Все в проявленной вселенной, включая человеческих существ, представляет собой конфигурацию пяти великих первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства (магнетизма).
Хотите узнать, как связаны между собой таттвы и планеты согласно Джйотиш – читайте, что об этом говорит известный гуру.
Определение термина таттва
Таттва состоит из тат, что переводится как «то», и тва, означающем «ты». То, что является внутренней сущностью чего-либо, что лежит в основе чего-либо, есть таттва.
Многие слышали известную фразу на санскрите (например, из Чхандогйа Упанишады) тат твам аси, которая переводится как «то ты есть» или «то, кем ты являешься».
Таттва – это тонкая основа, определяющая суть чего-либо.
Панча-таттва и тара-грахи
В Джйотиш применяется концепция пяти первоэлементов, называемых панча-таттвой. К пяти состояниям существования всех материальных тел относятся:
Последний элемент часто называют эфиром, но он больше подобен связывающей все вокруг силе. Каждый из пяти элементов имеет минимум два управителя-контроллера.
Эти пять грах, соотносящихся с пятью основными чакрами – Муладхарой, Свадхистханой, Манипурой, Анахатой и Вишудхой соответственно – участвуют в создании нашего тела и управляют им через панча-таттвы.
Рассмотрим управителей каждого первоэлемента.
Агни таттва
Элементом огонь управляют две грахи – Сурйа и Мангала. Марс соотносится с тем, что горит, охвачено пламенем. Солнце показывает свет, лучи света.
Обе планеты являются показателями энергии. Мангала указывает на тот вид энергии, который теряется, расходуется, потребляется и не используется как конечный продукт.
Сурйа показывает ту энергию, которая как продукт несет определенную пользу, у которой есть своя цель, направление.
Солнце покажет, как мы получаем энергию, способны ли мы накопить много энергии. Марс больше покажет, как мы ее расходуем, поскольку он соотносится с энергией, покидающей систему, выходящей из нее наружу.
Когда мы говорим об огне, то доминирующим цветом огня является красный. Вот почему обе грахи – и Сурйа, и Мангала – содержат красные цвета. Цвет Мангала более темный, а более светлый исходит от Сурйи.
Поэтому атрибут света соотносится с Сурйей. За что его называют Дивах или дарителем света.
В то время как атрибут тепла соотносится с Мангалом. Итак, мы имеем два сигнификатора в пределах Агни таттвы:
Аналогично, каждая таттва соотносится, по крайней мере, с двумя планетами-контроллерами.
Джала таттва
Элемент воды управляется Чандрой и Щукрой. Венера показывает потребление, распределение воды, в то время как Луна отвечает за ее накопление. Равновесие между Чандрой и Щукрой определяет равновесие жидкого элемента внутри тела.
Чандра больше отвечает за аспект исцеления. Она представляет воду в организме, необходимую для исцеления, для поддержания тела.
Щукра отвечает за воду, необходимую для рождения потомства. Это – та вода, которая соотносится с наслаждением и заставляет чувствовать эмоции других.
Венера является причиной всех желаний, поскольку контролирует эмоции.
Щукра отвечает за флуктуации давления в системе, под чем понимается кровяное давление. Всем известно, что из-за всплеска эмоций может подскочить давление.
Также Щукра отвечает за переваривание сахара. Вот почему «непереваренные» эмоции вызывают увеличение сахара в крови.
Уровень джалы максимален в младенческом возрасте. Дети любят всех подряд, потому что у них идет поставка джалы в огромных количествах.
Но по мере взросления источник джала-таттвы постепенно иссякает.
В конце концов, в возрасте 50-60 лет едва ли остается какое-то количество джалы. Щукра в отчаянии. Она хочет хоть немного воды. Чтобы отправить подарок, отправить открытку, подарить телефон или что-то в этом роде.
Теперь Щукре мало что достается. Даже если Щукра хочет что-то сделать, она ничего не может, если Чандра больше не поставляет воду.
Мы видим, что как и в случае с агни, джалу невозможно контролировать одной грахой.
Вайю таттва
Вайю или элемент воздуха управляется грахами Щани и Раху.
Сатурн нуждается в большом количестве вайю. Он хочет много ходить, дышать. Почему он все время хромает? Потому что ему всегда мало вайю. Вайю создает движение.
Потребление таттв зависит от того, сколько мы хотим. Сатурн хочет больше вайю, чтобы иметь возможность быстрее передвигаться. Он завидует Луне, в сравнении с которой кажется неподвижным.
У него только одно желание: «Хочу больше вайю!» К кому он приходит? К источнику вайю, к Раху. « Мой дорогой друг, Раху, дай мне еще вайю». Раху говорит: «Хорошо. Давай посмотрим, сколько вайю я могу тебе дать».
Эти две планеты Сатурн и Раху действуют заодно, управляя жизнью, продолжительностью жизни.
Сатурн хочет дать долгую жизнь, чтобы иметь возможность вдыхать как можно больше воздуха.
Раху говорит, что у него ограниченные ресурсы вайю. « Вы не можете жить вечно. Вы проживете столько-то лет, столько-то месяцев, столько-то дней».
Кто же в действительности вызывает смерть? Смерть происходит тогда, когда поставка вайю прекращается. Вот почему Раху вызывает смерть. Раху – не потребитель. Потребителем вайю является Сатурн.
Подобным образом, позитивное и негативное, прибавление и отнимание, создание и разрушение – все это присутствует в пределах воздушного элемента.
Заключение
Мы рассмотрели три из пяти первоэлементов с контролирующими их грахами в интерпретации гуру Санджая Ратха. Во второй части сфокусируемся на двух оставшихся.
Уже понятно, что нужно минимум два фактора для управления любой таттвой. Невозможно обеспечить надлежащий контроль только через один фактор.
Как в автомобиле, педаль газа служит для ускорения, педаль тормоза – для замедления его движения.
Аналогично, нужны две грахи: одна для ускорения, вторая для возвращения в неподвижное состояние.
В человеческом теле, созданным из пяти таттв, также есть то, что ускоряет его процессы, и то, что замедляет их. Во всем теле есть управляющий механизм, контролируемый грахами.
Если вы хотите проживать каждое событие своей жизни в гармонии со Вселенной
Воспользуйтесь нашей бесплатной программой для расчета Лунного календаря на каждый день, в которой учитываются:
Дата публикации: 08.03.2023
Введение
«Таттва» означает элемент, или природа, и используется, чтобы определить конституцию существа и энергии, окружающие его. Таттва – это основополагающая энергия, которая резонирует во всем творении, и использование джйотиш поможет нам определить качество времени существа, которое мы изучаем.
По священным писаниям ведической мудрости, таттва входит в существо следующим образом:
«Воспринимаемая часть Вāсудевы, которая является всего лишь одной восьмой безграничных частей Нāрāян̣ы, слита с Бху-Ш́акти1, и из нее Нāрāян̣а распространяется как Прадьюмна. Экспансии Прадьюмны затем развиваются в ахамкāру, и рождается индивидуальное эго.
букв.: сила земли, представляющая гуну Раджаса, которая является силой страсти и различения;
Из ахамкāры более саттвичные2 экспансии становятся 33 главными девами3, раджасичные4 становятся 10 индриями5, а тамасичные6 экспансии становятся пан̃ча-бху̅той, являющейся пятью состояниями физического существования, известными как Агни (огонь/энергия), Пр̣тхви (земля/твердое), Джала (вода/жидкое), Вāю (ветер/газообразное) и Āкāш́а (небо, или вакуум)».
2 Саттва гуна – это природа добродетели, являющаяся причиной сохранения. Она олицетворена Маха-Лакшми;
3 Двадаша Адитья, Ашта Васу, Экадаш Рудра, Индра и Праджапати (Брахма);
4 Раджо-гуна является природой страсти, являющейся причиной сотворения. Она олицетворена Маха-Сарасвати;
5 5 чувств относятся к знанию (гьянендрия): обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. 5 чувств относятся к действиям (кармендрия): речь, понимание, ходьба, опорожнение/чистка и размножение;
6 Тамо-гуна – это природа невежества, вызывающая разрушение. Она олицетворена Маха-Кали.
В этом описании стоить отметить, что пять таттв были порождены тамо-гун̣ой. Из троицы Брахмы, Вишну и Шивы, Шива господствует над тамо-гун̣ой и, как Рудра с триш́у̅лой (трезубцем), вызывает разрушение таттвы и, следовательно, смерть живых существ. Именно по этой причине используются 7 стхира-кāрак, чтобы увидеть качество здоровья или āюр (долголетия) существ, и Ш́у̅ла Даш́ā превосходна в определении времени таких событий.
Во всяком случае, лучшим средством от любого недуга является Мритьюнджая мантра, повторяемая 108 раз утром и вечером:
ॐ त्रयंबक्कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्।उर्वारुहमिव बन्धनान् मृत्योर्मूक्षीय मामृतात्॥
Вычисление таттвы и Йамы
Пять таттв повторяются в следующей последовательности:
Пять таттв владеют периодами дня. Эти таттвы занимают промежутки времени в порядке увеличения, начиная с Меркурия, занимающего 1 период, тогда как Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а занимают 2, 3, 4 и 5 периодов соответственно.
Это составляет: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 периодов таттвы.
Они движутся в порядке возрастания (ароха) и убывания (авароха), т.е:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1, соответствующих 1-му циклу из 30 периодов.
Таблица 1: Периоды таттв
Эти 30 периодов повторяются между восходом и заходом Солнца четыре раза, давая нам 120 периодов, соответствующих 120 годам жизни.
Эти же 120 периодов повторяются еще четыре раза между заходом и восходом Солнца, давая в общей сложности 240 периодов днем и ночью и 8 циклов.
Эти восемь ночных и дневных циклов соответствуют восьми Ямам. Восемь Ям управляются восемью грахами от Солнца до Рāху, начиная с вāры (дня недели), управляющей днем. Божество, управляющее Ямой, должно быть рассчитано по Кāла чакре.
Рисунок 1: Кāла чакра
Таттва начинается в зависимости от вāреш́а (хозяина дня недели), т.е. если это воскресенье, тогда первой таттвой дня будет Агни, потому что воскресенье управляется Солнцем и также Агни-таттвой. См. таблицу для грах, господствующих над таттвой.
Таблица 2: Таттва и граха
Следовательно, и в понедельник, и в пятницу, таттва будет начинаться с Джала.
1. В первую очередь, мы должны определить таттву, управляющую днем недели:
Поскольку рождение произошло в среду, преобладала пр̣тхви-таттва, поэтому последовательность такова: Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю, Āкāш́а.
2. Человек родился ночью, следовательно, мы должны вычислить продолжительность ночи:
5ч 28м 27с – 18ч 29м 53с = 10ч 59м 53с
3. Теперь, чтобы найти продолжительность одной таттвы, мы просто разделим результат на 120:
10ч 59м 53с / 120 = 5м 30с
4. Теперь нам нужно найти какое количество времени прошло ночью до рождения, вычитая время рождения от времени захода Солнца:
21ч 14м 00с – 18ч 29м 27с = 2ч 44м 33с
5. Из количества прошедшего времени и продолжительности одной таттвы мы можем выяснить таттву рождения:
2ч 44м 33с / 5м 30с = ~29,92
Следовательно, человек был рожден в 30-й таттве, которая является таттвой рождения.
30-й таттвой в цикле среды является пр̣тхви, которая будет управлять рождением.
6. Яма также должен быть вычислена на основе дня вāры.
Использование таттвы
1) Таттвы имеют следующие отношения:
2) Таттва, враждебная таттве рождения, покажет проблемы в домах естественного зодиака, которыми она управляет. Это видно по планетам, господствующим над таттвой. Пример: если таттва рождения Джала, то знаки, управляемые грахами Агни-таттвы будут страдать, т.е. знаки, управляемые Солнцем и Марсом.
Владение таттвами таково: Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер для Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а таттв соответственно.
3) Рождение в течение таттва-сандхи (не цикл сандхи) вызовет проблемы со здоровьем, особенно в течение ганданты (между Джала- и Агни-таттвой).
4) Пан̃ча-деватā, которые управляют этими таттвами важны для сохранения силы таттвы. Вот они: Ган̣апати, Девӣ, Су̅рья, Ш́ива и Виш̣н̣у управляют таттвами от пр̣тхви и далее.
Таблица 3: Таттва и дева
Из пяти таттв мы предлагаем элементы для поклонения божеству. Похожим образом, выбор правильной мāлы (четок) для поклонения божеству основан на таттве.
Таттва рождения этого человека – пр̣тхви, следовательно, Меркурий является хозяином, а чтобы уберечь рожденного от недугов, следует поклоняться Ган̣апати/Ган̣еш́е.
Человек рожден в течение Рāху-Ямы, находящегося в Кāла-чакре в северо-восточном направлении напротив Меркурия на юго-востоке. Это вызывает определенные проблемы с Меркурием/пр̣тхви-таттвой.
Меркурий управляет пр̣тхви-таттвой и расположен в 6-м доме под Папāкартари йогой Марса и Солнца, подтверждая проблемы со здоровьем рожденного.
Пр̣тхви- и Вāю-таттвы враждебны друг другу, и Вāю-таттва управляется Сатурном.
Сатурн управляет естественными 10-м и 11-м домами, где 10-й дом управляет коленями, тогда как 11-й – голенями.
У рожденного проблемы с коленями; также он был укушен собакой в течение антарадаш́и Меркурия.
Человек был рожден незадолго до восхода Солнца в 120-й период предыдущего дня. Таттвой рождения является пр̣тхви. У рожденного крепкие кости или, иначе говоря, крепкое тело, показывающие, что характеристики Пр̣тхви-таттвы сильны в человеке. Рождение произошло в пятницу, в последнего Яму, управляемого Меркурием. Здесь нет противоречий между Ямой и таттвой в Кāла-чакре, следовательно, нет главного недостатка в здоровье.
Поскольку Пр̣тхви враждебна Вāю-таттве, такие нарушения как чрезмерно сухая кожа, экзема или другие подобные нарушения могут быть видны в рожденном. Нарушения вāты, такие как сухая кожа и жесткие суставы, очень распространены в рожденных, которые они должны преодолеть через поклонение Ган̣апати.
Меркурий, будучи хозяином таттвы рождения соединяется с Юпитером, кто находится в Паривартхане с Венерой.
Венера размещена в мāрака-стхāне в Стрельце; здесь еще одна Папāкартари йога этой карты. В течение даш́и Марса антарадаш́и Венеры у рожденного развилась хроническая экзема в ушных проходах (физические уши видны по 3-му дому). Это произошло одновременно с происходящими отношениями (Венера является хозяйкой седьмого).
Бāдхакеш̣а Луна соединена с Сатурном, который враждебен таттве рождения.
В течение даш́и Луны, являющейся в этой карте бāдхакеш̣ей7, рожденный пережил два случая в воде, близких к смерти. Это подтверждается положением Луны в восьмом от āру̅дха-лагны. В противовес его опыту, рожденный очень любит воду и был таким с рождения.
Хозяин 11-го от подвижных знаков, 9-го от неподвижных и 7-го от двойственных становится бāдхакеш̣ей, или хозяином препятствий для раши.
Можно сделать вывод, что таттва небходима, чтобы увидеть недуги, беспокоящие рожденного, также как и определить важные и возможные фатальные случаи в его жизни. Таттва также имеет своё место в ректификации времени рождения, что будет рассмотрено в следующей статье.
-=ОМ ТАТ САТ=-
В предыдущей статье объяснялись различные таттвы, а также примеры того, как увидеть, какая таттва будет влиять на жизнь человека с точки зрения здоровья. В этой статье мы будем иметь дело с таттвой, преобладающей в конституции человека, а также с тем, как ректифицировать карту, основываясь на этом знании.
Сейчас некоторые могут задать вопрос об использовании нескольких уровней таттв, и этому я обязан дать объяснение.
Каждое существо в своей конституции содержит все пять таттв, однако одна таттва будет преобладающей, а другая таттва, возможно, будет преобладать при определении качества времени. При этом не предполагается, что все те, кто родился с преобладающей огненной конституцией, будут иметь водные проблемы.
Понимание этого даст нам возможность быть гибкими в подходе к предоставлению средств коррекции для вопросов здоровья.
Таттва рождения
Таттва рождения натива определяется по его Лагне.
После определения Лагны натива можно быстро установить его телесную конституцию.
Планеты в Лагне будут смягчать этот эффект.
Юпитер является Акаша таттвой, связывающей вместе все таттвы. Юпитер принимает природу знака, в котором располагается или планеты, с которой соединяется.
Панча Махапуруши
Как указано в предыдущей статье, пять таттв главным образом управляются Меркурием, Марсом, Венерой, Сатурном и Юпитером, соответствуя Притхви, Агни, Джала, Ваю и Акаша таттвам в указанном порядке.
Время от времени на свет появляются нативы, наделенные совершенными характеристиками пяти таттв, что делает их Махапурушами, или великими личностями. Эти комбинации объясняются в Брихат Парашара Хора Шастре следующим образом:
“Глава о характеристиках пяти великих личностей”
Среди некоторых астрологов было популярно относить планеты в знаке владения/экзальтации в тринах к Махапуруша йогам, однако приведенное выше утверждение Махариши Парашары дает понять, что это относится ТОЛЬКО к планетам в Кендре.
Другое популярное среди астрологов мнение заключается в том, что эти йоги применяются к Кендре от Солнца и Луны. Здесь Мантрешвара четко устанавливает это:
“Глава о йогах”
“Пять йог: Ручака, Бхадра, Хамса, Малавья и Шаша образуются в Чатуштая в положениях владения (сва) и экзальтации (учче)”
Здесь используется слово ‘Чатуштая’. Когда мы обращаемся к первым главам, где описываются бхавы, Мантрешвара заявляет следующее:
प्राहुर्विलग्नदशसप्तचतुर्थभानि केन्द्रं हिпрāхурвилагнадаш́асаптачатуртхабхāни кендрам хикан̣т̣акачатуш̣тайанāмайуктам
“Лагна, десятый, седьмой и четвертый дома, названы/известны как Кендра, Кантака и Чатуштая бхавы”
О результатах этих йог можно прочесть из стандартных книг по астрологии.
Отсюда ясно, что ссылка на Чатушатая – это ссылка на четыре дома в квадрантах к Лагне.
Пример великого Махапуруши: Шри Рама
Шри Рама появился на свет с Хамса (Юпитер), Шаша (Сатурн) и Ручака (Марс) Махапуруша йогами в карте. Являясь воплощением Верховного Господа Вишну, Шри Рама уже обладал всеми чертами всех Махапуруш, и поэтому только он был способен искупить все особенности Махапуруша йог в своей карте.
Можно отметить, что Шаша Махапуруша йога портится из-за ретроградности Сатурна, поэтому в Мула дашу Сатурна1 Шри Рама испытал много горя из-за того, что был изгнан. Это зло подтверждается Матру Шаапой (проклятием Матери), присутствующим в его карте.
Лагна Кендрари Даша используется для определения времени срабатывания в карте благословений и проклятий.
Кунда
Кунда дается Харихарой в его превосходной работе “Прашна Марга”.
Кунда вычисляется путем умножения градусов Лагны на 81, следовательно, Кунда движется в 81 раз быстрее Лагны, создавая очень чувствительный инструмент для ректификации. Это умножение соответствует варга-лагне D-81.
Как заключалось выше, Кунда соответствует Лагне D-81. Или 1/9-й Навамши! Следовательно, становится важным понимание Навамши.
Навамша вычисляется путем деления Раши, состоящего из 30°, на 9 равных частей, соответствующих 3°20’ каждая. Это равняется длительности накшатра-пады, и поэтому раши Солнца и накшатра Луны связаны друг с другом в Навамше. Такое соединение Солнца и Луны показывает союз Шивы и Парвати (Шакти), и эту форму мы знаем как Хираньягарбха! Этот Хираньягарбха принимает форму Линги2 и Йони3 и является причиной сотворения ВСЕЙ жизни.
букв.: мужской половой орган;3 букв.: женский половой орган.
Следовательно, Кунда относится к союзу Шивы и Шакти, а также к моментам, когда может произойти сотворение.
Использование Кунды
Чтобы явиться причиной сотворения, Кунда должна размещаться в тринах (дхарма) или седьмом (двара) от Лагны Раши. Поэтому для целей ректификации Кунда должна находиться в тринах или седьмом от Лагны.
Если имеет место паривартана4 хозяина Лагны, тогда должно быть предсказано изменение в результатах и, поэтому также ожидается изменение в таттве. В подобных случаях Кунда должна размещаться в тринах/седьмом к хозяину Лагны. Это также смотрится в случаях, когда хозяин Лагны сильнее, чем Лагна.
Паривартана означает обмен, где хозяева двух бхав находятся в знаках друг друга, вызывая изменения результатов.
Некоторые примеры прояснят ее использование.
Примеры
Лагна натива – Рыбы, и здесь нет Паривартана йоги хозяина Лагны. Кунда может размещаться в Рыбах (1-й), в Раке (5-й), в Деве (7-й), либо в Скорпионе (9-й).
Градусы Лагны натива: 14°09’ Рыб, что соответствует 344°09’.
1) 344°09’ умножается на 81 = 27876°09’.2) Убрав кратные 360° из 27876°09’ получаем = 156°09’.3) 156°09’ соответствует Деве, значит Кунда находится в раши Девы.
Поскольку Дева является 7-м раши от Лагны, мы можем сделать вывод, что время рождения верное и Кунда ректифицирована соответствующим образом.
Пример 2
Лагна натива – Овен, и при нормальных обстоятельствах Кунда могла располагаться в Овне (1-й), Льве (5-й), Весах (7-й), либо в Стрельце (9-й). Однако, хозяин лагны – Марс, и он находится в паривартана йоге с хозяином 10-го Сатурном, вызывая изменение таттвы натива.
Следовательно, Кунда может размещаться в Козероге (10-й), Тельце (2-й), Раке (4-й) или в Деве (6-й), являющихся тринами/седьмым от положения Марса в Козероге.
Градусы Лагны натива: 16°58’ Овна.
1) 16°58’ x 81 = 1374°18’;2) Убирая кратные 360° из 1374°18’, получаем = 294°18’;3) 294°18’ соответствуют Козерогу, следовательно, Кунда находится в раши Козерога.
Поскольку Козерог является раши самого Марса, мы можем сделать вывод, что Кунда расположена правильно.
Пример 3
Лагна натива – Водолей, и здесь нет паривартаны хозяина Лагны. Кунда может попасть в Водолея (1-й), в Деву (5-й), в Льва (7-й), либо в Весы (9-й).
Лагна натива: 2°56’ Водолея, что соответствует 302°56’.
1) 302°56’ x 81 = 24537°36’;2) Убирая кратные 360° из 24537°36’, получаем = 57°36’;3) 57°36’ градусов соответствует Тельцу, следовательно, Кунда находится в раши Тельца.
Поскольку Телец находится в 4-м от Лагны, Кунда не точна, и требуется коррекция.
Кунда движется каждый раз, когда Лагна сдвигается на 00°22’13’’. Поэтому, сдвигая градус Лагны между 2°57’ – 3°20’ Водолея Кунда перейдет в Близнецы, что является подходящей коррекцией.
Дальнейшая коррекция Лагны в пределах 3° изменит Шаштьямша- и Дашамша-лагну, что и было скорректировано и подтверждено событиями жизни натива.
Из вышеприведенных примеров и предыдущей статьи ясно, как важны Кунда и таттва в понимании качества времени натива и, следовательно, в ректификации карты рождения для определения времени сотворения существа.
Оставшееся я предлагаю стопам начинающих, а также квалифицированных астрологов.
Существует пять основных элементов или состояний всех материальных тел, называемых панча бхута или пятью таттвами. Это:
В этой статье мы попытаемся понять, как эти стихии проявляют себя на всех уровнях Творения.
Связь первоэлементов с пятью тара грахами
В 20-й шлоке 3-й главы Брыхат Паращара Хора Щастры махарыши Паращара провозгласил управление таттв пятью планетами:
अग्निभूमिनभस्तोयवायवः क्रमतो द्विज ।
भौमादीनां ग्रहाणां च तत्त्वानीति यथाक्रमम् ॥ २०॥
agnibhūminabhastoyavāyavaḥ kramato dvija .
bhaumādīnāṃ grahāṇāṃ ca tattvānīti yathākramam . 20.
что означает: агни (огонь), бхуми (земля), акаша (эфир), джала (вода) и вайю (воздух) являются таттвами, последовательно управляемыми пятью грахами, начиная с Марса, а именно: Марсом, Меркурием, Юпитером, Венерой и Сатурном.
В процессе человеческой эволюции мы приближаемся к светилам, обладающим почти совершенным движением, поскольку их скорости не меняются со временем.
Противоположностью светил являются узлы, которые всегда ретроградны и управляют циклом повторяющихся рождений (Раху) и окончательного освобождения (Кету).
За исключением этих четырех планет, пять тара-грах, а именно Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн, представляют тему вселенной, управляя 5 таттвами, которые влияют на любую активность как проявленной, так и непроявленной вселенной.
Таким образом, сила таттв представлена только пятью планетами, и, следовательно, только эти пять планет участвуют в формировании панча-махапуруша йог.
Пять стихий в масштабах Вселенной
Рациональному уму трудно поверить, как могут пять основных элементов природы (огонь, земля, воздух, вода и эфир как объединяющая сила пространства) управлять тем, что невозможно охватить взглядом.
Однако, когда мы пытаемся понять, что это за сила, управляющая всеми потоками творения, называемых в Ригведе рыта или путями творения, приходит осознание, что существует общая нить, соединяющая всё кажущееся разнообразным творение Вселенной.
Весь процесс творения во Вселенной следует общему правилу от сотворения до разрушения. Чтобы оценить это, рассмотрим циклы создания и распада:
Это поможет увидеть ту общую нить, пронизывающую все Творение.
Сотворение Земли
Большинство из нас знает, что миллиарды лет назад, когда формировалось Солнце, несколько огненных шаров отделились от основного тела Солнца, начав вращаться вокруг него.
Наша Земля была одной из них, представляя собой не что иное, как шар из расплавленных элементов, представляющих огненную стихию, действующую на стадии творения.
Миллионы лет спустя она начала остывать, а затем начала формироваться земная кора, представляющая собой преобладание земного элемента, в результате чего планета начала приобретать форму и твердую основу.
После этого наступила стадия формирования атмосферы, чему способствовали большие выбросы газов из ядра Земли в виде извержений вулканов. Эти газы постепенно охладились, образуя атмосферу. Данный этап представлен элементом воздуха.
Четвертым и заключительным этапом стало образование океанов и рек, в результате чего конденсированные облака газов начали заливать поверхность Земли, еще больше охлаждая поверхность и формируя одно из основных условий для дальнейшего зарождения и существования жизни на планете.
Это состояние отмечено преобладанием водной стихии.
Важно понимать, что основная тема на всех этих этапах – поочередное доминирование элементов в процессе творения – никогда не нарушается, поскольку все это происходит под управлением акаша таттвы, всегда преобладающей на всех стадиях и формирующей каркас или основу, на которой происходит творение.
Эволюция человека
Наше собственное творение начинается с переноса энергии в форме души от отца, что знаменует преобладание огненной стихии.
Можно сказать, что весь процесс рождения проходит при доминировании огненной стихии.
Как только младенец рождается, он начинает изучать основы всего. Он вырастает и начинает зарабатывать, и все эти процессы жизнеобеспечения показаны элементом земли, который означает консолидацию и поддержание творения.
Теперь, когда основные потребности удовлетворены, мы переходим в следующее состояние, состояние интеллектуалов, когда мы начинаем размышлять, используя интеллект, чтобы выйти за пределы человеческих ограничений. Это состояние характеризуется преобладанием воздушного элемента.
И конечное состояние – это состояние освобождения или осознание своей духовной природы, состояние высшей любви к Богу, показанное элементом воды.
Создание нации
Создание нового государства соотносится со своего рода анархией, революцией, требующей огромного количества энергии, отмеченной преобладанием огненной стихии.
Это заканчивается свержением старого короля и воцарением нового.
Формирование нового государства начинается с формирования нового свода законов и распоряжений и с их реализации, чтобы положить конец состоянию анархии и динамизма. Данный этап характеризуется преобладанием земного элемента. После того как в новообразованном государстве пустят корни торговля и коммерция, произойдет его стабилизация в финансовом отношении.
Как только государство становится финансово стабильным, оно переходит в состояние интеллектуального и культурного развития, отмеченное элементом воздуха.
И все это заканчивается окончательным распадом, обозначаемым элементом воды, что снова знаменует новое начало государства.
Та самая общая нить
Не трудно заметить во всех приведенных примерах, что процесс создания начинается с большой динамичности, требующей много энергии и характеризующейся состоянием высокой степени подвижности.
Это состояние творения представлено огненной стихией, означающей действие.
Таким образом, это связано с принципом дхармы человеческой эволюции, который означает обеспечение защиты праведными средствами.
Следующее за этим состояние – это состояние охлаждения или консолидации. Когда удовлетворяются основные потребности и материализуется новый порядок. Таким образом, это состояние ассоциируется с принципом артхи или поддержания, стабильности.
Следующее состояние – это состояние выхода за пределы ограничений материального существования, интеллектуального развития и развития искусства и культуры. Это состояние связано с элементом воздуха и принципом камы. Следует отметить, что воздушные знаки зодиака (Водолей, Весы и Близнецы) олицетворяют интеллектуалов.
Заключительное состояние – это состояние высшей любви, освобождение из материального плена. Данный процесс представлен элементом воды и связан с принципом мокши.
Вывод
Представленные выше примеры приводят к пониманию процессов, происходящих на всех уровнях существования Вселенной. Также мы начинаем осознавать, что всё в этом мире должно быть сбалансировано, что все эти первичные энергии пяти основных стихий должны работать в совершенной гармонии, в едином ритме.
Той силой, которая связывает все это вместе и обеспечивает четкое функционирование Творения на всех его этапах, является элемент акаща.
Дата публикации: 06.06.2023
*** Джйотиш — Ведическая астрология ***
You are here: »
Джала – Вода, одна из пяти Махабхут (первоэлементов)
Trace
· Last modified: 2017/07/21 21:18 (external edit)