История жизни астрология

ВАВИЛОНИЯ (4 000 — 125 лет до н

В плодородной равнине Среднего востока, между реками Тигром и Евфратом, лежит область, некогда называвшаяся Месопотамией (Междуречьем). Ее южная часть называлась Вавилонией, северная — Ассирией.

Шумеры были первым народом, поселившимся там примерно за 40-35 веков до н.э. Он состоял в основном из пастухов и землепашцев, которые подолгу смотрели на небо. Они заметили связь между небесными циклами и созреванием сельскохозяйственных растений. На основании этих наблюдений шумеры начали поклоняться трем всемогущим божествам: богу Луны Сину, самому могущественному и плававшему в лодке; богине Солнца Шемахе и богине плодородия Иштар, обитавшей на яркой звезде Венере.

Как и в большинстве ранних культур, шумерские астрологи были одновременно жрецами и властителями. Каждый жрец правил отдельной областью, называвшейся городом-государством, и распространял божественную мудрость среди своих приближенных. Чтобы жрецы могли изучать движение планет и звезд, возводились большие обсерватории или наблюдательные башни (называвшиеся зиггуратами). Зиггураты в городах Ур, Урук и Вавилон имели высоту почти 100 метров. Мы и сейчас можем посетить зиггурат, возведенный царем У-Намму, основателем третьей шумерской династии (2079-1960 до н.э.). Считается, что в библейской истории о вавилонской башне речь идет о строительстве зиггурата. Этот миф поведал нам о безумной попытке овладеть тайнами небес.

Ко времени расцвета вавилонской культуры (2800 — 500 лет до н.э.) астрология усложнилась. Кроме Солнца, Луны и Венеры, были открыты четыре другие планеты (Меркурий, Марс, Юпитер и Сатурн). Они получили индивидуальные характеристики и свойства, к каждой был приписан свой бог. Например, красноватый Марс стали отождествлять с яростным богом войны. Венера, которую можно наблюдать рано утром, как бы порождала день; она стала женской планетой, связанной с любовью и деторождением. Сегодня Марс и Венера имеют те же астрологические характеристики.

Четыре времени года также получили свои символы; весна — это Бык, лето — Агнец, осень — Скорпион, зима — Черепаха. Такое деление года возникло в 12 веке до н.э. Два символа, Телец (Бык) и Скорпион, по-прежнему используются в современной астрологии. Заметьте, что Телец (Бык) — знак конца апреля и начала мая (то есть весны), а Скорпион — знак конца октября и начала ноября (то есть осени).

Честь изобретения современного зодиака принадлежит вавилонцам. Знаменитый римский оратор Цицерон, живший в последнем веке до рождества Христова, объяснил, почему вавилонцы были такими искусными астрологами: «Они жили на бескрайних равнинах, где нет заслоняющих небо гор, и поэтому отдавали предпочтение такому предсказательному искусству, как астрология.»

Вавилонские жрецы-астрологи разработали основные принципы этой науки, сохранившиеся до нашего времени почти без изменений. Они делили небо на 12 равных частей, через которые двигались Солнце и Луна. Согласно одной гипотезе они избрали деление на 12, потому что вавилонский год состоял из 12 месяцев, каждый из которых равнялся лунному циклу. Небо считалось кругом, состоявшим из 360 градусов. Каждая часть неба имела протяженность в 30 градусов. Такая система измерения используется и сегодня. 12 частей неба, или знаки, получили следующие названия: Овен, Плеяды, Близнецы, Презеп, Лев, Спика, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Позже греки заменили Плеяд на Тельца, Презепа на Рака, и Спику — на Деву. Таковы современные названия 12 знаков зодиака.

Каждый из знаков оказывает специфическое влияние на земные события. Каждый покровительствует определенному растению, животному, драгоценному камню и цвету. Вавилонские астрологи также дали названия 12 домам. Это 1)жизнь, 2) богатство и бедность, 3) братья, 4) родители, 5) дети, 6) здоровье и болезни, 7) жена и муж, 8) смерть, 9) религия, 10) почести, 11) дружба, 12) вражда. С некоторыми отличиями современные астрологические дома управляют этими же сферами.

В период царствования Ассурбанипала, то есть к середине 7-го века до н.э., были сформулированы основные принципы астрологии. Мы располагаем обширными сведениями об этом царе по той причине, что он оставил после себя огромную библиотеку, значительная часть которой сохранилась. Мы имеем даже некоторые послания, адресованные царю его астрологами. В одном из них (отражающем монархическую точку зрения) написано:

Астрология использовалась главным образом для широкомасштабных предсказаний, касавшихся погоды, наводнений, урожая, затмений, войн, судьбы царя. Примерно в 5-ом веке до н.э. астрология стала более личностной. Сохранился составленный в 409-ом году до н.э. вавилонский гороскоп человека по имени Аристократ:

«Положение Юпитера говорит о том, что его жизнь будет размеренной. Он разбогатеет и доживет до старости. Положение Венеры указывает на то, что путешествия пойдут ему на пользу. Меркурий в Близнецах означает, что он будет иметь сыновей и дочерей.»

В вавилонской астрологии созвездие Кассиопеи управляет Сирией и Палестиной. Оно получило название «Женщина с ребенком», потому что раз в 300 лет в нем вспыхивала исключительно яркая звезда. Астрологи вычислили, что она появилась сразу после рождения Христа. Возможно, именно эта звезда указала трем волхвам путь к яслям с младенцем.

Известно, что иудеи этой эпохи также занимались астрологией. Современные евреи пользуются выражением мазел тов во время каких-то радостных событий — дней рождения, свадеб, юбилеев. Немногие знают, что мазел тов имеет астрологические корни. Древнееврейское слово мазелот означает «знак зодиака» или «созвездие», поэтому пожелание мазел тов буквально означает «хорошего вам расположения звезд».

ЕГИПЕТ (3 000 — 300 лет до н

Египетская астрология также была связана с религией. Жрецы хранили секреты неба. Каждый бог, принадлежавший сложной иерархии, обладал определенной властью и покровительствовал какой-то сфере. Например, Осирис был богом мертвых. Исис была женой и сестрой Осириса, покровительницей усопших. Тот считался богом знаний, изобретателем иероглифов и летописцем. Многие египетские символы и божества возродились в современных оккультных исследованиях карт Таро.

Египтяне первыми на Земле стали предсказывать характер человека по дате его рождения. Они связывали каждый месяц и даже день с особым божеством, которое покровительствовало этой дате.

Жизнь в Египте была сосредоточена вокруг Нила. Эта река делала пустыню плодородной, поэтому не приходится удивляться тому, что вода часто упоминается в египетской мифологии. Небо связывалось с богиней Нат, которая также была большой рекой. Второстепенные боги переплывали небо-реку на собственных лодках. Когда египетский фараон умирал, его обеспечивали всем необходимым для путешествия через великую реку в загробный мир.

Сначала египтяне делили небо на 36 частей. (Позже греки назвали их dekanoi, что значит десять дней. Отсюда появилось современное слово «деканат».) Эти 36 деканатов или декад сохранились и поныне (см. главу 3). Позже небо было разделено на двенадцать частей, каждая из которых получила свою форму и название; к ней приписали три звезды, которым дали по отдельной лодке для плавания по небу. Обратите внимание на сходство между двенадцатью египетскими небесными богами и современными астрологическими знаками:

Боги Древнего Египта Современные знаки

Два человека, пожимающих Близнецы

друг другу руки

Египтяне верили, что Солнце, ещё одно могущественное божество, управляет водами Нила. Солнце вызывало наводнения, разливы, обеспечивая орошение земель и даруя плодородие прилегающим пустыням.

Луна также была особым божеством. Египтяне представляли её в виде нескольких придуманных ими богов. Знаменитый глаз Хора, который иногда носят в качестве талисмана, являлся изображением Луны. Когда глаз бога-ястреба Хора полностью открывался, наступало полнолуние.

Почетное место среди богов занимала Венера. Эта сверкающая серебристая звезда иногда видна утром, а иногда — вечером. Египтяне изображали её в виде двухглавой богини, обе головы которой увенчаны коронами.

Одним из знаменитейших царей-астрологов Древнего Египта был Рамзес II (19-ая династия). После его смерти в 1223 году до н.э. тело Рамзеса поместили в расписанный астрологическими символами саркофаг, который поместили внутри пирамиды в Абу-Симбеле. Великий фараон лежит, точно Мерлин, в своей комнате тайн. Некоторые из них раскрываются в настоящее время. Например, мы узнали, что усыпальница Рамзеса сконструирована таким образом, чтобы в определенные дни лучи солнца проникали вглубь могилы. Это происходит до сих пор по неизменным датам. Когда умер Рамзес VI (наследник великого фараона), над его усыпальницей подняли звездный флаг в виде сидящего человека. Современные ученые обнаружили, что с помощью этой карты можно воссоздать почасовое ночное движение звезд, происходящее в течение года.

Превзойти эту точность вычислений мы сможем лишь тогда, когда на смену современному человечеству придет машинная цивилизация, управляемая большим компьютером!

Астрология в древней Греции

Реша­ю­щее зна­че­ние как в част­ной, так и в обще­ствен­ной жиз­ни гре­ков име­ли пред­ска­за­ния буду­ще­го на осно­ва­нии гада­ний и ора­ку­лов (см., напр.: Xenophon. Anabasis. III 1. 5 sq.; IV 1. 23; V 6. 16sq.). Небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми издрев­ле счи­та­лись сол­неч­ные и лун­ные затме­ния (Homerus. Odyssea. XX 350–358) и паде­ния метео­ров (см., напр.: Plut. Vitae. Agis et Cleomenes. 11. 4–5). В быту поль­зо­ва­лись кален­да­ря­ми удач­ных и неудач­ных дней лун­но­го меся­ца: «день — когда мать, а когда и маче­ха» (Hesiodus. Opera et dies. 825). Сло­ва «аст­ро­но­мия» и «аст­ро­ло­гия» упо­треб­ля­лись в смыс­ле, отлич­ном от совре­мен­но­го. Так, «аст­ро­но­мия» мог­ла озна­чать тео­ре­ти­че­ское зна­ние, бес­по­лез­ное в прак­ти­че­ской жиз­ни, а «аст­ро­ло­гия» — необ­хо­ди­мое руко­вод­ство для опре­де­ле­ния вре­ме­ни, бла­го­при­ят­но­го для того или ино­го вида дея­тель­но­сти (Xenophon. Memorabilia. IV 7).

Вопро­сам кален­да­ря и мор­ской нави­га­ции уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние в прак­ти­че­ской нау­ке о звез­дах. Ее зна­то­ка­ми счи­та­лись древ­ние муд­ре­цы: Фалес Милет­ский (VII-VI вв. до Р. Х.) пред­ска­зал сол­неч­ное затме­ние (DVF. 11. A5), ему при­пи­сы­ва­ли автор­ство «Мор­ской аст­ро­но­мии» (Ibid. B1); Анак­си­мандр (VI в. до Р. Х.) пер­вым уста­но­вил гно­мон, ука­зы­ва­ю­щий дни рав­но­ден­ствия и солн­це­сто­я­ния (Ibid. 12. A1‑4), и создал небес­ную кар­ту (Ibid. A1‑2). Пла­тон счи­тал, что аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния обя­за­тель­ны для всех граж­дан госу­дар­ства (Leges. VII 809c‑d, 817e — 818a, 822a‑c).

Гео­мет­ри­че­ская модель Сол­неч­ной систе­мы была пред­ло­же­на Евдок­сом (IV в. до Р. Х.). Он заме­нил раз­роз­нен­ные пред­став­ле­ния о чис­ле созвез­дий и кине­ма­ти­че­ских прин­ци­пах их види­мо­го пере­ме­ще­ния по небо­скло­ну кар­ти­ной вза­и­мо­свя­зан­но­го пере­ме­ще­ния све­тил в соот­вет­ствии с дви­же­ни­ем систе­мы рав­но­мер­но вра­ща­ю­щих­ся вокруг Зем­ли кон­цен­три­че­ских сфер. Види­мый путь каж­дой пла­не­ты и созвез­дий мог быть пред­став­лен как ком­по­зи­ция вра­ще­ний несколь­ких сфер. По Евдок­су, таких сфер было 27 (сфе­ра непо­движ­ных звезд, по 3 сфе­ры для Солн­ца и Луны и по 4 сфе­ры для каж­дой из осталь­ных 5 пла­нет). Эта модель стро­е­ния Все­лен­ной с необ­хо­ди­мы­ми изме­не­ни­я­ми про­су­ще­ство­ва­ла почти 2 тыс. лет.

Нау­ку о небес­ных явле­ни­ях Пла­тон назы­вал так­же метео­ро­ло­ги­ей (Faedr. 270a). Этот же тер­мин исполь­зу­ет Ари­сто­тель для обо­зна­че­ния нау­ки, изу­ча­ю­щей части неба, рас­по­ло­жен­ные ниже сфе­ры непо­движ­ных звезд (здесь, по мне­нию гре­ков, нахо­ди­лись Солн­це, Луна, Млеч­ный Путь, коме­ты), атмо­сфер­ные явле­ния и стро­е­ние Зем­ли (Meteor. 338a 25–339a 5). В гре­че­ском обще­стве заня­тия метео­ро­ло­ги­ей как тео­ре­ти­че­ской нау­кой пред­став­ля­лись опас­ны­ми для рели­гии, т. к. под­ры­ва­ли веру в богов (Euripides. Fragmenta. 913). Иссле­до­ва­ние небес­ных явле­ний мог­ло слу­жить пово­дом для обви­не­ний в свя­то­тат­стве, как на про­цес­се над Анак­са­го­ром (V в. до Р. Х) (DFV. 59. A17). Сокра­та поми­мо про­че­го обви­ни­ли в том, что он испы­ты­ва­ет «то, что под зем­лею, и то, что на небе­сах» (Plat. Apol. Socr. 19b). Мно­гие фило­со­фы свя­зы­ва­ли про­ис­хож­де­ние фило­со­фии с наблю­де­ни­ем за небес­ны­ми явле­ни­я­ми (см., напр.: Plat. Tim. 47a; Faedr. 259; Arist. Met. 982b 15), нахо­дя, что в совер­шен­стве небес­ных дви­же­ний про­яв­ля­ет­ся разум­ное боже­ствен­ное нача­ло. «Вся все­лен­ная есть гар­мо­ния и чис­ло», — учи­ли пифа­го­рей­цы (DFV. 58. B4). Пла­тон счи­тал, что созер­ца­ние небес­ных про­странств слу­жит очи­ще­нию души и воз­вы­шен­но­му умо­зре­нию: душа «парит в вышине и управ­ля­ет миром» (Faedr. 246c). О том же гово­рил Эпи­кур (Ratae sententiae. 10).

По сооб­ще­нию Герод­о­та, маги-хал­деи пред­ска­за­ли пер­сид­ско­му царю Ксерк­су побе­ду над гре­ка­ми в его похо­де, окон­чив­шем­ся пора­же­ни­ем (Historiaе. VII 37). Пифа­гор (VI в. до Р. Х.), соглас­но тра­ди­ции, учил­ся в Вави­лоне у хал­де­ев (DFV. 14. 8b). Хал­деи же яко­бы пред­ска­за­ли отцу гре­че­ско­го тра­ги­ка Еври­пи­да (V в. до Р. Х.) судь­бу его сына (Gellius. Noctes Atticae. XV 20. 2sq.). Одна­ко Евдокс пола­гал, что аст­ро­ло­гам не сле­ду­ет верить (см.: Cicero. De divinatione. II 42. 87). Тео­фраст (IV в. до Р. Х.) гово­рил об аст­ро­ло­гии как чуже­род­ном явле­нии (см.: Proclus. In Platonis Timaeum commentaria. III 151. 1sq.). Пла­тон в «Тимее» так­же отвер­гал гада­ние по звез­дам (40с‑d). В «Фед­ре» уста­ми Сокра­та рас­ска­зы­ва­ет­ся, что души сопро­вож­да­ют в небе­сах 12 зоди­а­каль­ных божеств (247a‑b), но свой путь они изби­ра­ют сво­бод­но (248a‑b), что отли­ча­ет пла­то­нов­ский миф от аст­ро­ло­ги­че­ских учений.

Адап­та­ции аст­ро­ло­гии из Вави­ло­на сопут­ство­ва­ли изме­не­ния тра­ди­ци­он­ных пред­став­ле­ний о богах и про­ник­но­ве­ние в гре­че­ский мир новых идей. Важ­ней­ши­ми из них для раз­ви­тия аст­ро­ло­гии явля­ют­ся следующие.

1. Уче­ние о вели­ком годе и испы­та­нии огнем в кон­це вре­мен. Пифа­гор утвер­ждал, что «все, что неко­гда про­изо­шло, через опре­де­лен­ные пери­о­ды вре­ме­ни про­ис­хо­дит сно­ва, а ново­го нет абсо­лют­но ниче­го» (DFV. 14. 8a). Пифа­го­ре­ец Гип­пас и Герак­лит Эфес­ский (VI‑V вв. до Р. Х.) гово­ри­ли о пери­о­ди­че­ских миро­вых ката­стро­фах, в кото­рых мир, воз­ник­ший из огня, в огне поги­ба­ет (Ibid. 18. 7; 22. A10). Про­дол­жи­тель­ность вели­ко­го года опре­де­ля­лась неод­но­знач­но (Ibid. 22. A13) и, воз­мож­но, в соот­вет­ствии с вави­лон­ской тра­ди­ци­ей (Ван-дер-Вар­ден. С. 150).

2. Пред­став­ле­ния о бес­смер­тии души и пере­во­пло­ще­нии. Начи­ная с VI в. до Р. Х. рас­про­стра­ня­ет­ся вера в лич­ное бес­смер­тие, отлич­ная от тра­ди­ци­он­ных пред­став­ле­ний о загроб­ной жиз­ни. Эпи­харм (VI‑V вв. до Р. Х.) гово­рил, что души бла­го­че­сти­вых пре­бу­дут на небе (DFV. 23. B22). Уче­ние о пере­се­ле­нии душ свя­за­но с орфиз­мом (Orphicorum fragmenta / Coll. O. Kern. B., 1922. Fr. 27). О том же учил Пифа­гор (DFV. 14. 8a). У пифа­го­рей­цев утвер­ди­лось пред­став­ле­ние, соглас­но кото­ро­му душа после смер­ти вос­хо­дит к Солн­цу и Луне (Ibid. 58. C4). Пла­тон из уче­ния о пере­во­пло­ще­нии делал выво­ды об устрой­стве кос­мо­са (Phaedo. 108c — 114e). В «Фед­ре» он ука­зы­ва­ет сро­ки, кото­рые про­во­дят души на небе­сах перед оче­ред­ным вопло­ще­ни­ем (248e — 249b).

3. Уче­ния о миро­вой душе и небес­ной гар­мо­нии. У пифа­го­рей­цев кос­мос пред­ста­ет живым, разум­ным и боже­ствен­ным неза­ви­си­мо от при­ня­той моде­ли его физи­че­ско­го устрой­ства: гео­цен­три­че­ской (см., напр.: DVF. 58. B1a) или моде­ли Фило­лая, соглас­но кото­рой небес­ные тела вра­ща­ют­ся вокруг Гестии, кос­ми­че­ско­го огня (Ibid. 44. A16). Пла­тон в «Тимее» рису­ет вели­че­ствен­ный образ звезд­но­го неба, кос­мо­са, кото­рый, пре­бы­вая в веч­ном вра­ще­нии, не толь­ко пре­крас­но скон­стру­и­ро­ван гео­мет­ри­че­ски, но слы­шит, видит и обла­да­ет выс­шим разу­мом. Это совер­шен­ный само­до­вле­ю­щий орга­низм (32a — 34a). Роль Гестии отво­дит­ся миро­вой душе: она нахо­дит­ся в цен­тре и одно­вре­мен­но объ­ем­лет кос­мос и управ­ля­ет им (34b‑c). Наи­бо­лее после­до­ва­тель­но это уче­ние раз­ви­ва­лось у сто­и­ков. Кле­анф (III в. до Р. Х.) опи­сы­вал Солн­це как живой огонь и веду­щее нача­ло в кос­мо­се (SVF. I 499, 504). Хри­сипп (III в. до Р. Х.) и Поси­до­ний (II в. до Р. Х.) учи­ли, что кос­мос оду­шев­лен и разу­мен и каж­дая душа име­ет в нем части­цу (Diogenes Laertius. VII 142). Пифа­го­ре­ец Архит обос­но­вы­вал род­ство музы­ки и аст­ро­но­мии тем, что дви­же­ние небес­ных тел долж­но сопро­вож­дать­ся зву­ком (DVF. 47. B1). По уче­нию пифа­го­рей­цев, пла­не­там соот­вет­ству­ют опре­де­лен­ные ноты, порож­да­ю­щие т. н. музы­ку сфер, кото­рую люди не заме­ча­ют, т. к. при­вык­ли к ней с рож­де­ния. Ско­ро­сти вра­ще­ния пла­нет и рас­сто­я­ния меж­ду ними под­чи­не­ны зако­ну гар­мо­ни­че­ско­го ряда как наи­бо­лее совер­шен­но­му (Ibid. 58. 35). Т. о. устрой­ство кос­мо­са сле­ду­ет эсте­ти­че­ско­му критерию.

В народ­ной гре­че­ской рели­гии начи­ная с V в. до Р. Х. так­же про­ис­хо­ди­ли изме­не­ния, под­го­то­вив­шие мас­со­вое созна­ние к при­ня­тию аст­ро­ло­гии. Важ­ней­шим из них явля­ет­ся рас­про­стра­не­ние куль­та Тюхе (Τυχη) — Уда­чи (Epicurus. Epistula ad Menoeceum. 134. 4sq.), в кото­ром при отсут­ствии како­го-либо поло­жи­тель­но­го объ­ек­та рели­ги­оз­ное чув­ство соеди­ня­лось с чисто нега­тив­ной иде­ей непо­сти­жи­мо­го и непред­ска­зу­е­мо­го. Не желая раз­ры­ва с тра­ди­ци­он­ны­ми фор­ма­ми куль­та, Пла­тон в «После­за­ко­нии» гово­рит, что, посколь­ку почи­та­ние небес­ных све­тил как богов учит доб­ро­де­те­ли, оно долж­но стать рели­ги­ей в иде­аль­ном госу­дар­стве (996a — 998b). Но рас­хож­де­ние меж­ду веро­ва­ни­я­ми интел­лек­ту­а­лов и веро­ва­ни­я­ми наро­да неиз­беж­но уве­ли­чи­ва­лось: фоном для раци­о­на­лиз­ма пер­вых ста­но­ви­лась чрез­вы­чай­но воз­рос­шая потреб­ность про­сто­го наро­да в маги­че­ском и необъ­яс­ни­мом (Доддс Э. Р. Гре­ки и ирра­ци­о­наль­ное. СПб., 2000. С. 259 слл.).

Астрология с точки зрения науки.

Уко­ре­нен­ность аст­ро­ло­ги­че­ских идей в мас­со­вом созна­нии предо­став­ля­ет неко­то­рым совре­мен­ным аст­ро­ло­гам воз­мож­ность утвер­ждать, что аст­ро­ло­гия — науч­ная мето­ди­ка про­гно­зи­ро­ва­ния или пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния. Одна­ко не суще­ству­ет ника­ких науч­ных дока­за­тельств истин­но­сти аст­ро­ло­гии. Наобо­рот, объ­ек­тив­ные иссле­до­ва­ния и здра­вый смысл пока­зы­ва­ют, что аст­ро­ло­гия есть внут­ренне про­ти­во­ре­чи­вое уче­ние, кото­рое на осно­ве про­из­воль­ных умо­за­клю­че­ний пред­ла­га­ет людям стро­ить свою жизнь; эта систе­ма не опи­ра­ет­ся ни на какие эмпи­ри­че­ские дан­ные, апел­ли­руя исклю­чи­тель­но к эзо­те­ри­че­ской тра­ди­ции. Уче­ные отвер­га­ют аст­ро­ло­гию на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих аргументов.

1. Нет объ­ек­тив­ных осно­ва­ний для сим­во­ли­че­ских зна­че­ний, при­пи­сан­ных аст­ро­ло­га­ми пла­не­там, све­ти­лам и их вза­и­мо­рас­по­ло­же­нию. Напри­мер, пла­не­та Марс была назва­на име­нем древ­не­рим­ско­го бога вой­ны, веро­ят­нее все­го из-за сво­е­го кро­ва­во-крас­но­го цве­та. Аст­ро­ло­ги же гово­рят, что Марс наде­ля­ет родив­ше­го­ся под его зна­ком каче­ства­ми, кото­рые отра­жа­ют пред­став­ле­ние о харак­те­ре бога вой­ны. Одна­ко в китай­ской аст­ро­ло­гии пла­не­той вой­ны счи­та­ет­ся Вене­ра. Суще­ству­ет несколь­ко не свя­зан­ных меж­ду собой и часто про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу аст­ро­ло­ги­че­ских систем. Даже сре­ди запад­ных аст­ро­ло­ги­че­ских школ нет един­ства по прин­ци­пи­аль­ным вопро­сам тех­ни­ки состав­ле­ния горо­ско­пов: по-раз­но­му рас­счи­ты­ва­ют­ся и истол­ко­вы­ва­ют­ся вос­хож­де­ния, домы и аспек­ты све­тил, нет еди­но­го мне­ния, отно­си­тель­но како­го вре­ме­ни нуж­но состав­лять горо­скоп — зача­тия или рож­де­ния. Хотя в рам­ках одной аст­ро­ло­ги­че­ской шко­лы суще­ству­ют более или менее стан­дарт­ные пра­ви­ла интер­пре­та­ции горо­ско­пов, раз­ные аст­ро­ло­ги истол­ко­вы­ва­ют их в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го мнения.

2. При­ро­да гипо­те­ти­че­ских аст­раль­ных вли­я­ний неопре­де­лен­на. Если гово­рить об извест­ных совре­мен­ной физи­ке воз­дей­стви­ях, т. е. гра­ви­та­ци­он­ных, элек­тро­маг­нит­ных и ядер­ных, то из всех небес­ных тел Сол­неч­ной систе­мы толь­ко Солн­це и Луна дей­стви­тель­но ока­зы­ва­ют суще­ствен­ное вли­я­ние на живые орга­низ­мы. Вли­я­ние же пла­нет было вычис­ле­но и ока­за­лось совер­шен­но незна­чи­тель­ным. Если пред­по­ло­жить, что суще­ству­ют пока неиз­вест­ные нау­ке или мало­изу­чен­ные вза­и­мо­дей­ствия меж­ду небес­ны­ми и зем­ны­ми тела­ми (напр., гово­рят о нека­у­заль­ных кван­то­вых вза­и­мо­дей­стви­ях) и что аст­ро­ло­гия нако­пи­ла за мно­го веков суще­ство­ва­ния эмпи­ри­че­ские дан­ные об этих вли­я­ни­ях, то нали­чие таких вли­я­ний долж­но быть под­твер­жде­но так­же эмпи­ри­че­ски, то есть пока­за­но, что резуль­та­ты аст­ро­ло­ги­че­ских рас­че­тов соот­вет­ству­ют дей­стви­тель­но­сти и что это не слу­чай­ные совпадения.

3. Отсут­ству­ют объ­ек­тив­ные под­твер­жде­ния истин­но­сти аст­ро­ло­ги­че­ских про­гно­зов. Напри­мер, зна­ме­ни­тым при­ме­ром пред­ска­за­ния буду­ще­го счи­та­лись «Цен­ту­рии» Ностра­да­му­са. Но даже сам Ностра­да­мус при­зна­вал, что его пред­ска­за­ния доста­точ­но неопре­де­лен­ны; он заяв­лял, что может ука­зать точ­ные даты собы­тий, но не хочет это­го делать. А. Э. ван Дой­зен, Дж. Мак­гер­ви, Р. Кал­вер и П. Янна и др. про­ве­ли ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния: не было обна­ру­же­но ника­кой вза­и­мо­свя­зи меж­ду зна­ка­ми зоди­а­ка и инди­ви­ду­аль­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми чер­та­ми, про­фес­си­ей, карье­рой, здо­ро­вьем, музы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, спор­тив­ны­ми дости­же­ни­я­ми, пси­хо­ло­ги­че­ской сов­ме­сти­мо­стью, успеш­но­стью бра­ка и проч. Аст­ро­ло­ги пред­при­ня­ли соб­ствен­ные иссле­до­ва­ния, резуль­та­ты кото­рых были изу­че­ны комис­си­ей Аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ции науч­ных обществ — нали­чие каких-либо аст­ро­ло­ги­че­ских воз­дей­ствий не подтвердилось.

Для того что­бы выяс­нить сте­пень досто­вер­но­сти инди­ви­ду­аль­ной аст­ро­ло­гии, ряд уче­ных, в том чис­ле П. Коудерк и М. Гок­лен, про­во­ди­ли экс­пе­ри­мен­ты со сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ны­ми горо­ско­па­ми. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство опро­шен­ных заяви­ло, что они точ­но изоб­ра­же­ны в горо­ско­пах, при­чем это мне­ние раз­де­ли­ли их дру­зья и род­ствен­ни­ки. Этот фено­мен может быть объ­яс­нен извест­ным пси­хо­ло­ги­че­ским эффек­том: чело­век скло­нен при­ни­мать на свой счет общие, рас­плыв­ча­тые, баналь­ные утвер­жде­ния, если ему гово­рят, что они были полу­че­ны в резуль­та­те изу­че­ния каких-либо непо­нят­ных ему фак­то­ров. Горо­ско­пы состо­ят из общих опи­са­ний и пред­пи­са­ний и неопре­де­лен­ных предо­сте­ре­же­ний, кото­рые в резуль­та­те слу­чай­ных сов­па­де­ний могут быть интер­пре­ти­ро­ва­ны как пред­ска­за­ния. Совре­мен­ная аст­ро­ло­гия по боль­шей части пред­став­ля­ет собой фор­му попу­ляр­ной пси­хо­ло­гии, даю­щей иллю­зор­ные реше­ния жиз­нен­ных и духов­ных проблем.

Извест­ный аст­ро­лог Д. Редь­яр высту­пил про­па­ган­ди­стом аст­ро­пси­хо­ло­гии, акцен­ти­ру­ю­щей вни­ма­ние на раз­ви­тии зало­жен­ных в чело­ве­ке качеств и потен­ций. Редь­яр исполь­зо­вал идеи К. Г. Юнга, пред­ло­жив­ше­го так назы­ва­е­мый прин­цип син­хро­ни­стич­но­сти, соглас­но кото­ро­му любые гада­тель­ные систе­мы пред­став­ля­ют собой сим­во­ли­че­ский язык опи­са­ния раз­ви­ва­ю­щих­ся целост­ных систем (чело­ве­ка, орга­ни­за­ции, стра­ны) и необъ­яс­ни­мым обра­зом «рабо­та­ют» син­хрон­но с ними. Аст­ро­ло­гия — наи­бо­лее удоб­ная гада­тель­ная систе­ма, так как мож­но узнать поло­же­ние небес­ных тел на любой момент вре­ме­ни. Одна­ко ника­ко­го обос­но­ва­ния сво­их идей Юнг не дал. Мож­но гово­рить толь­ко о том, что он вос­при­нял на веру извест­ный гер­ме­ти­че­ский прин­цип «что навер­ху, то и внизу».

Диа­кон Миха­ил Плотников

Легенды, связанные со знаками зодиака

В древности люди думали, что небо — это гигантский полый купол, возвышающийся над плоской Землей, как перевернутая чашка на блюдце. Позже на смену этому представлению о Земле и небе пришло другое: земной шар оказался в центре огромной сферы наподобие мыльного пузыря. Солнце двигалось по поверхности неба-пузыря, совершая за год полный круг.

Видимый путь Солнца вокруг Земли называется эклиптикой. Солнце перемещается внутри узкой полосы — зодиака. Он опоясывает Землю и имеет ширину 16 градусов (простираясь на 8 градусов над эклиптикой и на столько же градусов под ней). Внутри этого пояса заключены орбиты всех планет нашей солнечной системы, кроме Плутона, движущегося внутри исключительно широкой полосы. Также в зодиаке находятся звезды, образующие группы, ещё в давние времена названные созвездиями. Первым исследователям неба эти созвездия показались похожими на очертания животных, поэтому пояс из созвездий известен как зодиак — от греческого слова «зодиакос», означающего «круг животных».

Зодиак состоит из двенадцати созвездий, каждое из них имеет свое название и напоминает по форме животное или человеческую фигуру. Древние астрологи стали пользоваться этими именами для обозначения двенадцати астрологических знаков.

Зодиакальный пояс — условное понятие (оно порождено сознанием человека, выделившего его на небосводе), но находящиеся внутри него звезды вполне реальны. Если бы вы смогли одновременно оказаться в разных точках на поверхности земного шара, вы бы увидели сразу все двенадцать созвездий. Они были известны задолго до того, как Птолемей описал их в своих трудах. Каждое созвездие имеет свою историю, дошедшую до нас в виде древних мифов. Этот фольклор стал неотъемлемой частью наших познаний об астрологических знаках.

Овен, или Баран — первый знак Зодиака. В мифах Баран всегда предстает мужественным, предприимчивым, подвижным, энергичным животным, способным преодолевать препятствия и горные кручи.

История Барана начинается в Древней Греции, где царь Афамант правил Беотией19. Он женился на женщине по имени Нефела, и она родила ему двух прекрасных детей — сына Фрикса и дочь Геллу.

Спустя некоторое время Нефела надоела Афаманту. Он бросил её и взял в жены Ино, подарившую ему двух сыновей. Ино была ревнивой интриганкой, ненавидевшей своих приемных детей Фрикса и Геллу. Она замыслила погубить их.

Прежде всего Ино уговорила женщин своей страны иссушить семена, заготовленные для посева. В тот год ничего не взошло на обычно плодородных нивах. Грекам грозил голод. Царь послал посольство в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула о причине бесплодия земли. Ему не пришло в голову поинтересоваться мнением женщин, сеявших семена, однако подобную ошибку порой совершают и современные политические лидеры.

Ино удалось подкупить посланников царя, и они, вернувшись из Дельф, принесли ложный ответ. Они сказали Афаманту, что боги вернут почве плодородие, если он принесет в жертву богу Юпитеру своих детей Фрикса и Геллу. Доверчивый царь решил убить сына и дочь ради спасения своего народа.

Фрикс и Гелла тем временем пасли овец. В стаде был Златорунный Овен, дар бога Меркурия их матери Нефеле. Прослышав о готовящемся злодеянии, Нефела попросила Овна спасти её детей. Овен человечьим голосом предупредил Фрикса и Геллу о грозящей им опасности, велел забраться ему на спину и полетел с ними над морем. Над Дарданельским проливом, отделяющим Европу от Азии, у Геллы закружилась голова, она потеряла сознание и соскользнула со спины Овна. Гелла упала в море и утонула. С тех пор море, где погибла Гелла, стало называться Геллеспонтом — морем Геллы.

Ее брат Фрикс благополучно достиг Колхиды20. Замысел подлой Ино сорвался, однако это не спасло греков от голода и не образумило Афаманта.

Неблагодарный Фрикс принес Златорунного Овна в жертву Юпитеру, который отправил Овна к звездам за совершенный им смелый поступок.

Второй знак Зодиака — Телец, или Бык, животное одновременно неистовое и доброе, всегда символизировавшее силу и сексуальность.

Миф о Быке связан с Юпитером, верховным богом древней Греции, правителем небес, остальных богов и людей. Любвеобильный Юпитер имел множество романов, жен и любовниц. Одной из его возлюбленных была прекрасная Европа, дочь царя Финикии.

Европа жила затворницей во дворце своего отца и ничего не знала о внешнем мире. Однажды ей приснился вещий сон — незнакомая женщина протянула к Европе руки и сказала: «Я отведу тебя к Юпитеру, поскольку судьбе угодно сделать его твоим возлюбленным.»

И действительно, когда в тот день Европа отправилась с подругами на луг к морю собирать розы и гиацинты, Юпитер увидел красавицу, и его точно поразила молния. Он решил завладеть Европой.

Юпитер понимал, что неискушенная юная девушка в страхе убежит от него, если он явится ей в обличии громовержца, поэтому превратился в быка. Он стал не обычным быком, а великолепным белым животным со сверкающими, как бриллианты, рогами и серебристым месяцем на лбу.

Европа поддалась чарам красивого доброго Быка и принялась ласкать его. Наконец она забралась ему на спину. Юпитер только и ждал этого момента. Он взлетел в воздух и унес Европу на остров Крит. Там он принял свой прежний вид и признался девушке в любви. Под сенью огромного дерева они стали любовниками.

Вскоре богиня любви Венера, явившись Европе, объяснила ей, что именно она была той женщиной из сна. Отныне, сказала Венера, континент, на который Юпитер доставил свою избранницу, будет называться Европой.

Эта история супружеской измены (Юпитер был женат на богине Юноне) имеет счастливый конец. Европа родила Юпитеру трех детей, а сам он остался на небесах в облике Быка.

Близнецы — третий знак зодиака и первый, символом которого являются люди, а не животные.

Миф о Близнецах, как и предыдущий, связан с Юпитером и слабостью, которую он питал к хорошеньким женщинам. В этой истории предметом его страсти становится красавица Леда, жена короля Спарты Тиндарея. Похотливый Юпитер, очевидно, не желая повторять трюк с быком, на сей раз обратился в великолепного лебедя. Подробности их встречи сохранились лишь приблизительно, но известно, что Юпитеру в облике лебедя удалось соблазнить Леду.

В этом удивительном союзе Леда родила два яйца. Согласно мифу одно из яиц содержало потомство Юпитера, а другое — отпрысков смертного мужа Леды. Из пары яиц на свет появились четверо детей: два брата, Кастор и Поллукс, и две сестры, Елена Троянская и Клитемнестра. Остается неясным, чьим отцом был Юпитер. По одной версии бессмертными потомками бога являлись Кастор и Поллукс. По другой — детьми Юпитера были Кастор и Елена.

В любом случае близнецы Кастор и Поллукс выросли сильными, ловкими и неразлучными. Кастор прославился своим умением укрощать диких коней, Поллукс завоевал всеобщее признание как непобедимый кулачный боец. В молодости братья отправились вместе с Ясоном и его аргонавтами на поиски Золотого руна. Когда в море разыгрался шторм, над головами близнецов засверкали две звезды, и стихия волшебным образом стихла. Из-за этого происшествия Кастора и Поллукса считают покровителями всех плывущих по морям. (Во время шторма эти огни по-прежнему мерцают возле концов мачт и высоких шпилей. Они порождены атмосферным электричеством. Согласно легенде появление двух огней предвещает окончание шторма. Если светится только один огонь, буря усилится.)

Близнецов считали мужественными молодыми людьми. К несчастью, Кастор погиб в сражении. Ничто не могло утешить Поллукса. Наконец он отправился к своему отцу Юпитеру и попросил его вернуть Кастора к жизни. Взамен Поллукс согласился принести себя в жертву.

Юпитер вознаградил братьев за их любовь и привязанность, отправив обоих на небеса в качестве звезд. С тех пор они вечно сияют в созвездии Близнецов по соседству друг с другом.

Четвертый знак зодиака изображается в виде Рака, обитателя водоемов, также способного передвигаться по суше. Известно, что Рак как символ появился в зодиаке примерно за пятьсот лет до начала нашей эры. Халдеи дали одному из созвездий такое имя потому что рак пятится назад или движется зигзагом, а Солнце, достигнув около 21-го июня область этого знака, как бы замирает на несколько дней в одном положении. После вхождения Солнца в созвездие Рака начинается летнее солнцестояние.

Египтяне называли это созвездие «Водными звездами» и обозначали его парой черепах. (Возможно, это объясняется тем, что созвездие наблюдалось на рассвете, когда уровень воды в Ниле достигает минимума; в это время года Нил кишит черепахами.) По мнению многих астрологов Рак — это помесь египетской речной черепахи и вавилонского водоплавающего животного аллула, очевидно, близкого к черепахе. Между этими тремя видами — черепахой, аллулом и раком, — есть важные сходства. Они похожи друг на друга по строению, имеют твердый панцирь и медленно движутся (как Солнце в знаке Рака).

Согласно древнегреческому мифу гигантский рак впился своими клешнями в ногу Геракла, когда тот сражался с девятиголовым чудовищем — Гидрой. Геракл, сын Юпитера и женщины по имени Алкмена, получил задание совершить двенадцать героических деяний, известных как подвиги Геракла. Одним из этих подвигов должно было стать уничтожение грозной змеи Гидры. В момент нападения рака Геракл сбивал палицей головы Гидры, но на месте каждой сбитой головы вырастали две новые.

Нападение рака было инспирировано Юноной, ревнивой женой Юпитера, желавшей гибели Геракла. Однако рак сам обрек себя на смерть. Раздавив его, Геракл продолжил схватку с Гидрой.

Тем не менее Юнона была благодарна раку за попытку выполнить её распоряжение. В качестве награды за послушание и принесенную жертву она поместила изображение рака на небе рядом с символами других героев.

Пятый знак зодиака представлен Львом, царем зверей. Мифология Льва традиционно опирается на историю схватки Геракла с немейским львом.

Геракл был сыном великого бога Юпитера и обыкновенной женщины Алкмены. Супруга Юпитера Юнона, не без основания ревновавшая мужа к его многочисленным возлюбленным, стала преследовать Геракла с первого дня его жизни. Молодого Геракла заставили совершить двенадцать опасных героических деяний, вошедших в историю как подвиги Геракла.

Первым подвигом Геракла должно было стать уничтожение свирепого и бесстрашного льва, жившего в Немейской долине. Никакое оружие человека не могло пронзить его шкуру. Камень, железо и бронза отскакивали от нее. Геракл попытался убить льва с помощью стрел, но они отлетали от боков зверя. Герой решил одолеть льва голыми руками. Обладая невероятной силой, он сумел сдавить пальцами его шею и задушить. Во время схватки лев откусил палец Геракла — несомненно, можно считать, что герой ещё легко отделался.

Убив зверя, Геракл содрал с него волшебную шкуру. Он сделал из неё нагрудные латы, а из челюсти льва — защитный шлем. Эта новая броня оказалась весьма ценной при совершении следующих подвигов.

Созвездие Льва увековечивает мужество Геракла, проявленное во время единоборства с могучим немейским львом.

Дева — шестой знак зодиака и второй, символом которого является человек, а не животное. Дева часто изображается в виде молодой женщины со снопом пшеничных колосьев в руке, поскольку это созвездие всегда связывается с урожаем. В Вавилоне его называли Бороздой и представляли в виде богини пшеницы. Главная звезда в Деве — Спика, что означает «пшеничный колос».

Легенда о Деве встречается в древнегреческом мифе о сотворении. Согласно ей до людей и животных на земле жили титаны — гиганты, правившие миром. Два брата-титана, Прометей и Эпиметей, получили задание создать людей и животных. Когда это было сделано, Эпиметей начал раздавать животным разные дары — одним крылья, другим когти. Он проявил такую щедрость, что когда дело дошло до человеческого рода, у него ничего не осталось в запасе, поэтому он обратился за помощью к Прометею. Прометей отправился на небеса и вернулся оттуда с огнем. Этот дар возвысил людей над всеми другими видами, потому что огонь позволил человеку греться, изготовлять орудия и в конце концов заняться торговлей и наукой.

Юпитер, правитель богов, пришел в ярость, узнав, что человек получил секрет богов — огонь. Он приказал приковать Прометея к скале, где орел постоянно рвал свои клювом печень титана, никогда не пожирая её целиком. Также Юпитер наслал проклятие на землю, доставленное первой женщиной. Ее звали Пандорой, что значит «наделенная всеми дарами».

Пандора принесла на землю ящик, который ей запретили открывать. Однажды, поддавшись любопытству, она приподняла крышку. Из ящика разлетелись все те несчастья, которые и по сей день преследуют человечество: телесные болезни и смерть, а также душевные пороки — злоба, зависть и жажда мщения. На дне ящика осталась лишь одна надежда.

После этого происшествия наступили ужасные времена, и боги один за другим покинули Землю, чтобы жить на небесах. Последней улетела Астрея, богиня невинности и чистоты. Она нашла себе пристанище среди звезд в виде созвездия Девы. Легенда утверждает, что в один прекрасный день снова начнется Золотой век, и Астрея (Дева) вернется на землю.

Весы — седьмой астрологический знак и единственный, символом которого не является человек или животное. Весы олицетворяют собой равновесие, справедливость и гармонию.

Как и предыдущий знак, Весы связаны с урожаем, поскольку в древности зерно после жатвы взвешивали на весах. Они заключают в себе и более глубокую символику. В преисподней на них взвешивают деяния умерших.

В религии египтян весами правосудия единолично владел бог Анубис, проводник душ. Анубис, имевший голову шакала, вел усопших по подземному царству и следил за тем, чтобы они получили по заслугам. Он был хранителем весов. Существует картина, называемая анийским папирусом и нарисованная за полторы тысячи лет до рождества Христова. На ней изображена сцена суда. Анубис стоит у больших весов, с помощью которых взвешивают сердце умершего. На одной чаше покоится сердце, на другой сидит Правда, символизирумая перышком. На этой картине чаши уравновешивают друг друга. Согласно верованиям египтян мертвое сердце (или душа) должно оказаться в равновесии с Правдой, чтобы обрести вторую жизнь.

Весы длительное время также связывали с правосудием и законностью. Мы все видели статуи, символизирующие правосудие. Это — женщина с завязанными глазами, держащая в руках весы, символ беспристрастности, того, что каждому воздастся по заслугам.

В греческой мифологии богиней правосудия была Фемида, мать Астреи. Фемида и её дочь Астрея представлены созвездиями Весов и Девы, мерцающими на небосводе по соседству друг с другом. Согласно легенде когда человеческий род наконец окажется в Золотом веке, Фемида, символизирующая правосудие, и её дочь (символизирующая невинность), вернутся на землю.

Восьмой знак зодиака представлен Скорпионом, парализующим свою жертву ядом, который он выбрасывает через расположенное сзади жало.

Этот знак страдает от ассоциации со скорпионом, ненавистным и опасным насекомым. Однако скорпион не всегда вызывал отвращение. В древнем Египте он обожествлялся в форме богини Селкет. Она считалась покровительницей усопших, её часто можно видеть с распростертыми крыльями защитницы на стенах склепов.

Классический миф о скорпионе начинается со смерти Ориона, красивого молодого гиганта и искусного охотника, сына бога морей Посейдона (Нептуна). Ловкость, сила и мужество Ориона воспеты в легендах. История его смерти передается в нескольких версиях. По одной из них богиня зари Эос влюбилась в Ориона и унесла его с собой. Богиня Луны Диана (у греков — Артемида) из ревности приказала скорпиону убить смертного любовника Эос.

Согласно другой версии Орион попытался изнасиловать Диану, и она извлекла из земли гигантского скорпиона, умертвившего Ориона своим ядом.

После гибели Ориона Юпитер поместил его и скорпиона среди звезд. Каждый из них стал созвездием. Орион с его золотистыми доспехами и мечом в руке — одно из самых ярких и эффектных созвездий зимнего неба. Но летом, когда на небе появляется Скорпион, блеск Орион меркнет.

Стрелец, девятый знак зодиака — это не обычный человек, растягивающий тетиву лука. Стрелец — это кентавр, мифологическое существо, наполовину мужчина, наполовину конь. Стрелец — единственный астрологический знак, изображенный одновременно в виде человека и животного.

Однако созвездие Стрельца — не простой кентавр. Это великий и мудрый Хирон, сын бога-титана Сатурна. Хирон был другом и доверенным лицом как богов, так и людей. Боги научили Хирона врачевать, охотиться, играть на музыкальных инструментах и предсказывать будущее. Со временем Хирон сам стал признанным учителем. Среди его знаменитых учеников были Ахилл, Ясон, Кастор, Поллукс и Геракл.

Однажды, когда великий Геракл охотился на грозного кабана, он нечаянно ранил Хирона в колено отравленной стрелой. Страшная агония охватила Хирона, но бессмертный кентавр не мог погибнуть. Геракл обещал отыскать Смерть, способную облегчить участь Хирона. Во время своих странствий Геракл обнаружил несчастного Прометея, навеки прикованного к скале, где орел пожирал его печень. Верховный бог Юпитер проклял Прометея: муки героя должны были продолжаться до тех пор, пока кто-то не согласится добровольно занять его место. Умирающий Хирон заменил собой Прометея. Таким образом проклятье завершилось. Хирону позволили умереть, а Геракл освободил Прометея.

После смерти Хирона Юпитер вознаградил его за благородство, поместив мужественного кентавра среди звезд, и он стал созвездием Стрельца.

Десятый знак зодиака — Козерог, животное с сильными копытами, которое поднимается вверх по горным кручам, цепляясь за каждый выступ.

В древности Козерога изображали в виде полукозла-полурыбы, а точнее, козла с рыбьим хвостом. На многих картинах и гравюрах можно увидеть Козерога с рыбьим хвостом, а в некоторых астрологических книгах Козерог называется Морским козлом.

В религии древнего Вавилона Морской козел — это великий и почитаемый бог Эа, принесший народам Месопотамии знания и культуру. В Месопотамской долине орошение земель и посевов началось с разлива рек Тигра и Евфрата. Из-за этого люди поверили в существование подземного океана. Бог Эа жил в этом океане. Он ежедневно выходил из подземного водоема, чтобы нести людям свою мудрость, а к ночи возвращался назад.

Во времена древних греков и римлян Козерог стал ассоциироваться с богом Паном, веселым и похотливым созданием, правителем лесов и полей, стад и пастухов. Выше пояса Пан был человеком, а ниже — козлом. Он имел козлиные уши и рога.

Пан любил музыку и прославился своей игрой на дудке. Его пастушья свирель на самом деле была нимфой, отвергнувшей его сексуальные посягательства. Пан превратил её в музыкальный инструмент, заявив, что если он не смог овладеть ею в первозданном облике, она все равно будет принадлежать ему в новом виде.

Пан приобрел известность как бог природы. Некоторые черты Пана — сексуальность, бесстыдство, любовь к природе — сохранились в характере Козерога.

Символ одиннадцатого знака зодиака — Водолей, человек с кувшином, из которого льется вода.

Образ Водолея впервые появился в религиях Египта и Вавилона. В Египте Водолеем был бог Хэп, олицетворявший собой реку Нил. Хэп нес пару сосудов с водой, символизировавших Южный и Северный Нил. Этот бог считался хранителем жизни. Все живые существа погибли бы без воды Хэпа.

В древнегреческой литературе Водолей иногда связывали с Юпитером, по воле которого с небес на землю текла вода. Этот знак также увековечивает память о Девкалионе, единственном человеке, не пострадавшем во время великого потопа.

В начале сотворения мира боги и люди жили в согласии. Эту эпоху называют Золотым веком. Земля сама давала человеку богатые плоды, и ему не приходилось возделывать поля и сады; русла рек полнились вином и медом. Потом Пандора открыла ящик с бедствиями, и на человечество обрушились болезни и другие несчастья.

Великий Юпитер посмотрел вниз и решил избавить мир от людей, создать новую расу, более достойную жизни. С помощью своего брата Посейдона Юпитер затопил землю водой. Уцелели только два человека, Девкалион и его жена Пирра — праведники, ревностно почитавшие богов. Они обрели пристанище на горе Парнас, и когда Юпитер увидел их, он вспомнил о примерном поведении супругов. Юпитер заставил воду отступить, а землю — высохнуть. Он повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь, через голову. Девкалион исполнил веление могучего громовержца, и камни, которые бросал он, превратились в мужчин, а камни, брошенные женой его Пиррой, — женщины. Так Земля получила после потопа новое население. Девкалион стал отцом этих людей.

Двенадцатый и последний знак зодиака изображается в виде двух рыб, привязанных одна к другой, однако плывущих в противоположные стороны. Две рыбы в воде символизируют противоборствующие эмоции и тайные пучины.

Созвездие Рыб было известно под таким названием за две тысячи лет до нашей эры. В Вавилоне оно носило имя Кун, что в переводе означает Хвосты (рыб). Кун также трактуется как лента или привязь (которой соединены две рыбы). Две рыбы-богини на привязи, Анунитум и Симмах, символизировали реки Тигр и Евфрат.

В греческой мифологии Рыбы связаны с мифом об Афродите и Эроте. Ужасное чудовище Тифон с сотней драконовых голов, исторгавший своими глазами огонь, сотрясал воздух грозным воем, в котором слышались шипение змей, рев быка и рычание льва.

Однажды Афродита, богиня любви и красоты, прогуливалась вдоль берега Евфрата со своим сыном Эротом. Внезапно перед ними вырос Тифон. В его пастях мерцали зловещие языки, глаза полыхали пламенем. Чудовище вознамерилось погубить богиню и её сына. Испуганная Афродита, не имея возможности убежать, призвала на помощь своего отца Юпитера. Великий бог тотчас обратил Афродиту и Эрота в двух рыб. Они прыгнули в воду и скрылись. По другой версии две смелые рыбы выскочили из реки и унесли Афродиту и Эрота на своих спинах в безопасное место. Афина-Паллада (богиня-девственница) в знак благодарности вознесла этих рыб на небо, где они стали созвездием.

Астрология в эллинистическую эпоху

Аст­ро­ло­гия в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась как рели­ги­оз­но-фило­соф­ское уче­ние. Первую аст­ро­ло­ги­че­скую шко­лу в Гре­ции на ост­ро­ве Кос осно­вал вави­лон­ский жрец Беросс (ок. 300 до Р. Х.), но инте­рес к его тру­дам был неве­лик. Сре­ди аст­ро­но­ми­че­ских сочи­не­ний III в. до Р. Х. выде­ля­ет­ся поэ­ма «Явле­ния» Ара­та Солий­ско­го (сохра­ни­лась пол­но­стью), в кото­рой в упро­щен­ном виде изла­га­ет­ся систе­ма Евдок­са, опи­сы­ва­ет­ся деле­ние звезд­но­го неба на созвез­дия, при­во­дят­ся погод­ные и сель­ско­хо­зяй­ствен­ные при­ме­ты. Это сочи­не­ние дол­гое вре­мя оста­ва­лось попу­ляр­ным в гре­ко-рим­ском мире, по нему учи­лись аст­ро­но­мии, к нему писа­ли ком­мен­та­рии. Основ­ная идея аст­ро­ло­гии, что звез­ды могут высту­пать как вест­ни­ки чело­ве­че­ской судь­бы, чуж­да поэ­ме Ара­та. Всплеск инте­ре­са к аст­ро­ло­гии про­изо­шел лишь во II в. до Р. Х. Интел­лек­ту­аль­ное напол­не­ние аст­ро­ло­гии соста­ви­ли идеи о 4 эле­мен­тах и миро­вом эфи­ре, о мак­ро­кос­ме и чело­ве­ке как мик­ро­кос­ме, о миро­вой сим­па­тии, о судьбе.

Более все­го аст­ро­ло­гия заим­ство­ва­ла из сто­и­циз­ма. У сто­и­ков сим­па­тия (συμπαθεια) — это такое согла­сие при­чин и явле­ний друг с дру­гом, кото­рое тож­де­ствен­но судь­бе, как выра­же­нию необ­хо­ди­мо­сти и зако­но­мер­но­сти все­го про­ис­хо­дя­ще­го (см., напр.: Cicero. De natura deorum. II 7. 19; III 11. 28; De divinatione. II 69. 143). Поси­до­ний обос­но­вы­вал ман­ти­ку как выяв­ле­ние дея­тель­но­сти про­мыс­ла (судь­бы) кос­ми­че­ской сим­па­ти­ей (SVF. III 26sq.). На этом же тео­ре­ти­че­ском фун­да­мен­те стро­и­лось зда­ние аст­ро­ло­гии. В гада­тель­ной прак­ти­ке уче­ние о сим­па­тии поз­во­ли­ло аст­ро­ло­гам сопо­ста­вить зна­ки зоди­а­ка и пла­не­ты, цве­та, рас­те­ния, метал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни. Под вли­я­ни­ем сто­и­ков за горо­скоп­ной аст­ро­ло­ги­ей закреп­ля­ет­ся так­же назва­ние апо­те­ле­сма­ти­ка (от греч. αποτελεσματικος — осу­ществ­лен­ный целесообразно).

Суще­ствен­но повли­ял на рас­про­стра­не­ние и раз­ви­тие аст­ро­ло­гии гер­ме­тизм. Сочи­не­ния, при­пи­сы­ва­е­мые Гер­ме­су Три­с­ме­ги­сту, кото­рые пред­став­ля­ют собой сме­ше­ние вави­лон­ской аст­ро­ло­гии, еги­пет­ской аст­ро­но­мии и гре­че­ской фило­со­фии, извест­ны со II в. до Р. Х. В элли­ни­сти­че­ском Егип­те осо­бен­но попу­ляр­ны были трак­та­ты на гре­че­ском язы­ке, над­пи­сан­ные име­на­ми Нехеп­со-Пето­си­ри­са (II в. до Р. Х.) и Мане­фо­на (I в.). В сочи­не­нии «Вве­де­ние в аст­ро­но­мию» Геми­на (I в. до Р. Х.) содер­жит­ся аст­ро­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий к поэ­ме Ара­та. Сре­ди сочи­не­ний на латин­ском язы­ке наи­бо­лее извест­на пол­но­стью сохра­нив­ша­я­ся «Аст­ро­но­ми­ка» Мар­ка Мани­лия (I в. до Р. Х.). Тру­ды Тев­к­ра Вави­ло­ня­ни­на (I в.), содер­жа­щие опи­са­ния при­ро­ды пла­нет, зна­ков зоди­а­ка и систе­мы дека­нов (сохра­ни­лись фраг­мен­ты), ста­ли образ­цом для позд­ней­ших аст­ро­ло­гов. Аст­ро­ло­ги­че­ская поэ­ма в 5 кни­гах (сохра­ни­лась лишь в цита­тах) Доро­тея Сидон­ско­го (I в.) зна­чи­тель­но повли­я­ла как на элли­ни­сти­че­скую, так и на сред­не­ве­ко­вую астрологию.

Выде­ля­ют 4 вет­ви элли­ни­сти­че­ской аст­ро­ло­гии: миро­вая, кото­рая зани­ма­ет­ся гло­баль­ны­ми пред­ска­за­ни­я­ми; гени­тур­ная, пред­ска­зы­ва­ю­щая собы­тия жиз­ни отдель­но­го чело­ве­ка; катар­хен, в кото­рой реша­ет­ся вопрос о бла­го­при­ят­но­сти дан­но­го момен­та вре­ме­ни для како­го-либо дела; интер­ро­га­тив­ная, даю­щая пред­ска­за­ния, исхо­дя из аст­ро­ло­ги­че­ской ситу­а­ции в теку­щий момент.

Гео­цен­три­че­ская систе­ма устрой­ства кос­мо­са полу­чи­ла назва­ние Пто­ле­ме­е­вой. Клав­дий Пто­ле­мей (II в.) в рам­ках этой систе­мы изло­жил мето­ды аст­ро­но­ми­че­ских вычис­ле­ний в фун­да­мен­таль­ном тру­де «Мате­ма­ти­че­ское постро­е­ние в 13 кни­гах», сохра­няв­шем науч­ное зна­че­ние до Ново­го вре­ме­ни. В позд­ней антич­но­сти это сочи­не­ние тра­ди­ци­он­но назы­ва­ли «вели­ким» (μεγαλη) или «вели­чай­шим» (μεγαστη), послед­ний из этих эпи­те­тов при пере­во­де на араб­ский язык (IX в.) занял место назва­ния, под его лати­ни­зи­ро­ван­ной фор­мой «Аль­ма­гест» труд Пто­ле­мея вошел в евро­пей­скую куль­ту­ру. Его же сочи­не­ние «Горо­скоп­ная аст­ро­ло­гия» (Αποτελεσματικα), более извест­ное как «Чет­ве­ро­кни­жие» (Τετραβιβλος; изд.: Ptolemy. Tetrabiblos / Ed. and transl. by F. E. Robbins. L.; Camb. (Mass.), 1940, 19563) (кн. I посвя­ще­на свой­ствам све­тил, кн. II — миро­вой аст­ро­ло­гии, кн. III-IV — гени­тур­ной), ста­ло в гре­ко-рим­ском мире основ­ным посо­би­ем по аст­ро­ло­гии. Послед­нюю Пто­ле­мей назы­вал «про­гно­сти­кой», т. е. состав­ле­ни­ем пред­ска­за­ний с помо­щью аст­ро­но­мии. Бла­го­да­ря мате­ма­ти­за­ции аст­ро­ло­гии мате­ма­ти­ка­ми ста­ли назы­вать и астрологов.

Нео­пла­то­ни­ки вос­при­ни­ма­ли аст­ро­ло­гию в кон­тек­сте теур­гии. В их шко­ле воз­ник­ла тра­ди­ция рели­ги­оз­но-фило­соф­ских ком­мен­та­ри­ев на «Чет­ве­ро­кни­жие», пер­вый из кото­рых при­над­ле­жит Пор­фи­рию (III в.). В «Мате­зи­се» Фир­ми­ка Матер­на (IV в.) наря­ду с исполь­зо­ва­ни­ем зоди­а­ка и систе­мы дека­нов впер­вые вво­дит­ся 12-част­ная систе­ма домов. В отли­чие от зоди­а­каль­ной систе­мы она тес­нее свя­за­на с опре­де­лен­ным чело­ве­ком, т. к. учи­ты­ва­ет не толь­ко вре­мя, но и место рож­де­ния. «Вве­де­ние» Пав­ла Алек­сан­дрий­ско­го (IV в.), в кото­ром аст­ро­ло­гия трак­то­ва­лась как часть уни­вер­саль­ной систе­мы зна­ний, поды­то­жи­ло раз­ви­тие аст­ро­ло­гии в античности.

В Риме пери­о­да Рес­пуб­ли­ки аст­ро­но­ми­че­ские наблю­де­ния не велись, аст­ро­ло­гия отвер­га­лась как чуж­дое явле­ние. Катон Стар­ший (III-II вв. до Р. Х.) счи­тал, что зем­ле­дель­цу не подо­ба­ет сове­то­вать­ся с хал­де­я­ми (De agri cultura. V 4). В 139 г. до Р. Х. сенат поста­но­вил изгнать аст­ро­ло­гов из Рима. Впо­сл. они неод­но­крат­но под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям. Мас­со­вое рас­про­стра­не­ние аст­ро­ло­гия полу­чи­ла в Рим­ской импе­рии. Рели­ги­оз­ную осно­ву аст­ро­ло­гии здесь состав­ля­ли восточ­ные куль­ты. В I‑IV вв. в импе­рии повсе­мест­но рас­про­стра­нил­ся мит­ра­изм. Ран­ний зоро­аст­ризм с его уче­ни­ем о сво­бо­де воли, бес­смер­тии души и посмерт­ном воз­да­я­нии не остав­лял места для раз­ви­той аст­ро­ло­гии. Но в Пер­сид­ской импе­рии он под­верг­ся силь­но­му вли­я­нию тра­ди­ци­он­ных месо­по­там­ских куль­тов. Боль­шин­ство богов зоро­астрий­ско­го пан­тео­на было отож­деств­ле­но со све­ти­лами, кото­рым покло­ня­лись в Вави­лоне. Вави­лон­ская аст­ро­ла­трия т. о. воз­об­ла­да­ла над аве­стий­ским пред­став­ле­ни­ем о боже­стве как духов­ной сущ­но­сти. Раз­ви­тию аст­ро­ло­гии спо­соб­ство­вал выде­лив­ший­ся в зоро­аст­риз­ме культ Зер­ва­на, бога вре­ме­ни, для кото­ро­го харак­тер­ны фата­лизм и идея бес­ко­неч­но­го повто­ре­ния. Несмот­ря на осуж­де­ние зер­ва­низ­ма в орто­док­саль­ном зоро­аст­риз­ме как лже­уче­ния, он был широ­ко рас­про­стра­нен в позд­ней антич­но­сти. Покло­не­ние вре­ме­ни рас­про­стра­ня­лось на все фор­мы его про­яв­ле­ния от века до часа и на соот­вет­ству­ю­щие им зна­ки зоди­а­ка. Культ Мит­ры, бога Солн­ца, так­же пер­во­на­чаль­но отвер­гал­ся в зоро­аст­риз­ме, но впо­след­ствии Мит­ра был вклю­чен в зоро­астрий­ский пан­те­он (Яшты 10: 39 сл.). Уже в Вави­лоне мит­ра­изм оброс аст­ро­ло­ги­че­ской атри­бу­ти­кой, впо­след­ствии мисте­рии Мит­ры сим­во­ли­зи­ро­ва­ли суд над душой с вос­хож­де­ни­ем ее через 7 небес­ных сфер с их пла­не­та­ми и очи­ще­ни­ем от вли­я­ний этих пла­нет. В свя­ти­ли­щах Мит­ры изоб­ра­жа­лись зна­ки зоди­а­ка и планет.

В Рим­ской импе­рии аст­ро­ло­гию неред­ко кри­ти­ко­ва­ли фило­со­фы. Так, Цице­рон в диа­ло­гах «О диви­на­ции» и «О судь­бе» сум­ми­ро­вал аргу­мен­ты сто­и­ков в поль­зу аст­ро­ло­гии и затем опро­верг их. Скеп­ти­ки неиз­мен­но отвер­га­ли аст­ро­ло­гию. Напри­мер, Секст Эмпи­рик в трак­та­те «Про­тив аст­ро­ло­гов» дока­зал несо­сто­я­тель­ность горо­скоп­ной аст­ро­ло­гии. Но в целом отно­ше­ние к аст­ро­ло­гии обра­зо­ван­ных людей было тер­пи­мым. Так, Цице­рон исполь­зо­вал аст­ро­ло­ги­че­ские обра­зы, что­бы пред­ста­вить вели­че­ствен­ную кар­ти­ну рим­ской исто­рии в «Сне Сци­пи­о­на». Исто­рик Тацит (I‑II вв.) допус­кал, что по звез­дам мож­но пред­ска­зать буду­щее. Луки­ан, не веря аст­ро­ло­ги­че­ским пред­ска­за­ни­ям, рас­смат­ри­вал их как пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую прак­ти­ку (De astrologia. 29). Неко­то­рые из рим­ских импе­ра­то­ров, напр. Клав­дий (I в.), начи­на­ли гоне­ния на аст­ро­ло­гов, если те нару­ша­ли запрет на гада­ния о буду­щем госу­да­ре и о судь­бе ныне здрав­ству­ю­ще­го, но обыч­но аст­ро­ло­гия вхо­ди­ла в систе­му рим­ской госу­дар­ствен­ной религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *