ЦЕРКОВЬ И АСТРОЛОГИЯ КАК ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ

Как относятся друг к другу Церковь и астрология? Можно ли сочетать веру в Бога и веру в торжество планет? Подробнее об этом в нашей статье!

Интересно, что астрологи процветают — и в состоянии оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам — но готовы и платить за них. С другой стороны, многих огорчает, когда им говорят, что увлечение астрологией несовместимо с православной верой.

Давайте рассмотрим это немного подробнее. В древнем мире астрология пользовалась огромной популярностью. Это отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя, сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Естественным календарем, с которым люди сверялись, были звезды — и им казалось очевидным, что раз такие важные решения, как сев и жатва, надо определять по звездам, то это нужно отнести и к другим важным действиям — вступлению в брак, военным походам и тому подобному. Казалось, что раз так важно сеять и пахать по звездам, за ними стоят какие-то могущественные божества, с волей которых надо сообразовать все свои дела.

При дворах восточных владык важное место занимали, как мы бы сейчас сказали, «эксперты», которые должны были определять благоприятные или неблагоприятные времена для тех или иных действий. Некоторые историки даже отмечают, что таким образом складывалось своего рода коллегиальное управление — опытные предвещатели могли удержать молодого и горячего царя от поспешных действий, ссылаясь на «неблагоприятные предзнаменования».

Я всегда не очень понимала, почему наша Православная Церковь так не любит гороскопы, почему не одобряет интерес к ним и не жалует астрологов. Казалось бы, невинное увлечение звездными и природными закономерностями, которые, безусловно, действуют во Вселенной, не могут помешать человеку в его вере в Бога. Но Церковь все равно против. Почему? Может быть, просто из-за страха конкуренции?

Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.

Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.

Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны – все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя. Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению. Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?

Вопрос

Уважаемый батюшка. Объясните можно верить в гороскопы и в астрологические прогнозы?

Я занимаюсь боксом и на соревнованиях и на спаррингах (тренировочные бои на тренировке) приходиться снимать крестик, но я закладываю в гетры. Как мне быть, что делать с крестиком? И вообще бокс не является греховным занятием?

Подскажите ещё, я после крещения так и не причастился и не исповедовался! Как подготовиться к исповеди. После того как крестился, у меня за каждый неправедный поступок оставался осадок на душе как кто-то говорил, что это не надо было делать!

Как мне не совершать греховные поступки? Укажите, пожалуйста, молитву от искушения.

Магадан, Владимир, 15 лет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Дорогой Владимир! Вы сами чувствуете, что не все благополучно в ваших занятиях, если Вам приходиться снимать с себя святыню. Освященная рука священника надела на Вас нательный крест в день Вашего духовная рождения. Поэтому никакая неосвященная рука не дерзает его снимать. Есть много примеров, когда люди отказывались снимать с себя крест, не страшась даже смерти.

Спорт, которым Вы сейчас занимаетесь, родился из практики кулачных боев, появившихся во II тысячелетии до Р. Х. в таких языческих странах как Египет и Вавилон. Когда Русь приняла христианство, пастыри Церкви стремились показать нравственную пагубу подобных развлечений. Упорных даже отлучали от церковного общения. Позже в России как христианском государстве кулачные бои были запрещены.  В Своде Законов, изданном в 1832 году, было записано: «Кулачные бои, как забавы вредные, – вовсе запрещаются» (ч. I V, ст. 180,). Святые отцы заповедали нам удаляться от всего, что мешает нашему спасению, вызывая у нас нехристианские чувства и настроения.

Святого крещение вводит нас в Церковь. Бог очистил и освятил Вас. Чтобы быть достойным той благодати, которой Вас сподобил Господь, надо жить в молитвенном опыте Церкви, по ее традициям и уставам. Духовно полнокровными нас делает регулярное участие в святых церковных таинствах (прежде всего, исповедь и Причастие). К таинству покаяния надо всегда готовиться: вспомнить все свои грехи и иметь решимость исправиться. Чтобы молитвенно подготовиться к Причастию, надо накануне прочитать Последование ко святому Причащению, три канона: Господу нашему Спасителю, Матери Божией и  Ангелу Хранителю. Необходимо также быть на вечернем богослужении и попоститься.

Другая необходимая составляющая нашей веры — промысл Божий. Мы верим, что Бог направляет все происходящее к предначертанным Им целям, так что все, что происходит в мире — и в жизни конкретных людей — будет обращено к вечному благу и спасению верных. Это переживание Промысла Божия находит отражение, например, в 138 псалме:

«Господи! Ты испытал меня и знаешь.

Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»

Бог обладает всеведением, то есть полным и безошибочным знанием обо всем, в том числе обо всех актах свободного произволения людей, ангелов или бесов. Бог знает — всегда знал — что я пишу эту статью, и что Вы ее читаете. Наши поступки определяются нами, а не Богом, они полностью свободны — но для Бога, находящегося вне времени, они уже совершены и включены в Его замысел.

В книге Деяний Апостольских рассказывается о том, как Апостолы, столкнувшись с враждебностью властей, обратились к Богу с такой молитвой:

«Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!

Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,

чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой»

Богопротивники, конечно, и не помышляют об исполнении воли Божией — Ирод и Пилат преследуют свои цели и, конечно, они преследуют их сами, Бог не вынуждает и не заставляет их поступать таким образом. Но в итоге они сделают именно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

Это можно сравнить с сеансом одновременной игры с всеведущим гроссмейстером — каждый из игроков делает ходы сам, по своей воле, исходя из своих собственных целей и замыслов, но всеведение гроссмейстера приведет к тому, что партия будет развиваться именно так, как он наметил, и приведет именно к тому результату, который он определил.

Воля Божия никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им. Наше будущее, как и говорит псалмопевец, в Его руках. Поэтому Церковь всегда негативно относилась к астрологии; уже одно из самых ранних наставлений в вере, «Учение Двенадцати Апостолов», говорит: «Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение».

Наша жизнь определяется не звездами — но Создателем звезд.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.



Кто ты по гороскопу? Странно и даже нелепо было бы
задать такой вопрос преподобным Антонию Великому, Марии
Египетской, Сергию Радонежскому или любому другому
святому. Однако современные христиане с интересом друг
друга об этом спрашивают.

За тысячелетия своей истории человечество изобрело
множество способов предсказаний будущего: всевозможные
приметы, магический кристалл, гадание на кофейной гуще, на
картах, по внутренностям убитых животных и многое-многое
другое. Предсказание судьбы по расположению звезд —
один из этих древних видов гадания, который ныне приобрел
большую популярность. Сегодня гороскопы, составленные
индивидуально, под конкретного «козерога», и
общие, предназначенные сразу всем «ракам, рыбам,
скорпионам», пользуются огромным спросом. Рейтинги
передач с участием астрологов весьма высоки. Даже
совершенно безразличные к астрологическим предсказаниям
люди сталкиваются с ними повсюду: гороскопы печатают в
прессе, зачитывают по радио, включают в новостные ленты,
их полным-полно в сети интернет.

Многие современные люди относятся к рекомендациям
астрологов как к прогнозу погоды. Большинство из них
думают про себя, что они не принимают всерьез предсказания
гороскопа, но при этом постоянно исподволь проявляют к ним
внимание. Сначала человек интересуется, «что там про
меня на сегодня написано», а потом невольно или
сознательно подстраивает под гороскоп свой день, год,
жизнь. « На всякий случай» он только в
«благоприятные» дни принимает важные решения в
бизнесе, проводит значимые мероприятия: организует
свадьбу, выезжает на отдых и тому подобное. Но так ли
безобидно сверять свою жизнь с гороскопом?

Дело даже не в том, что точность астрологического
прогноза, по официальным оценкам западноевропейских и
отечественных исследователей, ничтожна. Она не достигает
даже 5 %. Популярный исследователь астрологии XX века
Мишель Гоклен резонно заметил: «Сказав, что человек
честен, потому что он поступает честно в пяти случаях из
ста, я совершу ошибку, если этот человек в остальных
случаях действует бессовестно. По-моему, с астрологией
происходит то же самое».

Внимание к словам астрологов свидетельствует о маловерии
современных христиан. Как сказал английский писатель Г. К.
Честертон, живший на рубеже XIX и XX столетий,
«когда люди перестают верить в Бога, они начинают
верить во все остальное».

Интерес к астрологии, пусть и поверхностный, «для
справки», подрывает в христианине стремление
исполнять волю Божию. Узнав астрологический прогноз, он в
той или иной мере принимает к сведению его рекомендации.
Например, он узнает, что в наступающем году его
продвижению на работе будут способствовать новые
романтические отношения. Спустя некоторое время он
невольно начнет тяготиться браком, который освящен
Церковью, думать, что не поднимается по карьерной лестнице
из-за того, что поспешил создать семью, и тому подобное.
От этих мыслей недалеко и до нарушения заповеди Господней.
И чем более христианин станет руководствоваться
гороскопом, тем менее будет следовать за Христом.
Постепенно он и к заповедям начнет относиться формально.

Астрология лишает людей свободы, которая дана им во
Христе. Человек без смущения, а то и с удовольствием
заявляющий: «Я рак» или: «Я весы»,
принижает свое достоинство разумного творения, одаренного
Творцом свободой. Говоря об убеждении части людей в том,
«что восхождением, захождением и сближением звезд, а
также солнца и луны управляются все наши дела»,
святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что небесные светила
влияют лишь на явления физической природы, «но
предзнаменованиями наших действий они никоим образом не
бывают». Люди наделены разумом, чтобы делать
обдуманный нравственный выбор, который определяет
направление движения личности: либо по пути добродетели,
либо по пути порока. Только осознанно выбирая добро,
человек может достичь главной цели своей жизни —
соединения с Господом в единое целое.

Следуя евангельским заповедям, мы можем приближаться к
Богу, свидетельствовать о своем желании вечно пребывать с
Ним в Его Царстве. Для этого нам не нужны советы
астрологов. У нас есть Святое Евангелие, раскрывающее
истину о добре и зле и указывающее путь жизни. У нас есть
Церковь Христова, которая наставляет в добродетели и
помогает исполнять в своей жизни учение Спасителя. У нас
есть примеры святых, которые были самыми разными людьми,
но все руководствовались заповедями Господними, а не
расположением планет и звезд. Святые не ассоциировали себя
с объектами материальной природы — творениями Бога,
но стремились в добродетели уподобиться Самому Богу. И мы,
христиане, должны пользоваться своим разумом и волей,
чтобы следовать за Христом и стать детьми Божьими по
благодати. Вступая в Новый год и готовясь встретить
праздник Рождества Христова, мы должны больше
ориентироваться в своей жизни на слова Христа, а не на
различные предсказания и гадания.

Астрология существует уже не одну тысячу лет. В мире язычества были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:



Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.



Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».



Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.



Что Библия говорит об астрологии

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

Астрология и Православие

Астрологи уверяют, что цель их учения – помочь людям стать христианами, углубить и укрепить веру. Они говорят, что астрология относится к числу точных наук и, вооружившись ею, христиане могут более глубоко понять, изучить и узнать свою религию. Итак, большинство астрологов высказываются за симбиоз между Православием и наукой «звездочетов».

Мы же утверждаем, что они не могут существовать вместе: или астрология должна быть осуждена как языческое учение и отвергнута, или само христианство, соединенное с астрологией, окажется искаженным и деформированным.

Что такое православное христианство? – Это прежде всего незыблемое сохранение апостольского и святоотеческого Предания, верность содержанию и форме религии, ведущей свое начало от Божественного Откровения. Православие – это чистота веры и твердость традиции.

Уже в первые века еретики-гностики, пытавшиеся согласовать христианство с язычеством, утверждали, что они – «духовные», «элитарные» христиане и в противоположность остальным верующим, которых называли профанами, обладают таинственными знаниями, при помощи которых можно понять глубины христианства и расшифровать все Священное Писание. На самом деле «тайна» гностиков заключалась в том, что они объявили Христа одним из космических эонов, который сошел на землю в призрачно-иллюзорном облике человека.

Оккультисты нашего времени – теософы и антропософы – также заявляют, что они хотят помочь людям понять Евангелие глубже, чем учит Церковь, а оканчивают тем, что объявляют Христа и Люцифера двойниками.

Если спросить астролога, живущего в православной стране, какой он веры, то чаще всего в ответ прозвучит: «православный христианин». Но почему в таком случае Церковь, к которой он формально принадлежит, отрицает астрологию? Вероятно, астролог ответит, что это плод невежества и незнания, а на самом деле Церковь в лице своих лучших представителей отнюдь не была против астрологии. Тогда мы спросим у астролога, за кого он почитает святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста – за лучших представителей Церкви или за суеверных и невежественных людей? Почему они не занимались астрологией, а стремились искоренить ее вместе с демоническим наследием язычества? Почему Церковь назвала их великими святыми и учителями вселенной?

Голос Православия – это Вселенский Собор. На Пятом Вселенском Соборе астрология в числе других лжеучений была осуждена. Известный средневековый астролог Иоанн Агарик за свое пагубное учение был отлучен от Церкви и предан анафеме. Если астрология – истинное и не противоречащее Православию учение, то почему она не вошла в церковное Предание? Церковь не утаила от людей ничего из того, что было передано ей Апостолами. Если астрологи считают историю Церкви периодом невежества, незнаний и заблуждений, то, значит, они фактически отрицают само Православие и создают новую религию, спекулируя именем Христа, до Которого им мало дела.

Многие из святых Отцов имели не только религиозное, но и философское образование. Уже сама их борьба с астрологией говорит о том, что они были знакомы с этим учением и свидетельствовали, что астрология – один из многочисленных врагов христианства. Сомневаться в их святости значит сомневаться в том, что Церковь, по словам апостола Павла, – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Значит, астрология, чтобы оправдать свое существование, должна разрушить веру в Церковь, уничтожить Православие и создать новое учение, подобно гностицизму и теософии. Астрология дискредитирует православное учение, другими словами, отказывается от него, потому что дискредитированная религия не может быть предметом почитания и веры. Если астрологи будут говорить, что их учение – это новое откровение Церкви, то мы снова войдем в лабиринт противоречий. Астрология – не новое, а древнее учение, которое было уже у вавилонян, поклоняющихся Астарте – богине неба и звезд.

Почему это учение стало популярным в наше время, когда мы видим катастрофическое падение нравственности, бездуховность и эгоцентризм? Не связаны ли эти явления друг с другом? Мы здесь не стремимся к разбору астрологии как учения, а только хотим сказать, что она – такой же отказ от Христа, как и поклонение идолам. Пусть астрологи имеют мужество сказать, что они порвали с традиционным церковным православным христианством и создали новую религию со своими жрицами и жрецами.

По словам пророка Илии, поклоняющиеся одновременно Иегове и Ваалу хромают на оба колена (3 Цар. 18, 21). Истина одна. Она не может измениться и переменить свой облик.

В Ветхом Завете Авирона, который внес во святилище чуждый огонь, покарал Бог (Чис. 16, 12–35).

Православие имеет свою мистику – это внутренняя Иисусова молитва, очищение ума и сердца от греховных помыслов. Православная мистика носит волевой характер, она связана с аскетизмом; эта мистика имеет цель – вечную жизнь как вечное Богообщение – и основана на любви к Богу. На земную жизнь она смотрит как на период испытания и путь к вечности. Христианский мистик утверждает центр своего существования не в себе, а в Божестве. Он умирает для себя, предавая свою душу Божественной Воле, чтобы получить ее возрожденной и преображенной, поэтому христианская мистика есть смерть и воскресение души.

Оккультная же мистика имеет ярко выраженный эгоистический и эгоцентрический характер. Она ищет наслаждений, удовлетворения страстей и прежде всего гордыни, а также – опьянения демоническими ощущениями, которые человек может принимать за духовные состояния. Эта мистика насыщена грехом и страстями, хотя иногда, как, например, в системе йоги, требует определенных упражнений, соединенных с воздержанием. Центром бытия в ней остается сам человек. Суть этой мистики – служение собственным чувствам и переживаниям а средства, на которые опирается мистик-оккультист, – обладание магическими знаниями, образно говоря, шифром ада. Человек утверждает себя в духовном мире через оккультные знания, а в этом видимом мире – через подчинение других своей воле, его метод – агрессия. « Пророки» оккультизма и астрологи занимаются предсказанием обычных житейских дел, так как это интересует их клиентов, да к другому они и не способны.

В Библии говорится о поразительном безумии людей, которые, отвернувшись от Бога, стали служить золотому тельцу (Исх. 32, 1–8). Плутократия (власть денег) способствует развитию не только нигилистического материализма, но и оккультизма – лишенной Бога и нравственности мистики. Астрологи, замалчивая многочисленные места Библии, где осуждаются колдовство и оккультизм, в том числе и волхвование по звездам, пытаются делать нелепые выводы о том, что само Рождество Христа зависело от звездной ситуации. Между тем ученик святого апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец, послания которого признаны подлинными даже рационалистами, пишет о том, что Вифлеемская звезда являлось в отличие от других звезд ангельской силой. Ни одна звезда не могла стать над Вифлеемом, над тем местом, где родился Христос. Эта звезда указывала путь, но нигде не говорится, что она предопределила судьбу. Она была ангельским знамением об исполнении древних пророчеств, а вовсе не элементом звездной карты. Ни один из святых Отцов не толковал это место Евангелия в астрологическом смысле.

Астрологи утверждают, что Церковь в свое время по невежеству отвергла их учение, тем самым свидетельствуя, что они не в этой Церкви. А в какой же еще? Дух Святый не может ошибаться и лгать. Но для астрологов, согласно их взглядам, таинства и обряды Церкви – историческая профанация, другого варианта нет.

Если бы жизнь человека могла быть определена звездной картой его рождения, то младенцы, родившиеся в одно время, в одном регионе, имели бы одинаковый характер (астрологический тип) и одинаковые судьбы. Почему люди, увидевшие свет под разными созвездиями, родившиеся в разных странах и полушариях, погибают одинаково, все вместе, при кораблекрушениях? Почему двое близнецов имеют разные способности и таланты, разный характер и судьбу?

Астрологи попытаются возразить, что даже два близнеца рождаются не одновременно, но тогда как же они берутся составлять звездные карты людям, родившимся десятки лет назад? Значит, если следовать их логике, в первом случае, для того, чтобы звездная карта была составлена правильно, астролог должен сидеть на крыше роддома и дожидаться рождения ребенка (минута продления, и карта неба уже изменилась!), а во втором, зная только приблизительно место и день рождения, они смело берутся составлять таблицы и определять по ним все события человеческой жизни. Сделаем простой опыт: предложим астрологу по звездной таблице неизвестного человека определить его тип и судьбу. Ошибка неизбежна, так как демоническая сила не знает человеческих мыслей и не может участвовать в таком эксперименте, а астролог так же запутается в звездной карте, как ребенок, еще не знающий букв, в географической карте мира.

Почему же некоторые из астрологических прогнозов все-таки сбываются? Обычно эти прогнозы даются в такой обтекаемой форме, что события, указанные в них, – встречи, неприятности, выигрыш, прибыль, убыток и т. д. – когда-нибудь да совершатся в жизни человека. Например, вполне возможно, что близкий друг меня обманет, а я получу неожиданную помощь, что я буду мучиться от болезни, а потом выздоровею или умру (если я выздоровею, то жаловаться на астролога не буду, если умру, то жаловаться не смогу).

Но мы не хотим представить астрологию такой невинной шуткой. Здесь включены демонические силы, которые имеют определенную информацию о конкретном человеке и, не зная будущего, догадываются о нем. Однако демон – всегда лжец и человеконенавистник, даже когда говорит по всей видимости правдоподобно.

В «Деяниях Апостолов» рассказывается, что одержимая бесом служанка кричала, идя вслед за Павлом и его спутниками: «Эти люди Божии, послушайте их» (Деян. 16, 16–17). Но святой Апостол не одобрил такого свидетельства, «возмутился духом», то есть вознегодовал, как смеет бес свидетельствовать об истине, и запретил демону, после чего служанка перестала «прорицать».

Священномученик Киприан Карфагенский в своей книге «О суете идолов» (III в.) пишет о римских консулах, которые, поверив предсказаниям о победе, вступили в битву и были убиты и взяты в плен; напротив, «консул Цезарь, пренебрегший прорицаниями, которые запрещали ему плыть прежде зимы в Африку, тем удобнее доплыл туда и победил». В этой книге он называет предсказания «обольщением призраками, затемняющими истину».

Христианство не признает учения о «судьбе», ибо в действительности всем руководит Промысл Божий, учитывающий свободную волю человека. Оно отрицает астрологию: эта оккультная наука ложна уже потому, что, утверждая зависимость человека от планет, считает его не свободным существом, а одним из предметов, то есть зачеркивает в нем образ и подобие Божии. Поэтому-то святые Отцы Церкви и, в частности, святитель Василий Великий, обличали астрологию как языческое учение, в котором властвуют рок и необходимость, и, следовательно, нет места свободной воле человека, и отсутствует различение добра и зла. Церковь не принимает астрологию ни в каких формах, по справедливости считая ее одной из разновидностей языческой магии.

Церковь и астрология – можно ли их объединить?

Почему Церковь негативно относится к астрологии? Коротко сказать, потому что признание власти звезд над нашей жизнью противоречило бы двум важным истинам нашей веры — человеческой свободной воле и Божием промыслу. Подробно об этом — Сергей Худиев.



Недавно еще один известный человек — о котором, помимо прочего, было известно, что он православный — рассказал о своем знаке зодиака и том, как он влияет на его жизнь. Дело обычное — почти в каждой газете печатается гороскоп, чтоб овны, скорпионы и козероги могли узнать, что день грядущий им готовит. Знакомясь, люди спрашивают «а кто вы по знаку зодиака», (надеюсь, не овен — гороскоп не советует мне иметь дело с овнами!), а на экранах телевизоров время от времени являются загадочные личности, таинственными голосами возвещающие как бы некие пророчества — впрочем, пророчества не сбываются никогда, что не мешает загадочным личностям вещать дальше с тем же таинственным видом.

Труд или преступление, любовь или эгоизм

Человек сам выбирает свой путь в жизни — труд или преступление, любовь или эгоизм, усердие или лень, веру или противление. И то, к чему он придет в своей жизни — а главное, в вечности — определяется решениями, которые он принимает. Каким человеком он будет, какой характер в себе разовьет — тоже результат его решений.

Эти решения — а, стало быть, и их последствия — не определяются звездами, генами или социальным окружением. Со свободной волей связаны такие принципиальные для нашей веры понятия, как грех и покаяние. Когда мы каемся — а это абсолютно необходимо для нашего вечного спасения — мы признаем, что мы согрешили и нуждаемся в прощении. Это именно мы принимали неправильные решения и совершали неправильные поступки, не какая-то сила за нас, будь то звезды или что-то другое, привела нас в эту точку в нашей жизни. Мы согрешили, мы виновны, мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение и помощь для того, чтобы исправить наши пути.

И мы можем принять решение их исправить — мы не вовсе не предопределены звездами, чтобы грешить дальше, мы можем в любой момент обратиться к Богу и взыскать Его прощения и помощи. Наша жизнь может измениться, мы можем резко развернуться и оставить все гороскопы в дураках.

«Не поддавайтесь инъекциям астрологической чуши!»

Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога – сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.

Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком. Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается. Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.

Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне . Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно. Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного. Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком  примитивный и, самое главное, ложный путь.

Как известно, самая страшная и губительная ложь – та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования. Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий. На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.

Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений. И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека. Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.

Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается. Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы. А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.

Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)

Библия о чародеях

Библия упоминает о таких «экспертах» и говорит об их пустоте и тщете. Пророк говорит о гибели Вавилона:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис. 47:12–15).

В наши дни астрология изменилась мало — разве что упор делается не на предсказаниях событий государственного масштаба, а на предоставление личных консультаций. Как Вам следует себя вести, если вы — овен? А если хотите взять человека на работу, что Вам может сказать дата его рождения? А в какой день лучше заключить сделку или лечь на операцию?



Почему же все это плохо с точки зрения Православия? Мы, православные люди, верим в две реальности, несовместимые с предсказаниями — в свободную волю человека и в промысл Божий. Начнем со свободной воли.

Свободная воля означает, что мы сами — авторы наших решений. Разумеется, мы сталкиваемся с различными влияниями, добрыми и дурными, мы обладаем определенными врожденными чертами — например, кто-то по натуре человек флегматичный, а кто-то, наоборот, темпераментный, но решения, которые мы принимаем перед лицом всех этих влияний, полностью наши. Они не предопределены чем-то еще — генами или звездами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *