Астрология и православие ответ батюшки

Вопрос

Уважаемый батюшка. Объясните можно верить в гороскопы и в астрологические прогнозы?

Я занимаюсь боксом и на соревнованиях и на спаррингах (тренировочные бои на тренировке) приходиться снимать крестик, но я закладываю в гетры. Как мне быть, что делать с крестиком? И вообще бокс не является греховным занятием?

Подскажите ещё, я после крещения так и не причастился и не исповедовался! Как подготовиться к исповеди. После того как крестился, у меня за каждый неправедный поступок оставался осадок на душе как кто-то говорил, что это не надо было делать!

Как мне не совершать греховные поступки? Укажите, пожалуйста, молитву от искушения.

Магадан, Владимир, 15 лет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Дорогой Владимир! Вы сами чувствуете, что не все благополучно в ваших занятиях, если Вам приходиться снимать с себя святыню. Освященная рука священника надела на Вас нательный крест в день Вашего духовная рождения. Поэтому никакая неосвященная рука не дерзает его снимать. Есть много примеров, когда люди отказывались снимать с себя крест, не страшась даже смерти.

Спорт, которым Вы сейчас занимаетесь, родился из практики кулачных боев, появившихся во II тысячелетии до Р.Х. в таких языческих странах как Египет и Вавилон. Когда Русь приняла христианство, пастыри Церкви стремились показать нравственную пагубу подобных развлечений. Упорных даже отлучали от церковного общения. Позже в России как христианском государстве кулачные бои были запрещены.  В Своде Законов, изданном в 1832 году, было записано: «Кулачные бои, как забавы вредные, – вовсе запрещаются» (ч. IV, ст. 180,). Святые отцы заповедали нам удаляться от всего, что мешает нашему спасению, вызывая у нас нехристианские чувства и настроения.

Святого крещение вводит нас в Церковь. Бог очистил и освятил Вас. Чтобы быть достойным той благодати, которой Вас сподобил Господь, надо жить в молитвенном опыте Церкви, по ее традициям и уставам. Духовно полнокровными нас делает регулярное участие в святых церковных таинствах (прежде всего, исповедь и Причастие). К таинству покаяния надо всегда готовиться: вспомнить все свои грехи и иметь решимость исправиться. Чтобы молитвенно подготовиться к Причастию, надо накануне прочитать Последование ко святому Причащению, три канона: Господу нашему Спасителю, Матери Божией и  Ангелу Хранителю. Необходимо также быть на вечернем богослужении и попоститься.

Кто ты по гороскопу? Странно и даже нелепо было бы
задать такой вопрос преподобным Антонию Великому, Марии
Египетской, Сергию Радонежскому или любому другому
святому. Однако современные христиане с интересом друг
друга об этом спрашивают.

За тысячелетия своей истории человечество изобрело
множество способов предсказаний будущего: всевозможные
приметы, магический кристалл, гадание на кофейной гуще, на
картах, по внутренностям убитых животных и многое-многое
другое. Предсказание судьбы по расположению звезд —
один из этих древних видов гадания, который ныне приобрел
большую популярность. Сегодня гороскопы, составленные
индивидуально, под конкретного «козерога», и
общие, предназначенные сразу всем «ракам, рыбам,
скорпионам», пользуются огромным спросом. Рейтинги
передач с участием астрологов весьма высоки. Даже
совершенно безразличные к астрологическим предсказаниям
люди сталкиваются с ними повсюду: гороскопы печатают в
прессе, зачитывают по радио, включают в новостные ленты,
их полным-полно в сети интернет.

Многие современные люди относятся к рекомендациям
астрологов как к прогнозу погоды. Большинство из них
думают про себя, что они не принимают всерьез предсказания
гороскопа, но при этом постоянно исподволь проявляют к ним
внимание. Сначала человек интересуется, «что там про
меня на сегодня написано», а потом невольно или
сознательно подстраивает под гороскоп свой день, год,
жизнь. «На всякий случай» он только в
«благоприятные» дни принимает важные решения в
бизнесе, проводит значимые мероприятия: организует
свадьбу, выезжает на отдых и тому подобное. Но так ли
безобидно сверять свою жизнь с гороскопом?

Дело даже не в том, что точность астрологического
прогноза, по официальным оценкам западноевропейских и
отечественных исследователей, ничтожна. Она не достигает
даже 5 %. Популярный исследователь астрологии XX века
Мишель Гоклен резонно заметил: «Сказав, что человек
честен, потому что он поступает честно в пяти случаях из
ста, я совершу ошибку, если этот человек в остальных
случаях действует бессовестно. По-моему, с астрологией
происходит то же самое».

Внимание к словам астрологов свидетельствует о маловерии
современных христиан. Как сказал английский писатель Г. К.
Честертон, живший на рубеже XIX и XX столетий,
«когда люди перестают верить в Бога, они начинают
верить во все остальное».

Интерес к астрологии, пусть и поверхностный, «для
справки», подрывает в христианине стремление
исполнять волю Божию. Узнав астрологический прогноз, он в
той или иной мере принимает к сведению его рекомендации.
Например, он узнает, что в наступающем году его
продвижению на работе будут способствовать новые
романтические отношения. Спустя некоторое время он
невольно начнет тяготиться браком, который освящен
Церковью, думать, что не поднимается по карьерной лестнице
из-за того, что поспешил создать семью, и тому подобное.
От этих мыслей недалеко и до нарушения заповеди Господней.
И чем более христианин станет руководствоваться
гороскопом, тем менее будет следовать за Христом.
Постепенно он и к заповедям начнет относиться формально.

Астрология лишает людей свободы, которая дана им во
Христе. Человек без смущения, а то и с удовольствием
заявляющий: «Я рак» или: «Я весы»,
принижает свое достоинство разумного творения, одаренного
Творцом свободой. Говоря об убеждении части людей в том,
«что восхождением, захождением и сближением звезд, а
также солнца и луны управляются все наши дела»,
святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что небесные светила
влияют лишь на явления физической природы, «но
предзнаменованиями наших действий они никоим образом не
бывают». Люди наделены разумом, чтобы делать
обдуманный нравственный выбор, который определяет
направление движения личности: либо по пути добродетели,
либо по пути порока. Только осознанно выбирая добро,
человек может достичь главной цели своей жизни —
соединения с Господом в единое целое.

Следуя евангельским заповедям, мы можем приближаться к
Богу, свидетельствовать о своем желании вечно пребывать с
Ним в Его Царстве. Для этого нам не нужны советы
астрологов. У нас есть Святое Евангелие, раскрывающее
истину о добре и зле и указывающее путь жизни. У нас есть
Церковь Христова, которая наставляет в добродетели и
помогает исполнять в своей жизни учение Спасителя. У нас
есть примеры святых, которые были самыми разными людьми,
но все руководствовались заповедями Господними, а не
расположением планет и звезд. Святые не ассоциировали себя
с объектами материальной природы — творениями Бога,
но стремились в добродетели уподобиться Самому Богу. И мы,
христиане, должны пользоваться своим разумом и волей,
чтобы следовать за Христом и стать детьми Божьими по
благодати. Вступая в Новый год и готовясь встретить
праздник Рождества Христова, мы должны больше
ориентироваться в своей жизни на слова Христа, а не на
различные предсказания и гадания.

Астрология – это не просто учение
о влиянии на нас далеких звезд, астрология –
разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице
обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов
– в общем, был полноценным оккультистом. И в наши
дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических
категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный
колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно
учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А
простые смертные, наивно увлекшись «звездной
мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым
вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению
космических глыб.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека
небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их
положения относительно зодиакальных созвездий. Если
гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на
подобный способ как явно оккультный, то астрология
претендует на роль особой учености, пусть и не совсем
традиционной (для большего наукообразия при составлении
гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на
Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда
вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших
звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему.
Только вот звезда эта была не совсем обычная –
движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных
светил способом: И вот, звезда, которую видели они на
востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась
над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще
звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на
востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и
стать над местом, где родился Христос? По словам Святых
Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский),
это было особое знамение Ангелов об исполнении древних
пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа.
Подобно тому, как огненный столп предшествовал
ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и
теперь чудесная звезда предшествует представителям
язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт
Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста
говорят, что это было явление божественной и ангельской
силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым
символически упразднившей магию. Как известно из предания,
волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали
со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре
Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою
учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, то есть
служившие звездам посредством этой чудной звезды научились
служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно
отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о
том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю
подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о
помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына
исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном
случае одержимость имела одну особенность – бес
овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на
землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и
в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные
вещи происходили именно в новолуние? Согласно
святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои
действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий
юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело
(вспомним, что в повествовании о творении мира Библия
особо замечает светило малое – Луну – см.:
Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить
отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный
виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила
старается и в наши дни использовать тот же самый прием
– влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося
случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были
сотворены в том числе и для знамений. – И сказал
Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения
земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и
времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за
знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во
время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по
всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23:
44–45). Поскольку на земле совершилось великое
беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им
свет вечной жизни, духовная тьма временно
восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три
часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник
вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло
видимое нами солнце.

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль –
гелиобиология, открытая советским ученым, профессором
Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта
наука показывает, например, явную зависимость некоторых
болезней и эпидемий от уровня солнечной активности.
Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу
людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению,
«лампе Чижевского», в 1915 году увлекся
исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность
между максимальным количеством пятен, проходившим через
центральный меридиан Солнца, и военными действиями на
фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за
советом к К. Э. Циолковскому, который предложил
накапливать материал для построения научной теории, что
отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что
циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а
именно, влияют на жизненные процессы, начиная от
урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и
психической настроенностью человечества. Это сказывается
даже на динамике исторических событий – войн,
восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.
д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние
солнечной активности не является основополагающей причиной
земных процессов, а лишь способствует более острому
проявлению уже назревших на земле процессов (это, в
частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский
А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.:
«Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не
расположением светил и знаками зодиака, а физическим
влиянием солнечной активности на растительную,
биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный
пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере,
цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно,
то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в
некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют
данными метеорологии, а также другими научными данными о
природных воздействиях на организм человека, например,
влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии –
гаданиям по линиям руки, а также нумерологии –
гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров
года, месяца и дня рождения) во многом связана с
сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу
(поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только
астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и
свобода – понятия, противоречащие друг другу.
Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же
побуждает перекладывать ответственность за собственные
поступки на небесные светила, внушает мысль о
предопределении. По сути, астрология превращает человека в
игрушечный механизм, все действия и поступки которого
прописаны звездными схемами.

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным
предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного
по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно
созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и
пороки, к которым человек способен скатиться.

Замечена одна удивительная особенность – многие
люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что
астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое
отношение, что их характеры точно соответствуют
прописанным по их поводу астрологическим характеристикам.
Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к
жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его
душа и характер независимы от звездных расписаний, что
жизнь его уже не подчиняется астрологическим
закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а
направляется удивительным, милосердным и премудрым
Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том,
что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под
астрологический прогноз события своей жизни, которая у
каждого человека настолько многообразна и глубока, что в
этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими
мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от
суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь
отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается
от куклы.

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем
Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее
произволение нашего сердца, Бог, конечно, может
предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему
сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во
снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он
в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из
зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и
увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь
разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата,
они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о
нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал
высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к
нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным
определением, как бы железным руслом, по которому должна
пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности
определяется не предопределением или созвучием небесных
светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое
значение имеет, к чему добровольно склонится сердце
человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны
изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании
мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в
Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город
вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил:
Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3:
4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И
поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они
поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их
грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял
раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение
– разрушения не произошло. И увидел Бог дела их,
что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о
бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не
навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и
судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в
том числе и внутренние, например, свободное
самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не
учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений
небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов
– пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз
повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а
Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой
конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона
жизни, в который должен неумолимо вписываться своими
поступками человек. Значит, переживая о будущей участи
своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам,
хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу
посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви,
ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа
Святого, подаваемая посредством молитв и литургической
жизни?

Долгое время астрология, наряду с алхимией, была расхожим примером лженауки, давно разоблаченного суеверия. В начале ХХ века крупнейший русский филолог Фаддей Францевич Зелинский назвал статью о ней «Умершая наука», и это звучало как констатация очевидного факта. Однако во второй половине ХХ века астрология «воскресла», интерес к ней стал повальным, и сейчас трудно найти газету, которая не печатала бы гороскопов.

Протоиерей Димитрий Смирнов, выступая в передаче «Русский час» на телеканале «Спас», заявил: «Каждый человек, который интересуется астрологией или, не дай Бог, этим занимается, не говоря уже о тех, кто сделал это своим бизнесом, является врагом Божьим». По его словам, за это полагается отлучать от Церкви.

«Согласны ли вы, что увлечение астрологией вредно? Чем бы вы объяснили широкое распространение веры в нее в наши дни?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, отметил, что о. Димитрий выразил общецерковную точку зрения, закрепленную в постановлениях Вселенских соборов.

«Еще в Ветхом Завете говорится, что гадающие по звездам, прорицатели, ворожеи, чародеи, вызывающие духов и иже с ними мерзки перед Богом, и всякий, делающий это, изгоняется от лица Божия. По церковным канонам те, кто делает это, отлучаются от Церкви, как убийцы — на 20 лет, а те, кто участвует в этом (например, вопрошает гадателя), отлучаются от Причастия на шесть лет», — сказал он.

«Но мы видим, что наших современников различными способами, в том числе и при помощи СМИ, пытаются втянуть во все это, поскольку на этом можно зарабатывать. Но на Западе, например, ни одно уважающее себя издание не будет публиковать астрологические прогнозы и календари. Солидные издания до подобной мерзости не опускаются. Это оставляют бульварным изданиям, навязывающим свои вкусы и преследующим свои интересы», — рассказал о. Владимир.

«А наши издания, изображающие солидность, но допускающие подобные публикации, демонстрируют элементарное невежество и выставляют напоказ свое истинное отношение к культуре», — заключил он.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также напомнил, что гадание по звездам жестко осуждается и в Писании, и в церковной традиции.

«Еще в книгах Ветхого Завета: Второзаконие, Исход, Левит, у пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля неоднократно говорится о том, что заниматься подобным небезопасно для человека и душевредно. Более того, в ветхозаветные времена людей, которые практиковали подобное, побивали камнями. Немало высказываний об этом уже в новозаветное время мы найдем у Свв. Отцов. Кроме того, этот вопрос рассматривался на V и VI Вселенских соборах, в постановлениях которых за занятия этим налагается наказание в виде отлучения от Причастия на шесть лет», — рассказал он.

«Столь строгое отношение Церкви к астрологии связано с заботой о духовном здоровье человека, потому что это область, где человек подвергается прямому воздействию сил зла. Искаженные представления о жизни, о мире, исходящие от этих темных сил, заражают человека. Он начинает жить смутными совпадениями и сходствами, несовершенными и искаженными знаниями. Церковь от этого предостерегает», — пояснил священник.

«Увлечение этой лженаукой представляет великую опасность для человека. Поэтому очень важным в наши дни является усвоение правил духовной безопасности. Ведь мы защищаем свое жилище. Так же мы должны защищать свое сердце от проникновения в него разрушающих душу и сознание человека сил, идей и мыслей. И Церковь накопила немалый опыт в борьбе с этим злом», — отметил отец Андрей.

«Широкое увлечение этой лженаукой указывает насколько низок уровень духовной просвещенности современных людей. Это беда нашего времени. Люди должны быть очень внимательны и бдительны: последствия от вторжения в нашу жизнь сил зла могут быть самые жуткие и страшные, вплоть до одержимости, беснования, самоубийств», — заключил он.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что астрология является одной из форм гадания, запрещенного Законом Божиим.

«Для всех верующих это прописная истина. А сейчас мы имеем дело с еще одной попыткой возрождения язычества, предпринимаемой в отношении массового сознания», — сказал он.

«Хочется надеяться, что наши соотечественники все же обретут трезвый взгляд на это явление и перестанут поддаваться богопротивным соблазнам заглядывать туда, куда Бог запрещает заглядывать», — добавил отец Тихон.

Почему в Православии не признают астрологию?

Как легко проверить «верность» гороскопов?. Зайдите в любую тюрьму. У заключенных, сидящих в камере, на несколько лет примерно одинаковая судьба. Они что, под одним знаком родились?

протодиакон Андрей Кураев

Астрология – часть оккультного учения

Руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач сказал в эфире православного телеканала «Союз», что астрология – это часть оккультного учения, которое не совместимо с христианством.

«Ведь что такое астрологический прогноз?, – говорит протоиерей Виктор. – Это попытка переложить ответственность на звезды. Почему я совершил тот или иной поступок? А звезды так нашептали. А что значит переложить ответственность на звезды? Это фактически переложить ответственность на Создателя этих звезд, то есть на Бога. Получается, человек грешит не потому, что сам выбрал себе такой путь, а потому что Бог так расставил в этот момент звезды. Опасны такие суждения, опасны действия, поэтому мы должны этого избегать. И помнить, что наш Создатель – Господь, Который вкладывает в нас свободную волю. Именно исходя из своей свободной воли мы совершаем те или иные поступки и, соответственно, несем ответственность».

Тертуллиан 2-3 вв.

Берегитесь астрологии: это звездогадание представляет собой слепой фатализм. По христианскому учению, человек выше звезд. Покаянием и молитвой человек может изменить свою судьбу к лучшему.

Свт. Николай Сербский

О несовместимости астрологии и Православия

В последствии же, когда я стала воцерковляться, я полностью отказалась от астрологии. Трудно часто сказать, почему мы принимаем то или иное решение в жизни, как и почему меняются наши интересы. Но сейчас я бы хотела попробовать обьяснить, что же со мною произошло, как возникло во мне решение оставить то, что меня так интересовало.

Прежде чем говорить что-то, хотелось бы определить, чем вообще занимается астрология. Мнения здесь, естественно, могут различаться. Кто-то считает основной областью астрологии прогнозы на будущее, кто-то – определение характера человека и его будущей судьбы, кто-то – поиск корреляции между днём рождения человека и его характером, судьбой, внешним видом, и.т.д., сводя, таким образом, астрологию к некоей области статистики. Однако хотелось бы оттолкнуться от чего-то единого, цельного и определённого.

Вот как говорится о предмете астрологии в самоучителе А.Г. Колесникова: Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.

И всё-таки, основным и самым распространённым направлением астрологии я бы назвала составление натальных карт. Поэтому далее я буду говорить именно про данное направление, или натальную астрологию.

Процесс составления натальной карты я бы разделила на 2 этапа:

  • астрономические вычисления положения планет на момент рождения человека;
  • толкование этого расположения, определение характера человека по карте и, возможно, его будущей судьбы.

Натальная карта

Если с первым этапом всё ясно (с научной точки зрения) – это просто астрономические вычисления позволяющие понять, каково было расположение планет относительно Земли на момент рождения человека, то со вторым этапом мы вступаем на болотистую почву неопределенного. Тут я подразумеваю неопределённое в строго материальном смысле. Безусловно, написано много литературы о толковании карт. Но, всё же, в любом случае придётся признать, что толкование каждой отдельной карты – это своего рода открытие. Потому что каждый человек уникален.

Хотелось бы сказать, что никаким образом первый этап (вычисления) не может “перейти” во второй этап (толкование). Потому что сама природа этих этапов различна. Тут граница настолько жёсткая, что говорить о каких-то тонких переходах просто не имеет никакого смысла.

Таким образом, очевидно, что первый этап со вторым связывается исключительно ТОЛКОВАТЕЛЕМ. Поэтому результаты толкования натальных карт зависят от астролога, и у разных астрологов результаты могут быть различны. Но как же это так? Неужели надо предположить, что у человека несколько судеб? Если даже судьбу человека и можно прочитать по расположению планет в момент его рождения, то какое же толкование признать истинным? Самое интересное, что сколько бы люди не полемизировали по данному поводу, они не смогут ответить на этот вопрос. А вопрос, возможно, следует задать по другому: “Почему мы вообще решили, что существует какая-либо связь между судьбой человека и расположением планет?” К этому нет указаний в Священном Писании и Предании.

Более того, многие святые жёстко критиковали астрологию и отрицали существование такой связи. Да, конечно, астрология возникла в древности, но, думается, возникла только как гипотеза и не более того. То есть, если говорить прямо, мы верим в то, что наша судьба изложена в расположении планет только потому, что кому-то, когда-то, в древности это показалось возможным. И этот человек предположил это сам от себя, это не было Божественным откровением. Господи, да кто ж из нас никогда не ошибался? А что, если тот человек тоже ошибся?

Православная Церковь считает главнейшей задачей спасение людей. Для этого Церковь и была создана, и Христос пришёл на Землю для нашего спасения. Так неужели бы Бог скрыл от людей то, что их судьба и их характер изложены в расположении планет, если бы это было нужно для их спасения? Конечно же, нет. Всё, что нам нужно изложено в Священном Писании и Предании, и не нужны нам никакие планеты.

Кроме того, вся Вселенная создана Богом. И планеты суть творения Божии, как и человек. Однако Бог может по Своей Святой воле изменить судьбу человека, а также его характер, всего человека оживотворить и оживить, испытать или наказать, или помиловать и простить. Или мы считаем, что Бог посоветуется сначала с натальной картой, прежде, чем сотворить по воле Своей? Очевидно, что творение не может влиять на Творца, а вот праведник, по смиренной молитве, может преклонить Божию милость к себе. Потому что, как сказано, “творит Господь волю боящихся его.” Да, человек меняется. А под действием Благодати человек меняется настолько быстро, насколько больше его желание очистить своё сердце и насколько сильнее его стремление к Богу. Одни люди меняются постепенно, другие быстрее, а некоторые сразу становятся на истинный путь, обращённые в одночасье по особому смотрению Божию. Или это всё изложено в планетной карте, включая желания человека в будущем?

А каковы же цели христианской жизни? Серафим Саровский сказал: “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. Для православного человека основная цель жизни заключена именно в этом. Верующий человек не хочет узнать свою судьбу, он уповает на промысл Божий. Единственное, что его волнует — это, чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось. Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри. Тут, конечно, необходимо упование на Бога и молитва. То есть мы видим, что цель у всех православных христиан одна и таже. Их не много, ЦЕЛЕЙ! Она одна единственная. Потому что множество целей рождается от желания человека поступать по своей воле, а православие призывает полностью отказаться от своеволия. Во всяком случае, молиться и стремиться к этому.

Кто-нибудь, возможно, скажет: “А что если попробовать понять волю Бога и Его промысл относительно человека с помощью астрологии? Я, например, хочу исполнять волю Божию, но попытаюсь глубже её понять с помощью астрологии. Я не делаю её целью, но методом.” А почему недостаточно для этого опыта Церкви, Священного Писания и Предания? Без самого Бога невозможно понять Его волю. А выход из этой ситуации только один – молиться и просить. Если мы избираем этот путь, то это говорит о нашей надежде на Бога и доверии Ему. Если же мы пытаемся найти себе какие-то знамения и, решив “ребус планет”, приблизиться к Богу, о каком доверии может идти речь? Только о доверии себе. Зачем пытаться постичь разум Бога? Чтобы проверить Его? Зачем подменять Творца творениями? И опять-таки, само это желание говорит о стремлении развить какое-то своё видение. В чём же опасность желания развить его? С моей точки зрения оно заключается в следующем. Человек, пытаясь понять промысл Божий, и даже, допустим, молясь об этом, очень незаметно для себя переключается от Бога на свою личность. И постепенно начинает думать, что Бог даровал только ему особенное какое-то видение, а у других его нет. И Бог оставляет его за превозношение. Верующий же в БОГА человек, как я думаю, только молится : “Да будет, Господи, воля Твоя!” и принимает всё, что приходит, как изьявление воли Божией. И что самое главное, у всех других всё абсолютно также. Человек не чувствует себя уникумом. Здесь людей отличает только волеизьявление, жить или не жить по заповедям. А вот его то даже Бог не ограничивает. Это свобода, которая дана Богом.

То есть, православный человек каждый день просит Самого Господа быть всё время с ним и, более того, почивать в нём. Бог настолько возвышает человека, что, милосердием своим, соединяется с ним. Соединяется через Слово, через молитву и через таинство Евхаристии. Так почему же мы ищем истину в планетах? Почему мы не стремимся к чистоте молитвы, когда рядом с нами такие дары? Потому что мы не верим Богу, а только себе. Себе и своему пониманию.

Можно много говорить, доказывать, обьяснять. Однако Бог – не алгебра, а вера – не теорема. Вера – это дар Бога. Он даёт нам по милости Своей. А в свете великого дара веры вся астрология просто мелка и неважна. Астрология не нужна, она лишняя, это – сорняк в душе, который не помогает, а только мешает, умаляя нашу веру и надежду на Бога. А весь приём лукавого состоит в отвлечении внимания от истинного пути.

В заключении хочу сказать, что путь веры труден. Об этом очень много написано и об этом не понаслышке знают все, кто идёт этим путем. Но и награда очень велика.Награда – это Царствие Небесное еще здесь, на земле, потому что  Царствие Небесное внутрь вас есть. (Лк. 17, 21).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *