Лекция 1
Мой интерес к астрологии возник очень давно — в первую очередь, видимо, под влиянием родителей, людей очень
необычных. Они всегда интересовались тем, как устроен мир, и не ограничивались при этом общепринятыми
объяснениями. В те глубоко советские времена моего детства, когда книжные магазины были битком забиты почти
исключительно «трудами» деятелей партии, родители постоянно приносили откуда-то перепечатки трактатов по йоге,
эзотерике, астрологии, ходившие по рукам на правах «самиздата», то есть чуть ли не антисоветчины. В мои
обязанности входила перепечатка этих текстов на механической пишущей машинке «Москва», и даже сила, с которой
приходилось давить на ее клавиши, не шла ни в какое сравнение с моим интересом ко всему необычному.
Правда, по мере взросления, когда надо было искать и осваивать место под Солнцем, интерес к таинственному отошел
на второй план. И только в 1988 году Зов Непознанного вновь громко зазвучал в моем разуме. Однажды в отпуске, в
гостях у родственников, я узнал, что у кого-то из их знакомых есть книга на английском языке о настоящей
астрологии — с вычислениями, а не с популярными текстами, тогда уже появлявшимися в разных изданиях. Мои просьбы
добыть мне эту книгу хоть на несколько дней так и остались безрезультатными, однако импульс был дан, и я начал
собирать все, что только мог, об астрологии, пытаясь из кусочков воссоздать систему знаний.
А теперь набрал в библиотеке астрономических книг и с огромным интересом принялся за их изучение. Впоследствии
знание основ астрономии оказалось для меня чрезвычайно полезным при изучении астрологии. Иногда возникает
впечатление, что кто-то нас специально учит, урок за уроком, по своим, непонятным для нас планам, и впоследствии
каждый пройденный урок оказывается на удивление кстати.
Дополнение 2016 года
Я теперь знаю, что учителя у нас действительно есть на нефизическом плане, и их немало. Интересующимся
советую почитать книги Роберта Монро и Томаса Кэмпбелла. Правда, я не знаю, есть ли их версии на
русском. Наверняка есть подобные книги русских авторов.
Позже я понял, что в те годы в моей судьбе мощно зазвучали энергии Урана, и поскольку этот Великий Освободитель
расположен в моем гороскопе в доме карьеры и общественного положения, именно в этих областях жизни произошли
революционные изменения. Я тогда работал (точнее, служил, поскольку был военным) в НИИ в качестве научного
сотрудника. Для офицера, да после опыта службы в тайге на Севере, такая работа — просто мечта. Стабильная
карьера, неплохой оклад, обеспеченное будущее. И тем не менее, в 1990 году я бросил все, ушел без выходного
пособия, лишь бы стать свободным и изучать то, что для меня важнее и интереснее всего на свете.
Так у меня появились друзья-астрологи за границей. Особенно тесные отношения сложились с руководителями
английской Company of Astrologers, Мэгги Хайд и Джеффри Корнелиусом, а также с Дереком Эпплби. Смерть Дерека в
январе 1995 года стала для меня тяжелым ударом. Это был замечательный, искренний и очень интересный человек,
опытнейший астролог.
Дополнение 2017 года
И правда, вечный студент! Сейчас учусь в Университете Уэльса Trinity Saint David, на курсе Николаса Кэмпиона,
бывшего Президента Астрологической Ассоциации Великобритании. Курс называется Master of Arts in Cultural Astronomy
and Astrology . Сейчас уже приближаюсь к завершению курса, пишу диссертацию об Астрометеорологии.
Постепенно стало формироваться понимание, что наиболее интересны для меня исследования в Натуральной Астрологии
(сюда относятся Астрометеорология, прогноз землетрясений, извержений вулканов), а также Хорарная и Элективная
Астрология — то есть все, что непосредственно связано с реальной жизнью, те области, где предположения и теории
легко проверить практикой.
Немного отдохнув от преподавания, я решил снова начать обучение астрологии, на этот раз дистанционно — в виде
бесплатной рассылки через Интернет. Замысел себя оправдал, ведь, судя по данным Subscribe.ru, на мои лекции
подписалось более 3000 человек. Раньше мне никогда не удавалось собрать такой обширной аудитории.
Не так давно, год с небольшим назад, вышла из печати моя книга, «Самоучитель астрологии». В ней я
постарался максимально подробно и основательно изложить начальный курс астрологии — для читателей, не имеющих
никакой предварительной подготовки. Издательство «Триумф» сделало книгу очень неплохо, однако,
поскольку основная типографская работа происходила в период ретроградного Меркурия (о ретроградных планетах я
расскажу подробно в одном из последующих выпусков), не обошлось без досадной ошибки. Вместо астрологического
шрифта в последний момент был использован какой-то другой, и в результате вместо астрологических символов стоят
невразумительные закорючки. Впрочем, листок с исправлениями, который мне обещали приложить к каждой книге,
частично решает проблему.
Не так давно?!! Самоучитель Астрологии был на полках книжных магазинов в течение примерно 12 лет, и я
продолжаю получать письма от профессиональных астрологов, сообщающих, что их путь в астрологию начался с
моего Самоучителя. К счастью, в этом году Самоучитель собирается переиздать издательство
«Весь». Обещают, что книга появится на прилавках до Нового Года, и я надеюсь, что в этот раз
попятный Меркурий не помешает!
А первой моей книжкой были «Космические ритмы жизни» — цикл из пяти лекций, излагающих начальный курс
Августины Филипповны Семенко. Тот самый, который так увлек меня в свое время. На мой взгляд, книжка получилось
неплохой, хотя тогда (вышла она в 1998 году, а написана была значительно раньше) мой стиль изложения был
потяжеловеснее, а замечательные идеи Августины Филипповны требуют кое-какой мыслительной работы для усвоения.
Однако издательство «АНС» до сих пор так и не смогло распродать тираж, и в результате я не могу
выставить текст книги на всеобщее обозрение.
Мой курс ректификации (уточнения времени рождения) был подробно изложен в сборнике «Мастер-класс астрологии.
Ректификация» Выпуск 2, изданном издательством ВШКА в 1999 году. Ну и, конечно, я написал множество статей,
лучшие из которых вы найдете на этом сайте.
Лекции в рамках моего проекта «Уроки астрологии для всех», первую из которых вы читаете, не повторяют
то, что уже написано в книгах. Они перекликаются с книгами и представляют собой еще одну попытку изложить основы
астрологии — может быть, несколько менее структурированно и концентрированно, по сравнению с книгами.
История развития астрологии
Я не случайно написал именно «развития», а не «возникновения». На мой взгляд, история
происхождения астрологии так же туманна, как история происхождения человечества. Конечно, есть официальная
дарвинистская версия, согласно которой человек произошел от обезьяны в процессе естественного отбора. И есть
подобная ей полуофициальная версия происхождения астрологии — мол, наши предки наблюдали-наблюдали за звездным
небом, записывали все, что там происходит, да в результате и пришли к выводу, что, мол, такие-то конфигурации на
небе соответствуют таким-то событиям на земле.
Я не хочу углубляться в научные споры, но мне кажется нереальным происхождение человечества в результате
естественного отбора. Уж слишком мало изменились люди за отраженные в истории десятки веков. Точно так же я не
считаю возможным возникновение астрологии из наблюдений. Конечно, наблюдения велись, и очень тщательные —
особенно в Вавилоне. Однако их целью было не обнаружение, а подтверждение астрологических закономерностей.
Много лет спустя, после изучения истории астрологии в университете, я могу только подтвердить свои
умозаключения. То, что университетские ученые пишут об истории астрологии, совершенно неубедительно, а
иногда и смехотворно.
Откуда тогда взялись эти закономерности? Я бы ответил так: они возникли в результате практического приложения
определенных философско-религиозных концепций. Можно, конечно, продолжить дальше: а откуда взялись эти
концепции, и т.д. Однако в результате мы уйдем достаточно далеко от сферы интересов практической астрологии.
В истории астрологии много белых пятен. Когда пытаешься в ней разобраться, то очень часто возникает впечатление,
что когда-то существовавшие обширные знания постепенно забывались. Например, существуют свидетельства того, что
очень глубокое и детальное понимание астрономии (то есть, на самом деле, астрологии, поскольку астрономия в то
время была неотъемлемой составной частью астрологии) существовало в Египте во времена создания Пирамид, то есть
около 2400 г. до н.э. Тогда были введены в практику довольно сложные календари, а уже в 1650 г. до н.э.
египтяне, похоже, стали забывать астрономическую основу тех календарей.
В общем и целом можно сказать, что астрология пришла в Европу (мы сосредоточимся именно на европейской ветви
астрологии, как наиболее близкой по мировосприятию) из египетских, вавилонских и персидских источников. А
посредниками в этом процессе, а также интерпретаторами и распространителями астрологических знаний в первые века
н.э., стали греческие философы. Именно греческие труды были источником астрологии для цивилизованного мира тех
времен, в том числе для Римской Империи. Астрология играла важную роль в Римской Империи и к IV веку н.э.
окончательно утвердилась как общепризнанная наука.
Однако после падения Римской Империи около 500 г. н.э. и возникновения варварских королевств Европы (нынешних
Италии, Франции, Германии и т.д.) астрологическая традиция в Западной и Центральной Европе прерывается. Впрочем,
и на востоке, в Византийской Империи, религиозная и политическая обстановка были таковы, что фактически
полностью подавляли практику астрологии.
Здесь на сцену выходят арабы. К 711 г н.э. их империя распространилась от территории нынешней Испании на западе
до Индии на востоке. В VIII веке арабские правители и лидеры мусульманского мира в целом побуждали свою
интеллигенцию к изучению греческого языка и ассимиляции научных достижений других народов. Так греческая
астрология, наряду с другими греческими науками, стала составной частью арабской исламской науки. И именно в
этом качестве астрология продолжала развиваться, тогда как в Европе на протяжении шести веков, с 500 по 1100
годы, практика астрологии была чрезвычайно затруднена.
Одной из важнейших причин упадка астрологии в Европе была деградация в области математического и в целом научного
образования, последовавшая за падением Римской Империи. Однако к 1100 году Запад осознал, наконец, необходимость
развития науки — точно так же, как это произошло на мусульманском Востоке в VIII веке. Начался массовый перевод
арабских научных (в том числе астрологических) текстов на латинский язык. Результатом стало возрождение интереса
к астрологии в Европе, продлившееся до XVII века.
Научная революция вызвала у многих западных интеллектуалов иллюзию, что в недалеком будущем все тайны природы
будут раскрыты с помощью разума и экспериментальной науки. Широкомасштабное признание гелиоцентрической теории
Коперника, а затем открытие новых планет были восприняты как опровержение астрологии, традиционно использовавшей
геоцентрическую модель Птолемея и только пять видимых планет.
В результате, к концу XVII века в континентальной Европе практика юдициальной астрологии (о различных разделах
астрологии будет рассказано дальше) фактически сошла на нет. В Англии же астрологическая традиция продолжалась,
или, по крайней мере, не прервалась совершенно, за счет того, что в этой стране сильна традиция траволечения,
использующая в том числе и астрологические знания.
Именно в тот период от астрологов стали требовать доказательства «научности» их занятия, как ни
парадоксально это звучит в отношении одной из древнейших наук. Теперь же определение науки чрезвычайно сузилось.
Все, что не могло быть доказано «с помощью палки и веревки», объявлялось ненаучным. Те из астрологов,
кто стремился к социальному приятию, стали предлагать (и предлагают до сих пор) различные рационалистические
объяснения астрологии. Однако по отношению к области знания, основанной на древних философско-религиозных
концепциях, это получается не очень складно.
Теперь же власть все больше переходила к буржуазии, а растущая грамотность среди рабочих дала начало популярной
астрологии — той самой, которая заполняет сейчас последние страницы многих газет и журналов. Система образования
также меняла ориентацию, теперь основной акцент делался на инженеров, менеджеров, банкиров, а знание языков и
философии становилось постепенно все менее ценным и значимым. И когда в середине — конце XIX века в Европе
началось очередное возрождение астрологии, лишь очень немногие были способны обратиться к источникам,
подавляющее большинство которых так и осталось непереведенным с греческого, арабского, латыни.
Возобновление интереса к астрологии и оккультизму в целом в XIX веке вызвано в значительной степени неверием
общества в то, что все тайны человечества можно объяснить с помощью разума. Понимание науки стало постепенно
расширяться и в результате к ХХ веку ни у кого уже не вызывала удивления такая наука как психология — чей
предмет и методы во многих случаях очень далеки от рационалистического шаблона.
Вдохновленные социальным успехом психологии, многие астрологи ХХ века стали стремиться «обнаучить»
астрологию, сближая ее с психологией. В результате возникла и расцвела психологическая астрология,
ориентированная, в отличие от астрологии классической, не на объективную реальность, а на внутренний мир
человека.
В то же время, к концу ХХ века возрос интерес к классическим астрологическим трудам, к тем методам и
направлениям, которые оказались преданными забвению. Отсюда возрождение Хорарной Астрологии, перевод большого
количества трудов на греческом и латинском языках в рамках проекта Хиндсайт.
А в материалистических науках постепенно стало возникать представление о том, что есть некие пределы, за которыми
начинают действовать совсем другие законы. Открытия в области одной только физики позволяют говорить, что
рационалистические рамки, хотя и по-прежнему прочны, начинают потихоньку потрескивать.
Я далек от радужных надежд на то, что кто-то вот-вот докажет: астрология — это наука (и тогда всем астрологам
автоматически присвоят звание академика). Для того, чтобы астрология снова оказалась в числе наук, и астрология,
и наука должны сильно измениться. Может быть, это когда-нибудь и произойдет. Но вот в чем я уверен — так это в
том, что астрология может приносить гораздо больше пользы людям, чем она приносит сейчас.
В заключение исторического экскурса — несколько имен, из тех, что наиболее известны в наше время. Хотя в истории
астрологии есть множество блестящих мыслителей, с которыми вам еще предстоит познакомиться.
- Птолемей (II век н.э.) — один из основоположников астрономии и астрологии. Вряд ли есть смысл
перечислять все его многочисленные заслуги перед астрономией — о них можно прочесть во многих справочных
изданиях. И в то же время, Птолемей является автором «Тетрабиблоса», первого полного руководства
по астрологии. В «Тетрабиблосе» сделана попытка исчерпывающе объяснить астрологические принципы с
точки зрения науки той эпохи. - Аль-Бируни (X – XI века) — оставил после себя труды, посвященные медицине, географии, физике,
астрономии, и в то же время написал трактат «Книга вразумления начаткам науки о звездах», по сути
дела учебник астрологии для начинающих. - Парацельс (XV – XVI века), легендарный целитель, считавший астрологию составной частью своего
искусства. Писал, что врач без искусства трактовки астрологических констелляций — «псевдомедик», и
что лекарство находится на небесах. - Тихо Браге (XVI век). Его называли «королем астрономов», в то же время он был астрологом и
алхимиком. Достиг высочайшей точности в астрономических измерениях, а также писал астрологические альманахи
для короля Дании, интерпретировал гороскопы его детей. Некоторые предсказания Тихо Браге получили всеобщую
известность. - Иоганн Кеплер (XVI – XVII века) — великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит
космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и
вторжение турок в Австрию. Когда оба предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка.
Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным «гороскопчикам», ввел новые элементы в
теорию астрологии. - Карл Густав Юнг (XIX – XX века), известнейший психолог и психиатр. Серьезно изучал астрологию,
использовал ее в своей практике. Один из его астрологических экспериментов получил широкую известность и
стал хорошим поводом задуматься о природе человека и сущности астрологии.
Хорошая компания, правда? Так присоединяйтесь!
Птолемей, конечно, был молодец, но надо понимать, что он не был астрологом. Да, в те годы астрология и
астрономия были одной и той же наукой, но специализация была разной. К примеру, Веттиус Валенс был
практикующим астрологом, а Клавдий Птолемей работал в службе обеспечения — снабжал настоящих астрологов
информацией о положении планет и звезд. Причина, по которой Птолемей прославился, а Валенс был надежно
забыт, заключается в том, что Птолемей был политически очень корректен. В «Тетрабиблосе» он попытался
описать астрологию рационалистически, с помощью «палки и веревки». Это оказалось по вкусу и христианской
церкви, которая вскоре вошла во власть, и рационалистической науке, овладевшей умами человечества в эпоху
Возрождения. А язычник Валенс был забыт. Вот как важно быть политически корректным 🙂
Предмет астрологии
Каждый элемент Макрокосма имеет какое-либо соответствие во всех многочисленных микрокосмах. Например, планета
Марс (элемент Макрокосма) соответствует армии в микрокосме государства, мускулатуре в микрокосме человеческого
организма, железу в микрокосме природы, ножам и другим острым инструментам в микрокосме человеческого хозяйства,
молодым мужчинам в микрокосме человеческого общества и т.д. Соответствие, о котором идет речь, не является
буквальным, а основано на символическом подобии. Иначе говоря, это символическое соответствие.
Работа астролога, в самых общих чертах, заключается в том, что он берет мгновенный снимок Макрокосма на интересующий момент времени, изучает его и делает вывод, что происходит в этот момент в интересующем астролога микрокосме.
Астрологию можно разделить на два направления: натуральную и юдициальную астрологию (в разных источниках вы можете найти разные классификации, иногда противоричивые, но главное — суть, а не названия).
Натуральная астрология имеет дело с природой — всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относятся астрометеорология (изучение связи между Макрокосмом и земной погодой), прогноз землетрясений, извержений вулканов, сельскохозяйственная астрология (уход за растениями и животными, согласованный с конфигурациями Макрокосма) и другие подобные области исследования. В те века, когда основной силой, препятствующей развитию астрологии, была церковь, натуральная астрология оказывалась вне критики — ей заниматься не возбранялось.
Юдициальная астрология изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. Именно она всегда попадала под огонь церковной критики — мол, не должен человек интересоваться собственной судьбой, на все Воля Божья. К основным разделам юдициальной астрологии относятся:
- Натальная астрология — изучение потенциала личности и судьбы, отраженных в гороскопе рождения (или натальной карте). Методы натальной астрологии позволяют предположить, как будет разворачиваться судьба в интересующий период времени, то есть делать прогноз. Один из подразделов натальной астрологии — синастрия — изучает проблемы взаимодействия двух микрокосмов (двух людей или, например, человека и коллектива).
- Мунданная астрология изучает большие общности людей — нации, государства — их взаимодействие, развитие, политическую и экономическую деятельность.
- Астрология инициатив (Катархе) — к этой группе относятся хорарная и элективная астрологии, имеющие дело с человеческой инициативой. Хорарная астрология изучает гороскоп, построенный на момент постановки некоторого вопроса и оценивает перспективы замысла, связанного с этим вопросом. Элективная астрология выбирает наилучший момент для реализации замысла.
Таковы, в общих чертах, области исследований, которые охватывает астрология.
Мы начнем с изучения алфавита астрологии, тех общих понятий, которые присутствуют в любом астрологическом исследовании. Затем перейдем к построению гороскопа — своего рода карты Макрокосма в интересующий нас момент времени. А потом постепенно сосредоточимся на натальной астрологии — ведь именно наша собственная жизнь и жизнь близких людей интересуют нас в первую очередь.
Уроки астрологии
Для тех, чей интерес к Астрологии достаточно силен, чтобы заняться ее изучением самостоятельно, здесь
представлен цикл лекций. Самые первые лекции рассчитаны на новичков, но, по мере продвижения вперед,
материал становится все сложнее.
Я продолжаю работать над курсами и мастер-классами. Наиболее актуальные из них вы можете
увидеть на странице Обучение.
Лекция 1. Введение. История развития астрологии. Предмет астрологии
Во введении рассказывается о том, как я пришел в астрологию и на каком этапе я взялся за написание этих лекций.
Затем, в общих чертах, обсуждается история развития Европейской Астрологии и те трудности, с которыми она
встречалась (и встречается) в своем развитии. Наконец, мы выясняем, чем занимается астрология и какие основные
направления исследований в ней существуют.
Лекция 2. Алфавит астрологии
В этой лекции вы узнаете о главных действующих лицах астрологии — планетах. Каждая из планет представляет собой
отдельный важный принцип Мироздания или центр активности. В нашей с вами личности отражаются все планеты
Макрокосма, но одни — сильнее, другие — слабее. Вы узнаете, как проявляют себя различные планеты, о чем они
могут сообщить в гороскопе.
Лекция 3. Алфавит астрологии
В астрологической традиции испокон веков считается, что планеты поочередно управляют
различными периодами времени — в частности, годами и днями. Рождаясь, человек
получает в качестве опекунов те планеты, которые управляли днем и годом его рождения.
Лекция 4. Алфавит астрологии
Иногда
планеты ведут себя странно: останавливаются в своем вечном движении среди звезд
и обращаются вспять. В этой лекции говорится, что происходит при этом на Земле
и какие особенности приобретают люди, родившиеся при ретроградном движении планет.
Лекция 5. Алфавит астрологии
Что такое зодиак? Какие бывают зодиаки? Что такое Эра Водолея, когда она наступит
и что от нее ждать? Природа и свойства знаков зодиака. Стихии, качества, полярность,
другие характеристики. Расчет баланса стихий и качеств.
Лекция 6. Планеты и знаки Зодиака. Обитель
Обитель — одно из наиболее фундаментальных понятий в гороскопической астрологии. К сожалению,
в астрологической литературе очень мало внимания уделяется смыслу, символизму
обители. В своей лекции я стремлюсь скомпенсировать этот пробел.
Лекция 7. Планеты и знаки Зодиака. Экзальтация
Вряд ли вы найдете в книгах хоть пару добрых слов о планетах в изгнании и падении.
А между тем, они указывают нам путь, пойдя по которому, мы можем достичь очень
многого.
Лекция 9. Взаимодействие планет. Аспекты
Из этой лекции вы узнаете, что такое аспект и какие бывают аспекты. Подробно рассматриваются
особенности напряженных и гармоничных аспектов. Не менее подробно, на уровне символизма,
показаны мажорные аспекты. Также представлены минорные аспекты и дана информация
об их проявлении.
Лекция 10. Взаимодействие планет. Аспекты 2
Завершается изучение аспектов — по крайней мере, в первом приближении. Рассматриваются орбисы
аспектов и как установить их в программе. Рассказывается о гороскопе Нового Года
— на примере 1991 года.
Лекция 12. Взаимодействие планет. Диспозиция
Тема
важная и очень слабо освещенная в литературе. Она может дать вам однажды золотой
ключик к пониманию гороскопа. И еще в этом выпуске начал формироваться «виртуальный
семинар» — форма занятий, на которую я возлагаю большие надежды.
Лекция 13. Взаимодействие планет. Диспозиция (окончание)
Изложены основные правила
работы с цепочками диспозиторов, их применение показано на примере
гороскопа Петра Первого.
Лекция 14. Алфавит астрологии
Тема эта не особо сложная,
однако новых терминов в ней много, поэтому я стараюсь преподнести
ее медленно-медленно, и с картинками.
Лекция 15. Алфавит астрологии
На этот раз особое внимание
уделено роли домов в интерпретации гороскопа. Также обсуждаются
особенности угловых, последующих и падающих домов.
Лекция 16. Прогрессивное новолуние. Транзиты. Иллюстрации
После длительного перерыва, возобновляется выход уроков астрологии. В этой лекции приводятся два примера действия популярных методов прогнозирования.
Лекция 17. Интерпретация гороскопа
Что такое интерпретация гороскопа и какие существуют подходы к интерпретации.
Лекция 18. Черная Луна
По просьбе читателей, я ликвидирую пробел и добавляю к используемым фактором этот чрезвычайно популярный у российских астрологов элемент гороскопа.
Лекция 19. Практика интерпретации гороскопа. Занятие 1
Гороскоп построен — что теперь? Лучше начать с одного из методов обобщенного анализа гороскопа, например со стихий и качеств.
Лекция 20. Практика интерпретации гороскопа. Занятие 2
Продолжаем изучать гороскоп Сони, пробуем работать с Фигурами Джонса.
Лекция 21. Практика интерпретации гороскопа. Занятие 3
Дискуссия о Черной Луне.
Лекция 22. Практика интерпретации гороскопа. Занятие 4
Завершение дискуссии о Черной Луне в гороскопе Сони.
Старые Уроки
Продолжение разговора об астрологии и науке и о 13-м знаке Зодиака.
Тема 1. Что такое астрология? Занятие 3
Завершение рассуждений о том, что такое астрология. Основные разделы астрологии.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 1. Стихии
Рассказ о стихиях, одном из основополагающих понятий астрологии и древнегреческой философии.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 2. Качества
Еще один взгляд на стихии. Такое понятие, как качества, отражает присущий стихиям динамизм.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 3. Зодиак
Что такое Зодиак. Знаки Зодиака и чем они отличаются от созвездий. Классификация знаков Зодиака по стихиям и качествам.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 4. Планеты
Роль планет в астрологии. Классификация и символы планет. Астрологический символизм Солнца и Луны.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 5. Планеты (окончание)
Астрологический символизм планет от Меркурия до Плутона.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 6. Традиционные планетарные ритмы. Звезда Магов
Планетарные часы, планетарные годы, планетарные соответствия дней недели и их использование в астрологии.
Тема 2. Основы астрологии. Занятие 7. Взаимоотношения планет и знаков Зодиака
Понятия обители и изгнания, экзальтации и падения. Их астрологический символизм. Схема обителей и экзальтаций.
Тема 3. Основы гороскопии. Занятие 1. Исходные данные
Что такое гороскоп. Исходные данные, используемые при расчете гороскопа: время и место рождения. Ввод исходных данных в астрологические программы.
Тема 3. Основы гороскопии. Занятие 2. Определение положения планет в Зодиаке
Подробное объяснение расчета положений планет вручную, с помощью таблиц эфемерид. Расчет баланса стихий и качеств.
Тема 3. Основы гороскопии. Занятие 3. Аспекты
Что такое аспекты. Роль аспектов в гороскопе. Орбисы аспектов. Понятие ключевой планеты. Аспекты сходящиеся и распадающиеся.
Тема 3. Основы гороскопии. Занятие 4. Астрологические дома. Основные понятия, системы домов
Что такое астрологические дома, каков их геометрический смысл. Куспиды домов. Лунные дни.
Тема 3. Основы гороскопии. Занятие 5. Астрологические дома. Определение с помощью таблиц. Значения домов
Определение куспидов домов с помощью таблиц домов. Символическое значение астрологических домов. Управитель дома. Рассказ о работах Джорджа МакКормака и Евгения Йонаса.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 1. Визуальная оценка гороскопа. Фигуры Джонса
Интересный и эффективный подход к обобщенной визуальной оценке гороскопа, предложенный известным американским астрологом Марком Эдмундом Джонсом.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 2. Визуальная оценка гороскопа. Конфигурации аспектов
Как определить важные особенности обладателя гороскопа, изучая замкнутые конфигурации аспектов.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 3. Как найти в гороскопе самое главное
Один из наиболее эффективных подходов к интерпретации гороскопа — посмотреть, какие факторы больше всего выделяются на общем фоне и именно на них построить свое суждение.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 4. Аспект параллели
Параллель — это разновидность связи между планетами в гороскопе, аналогичная аспекту. Раньше параллель учитывалась непременно, однако в ХХ веке о ней стали забывать.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 5. Солнце и Луна
Роль Солнца и Луны в астрологии в целом и в интерпретации гороскопа в частности.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 6. Трактовка планеты
Методика изучения каждой планеты в гороскопе, ее роли, особенностей положения, символического значения.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 7. Практика интерпретации гороскопа
Пример интерпретации гороскопа одной из читательниц рассылки.
Тема 4. Интерпретация гороскопа. Занятие 8. Практика интерпретации гороскопа 2
Продолжение практического разбора гороскопов читателей.
Тема 5. Основы астрологического прогнозирования. Занятие 1. Транзиты
Обзор методов прогнозирования. Метод транзитов — один из самых простых и широко используемых в астрологии.
Тема 5. Основы астрологического прогнозирования. Занятие 2. Прогрессии
Метод прогрессий — еще один очень популярный и эффективный метод прогнозирования.
Тема 5. Основы астрологического прогнозирования. Занятие 3. Дирекции
Метод дирекций очень прост, с точки зрения вычислений, но на практике он показывает неплохие результаты.
Тема 5. Основы астрологического прогнозирования. Занятие 4. Обращения. Введение в астрометеорологию
Солнечные и лунные обращения — это классические методы, при умелом обращении дающие важную информацию и соответствующем годе или месяце жизни.
Тема 6. Основы синастрии. Занятие 1. Основы астрометеорологии. Планеты.
Определение потенциала взаимоотношений двух людей. Аспекты планет одного партнера к планетам другого партнера. Роль Солнца и Луны в астрометеорологии.
Тема 6. Основы синастрии. Занятие 2.
Анализ положений планет одного партнера в домах другого партнера. Анализ прогрессий партнеров на интересующий период времени.
Урок 2
Для всех — на странице «Книги и статьи» можно найти мой перевод фрагмента из книги Вильяма
Лилли, на который я ссылался на предыдущем занятии. Там, конечно, много
специальной терминологии, она станет вам понятна в дальнейшем, а сейчас
вы можете просто пробежать глазами текст, пропуская все незнакомое —
все-таки это классика XVII века, да и просто интересная история.
На предыдущем занятии, стремясь оценить перспективы астрологии называться
наукой, мы задались вопросом: действительно ли современная официальная наука
так прочно стоит на ногах и располагает знанием об окружающем мире, близким
к полному?
Осмелюсь дать отрицательный ответ на этот вопрос. Более того, скажу, что в
основе своей фактически все науки стоят на непроверенных, недоказуемых, а иногда
и просто немыслимых концепциях, которые надежно спрятаны за ярлыками аксиом,
постулатов и мудреной терминологией.
Этой теме можно было бы посвятить целую книгу, но дав себе волю, я рискую
слишком далеко уйти от темы занятия. Поэтому приведу только один пример, но этот
пример очень важен для меня. Вопрос, о котором идет речь, я задавал себе еще
в юности. И вопрос-то элементарный, детский.
Так чем же тогда отличается астрология, по крайней мере, некоторые ее
разделы, от официально признанных наук? Тем, что она открыто неспособна
объяснить свои основы с помощью средств, имеющихся в распоряжении у здравого
смысла, а науки скрывают эту свою неспособность с помощью мудреной терминологии
и социальных табу? Может быть, именно страхом перед тем, что серьезный интерес
к астрологии сдует их фиговые листки, обусловлена такая интенсивная ненависть,
проявляемая по отношению к астрологии представителями научного истеблишмента?
В ходе обозримой истории именитые ученые не раз собирались в стаи, чтобы
заклеймить ненаучность астрологии.
Самая крупная из недавних атак на астрологию была предпринята в 1975 году
американским журналом Humanist, в котором было опубликовано обращение 186
ведущих ученых, среди них 18 лауреатов Нобелевской премии. Среди прочего, в
этом обращении все астрологи поголовно объявляются шарлатанами. И сквозь все
обращение проходит страх перед возрастающим общественным принятием астрологии.
Ну, а самая подлая атака, показывающая, что в своем страхе официальные
ученые не останавливаются ни перед какой низостью, — это не такая уж давняя
история с тринадцатым знаком Зодиака. Запущена сия утка была аж Королевским
Астрономическим Обществом Великобритании. Ну никогда не поверю, что образованный
астроном, берущийся критиковать астрологию, не в состоянии понять простую вещь,
известную самым начинающим астрологам (и вам она будет известна очень скоро) —
что В АСТРОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕ ЗОДИАКАЛЬНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ, А ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ЗНАКИ ЗОДИАКА. А ЗНАКИ ЗОДИАКА ИМЕЮТ ПРОТЯЖЕННОСТЬ РОВНО 30 ГРАДУСОВ И,
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, В ЗОДИАКАЛЬНОМ КРУГЕ ИХ НИКАК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ БОЛЬШЕ, НИ МЕНЬШЕ
ДВЕНАДЦАТИ. Думаю, астрономам был известен этот простой факт, и распространение
ими сведений о том, что, мол, глупые астрологи не учитывают тринадцатое
зодиакальное созвездие, было чистой воды провокацией, направленной ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
на подрыв авторитета астрологии в обществе. И провокация имела необычайный успех.
Истинные астрологи по всему миру тут же кинулись объяснять всю глупость сделанных
утверждений, но кто же их услышит на фоне зычного гласа КОРОЛЕВСКОГО
Астрономического общества?! Ну а те горе-астрологи, для кого важнее сшибить
свою копейку, тут же кинулись добавлять в свои книжонки тринадцатый знак Зодиака.
Еще бы к квадрату добавили пятый угол.
И тем не менее, наука. Все нормально.
А Джордж Маккормак, чьи астрометеорологические методы позволяют за несколько
месяцев прогнозировать экстремальные погодные условия, а точность текущих
прогнозов достигала 94%, умер, так и не получив признания официальной
науки. Это он-то шарлатан, господа Нобелевские лауреаты?! Я сейчас
перевожу курс лекций Маккормака, чтобы российские астрологи смогли отдать
должное этому самоотверженному искателю истины.
На этой минорной ноте я хотел бы подвести черту под дискуссией об астрологии
в роли науки. На мой взгляд, многие разделы астрологии являются именно науками,
и в первую очередь те разделы, которые связаны с естественными, природными
системами — астрометеорология, астросейсмология, астровулканология. Эти науки
нуждаются в притоке ярких умов, для которых путь к истине важнее степеней,
званий и прочих социальных пряников.
С другой стороны, есть в астрологии разделы, такие как натальная астрология,
имеющая дело с отдельным человеком, его талантами и законами развития, которые
в принципе могут считаться науками, но науками из той же смутной области, что и
психология.
И наконец, есть хорарная астрология, которая в принципе ненаучна, и тем не
менее, является неотъемлемой частью астрологической традиции и астрологического
понимания мира.