Астрология паранаука или нет

Но не только это разделяет астрономию,
как науку, и астрологию, как квазинауку.
В содержание астрологии, кроме упомянутого
массива знаний о небесных телах, входит
также и набор теорий и интерпретативных
схем, которые связывают местоположение
и движение небесных светил с делами и
судьбами людей. Эти теории и схемы,
вообще говоря должны были бы быть
эмпирически проверяемыми и, более того,
быть хорошо подтвержденными тысячелетним
опытом успешных предсказаний и
историческими описаниями событий,
произошедших в соответствии с тем, что
было предначертано на небесах. Учитывая
возможные теоретические и вычислительные
погрешности, приемлемая степень
подтверждения здесь может быть достигнута
только за счет специфической
неопределенности значения тех эмпирических
терминов, в которых обычно формулируются
астрологические прогнозы и предсказания.
И такая неопределенность действительно
имеет место. Как правило, она заключается
в том, что лицу, пользующемуся услугами
астролога, дается рекомендация (по
своему содержанию вполне благоразумная)
воздерживаться от каких-либо действий
в те или иные периоды времени (так
сказать, прогноз-предупреждение), либо
же сообщается, что в делах определенного
рода будет сопутствовать удача, или же
в них можно ожидать каких-то успехов.
Если же лицу требуется совет в деле
вполне определенном (как отнесутся
звезды, скажем, к браку с избранной
особой), то в таком случае рекомендация
может быть дана с оговорками, при этом
наличие или отсутствие высказанных в
них условий проконтролировать достаточно
затруднительно, если не невозможно. В
самом деле, показать, что прогноз не
сбылся, при таких условиях также трудно,
как и доказать его теоретическую
неосуществимость.

Предположим, что некое лицо добросовестно
воздерживалось от новых знакомств в
дни полнолуния, но при этом все равно
пострадало от коварного обмана старых,
и, казалось бы, испытанных приятелей.
Означает ли это, что совет астролога
был неверным? Нет. Ведь осталось
неизвестным, что произошло бы, если бы
это лицо не слушалось астролога. В этом
случае его неприятности могли бы быть
гораздо большими. Кроме того, можно ли
быть уверенным в том, что с обманувшими
его людьми пострадавший познакомился
не в день полнолуния?

Аналогичная ситуация возникает и в том
случае, если некое лицо осуществило по
совету астролога какое-либо предприятие,
например, путешествие, но в результате
претерпело в пути много невзгод и
лишений. Разве астролог определял
конкретные детали маршрута? Разве
астролог выбирал час, когда следует
остановиться, чтобы избежать опасных
или неприятных встреч, и час, когда
следует возобновить путешествие? Разве
астролог подбирал попутчиков? Наконец,
разве исключена возможность того, что
если путешественник остался бы дома, с
ним не произошли бы еще более ужасные
события? Кроме того, всегда можно
предположить, что опыт преодоления
жизненных невзгод, накопленный во время
этого путешествия, может принести
огромную пользу в дальнейшей жизни.

Как видно, лазеек для оправдания
неудавшегося по видимости прогноза
можно в подобных случаях найти довольно
много, но принципиально важно здесь
следующее: мы не можем одновременно
поступать согласно с советом астролога
и вопреки ему, чтобы иметь возможность
сравнить полученные результаты и тем
самым получить бесспорное эмпирическое
подтверждение или опровержение его
предсказаний. Использование же в
эксперименте двух разных лиц, одно из
которых будет послушным, а другое не
послушным, не даст окончательной
уверенности в правильности или ошибочности
астрологических предсказаний именно
в силу того, что предсказываются судьбы,
то есть индивидуальные и, вообще говоря,
неповторимые жизненные события, а это
означает, что люди здесь не являются
взаимозаменимыми, их невозможно подобрать
абсолютно одинаковыми по своим
характеристикам, а без этого эксперимент
нельзя будет признать чистым. Даже
близнецы не будут удовлетворять условиям
эксперимента, так как разность в моменте
рождения неизбежно сделает их судьбу
различной.

Наконец, еще одна существенная
черта, отличающая астрономию от
астрологии, заключается в специфическом
отношении астрологии к своим теоретическим
основаниям. Очевидно, что астрология с
древнейших времен до наших дней имеет
своей главной целью предсказание
будущего. Однако, в отличие от других
гадательных процедур, она не использует
никаких специальных материальных
средств (карты, жертвенные животные,
кофейная гуща и т.п.). Ее методы не зависят
от случайностей, связанных с выбором
материала, ее результаты основываются
на точных математических расчетах и
потому должны быть однозначными и
воспроизводимыми любым лицом, обладающим
подходящей квалификацией. Следовательно,
в этих условиях астрология должна быть
заинтересована в наиболее точной
вычислительной базе, то есть в возможно
более полной экспликации связей
взаиморасположений небесных светил с
судьбами и характерами людей, рождающихся
при данных расположениях. Однако никакой
исследовательской работы в данном
направлении астрологией систематически
не проводится. В самом деле, известно,
что планеты пребывают в разных созвездиях
неодинаковое количество времени, более
того, точка весеннего равноденствия,
от которой отсчитываются знаки зодиака,
не является неподвижной, а перемещается
по эклиптике, совершая полный оборот
за 26 тысяч лет. Это означает, что Солнце
оказывается в зодиакальных созвездиях
также не в одно и тоже календарное время,
а постепенно смещается, запаздывая в
среднем за две тысячи лет на одно
созвездие (фактически зодиакальных
созвездий тринадцать, но созвездие
Змееносца в астрологических расчетах
не принимается во внимание, Солнце
пребывает в нем только 6 дней). Однако
никаких поправок на подобные движения
и неравномерности астрологические
интерпретативные схемы не содержат.
Эклиптика разделена на двенадцать
равных частей, расчеты ведутся на
основании подобного идеального разбиения,
но это означает, что фактически астрология
отказывается от положения о том, что
расположение небесных светил определяет
человеческую судьбу. По крайней мере
некоторые важные эмпирические
астрономические данные она использует
некорректно с точки зрения методологии
науки. При этом подобная некорректность
не считается неприемлемой, наоборот,
она освящена древней традицией
астрологической практики. Такое
оправдание традицией также не характерно
для тех дисциплин, которые считаются
подлинно научными. Оно, по-видимому,
является более подходящим для того
комплекса знаний, который складывался
в донаучную эпоху, когда доминирующим
было мифологическое осмысление
действительности.

Необходимо отметить, что в настоящее
время в астрологии существуют две
тенденции, которые можно условно назвать
научная и гуманистическая. Первая
стремиться сделать астрологию подлинно
научной дисциплиной, отмечающей
существовавшие исторические совпадения
между земными и небесными явлениями.
Вторая же понимает астрологию как
дисциплину «помогающую людям в
разрешении их личных и межличностных
проблем, особенно — в актуализации
потенциала, которым они наделены с
рождения». Тем не менее обе эти
тенденции находятся в рамках первоначально
сформировавшегося корпуса астрологических
представлений как своеобразного
эмпирико-метафизического (или даже
мифологического) конгломерата. Первая
из них стремится вытеснить метафизические
компоненты на периферию, вторая же,
наоборот, всячески подчеркивает их
важную, основополагающую роль в
астрологических предсказаниях. При
этом в обоих случаях отсутствует
собственно теоретический научный
фундамент. Астрология оказывается
прикладной дисциплиной, для которой
отсутствуют дисциплина фундаментальная.
Не случайно роль теоретических
представлений в корпусе астрологии
играют правила символической интерпретации,
которые, вообще говоря, указывают лишь
на основные тенденции влияния
астрономических сил на человеческую
личность, но не поддаются никакому
количественному выражению. Единственным
исключением являются здесь временные
параметры: угловое расстояние в один
градус соответствует примерно году
человеческой жизни. Но поскольку
предсказываются не конкретные события,
а их «судьбоносные» характеристики,
то интерпретация случившегося в течение
года с человеком практически всегда
позволяет подобрать нужное астрологически
предопределенное событие.

Самый значительный момент жизни королевы
соответствует 56 годам, когда был детально
разработан план формирования Британской
империи, и в качестве первого шага ее
сын был послан в Индию. Тогда точка
самости Виктории совпала с Солнцем, и
ее личность поистине стала символом
мирового значения, полностью проявив
силу судьбы, истинной самости. Ее
коронование в качестве императрицы
Индии произошло через год, когда точка
самости находилась в трине с Юпитером
в I доме. Эта дата, также как и юбилей
1897 года, когда точка самости совпала с
Юпитером в X доме, были высочайшими
точками проявления ее могущества. Но
ее истинная самость — не здесь, а в скрытых
закулисных ходах, что очевидно
подчеркивается новолунием в XII доме».

Легко заметить, что такие выражения,
как «самость», «сила судьбы»,
«высочайшая точка проявления
могущества» не являются и не могут
являться научными терминами. Это —
элементы особого идеологического стиля,
псевдообъяснения путем подтверждающих
истолкований событий прошлого и
особенностей различных исторических
эпох.

Подвести итог всему вышеизложенному
можно следующим образом. Несмотря на
то, что астрология по своим задачам и
способам их решения напоминает прикладную
науку, от настоящей прикладной дисциплины
она отличается по следующим существенным
характеристикам. Во-первых, ее теоретические
основания являются спекулятивно
метафизическими, в основном они ведут
свое происхождение от древних
мифологических представлений. Во-вторых,
они не могут быть прояснены никакой из
существующих фундаментальных научных
дисциплин. В-третьих, решение астрологических
задач прямо опирается на эту спекулятивную
метафизику, поскольку использует правила
символической интерпретации астрономических
явлений. В-четвертых, успешность или не
успешность решения этих задач не может
быть оценена с помощью каких-либо
объективных критериев. Наконец, в-пятых,
не существует процедуры, которая
позволяла бы получать одинаковые
результаты независимо от субъективного
опыта астрологических интерпретаций
и предсказаний. Любой астрологический
прогноз носит заведомо личностный
характер.

Отметив существенные отличия астрологии
от дисциплин, чей научный статус не
подлежит сомнению, необходимо еще
ответить на вопрос, возможно ли
преобразование астрологии в подлинно
научную дисциплину. По-видимому, идею
влияния на земные события космических
сил нельзя считать простым пережитком
мифологии. Как некоторый эвристический
исследовательский принцип она вполне
заслуживает серьезного рассмотрения.
Но достаточно ли будет простой элиминации
ненаучных интерпретирующих схем и
мифологических представлений из
астрологии для превращения ее в подлинную
науку, как это пытается осуществить
«научная» астрология? Вряд ли дело
обстоит подобным образом. Для осуществления
подобного превращения необходимо также
создание адекватной теоретической
базы, способной описать непосредственное
детерминирующее воздействие космических
факторов как на поведение каждого
человеческого индивида в отдельности,
так и на формирование его личности.
Причем речь, очевидно, идет не о влиянии,
скажем, солнечной активности на
геофизические характеристики Земли и
через это на самочувствие людей. Подобное
влияние остается за пределами рассмотрения
астрологии и является предметом
исследования в медицине. Нет, это влияние
должно осуществляться более тонким
дифференцированным способом и даже,
более того, служить источником и
основанием индивидуальности подобных
воздействий. Если момент рождения
оказывается определяющим для формирования
личности того или иного типа и это
формирование осуществляется под
воздействием некоторых космических
излучений (сил, энергий), источниками
которых являются ближайшие к нам небесные
тела (Солнце, Луна и планеты Солнечной
системы), то тогда эти излучения формируют
и способ восприятия личностью небесных
влияний в течение всей последующей
жизни. Только в этом случае имеет смысл
утверждать, что, допустим, некоторый
день благоприятен для новых начинаний
у Козерогов, но неблагоприятен для
Тельцов, в то же время для Весов — это
день отдыха и веселья и т.п. Ведь
расположение планет на небе, а,
следовательно и осуществляемое ими на
людей воздействие по своим физическим
характеристикам остается одинаковым.
В противном случае планетам придется
приписывать волю и всеведение относительно
всех живущих на земле людей и их поступков,
а это явно неприемлемо для науки.

Однако возможность создания подобной
теории выглядит довольно сомнительно
в свете современных научных представлений
как о космосе, так и о человеке. Если
речь должна идти о столь тонких
своеобразных воздействиях, следствия
которых проявляются спустя годы (когда
ребенок становится относительно
самостоятельным существом и мы можем
говорить о его личности), а в момент
воздействия практически никак не могут
быть выражены в поведении сколько-нибудь
значимым и однозначно интерпретируемым
образом, то совершенно непонятно, какой
может быть в таком случае экспериментальная
техника, позволяющая получать
предсказываемые теорией эффекты, которые
не могли бы наблюдаться в естественной
среде и которые послужили бы решающим
очевидным свидетельством в пользу
астрологической теории.

Другим источником сомнений является
то обстоятельство, что принятие тезиса
о подобной детерминированности земных
событий небесными причинами требует
тотального пересмотра всех психологических,
педагогических, социологических,
исторических, экономических и т.д. теорий
и концепций, поскольку сам факт подобной
глобальной детерминации ими не учитывается
и, более того, им противоречит. Естественно,
что признание такой детерминации и
превращение астрологии в подлинную
науку вышеуказанным способом приведет
и к пересмотру философских концепций
человека. Вопрос о свободе человека
будет решен весьма определенным образом.
Необходимо будет вносить серьезные
изменения и в законодательство, и в
бытовые общественные установления.
Короче говоря, астрологическая научная
революция, если она окажется возможной,
будет иметь такие эпохальные планетарные
последствия, которые можно сравнить
разве что с возникновением цивилизации.
Все это, на наш взгляд, говорит о том,
что встраивание астрологии в корпус
современного научного знания является
гораздо более сложным и трудоемким
делом, чем это кажется на первый взгляд.

Наконец, заставляют усомниться в
возможности успеха такого предприятия
следующие соображения. Если действительно
существует детерминированность основных
свойств человеческой личности и
результатов ее поведения космическим
факторами, то как возможно сочетать ее
с существованием эмпирически случайных,
но социально и индивидуально значимых
событий? Предположим, что четверо равных
по своим астрологическим характеристикам
человека сели играть в покер. Один из
них выиграл крупную сумму денег, остальные
остались в проигрыше. На что в данном
случае влияли звезды: на распределение
карт, на решения игроков, или же на все
сразу? Если все четверо играют честно,
и астрологические характеристики у них
практически одинаковы, а прогноз на
этот день и на данное занятие благоприятен,
то тогда результат необъясним с точки
зрения астрологических влияний, а
прогноз невыполним, поскольку все не
могут выиграть друг у друга. Наиболее
справедливый результат здесь — это
нулевой выигрыш у каждого из игроков.
Но где же тогда удача?

Астрологическая теория может быть
спасена предположением, что описанный
выше случай хотя и возможен логически,
но на самом деле он запрещается законами
астрологии: подобная встреча за карточным
столом невозможна, звезды обязательно
разведут игроков так, что они никогда
не сядут играть вместе за один стол. Но
такое запрещение, вообще говоря, является
очень сильным. Оно не допускает даже
искусственного, экспериментального
создания подобной ситуации. Даже если
мы «как бы случайно» организуем
встречу четырех таких игроков и создадим
им все условия для игры, она все равно
не состоится, что-то неведомое, какая-то
неподконтрольная нам сила удержит эту
четверку от реализации идеи сыграть в
покер.

Такое положение дел выглядит очень
странно. Если влияния небесных тел
оказывается настолько сильным, что
осуществление некоторых событий,
несмотря на их кажущуюся обыденность,
является просто невозможным, то, очевидно,
это же влияние делает какие-то другие
события совершенно неизбежными. Но
тогда по крайней мере в некоторых случаях
человек не может нести ответственность
за совершенные им действия, поскольку
они привели к результату, предопределенному
космическим влиянием. Если на самом
деле на каждое индивидуальное человеческое
действие влияют космические силы (пусть
даже это влияние в общем случае только
обеспечивает условия для получения
интересующих людей результатов, но не
гарантирует их появления), то отсюда
следует, что результат совокупности
этих действий также детерминируется
небесными светилами. В итоге мы получаем
следующее. Каждому из нас в соответствии
с космическими влияниями задана
предрасположенность к некоторым
действиям и достижению определенных
результатов в некоторых областях.
Действия других людей при этом призваны
обеспечить нам возможности для реализации
наших предрасположенностей. Иначе
говоря, другие люди выступают по отношению
к нам как орудия звезд. Но точно также
и мы находимся по отношению к другим
людям в положении инструментов для
выполнения звездных предписаний.
Очевидно, что совместить в одной теории
представление о человеке как об орудии
звездного влияния, и представление о
нем как о субъекте, которому звезды
помогают, весьма и весьма затруднительно.
Принцип строгого звездного детерминизма
объективно будет стремиться в подобных
теориях к усилению и распространению
своего воздействия вширь и вглубь,
поскольку ситуаций, в которых человек
вынужден выступать игрушкой в руках
звезд, гораздо больше, чем противоположных
им.

Наконец, астрологическую теорию будет
очень трудно совместить с существованием
массовых однотипных событий, одновременно
случающихся с большим количеством
людей. Несколько исторических примеров.

6 августа 1945 года в Хиросиме в результате
атомной бомбардировки практически
одновременно погибли десятки тысяч
людей. Очевидно, что население такого
большого города не может состоять из
лиц одинакового возраста и пола, либо
родившихся по одним и тем же знаком
Зодиака. Тем не менее в их гороскопах,
причем во всех без исключения, 1945 год,
(а возможно и день — 6 августа) должен был
бы быть отмечен как период, в который
им угрожает смертельная опасность.
Учитывая то, что все это должны были бы
быть разные по содержанию гороскопы,
такое совпадение выглядит совершенно
невероятным.

Летом 1994 года лопнула печально известная
компания «МММ». Сотни тысяч людей
одновременно потеряли свои деньги,
причем для каждого из них это было весьма
чувствительным ударом. Астрологическая
теория должна была бы и в этом случае
привести к составлению таких гороскопов,
в которых для всех этих людей данный
момент времени был бы отмечен как период
серьезных финансовых потерь. Возможность
этого также выглядит сомнительно в силу
огромного разнообразия дат рождения у
вкладчиков этой компании, а также
плотности их распределения на временной
шкале. Все подобные события, также как
и стихийные бедствия и катастрофы,
представляют собой естественные
«решающие эксперименты» для проверки
любой возможной научной астрологической
теории. Предполагаемая требуемая
точность для такой теории, в силу
вышеуказанных обстоятельств, выглядит
практически недостижимой для современной
науки.

Но логически возможен и другой вариант
развития событий. Если астрология не
имеет реальных перспектив для превращения
в подлинно научную дисциплину,
соответствующую современным стандартам
научности, то при изменении этих
стандартов, т.е. в случае, если изменятся
наши представления о науке и научной
деятельности, астрология может получить
шанс считаться научной дисциплиной без
радикального изменения своего содержания.
Речь в данном случае идет об обсуждаемой
в философско-методологической литературе
возможности трансформации образа науки,
отступления от некоторых онтологических
и методологических установок, присущих
классической науке. Среди возможных в
недалеком будущем изменений методологи
предлагают рассматривать следующие
альтернативы.

2. Разделение материального и идеального
(сознания) относительно. Человек не
только и не столько противостоит природе,
сколько является ее имманентной частью.
Он должен не управлять природой, а
находиться в иных, например, диалогических
отношениях с ней.

3. Нет единых для всех наук методов,
возможны иные типы объяснения, помимо
редукции целого к частям.

4. Математическое знание не является
универсальным языком и стандартом
науки. Качественные, «понимающие»
методы не менее важны». (Филатов В.П.
Об идее альтернативной науки //
Заблуждающийся разум? Многообразие
вненаучного знания. М., 1990, с.157.)

Попробуем оценить, насколько астрология
соответствует подобным видоизменным
чертам научного знания. Первый из
указанных признаков плохо совместим с
астрологической картиной мира, поскольку
описываемый ей порядок связей между
космическими телами и людьми является
вечным и неизменным, настолько неизменным,
что даже реальные астрономические
изменения в конфигурации небесных
объектов не оказывают влияния на
астрологические предсказания. Второй
признак большей частью касается изменения
отношений между человеком и окружающей
его средой обитания, к астрологии он
имеет весьма косвенное отношение. Во
всяком случае, вряд ли астрология
предполагает какой-либо равноправный
диалог с планетами, скорее наоборот,
она здесь ближе к традиционной науке,
ставившей своей целью использование
человеком природных закономерностей
в собственных утилитарных целях. Третий
из перечисленных признаков действительно
может позволить астрологии рассчитывать
на включение в число научных дисциплин.
Расширение множества допустимых в науке
способов объяснения за счет добавления
используемых в астрологии
символико-мифологических интерпретаций
даст ей желаемый научный статус. Но
вместе с тем подобное расширение
предоставит аналогичный статус магии
и оккультизму, а это в свою очередь может
привести к практической утрате границ
между наукой и другими формами духовной
культуры. Что же касается последнего,
четвертого признака, то он скорее будет
мешать астрологии получить признание
в качестве науки, поскольку математическая
составляющая играет в ней одну из ведущих
ролей. Без весьма точных и технически
сложных математических расчетов
расположения небесных светил в те или
иные моменты времени астрологические
предсказания теряют свой смысл. Именно
вычислительная техника создает здесь
поле для применения символических
интерпретаций. Без нее они повисают в
воздухе. В этом отношении астрология
оказывается весьма прочно привязанной
к классическому идеалу математического
естествознания и какие-либо изменения
этого идеала в сторону отказа от
математической строгости и точности
приведут, по-видимому, к потере интереса
к астрологическим прогнозам. Если
прикладная наука предсказаний пользуется
устаревшей техникой, то она будет
подавляться конкурентами, чьи методы
расцениваются как более современные и
прогрессивные. Таким образом, предполагаемые
изменения в образе научного знания
оказываются в целом неблагоприятными
для надежд астрологии приобрести статус
полноправной науки.

Что такое астрология? «Это учение о воздействии небесных тел на земной мир и человека, в частности на его темперамент, характер, поступки и судьбу». Такое определение мы нашли в Большом энциклопедическом словаре. Но это лишь его первая часть, вторая гласит, что астрология позволяет предсказывать будущее, и тут-то начинаются сомнения: кто это сказал и почему мы должны доверять этому человеку, учитывая то, что сама наука отрицает действенность всех астрологических методик и квалифицирует астрологию как псевдонауку? Чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы, в первую очередь необходимо обратиться к истории самой астрологии и проследить основные этапы ее развития. Что мы сейчас и сделаем.

История загадочной астрологии

Астрология зародилась уже очень давно. Еще древнеримский политик Цицерон, живший в первой половине I в. до н.э., в своей первой книге отмечал, что халдеи (астрологи) вели записи звездных карт на протяжении 370 тыс. лет, а по утверждениям его современника – греческого историка Диодора Сицилийского — их наблюдения охватывали период в 473 тыс. лет. К слову, такой богатой историей на данный момент может похвастаться не каждая современная наука. Но что же изучала астрология того периода?

На начальном этапе своего развития астрология имела дело с предзнаменованиями событий, представляющими общественный интерес: древние жрецы-астрологи могли предсказать хороший или плохой урожай будет в этом году, как все закончится: войной или миром и т.д.

Отметим, что астрология еще задолго до рождения Цицерона и Диодора Сицилийского также изучала знаки зодиака. Например, у древних египтян человеческое тело делилось на 36 частей (на то же количество частей делился и весь зодиакальный пояс), каждая из которых находилась под покровительством определенной группы звезд, и для нее составлялся отдельный гороскоп. Такие схемы можно обнаружить на гробницах египетских фараонов. Связь звезд с частями человеческого тела также признавалась и в других странах Востока – в Персии, Индии, Китае, Японии, хотя число созвездий у разных народов заметно различалось.

Сегодня астрология достигла своего максимального развития, проделав колоссальный путь от магического учения о воздействии небесных тел на человека и земной мир до ремесла, строящего прогнозы для бизнеса. Стоит ли им доверять, будем разбираться ниже.

О хитрости и предприимчивости астрологов ходят легенды. Одна из них рассказывает об Альмансоре – придворном астрологе французского короля Людовика XI. Однажды Альмансор предсказал скорую смерть королевской фаворитки Маргариты де Сассенаж. Как по мановению волшебной палочки, через неделю молодая и цветущая женщина действительно умерла от неведомой болезни. Разгневанный король втайне от астролога приказал выбросить того из окна.

Сопровождаемый охранниками, он проходил мимо Людовика, который поинтересовался, знает ли астролог, сколько времени ему осталось жить. Альмансор сразу понял, в чем дело, и ответил, что умрет на три дня раньше короля. Людовик очень испугался и велел своим слугам тщательно оберегать астролога до конца его дней и следить за тем, чтобы он ни в чем не нуждался.

История знает много примеров, когда предсказания звездных специалистов сбывались только потому, что не могли не сбыться. Прямой тому пример – Карл Краффт – личный астролог самого Адольфа Гитлера. Оказывается, фюрер распорядился составить прогноз на развитие событий в Германии с 1937 по 1945 гг. В нем, в частности, говорилось:

Только кто победит, хитрый астролог забыл упомянуть. Как оказалось, это было и неважно.

Случай с немецким фюрером далеко не исключение. Нередко могущественные монархи, стремясь расширить свои владения, вели между собой непрерывные войны. Астрология в такие моменты пользовалась наибольшей популярностью: составлялись астрономические предсказания, которым доверяли завоеватели. И получается, зря? Большинство специалистов из других научных сфер уверено говорят: «Да».

Почему не стоит доверять астрологам и их прогнозам?

Они выразили свое беспокойство по поводу того, что СМИ охотно печатают на страницах своих изданий астрологические прогнозы: «Водолеи, сегодня вас ждут неприятности, поэтому постарайтесь не выходить из дома» или «Тельцы, вас ждет ссора с любимым человеком», и большинство (да, дорогие читатели, именно большинство) верит таким гороскопам. Подтверждение тому – данные Национального научного фонда, главный офис которого находится в США. Специалисты этого агентства относят веру в астрологию к одному из наиболее распространённых псевдонаучных заблуждений среди американцев. К слову, в России такая же ситуация. Чтобы уберечь граждан от обмана, в нашей стране создана специальная организация «Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук». Одной из ее задач является публичная критика астрологии как лженауки.

Убеждение в том, что астрология — псевдонаука, возникло не просто так. Оно основывается на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией. Современные ученые относят астрологию к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. И в такой ситуации виноваты сами астрологи, которые нередко спекулируют на проблемах, еще не до конца исследованных наукой. Однако, как и у всех учений, у астрологии также есть и сторонники.

А я верю астрологам!

Несколько столетий назад известный священник, противник астрологии Джон Батлер из Лихтбурга, захотел искоренить всех астрологов Англии. Однако он не стал призывать людей к ненависти и кричать лозунги на улице. Он решил узнать врага в лицо, а именно — ознакомиться с литературой по предмету.

Джона Батлера поддерживают и современные сторонники псевдонаучных теорий, полагая, что астрология имеет все шансы стать наукой. Например, в 2000 г. Комиссия по университетским грантам и Министерство развития человеческих ресурсов Индии решили ввести курс «Ведической астрологии» в индийских университетах. Не долго думая, они разослали письма, предлагая вузам гранты в размере 1,5 млн рупий за открытие отделений с преподаванием этой самой «ведической астрологии». К слову, на предложение откликнулись 35 университетов. На это, конечно, обратило свое внимание и научное сообщество Индии, которое тут же выразило свой протест против попыток придать научный статус псевдонауке.

Все-таки астрология – лженаука?

Ни один эксперимент до сих пор не смог доказать истинность утверждений астрологии. Возьмем, к примеру, исследование, начавшееся в 1958 г. и продолжающееся по сей день. На протяжении этого долгого времени ученые проследили за судьбой более 2000 человек, так называемых «временных близнецов», детей, родившихся с интервалом в среднем около 4 минут. Согласно астрологии, такие люди должны быть близки по профессии, уму, привычкам и т.д. Между тем, когда они повзрослели, никакого сходства между ними обнаружено не было. Эти люди оказались столь же отличны друг от друга, как и те, кто родился в разное время под разными знаками зодиака.

Верить астрологам или нет – дело сугубо индивидуальное. Однако, желая узнать свое будущее, не забывайте, дорогие читатели, о том, что его легко изменить. Ведь судьба человека зависит только от него самого и ни от кого больше.

Во-первых, каждый более-менее непредвзятый человек может сверить характеры и судьбы хорошо знакомых людей, родившихся под одним знаком. Думаю, сходств и различий здесь вы обнаружите не больше и не меньше, чем между людьми, родившимися под разными знаками.

Конечно, астрологи могут сказать, что «настоящие» гороскопы составляются, исходя не только из года и месяца, но также из дня, часа и минуты рождения. Однако чтобы проверить этот факт, потребуются обширные досье на людей, родившихся при совершенно одинаковом расположении небесных светил, а это нереально, а следовательно, и утверждение астрологов недоказуемо.

Это отмечал уже древнеримский скептик Секст Эмпирик в своем сочинении «Против астрологов»:

Проверки показали, что содержание гороскопа вовсе неважно, если человек, для которого он составлен, доволен. Французский ученый Мишель Гоклен несколько лет назад разослал по 150 адресам гороскоп одного из самых страшных убийц в истории Франции и попросил адресатов оценить, насколько этот гороскоп им подходит. 94 процента опрошенных ответили, что узнают себя в этом описании. Из журнала «Sky and Telescope», США

Второе. Достаточно купить несколько газет и журналов с гороскопами и сравнить их. Различия в предсказаниях судьбы окажутся поразительными. Астрологи вообще компания разношерстная и противоречивая. Существуют сотни различных школ, постоянно «воюющих» и спорящих друг с другом о критериях и методах астрологического прогноза, — ситуация для нормальной науки невозможная.

Ученые, конечно, могут спорить и выдвигать разные гипотезы, но они все равно основываются на каком-то определенном, признанном всеми, базисе (закономерностях, фактах, терминологии), иначе научный диалог был бы совершенно невозможен. Зато излюбленный прием всех оккультистов прошлого и настоящего — обвинять своих коллег в «профанации Истинного Знания».

И, наконец, каждый из вас может провести элементарный эксперимент (возможно, он и не очень корректен, зато совершенно беспроигрышен). Зачитайте любителю астрологии любой, не относящийся к нему, гороскоп, но так, чтобы он этого не знал. И вы увидите, как он будет цокать языком и кивать головой, слушая совершенно не предназначенную ему информацию, как он будет находить в себе те черты характера и соглашаться с предсказанными поворотами судьбы, которые вы излагаете.

Джефри Дин, австралийский исследователь, проводивший обширные проверки в астрологии, «перевернул» астрологические описания характеров 22 человек, то есть заменил в них все фразы на противоположные по значению. И все же 95% опрошенных посчитали, что их характеры описаны правильно. То есть, по сути дела, для удовлетворения астрологического любопытства сойдет любой гороскоп, лишь бы он был разумно составлен.

Тут мы подходим к самому интересному моменту данной темы — психологическим техникам составления гороскопов. Именно благодаря ей да нашему страху перед будущим (вкупе с любопытством) кормится огромная армия разнообразных «пророков».

Принципы составления гороскопов определяются психологией «массового потребителя» и, соответственно, составляются по принципу «среднего арифметического с уклоном в положительные величины». То есть стараясь максимально попасть в «цель» (а точнее, в большее количество «целей»), независимо от конкретной личности потребителя.

Определения должны быть уклончивы и туманны (чтобы их можно было трактовать по своему желанию), как можно более разнообразны (чтобы хоть что-то совпало) и уважительны к потребителю (чтобы не обидеть). Например, если пишут, что вы «ленивы», то тут же добавляется, что «если вы возьметесь все-таки за дело, то справитесь с ним блестяще». То есть и ленивый себя узнает (и порадуется), и трудолюбивый спорить с этим не будет.

Джон Уильям Уотерхаус, «Посещение Оракула», 1884 г.

Т. Гоббс в своем «Левиафане» писал о предсказателях:

Ему вторит К. Поппер:

Делая свои интерпретации и пророчества достаточно неопределенными, они способны объяснить все, что могло бы оказаться опровержением их теории, если бы она и вытекающие из нее пророчества были более точными. Чтобы избежать обвинений в фальсификации, они разрушают проверяемость своих теорий.

Самый яркий пример изворотливости предсказателей — случай с лидийским царем Крезом. Подумывая о войне с персами, он решил заручиться божественными предсказаниями и направил своих гонцов в Грецию к знаменитым дельфийским оракулам. Оракул «прорек», что Крез сокрушит великое царство, когда перейдет реку Галис (восточная граница Лидии).

Вид на реку Кызылырмак (античное название Галис)

Могут, конечно, и среди них «поведенные» попасться, но это уже, когда «трон» крепок, денег масса, дела идут сами по себе и «борьба за место под солнцем» пока не грозит. То есть просто с жиру и от скуки бесятся. Для таких людей вся эта вера (с очень маленькой буквы) — своеобразный психологический «костыль», полезный для удовлетворения «потребности в мистике», но редко применяемый в действии.

За сотни лет к астрологии сложилось неоднозначное отношение. Есть как приверженцы ее методик, так и те, кто не верит в гороскопы, а также неординарные способности предсказателей. Можно ли считать астрологию наукой и существуют ли доказательства в пользу ее суждений?

Что такое астрология?

Главная проблема астрологии состоит в том, что для нее не предусмотрено даже определенного понятия. Чаще всего под астрологией подразумевают группу практик, верований, которые описывают влияние астрономических объектов на человека.

12 знаков Зодиака, согласно астрологии

Согласно утверждениям астрологов, от расположения и движения небесных тел может зависеть судьба человека, его характер, поведение, происходящие в жизни события. Также считается, что «по звездам» можно предсказывать будущее.

Астрология имеет паранаучный характер. В ее основе содержатся два аспекта:

  • наблюдение за астрономическими объектами;
  • интерпретация полученных сведений.

Когда именно люди впервые обратили внимание на небесные тела и начали соотносить их со своей жизнью, точно неизвестно. Наверняка можно сказать лишь то, что в Древней Месопотамии (конец III тыс. до н.э.) уже существовала астрология предзнаменований.

Также исследователи пришли к выводу, что сперва астрологи пытались предсказывать лишь значимые, масштабные события, касающиеся, например, целого государства. И лишь существенно позже возникли индивидуальные гороскопы (5-4 века до н.э.).

Как наука относится к астрологии?

С научной точки зрения астрология относится к категории лженаучных учений. В то же время, ученые признают тот факт, что заинтересованность небесными телами в далеком прошлом послужила стимулом для возникновения и развития таких наук, как математика, астрономия, метеорология и др.

Не следует путать астрологию и астрономию. Последняя является наукой о небесных телах

В слове «астрология» имеется корень «логос», который происходит из древнегреческого языка. С его помощью образованы названия многих наук, например, биология, психология и т.п. Из-за этого ученые зачастую вынуждены доказывать, что астрология называется так ввиду сложившихся традиций, а не потому, что относится к наукам.

Интересный факт: в 1975 почти две сотни ученых, среди которых было и 18 лауреатов Нобелевской премии, выступили против астрологии. А именно – они были обеспокоены тем, что многие СМИ уделяют время этой псевдонауке и тем самым вводят в заблуждение граждан.

В любой науке применяется научный метод. При этом ученые выдвигают определенные гипотезы, а затем проверяют их путем проведения экспериментов. Прогнозы астрологов подобных подтверждений не получают.

Попытки подтверждения астрологических данных

Основная причина того, что астрология не является наукой – отсутствие весомых доказательств в пользу данных суждений, теорий и практик. Однако попытки доказать правдивость предсказаний предпринимались неоднократно.

Например, один из самых интересных экспериментов начался в 1958 г. и длится до сих пор. Исследованию подверглись так называемые астрологические близнецы. Так называют совершенно разных людей, которые родились примерно в одно время (интервал должен составлять не более 4,8 минуты).

По астрологическим убеждениям у таких людей совпадают гороскопы и, соответственно, должны быть одинаковыми характер, профессия, интересы и т.д. Однако никакого сходства обнаружено не было.

Наука подразумевает сбор, систематизацию и критический анализ фактов. Астрология базируется на неподтвержденных данных

В астрологии также существует понятие «эффект Марса». Сторонники данной гипотезы ссылаются на то, что положение Марса в момент рождения человека влияет на его спортивные успехи.

Выдвинуто это предположение французским астрологом Мишелем Гокленом в 50-х годах. Научное сообщество отрицает гипотезу и считает, что Гоклен совершил ошибки в области статистики и систематики.

Особый интерес вызывает эксперимент Форера. Психолог Б. Форер в 1948 провел опыт при участии студентов. Он раздал всем участникам психологические тесты личности. Пройдя такой тест, каждый студент мог получить описание своего характера.

Однако под видом психологических портретов Форер вручил участникам эксперимента астрологические прогнозы. Принимая во внимание авторитет преподавателя, большинство студентов подтверждали сходство своей личности и полученных результатов. Психологи считают, что по такому же принципу работают и все астрологические гороскопы.

Астрология не является наукой, а принадлежит к псевдонаучным учениям. В ней не используются общепринятые научные методы. Полученные данные не находят экспериментального подтверждения. Многочисленные попытки доказать правдивость гороскопов и прочих практик не увенчались успехом.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *