III. Каббала и астрология

Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание)
Лайтман Михаэль

Каббалистическая астрология внутри человека

Каббалистическая астрология внутри человека

Вопрос: Желание Земли – это сила притяжения. Чье желание вращение Земли?

Ответ: Вращение Земли определяется не самой Землей, а ее отношением с Солнцем и Луной, где Солнце – это З»А, Земля – это Малхут, а Луна – это свойства Земли относительно Солнца, которые, если исправить полностью Землю, то Луна станет как Солнце, без различия в фазах. Об этом подробно разбирается в ТЭ»С и вообще в Каббале во всех без исключения книгах. Соотношения этих трех небесных тел Вы всегда найдете в разделе «Китруг аЯрэях» – «Жалоба Луны», начиная с книги Зоар. Каббалистическая астрология рассматривает все эти вопросы. Зачем это надо изучать, если главное – возвышение самого человека, а не знание эклиптики, соосности и прочих элементов небесной механики? Изучают только для того, чтобы разобраться в своих свойствах, по принципу «Из низшего познаем высшее» (ми тахтон нильмад элион). Дерзайте, мечтайте, смотрите на звезды и сферы внутри Вас – ведь все, что снаружи – это только неживое отображение того, что внутри нас.

Г. Борьба внутри человека
Учение о спасении (в терминологии Павла оправдание, освящение и прославление) через веру в заслуги Христа и Его преобразующей благодати (см. Спасение III) также описывается с точки зрения нравственного конфликта между Богом и сатаной. Грехопадение

Борьба внутри человека

4. Борьба внутри человека

«Многие считают, что борьба между Христом и сатаной не имеет прямого отношения к их собственной жизни, не затрагивает их. Увы! Эта борьба разгорается снова и снова в каждом человеческом сердце. Никто не может покинуть лагерь сторонников зла ради

Астрология.

1. Астрология.
Пр. 1. В полицейское отделение пришла женщина и заявила, что только что выстрелила в своего сына, потому что астролог предсказал ей через письменный гороскоп, что ее сын никогда уже не будет умственно здоров. Желая спасти мальчика от страшного будущего, она

1 Каббалистическая география

1.1.1 Каббалистическая география
Мы собрались здесь из многих стран, с разных континентов. Неважно, что представителей какого-то континента у нас больше, а другого меньше. Например, из Америки к нам приехали всего несколько человек, много людей приехало из России, есть

Глава 7. Каббалистическая музыка – услышать сердцем Каббалистическая музыка

Глава 7. Каббалистическая музыка – услышать сердцем

Каббалистическая музыка
Вопрос: Когда я слушаю музыку, которая играет на этом сайте, почему-то начинаю сразу грустить. Но ведь музыка существует для того, чтобы улучшать настроение, или я не прав?Ответ: Если бы Вы

4. Астрология
Как и большинство его современников, Мани, к тому же выросший в Месопотамии, земле звездопоклонников, высоко ценил астрологическое учение. Это отношение проявляется во многих местах его учения и стало определяющим для его приверженцев.В то время как солнце

АСТРОЛОГИЯ
Невозможно дать адекватное описание всех подводных течений смешанных традиционных верований, древних обрядов и обычаев, новых завезенных религий и старых предрассудков, наводнявших Рим за тысячу лет. Однако следует рассказать об одном суеверии, широко

Астрология
Астрология — древняя форма гадания, способ получения информации, предсказания будущего или интерпретации событий.Астрология основана на представлении о том, что положение и движение звезд, планет, Солнца и Луны связаны с личными, политическими и даже

Глава 2. Астрология

Глава 2. Астрология
Два самых животрепещущих вопроса‚ которые преследуют человека‚— это: «кто я?» и «что случится со мной в будущем?» Сколько людей просыпаются по ночам в томлении о своем будущем‚ желая узнать‚ что случится завтра! Астрология претендует на то‚ чтобы дать

Астрология превращает человека в машину

Астрология превращает человека в машину
Астрологи изображают человека игрушкой звезд, которые управляют всеми сторонами его жизни. Эта «наука» в конечном счете сделала бы нас рабами астрологов. Они контролировали бы наши браки, выбор профессии и даже войны. Астрологи

Астрология

(Astrology). Древняя наука или искусство, претендующее на то, что
может обнаружить и истолковать влияние звезд и планет на судьбы людей
и ход мировых событий. Нек-рые сторонники этого учения утверждают,
что планеты действительно оказывают влияние, тогда как

Все миры находятся внутри человека

2.4. Все миры находятся внутри человека
Реальность происходит от Высшей силы, от Творца, от света. Высший свет строит кли. Вначале Он создает миры, а вслед за ними приходит творение – душа Адам Ришон. Эта душа разделяется на множество частей, спускающихся в плоскость нашего

Космос внутри человека

Космос внутри человека
– Там написано о силах природы, которые действуют в каждом человеке?– Да. Изучая тему «Постижение реальности», мы выясняем, что все, ощущаемое нами вне себя, на самом деле, мы ощущаем внутри себя. Вся природа, все мироздание, космос – абсолютно все

Астрология и уфология

Письмо 96 воину Светиславу К., на вопрос о том, что значит: “Бог внутри человека”
Ты спросил кого-то: где Бог? Тебе ответили: Бог в тебе. Ты удивлен таким словам: как это возможно? Примерно так же, как свет в комнате или огонь в печи. Когда-нибудь ты почувствуешь Бога в себе и

III. Каббала и астрология

Школы французской и английской Каббалы Викторианской эпохи стояли, как было уже показано, на убеждении, что все «оккультные науки» укоренены в тайной традиции Израиля; но правильнее, вероятно, было бы говорить, что Каббала была привита к некоторым из них и мы имеем каббалистическую астрологию и каббалистическую алхимию в таком изводе. Дабы определить, какой взгляд более верен, необходимо обратиться к истории и литературе. Только в случае ритуальной магии обе партии единогласны в отношении ее каббалистического происхождения в западноевропейском мире. Исходя из априорных соображений, мы склонны считать, что ситуация с астрологией должна в этом вопросе помочь и с таким явлением, как алхимия, а именно что в ее истории и литературе ничтожно мало того, что могло бы существенным образом связывать ее с еврейством, не считая случайных перекличек и осуждения Зогара. Астрология внешне напоминает точную науку и, казалось бы, не имеет никаких аналогий со спекуляциями теософской системы. Вместе с тем есть два неопровержимых факта, во-первых, что евреи были привержены астрологии92, и, во-вторых, что наука предсказаний по звездам, как она известна на Западе, кое-что взяла у древних евреев. Этим фактам можно противопоставить два других, не менее существенных, а именно что вклад Израиля в науку астрологию ничтожен, что астрономические писания евреев в христианскую эру восходят в основном к арабам, в то время как еврейская астрология каббалистического периода отягчена фантастическими представлениями и детскими выводами. Здесь мы не собираемся заниматься историей этого искусства: мы знаем, что Иосиф (Флавий) возводит его к Сету и уверяет нас, что лично посещал два знаменитых Столба, или Стелы, которые якобы сохранились после Потопа и сохранили выгравированные на них все законы астрологии. Иосифа легко было провести, вернее, он был склонен принимать за чистую монету любую басню, если она могла послужить подтверждением первенства его народа в области знаний. Оставим в покое Сета и Столбы; нам известно, что Древняя Халдея была великим центром астрологии, что она процветала у вавилонян, что она практически применялась в Египте; нет ничего удивительного, если евреи тоже были причастны к астрологическим познаниям каждого из этих народов. Возможно, что до христианских времен дошли определенные астрологические процедуры93. Все это, впрочем, не снимает основного вопроса; попытка найти следы Зогара или его влияния на творения евреев в области математики или естественных наук ничем не оправдана по той простой причине, что Зогар не имеет никакой серьезной связи с этими предметами. Вместе с тем мы вправе задать себе один вопрос. Астрология имеет дело с данными, история происхождения которых темна94, и есть связанные с ними доктрины, которые даже для адептов оккультизма представляются недостаточно фундированными. Было бы небезынтересно попытаться выявить, есть ли в них какие-то каббалистические соответствия, несмотря на осуждение Зогара. Что же касается данных, сомневаюсь, чтобы кто-либо предпринял попытку выявить параллели, хотя всегда существовало мнение о том, что некоторые астрологические теоремы связаны с каббалистическим аппаратом. Давайте взглянем на то, что думают по этому поводу адепты астрологии.

Соотнесение металлов в Эш ха-Мецареф со сфирот предполагает и соотнесенность с планетами; на основании изысканий Кирхера Папюс95 выстроил следующую таблицу: Кетер соответствует Эмпиреям.

Хохма – Перводвигателю.

Бина – Небосводу.

Хесед – Сатурну.

Гвура – Юпитеру.

Тиферет – Марсу.

Нецах – Солнцу.

Ход – Венере.

Йесод – Меркурию.

Малкут – Луне.

Возможно, как провозглашается в Эш ха-Мецареф, «все системы» ведут к единой истине, но эта схема не согласуется с ее собственными атрибуциями. Ее придерживается Розенрот; но Р.П. Сабатье (R.P. Sabatier) в своем странном небольшом трактате, который когда-то произвел такое ошеломляющее впечатление на французских оккультистов, Марс относит к Гвуре, а Меркурий к Ход96. Когда отсутствует единое мнение, можно сделать вывод, что проблема не представляется столь значительной и что атрибуции и схемы подобного рода дело достаточно конвенциональное и к самой астрологии имеет косвенное отношение. Однако в модерные времена все дивинационные практики, которые в каждом случае имеют или предполагают астрологические связи97, вобрали в себя каббалистические атрибуции. Так, система соответствия планетам фигур, используемых в геомантии, сообразована со сфирот; каббалистические принципы усвоены хиромантией; единственное исключение составляет физиогномика в силу того, что она никогда не стояла на переднем плане в интересах людей, считающих себя настоящими оккультистами, хотя, как мы уже видели, есть прямое основание для этого в Зогаре98.

Наиболее доступная информация по астрологии в еврейской среде в «Курьезах» Иакова Гаффареля, который строит свои наблюдения на прямом знании ее главных последователей из раввинистической среды христианской эры99. Если изложить сказанное им в одном предложении, еврейские астрологи читали небо как книгу, они и воспринимали его как книгу, и с целью систематизации его содержания для облегчения истолкования они группировали звезды в подобие иероглифических знаков, которые на самом деле были буквами еврейского алфавита. Таким образом, это был не столько астрологический процесс, сколько, скорее, дивинационный, что же касается его ценности, достаточно бросить взгляд на планисферу, выстроенную Гаффарелем, чтобы понять, сколь произвольна была эта аранжировка. В то же время это предполагает соответствие с основополагающими представлениями Сефер Йециры, хотя этот факт ни разу не был замечен ни одним из предыдущих писателей. Что может быть естественнее для тех, кто верит, будто небо и земля были созданы начертанием букв в воздухе, чем открытие этих букв в конфигурациях, пусть совершенно случайных, звезд на ночном небосводе100. Итак, на место бессмысленных мифологических фигур языческой древности они силою воображения подставляли двадцать два элемента Божественного слова, раскрытого избранному народу, и воображение, однажды уже себя оправдавшее в отчетливых начертаниях букв, стало частью схемы универсума101. Читать начертанное на небесах, так чтобы они явили смысл, скрытый там, операция не менее сакральная в своей интенции, таинственная по своим подходам и странная по результатам102, чем с помощью зогарических методов высвобождать мистический смысл, скрытый под буквой Писания. Это и есть истинная каббалистическая астрология103, базирующаяся на каббалистической доктрине, являющейся ее оправданием и коей, в свою очередь, продолжением и развитием она является. Помимо Сефер Йециры, она имеет санкцию в самом Зогаре. Но с наукой о звездах она имеет мало общего, сколь бы ни стремились увидеть это в ней в западноевропейских оккультных кругах; к их взглядам ей, в сущности, нечего ни добавить, ни прибавить, как нечего сказать западноевропейской астрологии о своем отношении к каббалистической Тайне Эйн-Соф. А посему лучше впредь не усугублять и без того путаные проблемы оккультных искусств беспочвенным предположением о гадательных влияниях и несуществующих связях104.

Конечно, трудно представить, чтобы столь богатое явление, как еврейская религиозная литература, охватывающая, как мы сами убедились в нашем исследовании, столь широкий диапазон религиозных тем, не привнесло свой вклад в знание небес. В III в. евреи Вавилонии славились как искусные врачи и астрономы, за что отчасти и по этой причине пользовались, как говорят, почетом при персидском дворе в царствование Артаксеркса. Самуил Лунатикус, которому приписываются астрономические таблицы, глава академии Нахардена, может быть ярким тому примером, а рабби Ада, также из Нахардена, другим. Рабби Абба Ариша, более известный как Вавилонский Рав, основатель академии в Суре, много занимался астрономией, и список имен можно легко увеличить. Наряду с медициной и искусством толкования снов восточные ученые евреи X и XI вв. подвизались и в астрологии. В 1150 г. или около рабби Ави Йосеф написал трактат о разумных сущностях, двигающих небеса, и о суде звезд. Абен Эзра приблизительно в то же время был широко известен, кроме своих широких познаний в области вероучения и философии, и как ученый астроном. Авраам Хийа и Авраам Нази, их современники, также прославились на поприще того же искусства. Во второй половине XIII столетия в царствование Альфонса X, короля Кастильского, который и сам был известным астрономом, раввинов особо высоко ценили за знание небес, а астрономические таблицы, приписываемые королю Альфонсу, были составлены на самом деле евреем, которого он заставил работать на себя. В XV в. в семье Алкадет было два астронома, а Авраам Закуто, автор Сефер Йохасин, был известным астрономом в царствование Фердинанда и Изабеллы.

При всей скудости этих фактов видно, что астрономия в те времена обычно увязывалась в паре с наукой о воздействии звезд на судьбу человека, то есть с астрологией, и что оккультная практика существовала в еврейской среде на протяжении большей части христианских веков.

Читатель, желающий познакомиться с основами и процедурами еврейской астрологии, может заглянуть в «Курьезы» Гаффареля, почерпнувшего свои сведения у рабби Моше, рабби Абен Эзры, рабби Якова бен Самуэля (Шмоэля) и т. д. Этот весьма ученый, хотя и несколько педантичный автор отвергает то, что называют каббалистической астрологией с ее существующей якобы схемой увязки планет и звезд со сфирот105; впрочем, та система, которую развивает он сам, не менее фантастическая: я бегло касался ее в одном из предыдущих разделов этой части. Нет смысла расширять круг ссылок, учитывая, с одной стороны, что сфиротическая астрология отвергается даже столь откровенным каббалистом, как Гаффарель, а с другой – секреты еврейской планисферы и тайны звездного письма не связаны с практическим употреблением этого искусства в европейском мире.

Можно добавить, что современный писатель У. Гордон Олд издал книгу о каббалистической астрологии106; но это не более чем процесс дивинации, типа того, что приписывали графу Каллиостро, который развил в настоящую систему и использовал в науке о звездах П. Христиан107. Ясно, что термин «каббалистический» в такой связи всего лишь fagon de parler, причем, как это ни прискорбно, в самом расхожем виде. Это становится еще более очевидно, когда мы сравним его с параллельным употреблением термина «герметический» не просто в качестве аналога, но и реального эквивалента. Олд уверяет, что описываемая им астрологическая процедура якобы «была в ходу у древних каббалистов», но это явная спекуляция, к тому же выведенная из некоторых внешних перекличек с пресловутыми картами Таро.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Каббала
Каббала (или кабала, если первый вариант написания вас недостаточно запутал) – это еврейская мистическая и философская система. Считается, что она появилась еще до времен Моисея.Слово «каббала» (или «кабала») переводится как «традиция»; считается, что оно

Йод. I КАББАЛА

10. Йод. I
КАББАЛА
МальхутPrincipiumPhallusВсе религии сохранили воспоминание об изначальной книге, написанной в образах мудрецами первых веков; ее упрощенные и позже введенные во всеобщее употребление символы доставили писанию буквы, слову его отличительные признаки и

Каббала
Вопрос: Дорогой Крайон, я не иулей, но многие годы изучаю Каббалу. Когда ты говоришь о слоях ДНК, их названия звучат на иврите, и большинство из них присутствует в Каббале. Связаны ли послания Крайона с древним и священным знанием Каббалы?Вопрос: Дорогой Крайон,

Каббала

Перевод – К. Леонов
Некоторые авторы считают, что каббала возникла позже христианства, – но ее корни уходят в еще более глубокую древность. В книге пророка Даниила нет никаких упоминаний о ней. Идея об эманации является, так сказать, душой, существенным элементом

Каббала
Пифагор занимался изучением эзотерических наук, кроме халдейской магии, индийской йоги и зароастризма Пифагор живя в Вавилоне, пытался изучать и тайную религию иудеев – Каббалу. Греческий философ уже знакомился с религией Моисея, когда пребывал в городах Библе,

КАББАЛА
Тихо спорят у стола Хаин с Пифагором:«Что такое — Кабала, Что такое — Тора?»Вернувшись из Ниневии в Вавилон, Пифагор помог Каспару спрятать «секретные книги» шумеров в тайном месте. Тоннель, ведущий под реку, друзья взорвали, а вход сравняли с землей. Для Пифагора

I
КАББАЛА
В течение 19 веков различные ереси и тайные общества ведут подкоп под христианство и христианскую цивилизацию. Учения этих ересей и тайных обществ основаны более или менее на иудейской Каббале.Для того, чтобы дать хотя бы поверхностное понятие о том, что такое

Каббала для ведьмы

Каббала для ведьмы
Только букварь должен быть на Иврите, а картинка должна изображать дерево. Можно конечно заподозрить меня в национализме, но после моих объяснений вы возможно измените мнение.Огромная часть Каббалы основана на работе с цифровым кодом букв. Есть три

III. Каббала и Талмуд

III. Каббала и Талмуд
Авторитетную в еврейской среде литературу, созданную в христианскую эру, необходимо, конечно, отличать от разнообразной продукции на эту тему исследователей и literati*, еоставлявших библиографии раввинистических текстов, типа, для краткости, Бартолоччи

Каббала и алхимия

II. Каббала и алхимия
Мы уже затрагивали тему герметической традиции, когда говорили о каббалистическом трактате под названием «Огонь очищающий». Мы видели, что герметическую и каббалистическую философию нередко возводят к общим истокам, причем это делают как

Каббала и масонство

VI. Каббала и масонство
Несмотря на научные исследования масонства, оккультные фантазии на сей счет вовсе не вышли из древнего лабиринта мифов и легенд об истоках спекулятивного масонства.Еще и сейчас во Франции и Англии многие некритически мыслящие писатели уверены, что

Каббала и Таро

V. Каббала и Таро
Сейчас многие люди, вовсе не причастные к оккультным наукам, знают, что Таро – это способ гадания при помощи семидесяти двух карт-картинок, которые многие исследователи относят к глубочайшей древности и придают им исключительно важное значение.

Каббала и мистика

VI. Каббала и мистика
С одной стороны, история Каббалы столь глубоко связана с чистым оккультизмом, что вне этой связи о ней почти ничего не знают и знать не хотят. С другой стороны, для настоящего мистика в каббалистической системе так много внешнего по отношению к

Каббала
У каждой из мировых религий есть то, что удается ей хорошо, и то, что удается ей плохо. Сильная сторона буддизма – эмпирический аспект религии, слабая – этический аспект. С иудаизмом дело обстоит прямо противоположным образом. Ввиду сосредоточенности на обществе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *