) Альбумазара. Приоритетом пользовалась дивинационная астрология: гороскопическая астрология испытала сильное влияние мистицизма, а к концу 16 в. стала все больше сближаться с магией. Возникновение в 16 в. гелиоцентрической системы Коперника и развитие научного естествознания в 17 и 18 вв. привели к дискредитации астрологии, первоначально в среде астрономов, а позднее в научной среде в целом. Кроме того, репутация астрологии оказалась подорванной из-за процветавшего шарлатанства. Примечателен тот факт, что не сохранилось никаких оригинальных астрологических сочинений, написанных в Европе в период времени, отделяющий Тетрабиблос Птолемея (2 в. н.э.) от сочинений Уильяма Лилли и его ученика Джона Гэдсбери (середина 17 в.).СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫМоралистическая. Интерес к астрологии сохранялся (особенно в Англии) на протяжении эпохи Возрождения и до конца 18 в., однако начало современному этапу в развитии астрологии было положено в 1820 и 1822, когда появилось сразу два английских перевода Тетрабиблоса. Позднее, с расцветом в конце 19 в. теософских учений, астрология получила новый импульс для своего развития, особенно после публикации сочинений Алана Лео в Англии. В Америке пробуждению нового интереса к астрологии способствовало движение розенкрейцеров. Именно эти два течения породили ту полурелигиозную астрологию, которая и по сей день имеет своих приверженцев. Однако два главных направления в развитии современной астрологии, возникшие после Первой мировой войны, имеют американские корни: это, во-первых, астрологическая физика и астрологическая метеорология, представляющие собой попытку возродить традицию «естественной» халдейской астрологии, и, во-вторых, психологическая астрология, приближающаяся к греческой астрологической традиции, хотя и использующая терминологию современной психологической науки.Физическая астрология. Термин «физическая астрология» используется для обозначения всех астрологических систем, основанных на презумпции существования причинно-следственных связей между небесными планетами и физическими явлениями на Земле. Астрологическая физика использует некоторые принципы современной космической физики и электродинамики, в частности — теорию, согласно которой человек, Земля, Солнце, неподвижные звезды и планеты обладают электромагнитными полями различной интенсивности, так что движение Солнца и планет в космическом пространстве вызывает изменения фазовых углов взаимодействующих магнитных полей и, соответственно, изменения «силового фактора».Астрологическая метеорология. Астрологическая метеорология, основанная на теории приливного влияния гравитационного поля Солнца, Луны и других планет на земную поверхность, является единственным направлением в современной астрологии, которое сохраняет сходство с современными естественными науками. Она базируется на эмпирических данных, полученных в ходе многолетних ежедневных наблюдений за погодой и зведным небом, и стремится установить определенные закономерности. По своему методу и задачам астрологическая метеорология больше всего напоминает древнюю астрологию вавилонян.Астрологическая биология. Астрологическая биология, которую лишь с определенной натяжкой можно рассматривать как одну из областей физической астрологии, представляет собой теорию, соотносящую минеральные соли с Солнцем, Луной и другими планетами, а в некоторых случаях — и с Землей. Определение солей, необходимых для поддержания баланса в человеческом организме, осуществляется исходя из анализа расположения и соотношения планет в гороскопе, составленном на основе сведений о месте и времени рождения данного человека. Лунный календарь посевов, предполагающий, что растения нужно сеять тогда, когда Луна пребывает в определенной фазе и знаке Зодиака (Луна в «водяных» и «земляных» знаках и в первой и второй фазе считается особенно благоприятствующей посадкам), также может рассматриваться как одна из форм физической астрологии.Психологическая астрология. Психологическая астрология, по сути, близка к гороскопической астрологии птолемеевской эпохи: в ней используются те же принципы интерпретации, но при этом учитываются и особенности современной жизни. Основное отличие заключается в акценте на индивиде; ритмы человеческой жизни по-прежнему считаются совпадающими с ритмами движения небесных светил, однако универсальные и архетипические характеристики, получаемые в результате интерпретации расположения планет, в психологической астрологии приобретают скорее потенциальный, чем действительный смысл, и указывают на возможности самой человеческой личности и ее судьбы. Таким образом, человек может развивать и использовать те потенции, которые заданы его гороскопом (хотя противники астрологии утверждают, что само установление прямых связей между движением светил и личностью и судьбой человека априори отрицает свободу воли). Плотин и его современники (3 в. н.э.) двигались именно в этом направлении, утверждая, что звезды — это знаки, или знамения, но не причины. С точки зрения гештальт-психологического подхода, гороскоп рассматривается не как структура, состоящая из отдельных элементов, но как целостная архетипическая парадигма. Кроме того, предпринимались попытки интерпретировать в контексте астрологического символизма психологические комплексы (комплексы превосходства и неполноценности, мужского насилия и патологических связей между родителями и детьми в теории Адлера), основные психологические типы и структуру личности (четыре психологических типа, анимус и анима в теории Юнга) и т.д. И наконец, современный интерес к исследованию циклов привел к возникновению нового метода астрологических «предсказаний», напоминающего прогностические методы современной науки: циклическое обращение планет связывается с событиями и явлениями, превалировавшими в предыдущих фазах этого обращения. Основное различие между средневековым и современным психологическим способом интерпретации астрологических данных можно пояснить следующим образом: с точки зрения средневекового астролога, человек, родившийся в момент восхода Сатурна над горизонтом, обречен на всевозможные тяготы, болезни и, быть может, нищету; современный астролог истолковал бы это обстоятельство как указание на возможное чувство неуверенности в себе и чрезмерное желание понравиться и угодить другим, толкающее человека к поступкам, с помощью которых он пытается доказать свою компетентность или добиться ощущения своей нужности. Соотнося положение Сатурна с положениями других планет по гороскопу, астрологический психолог может объяснить этот комплекс неполноценности разрушением семьи, патологической связью с одним из родителей, превосходством братьев или сестер и т.д. Таким образом, если средневековый астролог ставил во главу угла предуготованную человеку судьбу, оставляющую ему в лучшем случае возможность отыскать средства, которые позволили бы избежать худшего, то современная астрологическая психология делает упор на самопознании личности как средстве психотерапии и на возможности развития или преодоления потенций, указанных в гороскопе.ЛИТЕРАТУРА
Вронский С.А. Астрология: суеверие или наука? М., 1990 Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. М., 1991 Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
.

Смотреть что такое «АСТРОЛОГИЯ» в других словарях

Влияние знаков зодиака на области человеческого тела. 14 в. Британская библиотека (Лондон).

Ас­т­ро­ло­гия в За­пад­ной Ев­ро­пе в эпо­ху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья бы­ла прак­ти­че­ски не­из­вест­на. Си­туа­ция ме­ня­ет­ся в 12–13 вв., ко­гда на лат. язык бы­ли пе­ре­ве­де­ны ас­т­ро­ло­гич. про­из­ве­де­ния мно­гих греч. и араб. ав­то­ров, в т. ч. Пто­ле­мея, Ма­шал­ла­ха, Абу Ма­ша­ра, аль-Ка­би­си и др. По­пу­ляр­ность А. по­сте­пен­но воз­рас­та­ет, дос­тиг­нув мак­си­му­ма в 15–16 вв., ко­гда А. пре­по­да­ёт­ся во мн. уни­вер­си­те­тах, ас­т­ро­ло­ги иг­ра­ют важ­ную роль при дво­рах ев­роп. пра­ви­те­лей. Мно­гие ев­роп. учё­ные и да­же слу­жи­те­ли Церк­ви в той или иной ме­ре при­ни­ма­ли А., напр. Р. , , , па­пы Силь­вестр II, Ни­ко­лай V, Пий II, Сикст IV, Алек­сандр VI. Со­глас­но Фо­ме Ак­вин­ско­му, Бог управ­ля­ет зем­ны­ми те­ла­ми че­рез звёз­ды, ко­то­рые за­ни­ма­ют про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду выс­шим (ду­хов­ным) и низ­шим (ма­те­ри­аль­ным) ми­ра­ми. Он счи­тал, что А. мо­жет вер­но пред­ска­зы­вать со­бы­тия, ка­саю­щие­ся боль­шо­го чис­ла лю­дей, и неред­ко оши­ба­ет­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­ска­за­ни­ях в си­лу то­го, что у че­ло­ве­ка име­ет­ся сво­бод­ная во­ля и ду­ша как «ум­ная суб­стан­ция» не мо­жет быть при­ну­ж­дае­ма «те­лес­ны­ми суб­стан­ция­ми» (к ка­ко­вым он от­но­сил звёз­ды). Сре­ди ас­тро­но­мов так­же име­лось не­ма­ло сто­рон­ни­ков А., в т. ч. (Ио­ганн Мюл­лер), Т. ; И. , стре­мив­ший­ся ре­фор­ми­ро­вать А., про­сла­вил­ся ря­дом удач­ных пред­ска­за­ний. Ши­ро­ко из­вест­но вы­ска­зы­ва­ние Ке­п­ле­ра: «Ма­те­ри ас­тро­но­мии при­шлось бы, на­вер­ное, го­ло­дать, ес­ли бы дочь ас­т­ро­ло­гия не за­ра­ба­ты­ва­ла на хлеб». Из­вест­ность сре­ди ас­т­ро­ло­гов по­лу­чи­ли , раз­ви­вав­ший мед. А. и уче­ние об ас­т­раль­ных ду­хах, М. , Джон Ди (1527–1608) и в осо­бен­но­сти Мо­рен де Вильф­ранш (1583–1656), ав­тор фун­дам. тру­да «As­tro­lo­gia gal­lica» (кн. 1–26, 1661). В чис­ле про­тив­ни­ков А. бы­ли Н. , Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, Дж. , на­пи­сав­ший трак­тат про­тив А. Цер­ковь рез­ко от­вер­га­ла ма­гич. эле­мен­ты, со­дер­жа­щие­ся в А. Па­па Сикст V вы­пус­тил в 1586 спец. бул­лу «Тво­рец не­ба и зем­ли» («Coeli et ter­rae crea­tor») про­тив А., под­твер­ждён­ную в 1631 Ур­ба­ном VIII; в ней, в ча­ст­но­сти, за­пре­ща­лось чте­ние и хра­не­ние книг по А. Боль­шин­ст­во дея­те­лей Ре­фор­ма­ции бы­ли про­тив­ни­ка­ми А., хо­тя Ф.  был её сто­рон­ни­ком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *