Буддисты и астрология

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы постараемся раскрыть взаимоотношения буддизма и тибетской астрологии.

География распространения и важность Что помогает узнать астрология Тибетский астрологический центр С чего всё начиналось Отличия в философии 5 элементов Астрология в фольклоре Заключение

С чего всё начиналось

На тибетскую астрологию оказала влияние древняя религия бон, культивируемая здесь ещё до прихода буддизма. С седьмого века нашей эры, когда в Тибете распространился буддизм, обе религии были в состоянии антагонизма, но затем произошло взаимопроникновение и синтез идей и даже появились общие национальные герои.

Основы тибетской астрологии составляют взаимосвязанные, но несколько видоизменённые астрологические аспекты, используемые в Индии и Китае. Соответственно, и философия её немного другая.

Истоками тибетской астрологии служит «Тантра Калачакра», что в переводе означает «циклы времени». По описанию Будды, есть циклы внешние, связанные с движением планет и временными отрезками, такими, как день, неделя, месяц, год; и внутренние.

Последние связаны с циклами дыхания и различных энергий, воздействию которых подвергается тело человека. Есть и другие циклы, при помощи которых (в виде медитаций на образ Будды Калачакры) можно постигнуть первые два вида циклов или очистить их по необходимости.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сегодня мы поговорим о божествах-покровителях в буддизме. Если проводить аналогии между религиями, во многом прослеживается соответствие с ангелами-хранителями в христианстве. Впрочем, такое сравнение весьма поверхностно.

Тем, кто желает достичь успехов на пути к просветлению, рекомендуется четко знать своего покровителя и особые мантры, которые следует читать для него. Но обо всем по порядку.

В буддистской философии существует множество мистических, божественных и полубожественных существ. Личных покровителей, которые есть у каждого человека, называют Идамами или Йидамами, а также Иштадеватами.

Это просветленные сущности, которые предстают в разных образах и формах – радостной, мирной или гневной – могут быть маленькими, как песчинка, или огромными, как скала.

Однако всегда задача у них одна – способствовать связи практикующего буддиста с сознанием и природой Будды. Каждый, кто практикует медитации и ретриты, должен во время них представлять своего Идама, зрительно концентрироваться на нем и обращать свои просьбы и молитвы именно к нему.

Знать буддийские божества по году рождения необходимо, чтобы мольбы не остались без ответа, а медитации помогли найти путь к просветлению.

знаков (знаки Тигра, Дракона, Лошади, Собаки, Свиньи) и семь «мягких»

(знаки Мыши, Быка, Зайца, Змеи, Овцы, Обезьяны и Петуха). В периоды

действия «жестких» знаков обстоятельства жизни и черты личности

трудно поддаются изменению, человек действует под давлением

обстоятельств, в «мягкие» же периоды многое становится податливым,

вариабельным, доступным изменению (это деление не совпадает с

делением знаков на яньские и иньские).

Если изобразить 12 знаков цикла в виде круга, расположив их, как

принято на Востоке, по часовой стрелке, и поместить в центр фигуру

сидящего Будды, то один из знаков окажется над его головой, два

других — на уровне ушей, два следующих — на уровне плеч и так далее.

Буддийские астрологи учитывали и расположение знаков «относительно

Будды», считая, что с течением времени зодиакальный круг

поворачивается вокруг Будды п р о т и в часовой стрелки.

Особенно часто это расположение знаков учитывалось для уточнения

характеристики года рождения. Восточный год (начинающийся, как

известно, не 1 января, а в конце января — феврале, см. таб. 7)

открывается месяцем Тигра. Поэтому в начале любого года (весной)

месяц Тигра находится над головой Будды. Знак же, обозначающий год,

может оказаться в любом другом месте.

Таким образом, человек, родившийся в год Тигра и месяц Тигра,

считается родившимся у головы Будды, а в тот же год осенью (в месяц

Обезьяны) — возле его ног (рис. 5, 6).

Текущий месяц (приблизительно соответствующий тому или иному

европейскому знаку Зодиака, см. таб. 8) всегда помещается над головой

Будды. Так, если вы родились в год Тигра, но в июне, соответствующем

месяцу Лошади, то над головой Будды окажется знак Лошади, а ваш знак

Тигра будет находиться от него в пятой позиции: вы родились возле

живота Будды. Если же вы — Близнецы, но родились в год Дракона, то

ваш знак (знак года Дракона) займет место возле плеч Будды.

Что это означает?

1. Человеку, родившемуся у головы Будды, предначертано

богатство, слава. Он может даже стать царем или ханом (или, с учетом

нашей действительности, президентом какого-либо региона, банка или

2. Человек, родившийся около ушей Будды, наделен мудростью. Это

— ученый, исследователь. Он честолюбив, неуклонно стремится к своей

цели и, как правило, достигает ее, потому что ему сопутствует удача.

3. Человек, родившийся у плеча Будды, пользуется благосклонностью власть имущих — и вместе с тем независим,

самостоятелен: его незаурядный ум позволяет ему идти своей дорогой.

4. Pодившийся возле рук Будды — умелый человек, мастер своего

дела, стремящийся всегда доводить начатое до конца и постоянно

совершенствоваться в своем искусстве. Он никогда не останется без

5. Человек, родившийся возле живота Будды, тоже будет жить в

достатке: если он ничего и не заработает, то удача сама найдет его.

Но, как правило, это человек, стремящийся обеспечить комфорт себе и

своей семье, что ему обычно и удается.

6. Человек, родившийся на бедрах Будды, — существо подчиненное.

Скорее всего, он будет жить в чужом доме, возможно даже, в чужой

стране, и следовать указаниям других.

7. Человек, родившийся у ног Будды, окружен заботой ближних.

Если это мужчина — он очень любит жену, если женщина — обожает мужа.

В доме, как правило, царит достаток.

В буддийской астрологии применяется также понятие «Восьми

стихий» (элементов). Тибетцы и монголы, выбирая пастбища или

отправляясь на охоту, внимательно следили за ветром. Эти наблюдения,

выраставшие из близкого общения с природой, и стали основой учения о

Система «Восьми стихий» основана на представлении о восьми

сторонах света — четырех основных и четырех дополнительных, каждой из

которых соответствует один из восьми элементов: север — вода, юг —

огонь, запад — железо, восток — дерево, юго-запад — земля,

северо-запад — пустота («огторгуй»), северо-восток — гора, юго-восток

— ветер. Если расположить двенадцать животных календарного цикла по

часовой стрелке, то получится, что каждый год тоже имеет свою стихию:

Свинья и Мышь — вода, Тигр и Заяц — дерево, Змея и Лошадь — огонь,

Обезьяна и Петух — железо, Бык — гора, Дракон — ветер, Овца — земля,

Собака — пустота (см. рис. 2).

Pаньше жители Дальнего Востока, как правило, знали свою стихию

(то есть ту стихию, которая соответствовала их году рождения) и

пытались предохранить себя от неприятностей в неблагоприятный для них

день, месяц, год. Считалось, что удача или неудача в любых делах,

будь то охота или перекочевка, сбор новой юрты, стрижка овец,

строительство колодца или дойка скота, повторяются каждые восемь лет

и восемь суток. Цифра «8» воспринималась как одна из важнейших единиц

жизненного ритма. Понятие Восьми стихий связано с теорией пяти элементов,

двенадцатилетним календарным циклом и так называемыми девятью

цветовыми знаками, о которых ниже.

Определить, «под какой стихией» человек родился, можно по

таблице 2. Для этого нужно:

1. найти коэффициент года рождения (в Монголии пользовались лунным

календарем, и этот коэффициент служит для пересчета наших солнечных

лет в лунные);

2. коэффициент дается на 1 января, поэтому к нему следует

прибавить число дней, прошедших от 1 января до дня рождения (30

оставшихся дней января, 28 или 29 дней февраля и т.д.);

3. разделить полученное число на восемь, выделив остаток. Величина

остатка и покажет стихию. Если остаток равен нулю (число делится на

восемь), его следует принять равным восьми.

К примеру, требуется найти стихию для 10 апреля 1979 года или

года желтой овцы XVI шестидесятилетия.

На 1 января 1979 года коэффициент равен 61. Добавляем к этой

цифре 30 оставшихся дней января, 28 дней февраля, 31 день марта и 10

1. 61 + (30 + 28 + 31 + 10) = 160

По следующей таблице (таб. 3) определяем, какой стихии

соответствует полученное число, и получаем ответ: стихия — ветер.

Не забывайте о високосных годах! Если вы родились в високосном

году после февраля, то на февраль следует прибавить 29 дней.

Pасположение цифр в квадрате изменяется каждый год. Таким

образом, каждый год в центре оказывается новая цифра, и новый элемент

занимает место вверху квадрата. Этот элемент называется

«главенствующим» (мэнге голлосон) и определяет характер очередного

года жизни (благоприятный или неблагоприятный).

Определить, какой характер имеет для вас текущий (или будущий,

или любой иной) год, можно по таблице 4. Для этого нужно отсчитать

на ней количество прожитых вами лет. Для мужчин отсчет начинают от

«огня» и считают по часовой стрелке, для женщин — от «воды», против

часовой стрелки. При этом к своему возрасту надо прибавить один год.

Центральный квадрат не учитывается. Квадрат, в котором закончится

счет, покажет стихию нужного вам года.

а) если считать возраст мужчины по часовой стрелке от знака

«огонь», то на знак «земли» попадает возраст 10, 50, 90 лет, на

«пустоту» — 20, 60, 100, на «гору» — 30, 70, на «ветер» — 40, 80;

б) если считать возраст женщины против часовой стрелки,

начиная с «воды», то на «пустоту» выпадет возраст 10, 50, 90, на

«землю» — 20, 60, 100, на «ветер» — 30, 70, на «гору» — 40 и 80.

Точно так же стихию нужного года можно определять и по пальцам

руки, как показано на рис. 3. Для этого достаточно лишь запомнить

расположение цифр центрального квадрата на фалангах пальцев:

9 — огонь, юг 1 — вода, север 7 — металл, запад 3 — дерево, восток 2 — земля, юго-запад 6 — пустота, северо-запад 8 — гора, северо-восток 4 — ветер, юго-восток

Каждой из восьми стихий соответствует одно из направлений «розы

ветров», связываемое с теми или иными предсказаниями, благоприятными

или дурными. Благоприятными считались направления, именуемые «жизнь»,

«здоровье», «удача» и «счастье», неблагоприятными — «зло», «болезни»,

«ведьма» и «демон» (дьявол). Каждый год предсказания для этих

Так, в год, когда главенствует стихия огня, болезни угрожают

человеку с севера, жить ему лучше на востоке, удача ждет его на

юго-востоке, счастье — на юге, зло подстерегает на северо-востоке,

для здоровья полезен юго-запад, на западе его ожидает демон (дьявол),

на северо-западе — ведьма.

Вода: счастье — на севере, удача — на востоке, жизнь — на

юго-востоке, болезни — на юге, ведьма — на юго-западе, зло — на

западе, болезни — на северо-западе, дьявол — на северо-востоке.

Железо: болезни — юго-восток, удача — юго-запад, счастье —

запад, жизнь — северо-запад, зло — север, ведьма — восток, здоровье —

юго-восток, дьявол — юг.

Дерево: болезни — на юго-востоке, жизнь — на юге, удача — на

севере, счастье — на востоке, зло — на юго-западе, ведьма — на

западе, дьявол — на северо-западе, здоровье — на северо-востоке.

Земля: жизнь — на северо-востоке, болезни — на северо-западе,

удача — на западе, счастье — на юго-западе, зло — на востоке, дьявол

— на юго-востоке, здоровье — на юге, ведьма — на севере.

Пустота: болезни — на юго-западе, жизнь — на западе, счастье —

на северо-западе, удача — на северо-вовтоке, здоровье — на севере,

дьявол — на востоке, ведьма — на юге, зло — на юго-востоке.

Гора: жизнь — на юго-западе, болезни — на западе, удача — на

северо-западе, счастье — на северо-востоке, ведьма — на юго-востоке,

зло — на юге, дьявол — на севере, здоровье — на востоке.

Ветер: жизнь — на севере, болезни — на востоке, счастье — на

юго-востоке, удача — на юге, дьявол — на юго-западе, здоровье — на

западе, зло — на северо-западе, ведьма — на северо-востоке.

Поэтому в старину монголы, желая, чтобы наступающий год был

благополучным, в первый день Нового года (утром, на рассвете)

выходили из дома и шли в направлении «удачи», а потом, сделав крюк,

возвращались домой со стороны «счастья».

Магия — Буддийская астрология. Рука и лицо

В этом и заключается главное отличие тибетской астрологии от индуистской или китайской. В индуистской астрологии главное значение придаётся времени проведения ритуалов, в китайской – получению или удержанию при помощи неё власти, то есть политике.

Здесь же мы имеем дело с возможностью освобождения от всяческих ограничений, влияющих на человека в результате различных циклов: смены времён года, изменения погоды, цикла полового созревания,  менструального цикла, менопаузы и других.

Освободившись путём медитации от ограничений, накладываемых ими, человек становится свободным, чтобы проявить сострадание  и помочь другим в полной мере.

Магия — Буддийская астрология. Восемь стихий

Буддийская астрология вводит нас в удивительный мир тибето-монгольской космологии, корни которой уходят в глубокую древность. Опыт предков не был забыт, а лишь дожидался своего часа.

Ближайшие соседи Монголии — Китай и Индия. Ясно, что основы эзотерических и философских учений пришли в Монголию оттуда. Однако за десятки веков своего существования на монгольской почве они трансформировались, приобрели новые черты, составив в конечном итоге самостоятельный комплекс. Наряду с узнаваемыми чертами астрологических школ Индии и Китая, Восточным Зодиаком и общепринятыми правилами хиромантии в трудах буддийских монахов Монголии мы находим и совершенно своеобразные толкования, уникальные методы, подробную разработку вопросов, оставляемых в других школах без внимания.

Буддийская астрология, не требуют сложных расчетов, и каждый сможет узнать о себе немножко больше, чем он знал до сих пор.

Магия — Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология

Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень

давно. Например, монголы — еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые

животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так

как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было

представление о месяцах или сезонах, которое переняли и

монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116

год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах

5 элементов

Почему же медицина и астрология так тесно связаны в Тибете? Происходит это оттого, что внешний мир и тело человека состоят из одинаковых элементов. Их пять – металл, вода, огонь, дерево и земля, и они должны находиться в гармонии внутреннего и внешнего в движении времени.

Эти элементы связаны с 12-ю животными: мышью, быком, тигром, кроликом, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, кабаном.

Поэтому, цикл 12-ти знаков может включать как год металлической мыши, так, скажем, и водяной. Каждое животное выступает в пяти разных обликах в строго определённых промежутках. Свериться по годам можно в тибетском календаре.

Необходимо отметить, что в Тибете начало года не приходится на январь, как у нас. Ниже мы приведём некоторые данные, по которым вы сможете определить свой астрологический знак по году рождения:

Существует несколько теорий возникновения цикла длиной в шестьдесят лет в астрологии. Первая, китайская – это вышерассмотренные 5 элементов, умноженные на 12 животных. Вторая, индийская – это то, что планета Юпитер совершает 5 двенадцатилетних оборотов вокруг Солнца за 60 лет.

Следующая, тоже из Индии, заключается в том, что планета Сатурн делает два тридцатилетних оборота вокруг светила за это же время.

Тибетские астрологи решили объединить эти знания в свою единую систему. Решение о её образовании было вынесено, когда три года очередного китайского цикла уже прошли. Поэтому с тех пор у тибетцев этот цикл начинается с года Зайца, а не Крысы, как у жителей Поднебесной.

Магия — Буддийская астрология. Предсказания по дням рождения

Предсказания даются на дни лунного (синодического) месяца,

отсчитываемого от новолуния и содержащего неполные 30 дней. Чтобы

определить, в какой лунный день вы родились, следует подсчитать, на

который по счету день после новолуния приходится ваша дата рождения.

Это можно сделать по календарю или по эфемеридам. Однако эти

предсказания можно отнести и просто ко дню рождения (числу месяца).

Pодившиеся 31-го числа входят в последнюю группу (относятся к 30

Магия — Буддийская астрология. Характер дней цикла

Каждый из двенадцати дней цикла животных имеет и свой

собственный характер, не зависящий от дня рождения того человека,

который заглядывает в календарь: эти рекомендации действительны для

всех. Быстро вычислить, какому животному посвящен текущий (или, к

Мышь: день приобретений, день хозяина. В этот день занимаются

домашними, семейными делами — начинают строить дом, отправляются в

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Буддийская астрология вам оказалось не достаточно.

Магия — Буддийская астрология. Девять цветов

Буддийская астрология включает много разных понятий, которые

опираются на явления Вселенной, природы и отвечают биоритмам

человека. Помимо Восьми стихий, о которых мы только что рассказали,

различали также девять цветов или цветовых знаков, называвшихся так:

1 белый, 2 черных, 3 синих, 4 зеленых, 5 желтых, 6 белых, 7 красных,

8 белых и 9 красных. Если цикл стихий повторяется каждые 8 лет и 8

суток, то цикл цветовых знаков — каждые 9 лет и 9 суток.

Магия — Буддийская астрология. Характер дней недели

Аналогичные рекомендации могут быть даны и на каждый из семи

дней обычной недели, соответствие которых элементам и животным

Воскресенье. День Солнца, день великих людей. В этот день

хорошо: изучать науки, медитировать, выдвигать себя на высокий пост,

составлять сложные лекарства и принимать их, кроить одежду,

исправлять ошибки, недостатки; хорошо также устраивать скачки

Астрология в фольклоре

У последних имеется отличная сказка о том, как стали вести счёт годам по животным. Согласно ей, научил этому людей Нефритовый владыка Юй-ди. Однажды он велел всем зверям и птицам явиться во дворец, дабы определить достойнейшего.

В то время все животные жили в мире, и кошка с мышкой, две лучшие подруги, решили идти в Небесный дворец вместе. Так как кошка была большая соня, она попросила мышку разбудить её пораньше, в чём её мышь и уверила, а сама поутру отправилась во дворец одна.

В этот же час засобирался во дворец и дракон, но ему хотелось украсить голову красивыми рогами, которые в те времена были на голове у петуха. Обманным путём он забрал у него рога, и они прибыли во дворец.

Все звери были в сборе, кроме кошки. Владыка приказал им выбрать между собой двенадцать самых достойных. Выбор пал на 12 известных нам зверей. И разгорелся спор: кому же быть первым, в каком порядке эти года расставить.

Владыка вмешался и предложил Вола. Но Мышь доказала, что люди считают её самой большой. С тех пор первой стала она. Но когда она, беспечная и распираемая от гордости, вернулась, то встретилась с кошкой, шипевшей от негодования. В результате возникшей перепалки кошка проглотила мышь, отсюда и пошла их вражда.

А Петух, опечаленный, что его поставили после Дракона, решил, что дело было в рогах. Пошёл он на берег и начал безуспешно требовать рога обратно. Но ответа не дождался, и с того времени петухи кричат по утрам «Лун-гэгэ, цзяо хуань во!»

Вы думаете, это «Ку-ка-ре-ку?» Отнюдь. Это значит «Братец дракон, отдай мне рога!»

Изучая влияние природных факторов на человека, жители стран Дальнего Востока нашли, что все живые и неживые существа на земле состоят из пяти основных элементов — дерева, огня, земли, металла, воды. О происхождении этих пяти элементов рассказывают следующую легенду:

Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник. Однажды охотился он на берегу озера да и подстрелил диковинного зверя. То была черепаха. Она упала, подстреленная, и перевернулась, лежит кверху брюхом. Подошел к ней охотник. Видит — в четырех лапах комки глины. Под передними лапами торчит обломок деревянной стрелы с железным наконечником, живот раздулся, как воздушный шар, изо рта жар пышет, из другого отверстия вода выливается.

Смотрел, смотрел охотник и решил, что земля, железо, дерево, вода и огонь (горячий воздух) — это и есть те пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная.

На панцире черепахи узоры — ровно 12 рисунков разных животных. Вот охотник и распределил пять элементов между этими животными. Так получился 60-летний календарный цикл.

Для жителей Китая и Монголии панцирь черепахи служил как бы естественной гадальной доской: даже книга «И Цзин», как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи.

В одной старинной сутре написано: «Небо и земля плоские, вся вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост — на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент «огонь» и соответствует годам Лошади и Змеи; запад — это «железо» или Петух и Обезьяна; север — «вода» или Свинья и Мышь; восток — «дерево» или Тигр и Заяц». Впрочем, подробнее об этом распределении круга животных по сторонам света мы поговорим в главе «Pоза ветров или восемь стихий».

Двенадцать животных, как бы помноженные на пять элементов, образуют шестидесятилетний временной цикл. Биоритмы человека, циклы планет, вселенной тесно взаимосвязаны, что учитывают в своих предсказаниях хироманты и астрологи.

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, кости, мясо (мышцы), кожа, кровь. Скелет тоже состоит из пяти основных частей: череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки). Заметим далее, что на руках и ногах — по пять пальцев. Позвоночник также делится на пять отделов — шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный. Главных органов чувств — пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Человек выделяет пять жидкостей: слизь, слюну, пот, мочу, слезы. Он потребляет пять веществ окружающей среды: воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться, на десятый — родится. Если человек заболевает, ему сопутствуют пять звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота. Кашель — признак деятельности легких, чихание — носа, икота — горла, зевота — нервов, отрыжка — желудка.

Интересно, что монголы называли возраст каждого животного, умножая характерный для него возраст зрелости на пять: лошадь — 6 х 5 = 30, собака 2 х 5 = 10, и т.д. В голосе человека имелось, по их мнению, пять тонов или звуковых оттенков, и не удивительно, что в монгольской музыке (как и в китайской, корейской, японской, бирманской) пять тонов, а не семь, как в Европе. Кроме того, в монгольском языке фактически пять гласных, хотя в алфавите их семь. Кстати, в английском, японском и китайском языках тоже по пяти гласных звуков.

Если европейские астрологи выделяют четыре темперамента, то буддисты, как правило, пять: 1. Холерик (импульсивный тип). 2. Сангвиник (эмоциональный, уравновешенный). 3. Флегматик (жесткий, твердый). 4. Меланхолик (тихий). 5. Промежуточный или спокойный. Эмоциональный характер соответствует первому дню недели, импульсивный — второму, промежуточный — третьему, меланхоличный — четвертому, флегматичный — пятому (они пользовались не семидневной неделей, а пятилетним циклом).

Главный принцип определения биоритмов человека отталкивается от цифры «пять»: в буддийской астрологии принято рассчитывать параметры и биоритмы человека по пяти планетам. С момента зачатия плода эмбрион уже вступает в единое биополе земли и через мать воспринимает внешнюю среду. Под воздействием этой среды он находится почти все девять месяцев внутриутробного развития.

Жители стран Дальнего Востока полагают, что когда человек рождается, ему уже исполняется год, который фактически состоит не из 365, а из 275 дней: через четыре с половиной месяца после зачатия (или через 135 дней) эмбрион оживает, начинает шевелиться, а через девять месяцев (275 дней) появляется на свет. Дальнейшее его развитие подчинено такому же ритму: на девятом месяце младенец начинает вставать, в десять месяцев — ходить. Таким образом, если при определении возраста учитывать не календарное летоисчисление, а девятимесячные циклы, то получается, например, что сорок лет равны пятидесяти годам, а пятьдесят лет — шестидесяти.

Но вернемся к пятидневному циклу, которому отдают предпочтение буддийские астрологи. Недаром буддисты называют нашу землю миром пяти чувств. Глаза человека — это зеркало Вселенной, уши предназначены для восприятия всех звуков, рот — для ощущения вкусов, нос — для обоняния запахов, кожа — для осязания материальных оболочек. Буддийские сутры учат человека воспринимать все «без излишеств, без недостатков, без ошибок». Только человек, живущий в гармонии с природой, будет счастлив, умен, долго проживет.

Пять элементов имеют мужские и женские варианты. Из них вырастают пять цветов: красный (огонь), желтый (земля), белый (железо), черный (вода), синий или зеленый (дерево).

Времена года принято делить на два основных, теплое и холодное: теплое — начиная от легкого тепла до сильной жары, холодное — от первых холодов до сильных морозов. Но каждое из них делится еще на пять периодов.

Пять элементов находятся между собой в разных взаимоотношениях. Одни отрицают друг друга, другие дополняют, третьи ограничивают, четвертые сливаются воедино. Под влиянием этого взаимодействия все в мире развивается, меняется, рождается и умирает. Но буддийская космология различает не один, а два ряда из пяти элементов.

1. Космологические элементы — земля, вода, огонь, воздух, дерево.

2. Элементы магии — дерево, огонь, земля, железо, вода.

В лингвистике и медицине, астрологии и астрономии используется, по преимуществу, первый ряд элементов, в магии и гаданиях — второй. Отношения между ними определяются словами: мать, сын, друг, враг. Именно в такой последовательности располагаются по кругу, по часовой стрелке элементы «дерево», «огонь», «земля», «железо», «вода».

1. Дерево: мать — вода, сын — огонь, друг — земля, враг — железо.

2. Огонь: мать — дерево, сын — земля, друг — железо, враг — вода.

3. Земля: мать — огонь, сын — железо, друг — вода, враг — дерево.

4. Железо: мать — земля, сын — вода, друг — дерево, враг — огонь.

5. Вода: мать — железо, сын — дерево, друг — огонь, враг — земля.

Если считать по часовой стрелке, то первым элементом будет «мать», следующим — «сын», затем через одного «друг». Если против часовой стрелки, то через одного будет «враг» (см. рис. 6).

С пятью первоэлементами соотносят и двенадцать астрологических животных, каждое из которых находится в сродстве с одной из стихий: например, Тигр и Заяц считаются принадлежащими к элементу Дерева, и т.д. Это — собственная стихия (элемент) знака, не имеющая прямой связи с календарным чередованием знаков и элементов.

Кроме двенадцати знаков астрологических животных, таким же образом распределяются и семь планет, и дни недели. В результате получается, например, что железо (Венера, Обезьяна и Петух) — враг дерева (Юпитер, Тигр и Заяц), хотя дерево — друг железа; огонь (Марс, Лошадь и Змея) — враг железа (Венера, Обезьяна и Петух) и т.п.

Поскольку судьба человека тесно связана с годом его рождения, выходит, что родившемуся в год Тигра или Зайца надо опасаться планеты Венера и года Обезьяны; родившемуся в год Лошади — опасаться Меркурия, т.е. годов Свиньи и Мыши; родившемуся в год Быка, Дракона, Овцы, Собаки — опасаться Юпитера, т.е. годов Тигра и Зайца и т.п. Враждебный год наиболее опасен для жизни и здоровья, поэтому по-тибетски он называется «чиса», «смерть».

В сутре «Из молитв проясняется судьба» каждый год определяли и в зависимости от того, как соотносится сопровождающая его стихия (элемент) с его собственной. Например, год Обезьяны (железо) с элементом «дерево», т.е. год дерева и Обезьяны или, как иногда говорят, «год деревянной Обезьяны» (дерево для железа — друг) будет хорошим, а год Быка (земля) с тем же элементом — плохим (дерево — враг земле); с элементом огня год Собаки — хороший, Дракона — плохой, с элементом железа год Быка — хороший, Мыши — плохой.

Благоприятное сочетание элементов со знаками животных положительно влияет на судьбу человека, помогает ему во всем. В старинных сутрах описаны также типы характеров в связи с элементом, сопровождающим год рождения, уже безотносительно к собственной стихии

:1. Человек, родившийся в год с элементом дерева., особенно в летние месяцы, «подобен слону», то есть отличается крепким здоровьем и долголетием. Pожденный весной имеет трудный характер. До 30 лет такой человек не испытывает нужды, а затем переживает тяжелый период. Лишь после сорока лет его жизнь опять становится богатой и благополучной.

2. Элемент огонь — человек скромный, тихий, не богатый и не бедный. Неблагоприятен союз с водой., но прочен союз с деревом. и землей., для мужчины — с деревом. и железом.. Такой человек не очень заботится о близких. В 47 лет он разбогатеет.

3. Земля.. Для женщины — нет гармонии с водой. Хорошо сочетается с огнем. Всю жизнь процветание и достаток. Заботится о близких.

4. Железо.. Pождается с сильным характером, но процветания достигает поздно. С шестилетнего возраста никогда не испытывает чувства голода. Тихий, способный. Не умеет долго помнить зло, но самолюбив. У него здоровое, крепкое потомство. Прочен союз с водой. и землей. Не хватает сострадания к близким. Из-за своего характера будет страдать в 18 лет, но к 49 годам достигнет благополучия.

5. Вода.. Pодившийся в январе или феврале особенно удачлив. Энергичный, может спасти жизнь человеку. Прочен союз с деревом., благоприятен союз с железом.

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: буддийская, астрология, вводит, удивительный, тибето, монгольской, космологии, корни, которой, уходят, глубокую, древность.

«БУДДИЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ ВВОДИТ НАС В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТИБЕТО-МОНГОЛЬСКОЙ КОСМОЛОГИИ, КОРНИ КОТОРОЙ УХОДЯТ В ГЛУБОКУЮ ДРЕВНОСТЬ»

Идамы и год рождения

Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928-2035 годов:

  • Манджушри — 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027;
  • Будда Шакьямуни — 1929, 1938, 1947, 1956, 1965, 1974, 1983, 1992, 2001, 2010, 2019, 2028;
  • Зеленая Тара — 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029;
  • Будда Медицины — 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030;
  • Будда Шакьямуни — 1932, 1941, 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995, 2004, 2013, 2022, 2031;
  • Ваджрапани — 1933, 1942, 1951, 1960, 1969, 1978, 1987, 1996, 2005, 2014, 2023, 2032;
  • Ваджрасаттва — 1934, 1943, 1952, 1961, 1970, 1979, 1988, 1997, 2006, 2015, 2024, 2033;
  • Ваджрапани — 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034;
  • Авалокитешвара – 1936, 1945, 1954, 1963, 1972, 1981, 1990, 1999, 2008, 2017, 2026, 2035.

Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.

Манджушри

Один из древнейших образов, известный как сподвижник и соратник Будды Гаутамы. Первые упоминания о нем относятся к ранним текстам Махаяны – еще до нашей эры. Этот Идам олицетворяет разум, волю и мудрость. Его культ очень популярен в Китае и на Тибете.

Манджушри – проводник и учитель, один из немногих, кто обладает высшей мудростью, а потому обращенные к нему молитвы многим помогают обрести просветление. Люди, поклоняющиеся этому покровителю, обычно обладают развитой интуицией, ясновидением и другими мистическими способностями.

Будда Шакьямуни

Это тот самый Будда Гаутама, известный большинству из нас как просто Будда. Именно он стал первым человеческим существом, достигшим просветления. Правда до этого ему пришлось преодолеть сотни жизней в колесе Сансары, прежде, чем он сумел выбраться из него и прервать цикл перерождений.

Будда – сильный и мудрый покровитель, который помогает философам и ученым, интеллектуалам и людям творческих профессий пройти свой путь к просветлению.

Тара

Это женское божество, известно также как Зеленая тара, может быть и в других цветовых воплощениях. Богиня символизирует чистоту и мудрость, обладает даром исцеления и приносит удачу тем, кто обращается с ней с мантрой «Во славу 21 Тары» – ровно столько форм способна принимать эта хранительница.

Зеленая Тара также является покровительницей семьи и вечных ценностей – уважения к старшим, любви к родным, сострадания к близким и т.д. Люди, рожденные под этим знаком, отличаются добрым сердцем и чистотой нравов.

Будда Медицины

Этот Идам предстает в семи разных обличиях. Регулярное обращение в молитвах к этому Идаму позволит избежать множества болезней – как духовного, так и физического плана. Будда Медицины дарит своим подопечным сильную энергетику и жизненную силу, помогает им добиться успехов во врачевании.

Для него есть специальная Мантра Медицины, которую истинно верующим рекомендуется произносить по 108 раз ежедневно.

Ваджрапани

Является одним из трех защитников учения Будды наряду с Авалокитешварой и Манджушри. Он символизирует могущество Истинного Учителя и является очень сильным Идамом. Олицетворяет собой как благостные, так и гневные черты, а потому покровительствует многим обычным людям, в которых борются светлые и темные начала.

Ваджрапани – очень решительное божество, способное наделять людей решительностью. подталкивать к совершению благостных дел и поступков, поэтому многие, родившиеся под покровительством другого божества, обращаются к этому хранителю за помощью в сложных жизненных ситуациях.

Ваджрасаттва

Просветленный, известный также как Будда Самантабхадра. Отожествляет собой трансцендентную мудрость, которая существует вне обычного человеческого понимания.

Обращение к этому покровителю дарует человеку очищение от состояния омрачения и помогает улучшить карму. Это божество имеет особое значение в тибетском буддизме.

Ему адресуется особая стослоговая мантра, произносимая в процессе нендро – традиционных подготовительных практик. Люди, родившиеся под знаком этого хранителя, обычно имеют способности к целительству и могут в будущем стать врачами или получить уникальный дар – излечивать физические и душевные раны словом.

Авалокитешвара

Идам, воплощающий в себе любовь и сострадание ко всем живым существам. Считается, что именно его воплощением является Далай-лама. Этот Иштадевата может представать в 108 различных обликах и стремится помочь каждому, кто ищет просветления и мечтает вырваться из Сансары.

Считается, что это божество ревностно следит за всем происходящим на Земле и замечает любую несправедливость, направляя свои силы на ее исправление.

При обращении к этому хранителю читают одну из самых известных буддийских мантр: Ом Мани Падме Хум. Она помогает не только «достучаться» до этого покровителя, но и успокоить свой гнев, найти умиротворение.

Магия — Буддийская астрология. Пять элементов

Изучая влияние природных факторов на человека, жители стран

воды. О происхождении этих пяти элементов рассказывают следующую

Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник.

География распространения и важность

Тибетская астрология по дате рождения оказывает важное влияние на жизнь тибетцев и жителей других стран, где распространились культурные традиции буддизма: монголов, маньчжуров, обитателей китайского Туркестана, бурятов, калмыков и тувинцев, а также населения определённых регионов Китая, Гималаев и Центральной Азии.

В этих местах уделяют настолько большое внимание как астрологии, так и медицине, что студенты медицинских образовательных учреждений обязаны изучать астрологию наравне с другими предметами, в то время как слушателей астрологических курсов никто не обязывает делать обратное.

Магия — Буддийская астрология. Цикл двенадцати знаков

В старинных буддийских сутрах дается определение судьбы человека

по году, месяцу, дню и даже часу рождения: двенадцать лет Восточного

цикла, а также двенадцать месяцев, дни месяца и часы суток носят

имена определенных животных. Среди них различают пять «жестких»

Что помогает узнать астрология

При помощи астрологии здесь вычисляют положение планет, составляют календари, предсказывают затмения и другие природные катаклизмы и, конечно же, составляют личный гороскоп, так как местные жители привыкли им руководствоваться по важным поводам в своей жизни, будь то посевная, строительство нового жилья, совместимость будущих супругов, свадьба и даже способ захоронения после смерти.

Магия — Буддийская астрология. Предсказания по годам рождения

Год Мыши. Pодившимся в год Мыши судьба дает сытость, богатство.

Pожденные весной или летом прямодушны, это настоящие праведники.

Pожденные осенью — богаты, добродушны. В 12 и 20 лет следует

остерегаться неприятностей. Неблагоприятен брак с «Лошадью». Не

следует ходить на похороны людей, умерших в ваш месяц рождения, а

также в октябре. Такой человек трудно поддаются лечению. Если он

справится с нездоровьем в 7О лет, то доживет до 90. Умрет 13 июля.

Определение личного хранителя

Ориентация на год рождения при определении личного хранителя в буддизме имеет место быть. Но все несколько сложнее. Дело в том, что только правильно выбранный покровитель способен помочь в достижении просветления, поэтому учитель должен хорошо знать своего ученика и его характеристики, чтобы выбрать того Идама, который действительно подходит.

Так что хранитель, выбранный ламой, далеко не всегда совпадает с тем, который был определен по году рождения.

Следует четко понимать значение Иштадеваты. Ведь аналогия с ангелами-хранителями здесь весьма условна. Покровитель в буддизме – это чисто умозрительная сущность, с которой себя отождествляет ученик во время медитаций. Так можно достичь понимания природы Будды и просветления.

В некоторых случаях у человека может быть несколько хранителей одновременно. Например, если так решит лама, дающий разрешение на работу с Идамами, которое предполагает своеобразную инициацию.

Если же покровитель определяется самостоятельно по году рождения, и разные буддийские календари дают различные результаты, то рекомендуется обращать свои молитвы нескольким Идамам. В дальнейшем, в процессе практики, можно самостоятельно определить, какой из них ближе.

Тибетский астрологический центр

Но, несмотря на это, он помог в воссоздании Тибетского института медицины и астрологии, который носит название Мен-ци-кханг. Он находится в Индии, так как в Китае, куда входит Тибетский автономный район, астрология считается суеверием и поставлена вне закона.

Это заведение регулярно выпускает официальный тибетский календарь, откуда все желающие могут узнать о благоприятных и неблагоприятных днях, например, прогноз на 2018 год или на каждый день.

Кроме того, здесь проходят подготовку и доктора тибетской медицины, оказывается общедоступная медицинская помощь и хранятся ценнейшие исторические экспонаты:

  • образцы лекарств;
  • иллюстрации к древним медицинским и астрологическим текстам;
  • буддийские иконы;
  • старинные инструменты эскулапов;
  • медицинские документы.

Идамы в разных религиозных течениях

Первоначально буддийские покровители пришли из Ваджраяны. Но сейчас в той или иной форме они присутствуют во всех религиозных течениях: Хинаяне, Махаяне, ламаизме, тантрических практиках и т.д. Количество хранителей также различно, но наиболее известных и популярных насчитывается более полутора десятков. Хотя многие пантеоны предлагают лишь семерых из них.

Основные буддийские течения связывают год рождения с покровителем, аналогично тому, как, например, в китайском календаре каждому году соответствует свой символ – животное или птица. Но здесь все не так просто – цикличность чередования Идамов различна и не совпадает во многих направлениях.

К тому же такое деление – весьма условно. На самом деле покровителя может определить учитель или бодхисаттва, лама, который делает это на основании тех качеств, что присущи конкретному человеку.

Заключение

Пантеон богов в буддизме достаточно сложен и разнообразен. Каждое божество обладает своими индивидуальными особенностями и умениями, которые способны помочь человеку, родившемуся в определенный год, достигнуть просветления и выбраться из колеса Сансары. Ориентируясь на девятилетний буддийский цикл, вы вполне сможете самостоятельно определить своего Идама, который наделит вас силой и знаниями, необходимыми для Пробуждения.

Если материал оказался полезным, поделитесь им в социальных сетях – помогите другим узнать своего покровителя.

Как мы видим, тибетцы не заимствовали идеи иноземных культур слепо, а творчески перерабатывали их, осмысливали и дополняли своим опытом и знаниями.

С точки зрения буддизма, астрология – это возможность освободиться от каких-либо ограничений, обладая начальными знаниями о возможном ходе событий. Это ни в коем случае не предопределённость.

На этом прощаемся с вами. Друзья, порекомендуйте статью в социальные сети, если она понравилось вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *