Из чего строится астрология

С точки зрения академического сообщества, астрология — лженаучное учение. Но многие до сих пор думают, что это наука, а положение планет и звезд влияет на судьбу. Александр Панчин вместе с РБК Трендами развенчал этот миф

Александр Панчин — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН

https://youtube.com/watch?v=t0SJiV1Dia0%3Fcontrols%3D1

Астролог (в центре) с астролябией. По сторонам находятся секретарь и математик. 13 в. Библиотека Арсенала (Париж).

Почему астрология лженаука

Астрология существует тысячи лет. Но за все это время ни один человек не смог предоставить ни одного убедительного доказательства того, что астрология работает на уровне научной аргументации. Все экспериментальные проверки по астрологии заканчивались на сегодняшний день отрицательным результатом. Можно привести несколько характерных примеров.

Одно из исследований выглядело следующим образом. В 2009 году индийский астрофизик Джайант Нарликар (Jayant Narlikar) предложил 27 ведущим астрологам и одному целому астрологическому институту «натальные» карты школьников, куда входили сведения о рождении, необходимые для составления гороскопов. Среди школьников, чьи карты были представлены, оказались как выдающиеся ученики-гении, так и дети с задержкой психического развития. Все, что требовалось от астрологов, это на основе натальных карт предсказать, кто из школьников вундеркинд, а кто нет. Никто из них не смог ни предсказать, ни даже угадать требуемое с удовлетворительным процентом совпадений.

Другой популярный эксперимент, который демонстрирует несостоятельность гороскопов, провел в конце 40-х годов психолог Бертрам Форер. Он предложил студентам тест на определение типа личности, однако вместо результатов раздал им всем один и тот же текст с туманным описанием особенностей одного из знаков Зодиака. После этого он попросил студентов оценить, насколько хорошо результаты этого мнимого теста описывают их личность. Студенты оценили совпадения результатов более, чем на 80%.

Астрология зародилась в те далекие времена, когда люди еще совсем не понимали как двигаются Земля, звезды, планеты и Солнце. Они просто искали закономерность в том, что видят невооруженным глазом на звездном небе. Только их богатое воображение и старая вера в божественные предзнаменования стали фундаментом  астрологии с ее названиями знаков зодиака, соотнесением человека, животных, кораблей, восхождением, временными регентами и т.п.

Современному человеку давно известно, что Солнце и Луна не являются планетой. Это не известно астрологам! О том, что звезды постоянно смещаются в космосе, о том, что звезды  для составления предсказаний выбраны чисто случайно и, например, полярная звезда, Большая Медведица и звезды Млечного Пути вообще никак не влияют на судьбу — это тоже никак не смущает приверженцев астрологической веры.

Для того, чтобы верить в астрологию в наши дни достаточно просто разучиться думать и сопоставлять факты. Например, не признавать тот факт, что близнецы, родившиеся при одинаковом расположении звезд, имеют различную судьбу. И тот факт, что генетика и наследственность влияет на судьбу человека в сотни раз больше, чем вообще что-то еще.

Пытливые ученые сотни раз проверяли правильность предсказаний в астрологии. Самым известным было исследование Шона Карлсона в 1985 году — «Двойной слепой тест в астрологии». Ученые собрали группу из самых! уважаемый астрологов, которые заранее составили натальную карту для 116 испытуемых. В то же время испытуемые прошли тест на составление психологического профиля. После этого астрологи должны были подобрать соответствие составленной натальной карты к трем! случайно предложенным профилям, из которых один был правильным. Если подбирать соответствие методом простого угадывания, то правильный ответ укажут с вероятностью 33%. Астрологи утверждали, что вероятность будет «как минимум 50%». В итоге даже лучшие астрологи не сумели продемонстрировать результат лучше простого угадывания (33% правильных ответов). Они просто не сумели сказать, какому человеку из трех! принадлежит ими же составленный гороскоп.

Среди похожих исследований был эксперимент Дж. Нарликара. Ученый с коллегами собрали сотни данных о времени и месте рождения успешных в учебе школьников (самые продвинутые ученики) и об учениках школ для детей с проблемами в умственном развитии. (да! Это школы для умственноотсталых, Карл!) Астрологи составили их натальные карты и должны были определить: к какой из двух категорий относится каждый ученик. Абсолютно все астрологи полностью провалили испытание, они не смогли показать результат, отличный от простого угадывания.

Всё, что есть в астрологии, в настоящей научной психологии называется всего двумя словами — эффект Барнума. Означает этот эффект склонность людей верить в размытые и обобщенные описания и характеристики, если эти описания и характеристики составлены якобы индивидуально для них.

То есть, когда от астрологов требуется показать что-то конкретное, отличное от их обычных размытых и общих формулировок — результат всегда будет  нулевым.

Что дает астрология?

Эффект иллюзии правды

Исследование Гордона Пенникука под названием «О распознавании и определении псевдоглубокомысленной чуши» описывает эксперимент, где людям предлагали случайно сгенерированные тексты, содержащие наукообразные слова вроде: «квантовый смысл порождает гравитацию тройного синуса угла косинуса». Это был бессмысленный набор слов, хотя для неосведомленного человека может звучать впечатляюще.

Оказалось, большое количество людей находили смысл в таком наборе случайных слов. А среди них, в свою очередь, гораздо больше доля тех, кто верит в различные антинаучные идеи, в число которых попадает и астрология. Этим пользуются те, кто пытается создавать видимость научности и скрывают отсутствие исследовательского подхода.

Читая гороскоп, человек видит некий текст, который подходит сразу под очень большое количество людей. И поскольку его убедили, что это описание составила наука, человек соглашается, что это текст конкретно для него.

Астрология древней Месопотамии

Планеты в виде человеческих фигурок, движущиеся по своим орбитам по зодиаку. 15 в. Национальная библиотека (Париж).

А. как осо­бый вид пред­ска­за­ний поя­ви­лась впер­вые в кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. Её наи­бо­лее ран­няя фор­ма – А. пред­зна­ме­но­ва­ний – сло­жи­лась во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., ко­гда на ак­кад­ском яз. был соз­дан кли­но­пис­ный ас­т­ро­ло­гич. свод «Эну­ма Ану Эн­лиль» («Ко­гда бо­ги Ану и Эн­лиль»), вклю­чав­ший ок. 7 тыс. пред­зна­ме­но­ва­ний. Они име­ли стан­дарт­ную фор­му: «Ес­ли (на не­бе) про­изош­ло (со­бы­тие) А: (на зем­ле) про­изой­дёт (со­бы­тие) В». Ос­но­вой для пред­ска­за­ния слу­жи­ли ас­тро­но­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ния, в т. ч. лун­ные и сол­неч­ные за­тме­ния, ге­лиа­кич. вос­хо­ды и за­хо­ды пла­нет и звёзд, по­ло­же­ния пла­нет от­но­си­тель­но со­звез­дий и друг дру­га и т. д. Ка­ж­дое та­кое со­бы­тие рас­смат­ри­ва­лось как осо­бый знак, пред­ве­щаю­щий оп­ре­де­лён­ные со­бы­тия на Зем­ле. Пред­ска­за­ния ка­са­лись толь­ко ца­ря, чле­нов его се­мьи и стра­ны в це­лом. А. пред­зна­ме­но­ва­ний бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на на всём Ближ­нем Вос­то­ке; осо­бой по­пу­ляр­но­стью она поль­зо­ва­лась в Ас­си­рии в 8–7 вв. до н. э.

В сер. 1-го тыс. до н. э. в Ме­со­по­та­мии воз­ни­ка­ет го­ро­скоп­ная А. В её ос­но­ву бы­ла по­ло­же­на идея о том, что жизнь че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся рас­по­ло­же­ни­ем све­тил в мо­мент его ро­ж­де­ния или за­ча­тия. В ме­со­по­там­ских го­ро­ско­пах (са­мый ран­ний да­ти­ру­ет­ся 410 до н. э.) оп­ре­де­ля­лись по­ло­же­ния 7 све­тил (Солн­ца, Лу­ны и 5 ви­ди­мых не­воо­ру­жён­ным гла­зом пла­нет – Мар­са, Мер­ку­рия, Юпи­те­ра, Ве­не­ры и Са­тур­на) от­но­си­тель­но зна­ков зо­диа­ка (см. Астрономические знаки) в мо­мент ро­ж­де­ния ре­бён­ка и на этом ос­но­ва­нии де­ла­лись пред­ска­за­ния, при­чём не толь­ко для вы­со­ко­по­став­лен­ных, но и для про­стых лю­дей, что су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­ло со­ци­аль­ную ба­зу А. Раз­ви­тие го­ро­скоп­ной А. ста­ло воз­мож­ным лишь с по­яв­ле­ни­ем ма­те­ма­тич. тео­рии, по­зво­ляв­шей вы­чис­лять по­ло­же­ния све­тил на не­бе для лю­бо­го мо­мен­та вре­ме­ни. Осо­бое зна­че­ние име­ла кон­цеп­ция зо­диа­ка – вы­де­лен­ной по­ло­сы со­звез­дий, в пре­де­лах ко­то­рой со­вер­ша­лись дви­же­ния Солн­ца, Лу­ны и пла­нет и ко­то­рая раз­де­ля­лась на 12 рав­ных час­тей (т. н. зна­ки зо­диа­ка).

Ме­со­по­там­ская А. ока­за­ла глу­бо­кое влия­ние на раз­ви­тие А. в со­сед­них ре­гио­нах – в Си­рии, Ма­лой Азии, Гре­ции, Егип­те, Пер­сии, Ин­дии, Ки­тае.

Астрология в Новое время

От­но­шение к А. в Ев­ро­пе из­ме­ни­лось в 17–18 вв. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ли на­прав­лен­ная про­тив А. вра­ж­деб­ная по­ли­ти­ка Церк­ви (пре­по­да­ва­ние А. ис­клю­ча­ет­ся из уни­вер­си­тет­ских кур­сов, в 1666 ас­т­ро­ло­ги бы­ли из­гна­ны из Па­риж­ско­го ун-та и ака­де­мии) и ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ния в ес­те­ст­во­зна­нии, пре­ж­де все­го пе­ре­ход к ге­лио­цен­три­че­ской сис­те­ме ми­ра Н. Ко­пер­ни­ка, ут­вер­ждав­шей, что цен­тром ми­ра яв­ля­ет­ся не Зем­ля, а Солн­це (Зем­ля по­это­му уже не мог­ла счи­тать­ся осо­бо вы­де­лен­ным цен­тром при­ло­же­ния кос­мич. сил) и что звёз­ды уда­ле­ны от Зем­ли на ог­ром­ное рас­стоя­ние. Ис­сле­до­ва­ния Г. Га­ли­лея и его по­сле­до­ва­те­лей за­став­ля­ли ду­мать, что све­ти­ла со­сто­ят из тех же эле­мен­тов, что и зем­ные те­ла (по­это­му нет ос­но­ва­ний для де­ле­ния кос­мо­са на под­лун­ную и над­лун­ную час­ти). Бла­го­да­ря те­ле­ско­пич. на­блю­де­ни­ям бы­ло от­кры­то ог­ром­ное чис­ло звёзд, не ви­ди­мых не­воо­ру­жён­ным гла­зом и по­то­му ра­нее не учи­ты­вав­ших­ся в пред­ска­за­ни­ях. Ко­гда в 19 в. уда­лось из­ме­рить аб­со­лют­ные рас­стоя­ния до звёзд, вы­яс­ни­лось, что звёз­ды, при­над­ле­жа­щие к од­но­му со­звез­дию, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не об­ра­зу­ют в про­стран­ст­ве ком­пакт­ные груп­пы, а уда­ле­ны друг от дру­га на ог­ром­ные рас­стоя­ния, так что не су­ще­ст­ву­ет ас­тро­но­мич. ос­но­ва­ний для при­пи­сы­ва­ния со­звез­ди­ям и зна­кам зо­диа­ка тех ха­рак­те­ри­стик, ко­то­рые им при­да­ют­ся в А. От­кры­тия в 19–20 вв. но­вых пла­нет и боль­шо­го чис­ла не из­вест­ных ра­нее не­бес­ных объ­ек­тов ещё в боль­шей сте­пе­ни по­дор­ва­ли по­зи­ции сто­рон­ни­ков А.

Од­на­ко ни на­уч­ная, ни цер­ков­ная кри­ти­ка не при­ве­ли к ги­бе­ли А. В 17–19 вв. ас­т­ро­ло­гич. аль­ма­на­хи вы­пус­кались в Ев­ро­пе боль­ши­ми ти­ра­жа­ми. В кон. 19 – нач. 20 вв. ув­ле­че­ние А. ста­но­вит­ся мас­со­вым. В 1960-х гг. А. ста­ла ча­стью дви­же­ния Нью Эйдж, ко­то­рое свя­зы­ва­ет на­де­ж­ды на ду­хов­ное об­нов­ле­ние куль­ту­ры с тем, что в ре­зуль­та­те пре­цес­сии за­кан­чи­ва­ет­ся «эра Рыб» и на­чи­на­ет­ся «эра Во­до­лея» (эпо­ха «ин­те­граль­ной ду­хов­но­сти»). Совр. А., яв­ляю­щая­ся пря­мой на­след­ни­цей го­ро­скоп­ной А. эпо­хи эл­ли­низ­ма, по­пу­ляр­на во мн. стра­нах. В ней по-преж­не­му ис­поль­зу­ет­ся гео­цен­трич. сис­те­ма ми­ра, а Солн­це и Лу­на счи­та­ют­ся важ­ней­ши­ми пла­не­та­ми; по­сле от­кры­тия Ура­на, Неп­ту­на и Плу­то­на чис­ло рас­смат­ри­вае­мых в А. пла­нет уве­ли­чи­лось. В А. со­су­ще­ст­ву­ет мно­го школ, раз­ли­чаю­щих­ся ис­ход­ны­ми ус­та­нов­ка­ми и ме­то­ди­ка­ми, ис­поль­зу­ет­ся на­уч. тер­ми­но­ло­гия, за­им­ст­во­ван­ная из био­ло­гии, ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии и др. Для со­став­ле­ния го­ро­ско­пов при­ме­ня­ют­ся ком­пь­ю­те­ры, сде­лав­шие за­ня­тие А. ши­ро­ко дос­туп­ным. Пре­вра­ще­ние А. в до­ход­ный биз­нес свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем в 1930-х гг. фе­но­ме­на «га­зет­ной ас­т­ро­ло­гии».

Ис­то­рия А. де­таль­но ис­сле­ду­ет­ся совр. нау­кой как од­но из зна­чит. яв­ле­ний в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры. Де­ла­ют­ся по­пыт­ки ста­ти­сти­че­ски оце­нить дос­то­вер­ность ря­да по­ло­же­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ных в А., ре­зуль­та­ты ко­то­рых но­сят ли­бо от­ри­ца­тель­ный, ли­бо дос­та­точ­но не­оп­ре­де­лён­ный ха­рак­тер.

Астрология в Китае

про­ни­ка­ет во все сфе­ры тра­диц. куль­ту­ры. С нач. 1-го тыс. н. э. на про­тя­же­нии поч­ти трёх ты­ся­че­ле­тий уни­вер­сум ос­мыс­лял­ся в Ки­тае как еди­ный про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной кон­ти­ну­ум, в дво­ич­ной струк­ту­ре ко­то­ро­го идею вре­ме­ни (дня, се­зо­на, вре­ме­ни го­да) нёс ие­рог­лиф «тянь» (букв. – не­бо), обо­зна­чав­ший од­но­вре­мен­но вер­хов­ное бо­же­ст­во, выс­шую бо­жеств. си­лу и при­ро­ду, ес­те­ст­вен­ность. В фи­зич. смыс­ле «тянь» – это не­бо­свод как но­си­тель ас­тро­но­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ний и объ­ек­тов, в ме­та­фи­зи­че­ском – струк­тур­ный эле­мент па­ры «не­бо – зем­ля (тянь – ди)» и триа­ды «не­бо – че­ло­век (жэнь) – зем­ля», вы­ра­жаю­щих един­ст­во вре­ме­ни, про­стран­ст­ва (зем­ля) и че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, не­раз­рыв­но свя­зан­но­го с вре­мен­ны́­ми рит­ма­ми.

Оп­ре­де­ляе­мая «не­бом» судь­ба ин­ди­ви­да фик­си­ру­ет­ся в «вось­ми ие­рог­ли­фах» (ба цзы) – че­ты­рёх па­рах цик­лич. зна­ков, ука­зы­ваю­щих на год, ме­сяц, день и час (две­на­дца­тую часть су­ток) ро­ж­де­ния. Это са­мое об­щее по­ня­тие го­ро­ско­па сфор­ми­ро­ва­но с по­мо­щью двух пар­ных на­бо­ров цик­лич. зна­ков – 10 «не­бес­ных ство­лов» (тянь гань) и 12 «зем­ных вет­вей» (ди чжи), ко­то­рые в свою оче­редь кор­ре­ли­ру­ют с си­ла­ми инь и ян, Солн­цем и Лу­ной и др. би­нар­ны­ми оп­по­зи­ция­ми. По­сле­до­ва­тель­но со­че­та­ясь друг с дру­гом в па­ры «ствол – ветвь», они об­ра­зу­ют сис­те­му не­по­вто­ряю­щих­ся дво­ич­ных сим­во­лов шес­ти­де­ся­те­рич­но­го цик­ла. Сим­во­лы этой сис­те­мы при­сут­ст­ву­ют уже в древ­ней­ших па­мят­ни­ках кит. пись­мен­но­сти – га­да­тель­ных над­пи­сях на кос­тях эпо­хи Шан-Инь (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), где они обо­зна­ча­ют, во-пер­вых, дни, ос­но­ву счис­ле­ния ко­то­рых со­став­ля­ла де­ка­да (сюнь), во-вто­рых, усоп­ших пред­ков.

На­бор «зем­ных вет­вей» в ка­че­ст­ве со­от­не­сён­ных с ас­т­раль­ны­ми ду­ха­ми 12 не­бес­ных «ори­ен­ти­ров» (чэнь) при­ме­нял­ся для обо­зна­че­ния «вре­ме­ни» су­ток, ме­ся­цев, го­дов 12-, 19- и 76-ле­тия, 12 «участ­ков» поя­са эк­лип­ти­ки и не­бес­но­го эк­ва­то­ра, а с ру­бе­жа н. э. (Ван Чун) иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с зо­диа­каль­ным цик­лом 12 жи­вот­ных (мышь, бык, тигр, за­яц, дра­кон, змея, ло­шадь, ба­ран, обезь­я­на, ку­ри­ца, со­ба­ка, сви­нья), ко­то­рый точ­но со­от­вет­ст­ву­ет ис­ход­но­му смыс­лу греч. тер­ми­на «зо­ди­ак» («зве­ри­ный круг»), в от­ли­чие от зап. зо­диа­ка, вклю­чаю­ще­го в се­бя сим­во­лы от­нюдь не толь­ко жи­вот­ных. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. 10 «не­бес­ных ство­лов», по­сле­до­ва­тель­но раз­би­тые на па­ры, бы­ли иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны с сис­те­мой пя­ти эле­мен­тов (у син: де­ре­во, огонь, поч­ва, ме­талл, во­да), вы­сту­пав­шей в ви­де уни­вер­саль­ной клас­си­фи­кац. схе­мы, ох­ва­ты­ваю­щей в т. ч. пять глав­ных пла­нет. С ру­бе­жа н. э. весь ком­плекс 60 со­че­та­ний «не­бес­ных ство­лов» и «зем­ных вет­вей» стал ис­поль­зо­вать­ся для стан­дарт­но­го ле­то­счис­ле­ния шес­ти­де­ся­те­рич­ны­ми цик­ла­ми.

В це­лом все эти сим­во­лы вме­сте и раз­дель­но при­ме­ня­лись не толь­ко в хро­но­ло­гии, но и в звёзд­ных кар­тах, ма­гич. диа­грам­мах, аму­ле­тах и обе­ре­гах, обыч­но в со­че­та­нии с ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми по стра­нам све­та 4 сим­во­ла­ми «не­бес­ных двор­цов» (Зе­лё­ный дра­кон, Крас­ная пти­ца, Бе­лый тигр, Чёр­ная че­ре­па­ха), 8 три­грам­ма­ми (ба гуа) и 64 гек­са­грам­ма­ми «Чжоу и», или «И цзин», со­от­не­сён­ны­ми с эк­лип­ти­кой и не­бес­ным эк­ва­то­ром, 24 го­до­вы­ми се­зо­на­ми и 28 не­бес­ны­ми («сол­неч­ны­ми» и «лун­ны­ми») «стан­ция­ми», «до­ма­ми», или со­звез­дия­ми. В цен­тре этих кон­ст­рук­ций рас­по­ла­га­ет­ся По­ляр­ная звез­да, ос­мыс­ляе­мая как центр кру­го­вра­ще­ния ми­ро­зда­ния, кос­мич. вы­ра­же­ние Ве­ли­ко­го пре­де­ла (тай цзи) и ме­сто­пре­бы­ва­ние бо­же­ст­вен­но­го Ве­ли­ко­го еди­но­го (тай и). Изо­морф­но струк­ту­ре не­ба де­ли­лась и зем­ля.

Из­древ­ле, со вре­мён Шан-Инь и Чжоу, ас­тро­но­мо-ас­т­ро­ло­гич. шту­дия­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к сфе­ре «не­бес­ных зна­ков» (тянь вэнь), «не­бес­ных управ» (тянь гу­ань) и ка­лен­да­ря (ли), за­ни­ма­лись спец. чи­нов­ни­ки («ши»), при­об­рет­шие позд­нее так­же функ­цию ис­то­рио­гра­фов. Как и на За­па­де, в Ки­тае раз­ви­ва­лась А. пред­зна­ме­но­ва­ний. Важ­ней­шим гос. де­лом счи­та­лось не толь­ко вы­чис­ле­ние ре­гу­ляр­ных не­бес­ных про­цес­сов, но и ис­тол­ко­ва­ние кос­мич. и ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ний как зна­ме­ний, ни­спо­сы­лае­мых Не­бом им­пе­ра­то­ру («сы­ну Не­ба», тянь цзы), осе­нён­но­му «не­бес­ным пре­до­пре­де­ле­ни­ем» (тянь мин). Офиц. ас­т­ро­ло­гич. ин­тер­пре­та­ции не­бес­ных зна­мений («вы­чис­ле­ния пре­до­пре­де­ле­ния») по­сте­пен­но пе­ре­рос­ли в ди­на­стий­ную ис­то­рио­гра­фию, раз­ви­вав­шую­ся до кон­ца Сре­дин­ной им­пе­рии в нач. 20 в. и вклю­чав­шую в се­бя так­же спец. ас­тро­но­мо-ас­т­ро­ло­гич. трак­та­ты.

Астрология в России

Для многих людей астрология ассоциируется с газетными гороскопами с двенадцатью знаками зодиака. А вот «профессиональные» астрологи составляют индивидуальные натальные карты, где учтено время рождения с точностью до минуты.

Это создает иллюзию того, что за всем этим стоит какой-то сложный вычислительный интеллектуальный процесс с использованием математики, астрономии и точных расчетов и особых знаний. Однако, необходимо знать, что никаких знаний астрологи за всю историю своего существования так и не добыли, так как никаких экспериментальных проверок астрологией не проводилось. Например, эффективность лекарств проверяется клиническими исследованиями. А что касается астрологии, здесь люди ведутся на наукообразную, как бы сложную и мудреную систему, потому что нам свойственно принимать все глубокомысленные рассуждения.

Астрология в еврейской среде

по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние в эпо­ху позд­не­го эл­ли­низ­ма и в Сред­ние ве­ка. В 4–6 вв. изо­бра­же­ние зо­диа­ка встре­ча­ет­ся в не­ко­то­рых си­на­го­гах (напр., мо­заи­ка на по­лу си­на­го­ги Бет-Аль­фа в Иу­дее). Мн. ав­то­ри­тет­ные ас­т­ро­ло­ги на му­сульм. Вос­то­ке име­ли евр. про­ис­хо­ж­де­ние, напр. Ма­шал­лах. В Ка­ир­ской ге­ни­зе най­де­ны ас­т­ро­ло­гич. тек­сты, в т. ч. го­ро­ско­пы. В евр. А. 12 зна­ков зо­диа­ка со­от­но­си­лись с 12 сы­новь­я­ми Иа­ко­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, с 12 ко­ле­на­ми Из­раи­ля. По­сле воз­ник­но­ве­ния каб­ба­лы в 12–13 вв. в сре­де ев­ре­ев Ис­па­нии и Про­ван­са ста­ла раз­ви­вать­ся каб­ба­ли­стич. А., в ко­то­рой 10 се­фи­рот со­от­но­си­лись с де­ся­тью не­бес­ны­ми сфе­ра­ми, а зна­ки зо­диа­ка и пла­не­ты – с бу­к­ва­ми евр. ал­фа­ви­та.

Эллинистическая астрология

С 3 в. до н. э. в эл­ли­ни­стич. ми­ре под влия­ни­ем ме­со­по­там­ской А. рас­про­стра­ня­ет­ся го­ро­скоп­ная А. (ас­т­ро­ло­гич. шко­ла на о. Кос, ос­но­ван­ная ва­ви­лон­ским жре­цом Бе­рос­сом и др.). Ряд фун­дам. идей, ле­жа­щих в ос­но­ве эл­ли­ни­стич. А., име­ют, не­со­мнен­но, ме­со­по­там­ское про­ис­хо­ж­де­ние, в т. ч. кон­цеп­ция зо­диа­ка, раз­де­ле­ние пла­нет на бла­го­твор­ные и зло­твор­ные, три­го­наль­ный ас­пект, пла­нет­ные воз­вы­ше­ния и т. д. Од­на­ко греч. ас­т­ро­ло­ги, опи­рав­шие­ся на ме­со­по­там­скую тра­ди­цию, соз­да­ли, по су­ще­ст­ву, но­вую нау­ку, у ис­то­ков ко­то­рой они ста­ви­ли три ле­ген­дар­ные фи­гу­ры: Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста (см. Гер­ме­тизм), Не­хеп­со и Пе­то­си­ри­са (трак­та­ты, свя­зы­вае­мые с име­на­ми двух по­след­них, да­ти­ру­ют­ся 2–1 вв. до н. э.). Эл­ли­ни­стич. А. вклю­ча­ла в се­бя эле­мен­ты ме­со­по­там­ской А., еги­пет­ской звёзд­ной ас­тро­но­мии, греч. фи­ло­со­фии и ма­те­ма­тич. ас­тро­но­мии и под­раз­де­ля­лась на неск. на­прав­ле­ний. Ми­ро­вая А. за­ни­ма­лась про­гно­за­ми, ка­саю­щи­ми­ся стран, го­ро­дов и пра­ви­те­лей, ин­ди­ви­ду­аль­ная А. – про­гно­за­ми су­деб отд. лю­дей. По­след­няя вклю­ча­ла: ге­ни­тур­ную А. (ге­нет­лиа­ло­гию, на­таль­ную А.), в ко­то­рой судь­ба че­ло­ве­ка, чер­ты его ха­рак­те­ра, важ­ней­шие об­стоя­тель­ст­ва его жиз­ни оп­ре­де­ля­лись с по­мо­щью го­ро­ско­па (или кар­ты не­ба), рас­счи­тан­но­го для дан­ной ши­ро­ты и да­ты; элек­тив­ную А., или ка­тар­хен-А., в ко­то­рой оп­ре­де­ля­лись мо­мен­ты вре­ме­ни, бла­го­при­ят­ные для на­ча­ла к.-л. де­ла; во­прос­ную, или ча­со­вую (хо­рар­ную), А., в ко­то­рой вы­чис­ля­лось рас­пре­де­ле­ние ас­т­раль­ных сил в мо­мент на­ча­ла к.-л. де­ла. Отд. на­прав­ле­ние со­став­ля­ла ме­ди­цин­ская А. Из ог­ром­но­го чис­ла греческих и латинских про­из­ве­де­ний, по­свя­щён­ных А., не­об­хо­ди­мо вы­де­лить труд К. Пто­ле­мея «О влия­ни­ях» («Апо­те­лес­ма­ти­ка»; бо­лее из­вес­тен как «Чет­ве­ро­кни­жие» – «Тет­ра­биб­лос», «Квад­ри­пар­ти­тум»), по­свя­щён­ный ми­ро­вой и ин­ди­ви­ду­аль­ной А., при­над­ле­жа­щие ему «Под­руч­ные таб­ли­цы», имев­шие ас­т­ро­ло­гическое на­зна­че­ние, а так­же «Ан­то­ло­гию» Вет­тия Ва­лен­та (2 в.) и об­шир­ный латинский ком­пен­ди­ум «Ма­те­сис» («По­зна­ние») Фир­ми­ка Ма­тер­на (4 в.).

Эл­ли­ни­стич. А. ба­зи­ро­ва­лась на гео­цен­три­че­ской сис­те­ме ми­ра, ут­вер­ж­дав­шей, что мир име­ет сфе­рич. фор­му и под­раз­де­ля­ет­ся на две час­ти – под­лун­ную и над­лун­ную, Зем­ля (а зна­чит, и че­ло­век) на­хо­дит­ся в его цен­тре, дви­же­ние све­тил управ­ля­ет­ся вра­ще­ни­ем эфир­ных сфер. Зна­чит. влия­ние на эл­ли­ни­стич. А. ока­зал стои­цизм с его кон­цеп­ци­ей кос­мич. сим­па­тии и па­рал­ле­лиз­ма мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са. А. вклю­ча­ла в се­бя эле­мен­ты мно­го­числ. ас­т­раль­ных куль­тов (пред­став­ле­ния о стра­жах зна­ков, бо­же­ст­вах пла­нет и т. д.).

В об­ра­зо­ван­ных кру­гах ан­тич­но­го об­ще­ст­ва А. не­ред­ко под­вер­га­лась рез­кой кри­ти­ке; про­тив­ни­ка­ми А. бы­ли Ци­це­рон, Секст Эм­пи­рик (трак­тат «Про­тив ас­т­ро­ло­гов»), фи­ло­со­фы Но­вой Ака­де­мии. Не­ко­то­рые рим. им­пе­ра­то­ры по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли А., дру­гие, на­про­тив, счи­та­ли её опас­ной. От­но­ше­ние хри­сти­ан­ст­ва к А. в це­лом бы­ло от­ри­ца­тель­ным. Мн. от­цы Церк­ви (Тер­тул­ли­ан, Ип­по­лит, Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Ав­гу­стин и др.) от­вер­га­ли А. за со­дер­жа­щие­ся в ней эле­мен­ты язы­че­ст­ва и про­по­ведь фа­та­лиз­ма. По сло­вам Та­тиа­на: «Мы (т. е. хри­стиа­не) вы­ше судь­бы и вме­сто блу­ж­даю­щих де­мо­нов (т. е. пла­нет) зна­ем од­но­го Гос­по­да не­из­мен­но­го; и, не под­чи­ня­ясь судь­бе, от­вер­га­ем и её за­ко­но­по­ло­жи­те­лей» («Речь про­тив эл­ли­нов», 9).

С 4 в. в стра­нах ближ­не­во­сточ­но­го ре­гио­на на­блю­да­ет­ся кри­зис А., вы­зван­ный рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва.

Вред астрологии

Астрология наносит существенный вред. Во-первых, людей обманывают, зарабатывая на этом немалые деньги. Вокруг этого построена целая индустрия, которая ухудшает благосостояние людей. Во-вторых, астрология, как любая антинаучная идея, тянет за собой другие.

Человек, который заболевает вирусом иммунодефицита человека, в итоге может умереть не от самого вируса, а от того, что на фоне пониженного иммунитета и синдрома приобретенного иммунодефицита, возникают оппортунистические инфекции. Другие вирусы, бактерии, грибки нападают на тело и окончательно разрушают его. То же самое и с антинаучными мифами. Один тянет за собой другой.

Человек, который уверовал в астрологию, неизбежно столкнется с пониманием того, что научное сообщество ее отрицает, но не примет это и будет считать, что существует заговор, а ученые глупцы, которым нельзя верить.

Астрология в Западной Европе

Влияние знаков зодиака на области человеческого тела. 14 в. Британская библиотека (Лондон).

Ас­т­ро­ло­гия в За­пад­ной Ев­ро­пе в эпо­ху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья бы­ла прак­ти­че­ски не­из­вест­на. Си­туа­ция ме­ня­ет­ся в 12–13 вв., ко­гда на лат. язык бы­ли пе­ре­ве­де­ны ас­т­ро­ло­гич. про­из­ве­де­ния мно­гих греч. и араб. ав­то­ров, в т. ч. Пто­ле­мея, Ма­шал­ла­ха, Абу Ма­ша­ра, аль-Ка­би­си и др. По­пу­ляр­ность А. по­сте­пен­но воз­рас­та­ет, дос­тиг­нув мак­си­му­ма в 15–16 вв., ко­гда А. пре­по­да­ёт­ся во мн. уни­вер­си­те­тах, ас­т­ро­ло­ги иг­ра­ют важ­ную роль при дво­рах ев­роп. пра­ви­те­лей. Мно­гие ев­роп. учё­ные и да­же слу­жи­те­ли Церк­ви в той или иной ме­ре при­ни­ма­ли А., напр. Р. Бэ­кон, Аль­берт Ве­ли­кий, Фо­ма Ак­вин­ский, па­пы Силь­вестр II, Ни­ко­лай V, Пий II, Сикст IV, Алек­сандр VI. Со­глас­но Фо­ме Ак­вин­ско­му, Бог управ­ля­ет зем­ны­ми те­ла­ми че­рез звёз­ды, ко­то­рые за­ни­ма­ют про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду выс­шим (ду­хов­ным) и низ­шим (ма­те­ри­аль­ным) ми­ра­ми. Он счи­тал, что А. мо­жет вер­но пред­ска­зы­вать со­бы­тия, ка­саю­щие­ся боль­шо­го чис­ла лю­дей, и неред­ко оши­ба­ет­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­ска­за­ни­ях в си­лу то­го, что у че­ло­ве­ка име­ет­ся сво­бод­ная во­ля и ду­ша как «ум­ная суб­стан­ция» не мо­жет быть при­ну­ж­дае­ма «те­лес­ны­ми суб­стан­ция­ми» (к ка­ко­вым он от­но­сил звёз­ды). Сре­ди ас­тро­но­мов так­же име­лось не­ма­ло сто­рон­ни­ков А., в т. ч. Ре­гио­мон­тан (Ио­ганн Мюл­лер), Т. Бра­ге; И. Ке­п­лер, стре­мив­ший­ся ре­фор­ми­ро­вать А., про­сла­вил­ся ря­дом удач­ных пред­ска­за­ний. Ши­ро­ко из­вест­но вы­ска­зы­ва­ние Ке­п­ле­ра: «Ма­те­ри ас­тро­но­мии при­шлось бы, на­вер­ное, го­ло­дать, ес­ли бы дочь ас­т­ро­ло­гия не за­ра­ба­ты­ва­ла на хлеб». Из­вест­ность сре­ди ас­т­ро­ло­гов по­лу­чи­ли Па­ра­цельс, раз­ви­вав­ший мед. А. и уче­ние об ас­т­раль­ных ду­хах, М. Но­ст­ра­да­мус, Джон Ди (1527–1608) и в осо­бен­но­сти Мо­рен де Вильф­ранш (1583–1656), ав­тор фун­дам. тру­да «As­tro­lo­gia gal­lica» (кн. 1–26, 1661). В чис­ле про­тив­ни­ков А. бы­ли Н. Орем, Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, Дж. Са­во­на­ро­ла, на­пи­сав­ший трак­тат про­тив А. Цер­ковь рез­ко от­вер­га­ла ма­гич. эле­мен­ты, со­дер­жа­щие­ся в А. Па­па Сикст V вы­пус­тил в 1586 спец. бул­лу «Тво­рец не­ба и зем­ли» («Coeli et ter­rae crea­tor») про­тив А., под­твер­ждён­ную в 1631 Ур­ба­ном VIII; в ней, в ча­ст­но­сти, за­пре­ща­лось чте­ние и хра­не­ние книг по А. Боль­шин­ст­во дея­те­лей Ре­фор­ма­ции бы­ли про­тив­ни­ка­ми А., хо­тя Ф. Ме­ланх­тон был её сто­рон­ни­ком.

Астрология в странах ислама

Астролябия. Каир. 1216. Британский музей (Лондон).

В Араб. ха­ли­фа­те в про­цес­се ус­вое­ния куль­турно­го на­сле­дия по­ко­рён­ных на­ро­дов в 8–9 вв. осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ют А. и ас­тро­но­мия, фи­ло­со­фия и ме­ди­ци­на. При ха­ли­фах аль-Ман­су­ре, Ха­ру­не ар-Ра­ши­де и аль-Маа­му­не с си­рий­ско­го, греч., перс. язы­ков и сан­ск­ри­та пе­ре­во­дят­ся на араб. язык ас­т­ро­ло­гич. и ас­тро­но­мич. про­из­ве­де­ния, в т. ч. «Чет­ве­ро­кни­жие» и «Под­руч­ные таб­ли­цы» Пто­ле­мея. Осн. ме­сто в ас­т­ро­ло­гич. и ас­тро­но­мич. ли­те­ра­ту­ре за­ни­ма­ли сбор­ни­ки таб­лиц – зид­жи (с 8 по 15 вв. бы­ло соз­да­но бо­лее 100 зид­жей). Мн. ас­тро­но­мы бы­ли од­но­вре­мен­но ас­т­ро­ло­га­ми, раз­ви­вая поч­ти все тра­диц. раз­де­лы эл­ли­ни­стич. А., в осо­бен­но­сти же ка­тар­хен-А. и ча­со­вую А., а так­же ис­то­рич. А., рас­смат­ри­вав­шую сме­ну царств и ди­на­стий. Наи­боль­шую из­вест­ность в стра­нах ис­ла­ма и позд­нее в Ев­ро­пе по­лу­чи­ли тру­ды Ма­шал­ла­ха (ум. ок. 815, в Зап. Ев­ро­пе из­вес­тен под име­нем Messa­halla), аль-Кин­ди, Абу Ма­ша­ра (787–886, Al­bu­masar), Ибн аль-Ха­си­ба (9 в., Al­bubather), аль-Ка­би­си (ум. ок. 955/956, Al­cab­itius, Alchab­itius), Ибн Аби-р-Рид­жа­ля (1016–64, Aben­ragel) и др. Учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист аль-Би­ру­ни был ав­то­ром об­шир­но­го ас­т­ро­ло­гич. соч. «Кни­га вра­зум­ле­ния на­чат­кам нау­ки о звёз­дах». Ни од­но сколь­ко-ни­будь важ­ное ре­ше­ние при дво­рах боль­шин­ст­ва пра­ви­те­лей не пред­при­ни­ма­лось без со­ве­та с ас­т­ро­ло­га­ми. Так, при аль-Ман­су­ре вре­мя для на­ча­ла строи­тель­ст­ва Ба­гда­да (30 ию­ля 762) бы­ло вы­бра­но спец. груп­пой ас­т­ро­ло­гов на ос­но­ве дан­ных го­ро­ско­па. Влия­ние не­бес­ных све­тил на че­ло­ве­ка свя­зы­ва­лось в ис­ла­ме с пре­до­пре­де­ле­ни­ем Ал­ла­ха, ас­т­ро­ло­гич. пред­став­ле­ния во­шли в ряд су­фий­ских уче­ний. Упа­док А. в об­ра­зо­ван­ных сло­ях об­ще­ст­ва на­чи­на­ет­ся в 13 в., по­сле монг. за­вое­ва­ний, од­на­ко в сре­де про­сто­го на­ро­да А. ос­та­ёт­ся не­из­мен­но по­пу­ляр­ной. Свое­об­раз­ная эн­цик­ло­пе­дия А. со­дер­жит­ся в «Ты­ся­че и од­ной но­чи» (436–462 но­чи).

Противоречие законам физики

Существует четыре основных типа взаимодействий в физике: электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое. Последние два действуют на очень маленьких расстояниях. Если говорить о влиянии на людей небесных светил, то гравитационное воздействие пренебрежимо мало. Возьмем к примеру, влияние Марса на нашу жизнь, и выясним, что акушерка в роддоме, которая находится рядом с вами, влияет на вас больше. Да, ее масса меньше, но она находится прямо рядом с вами.

Даже чтобы увидеть Марс, нужен хороший телескоп. В то же время, лампочку в роддоме мы видим очень хорошо, потому что электромагнитное излучение видимого света очень хорошо на нас воздействует.

Астрологи по какой-то причине считают, что Марс действует на людей больше и его нужно учитывать при составлении натальной карты и описании личности. В этом нет никакого смысла, так как нет такого физического взаимодействия, которым Марс влиял бы на вас больше, чем повседневные объекты, которые находятся вокруг.

Астрология в Индии

По пре­да­нию, А. бы­ла «от­кры­та» в Ин­дии муд­ре­ца­ми-про­вид­ца­ми Бхри­гу, Па­ра­са­ра, Гар­га и др. Ас­тро­но­мич. по­зна­ния, по­слу­жив­шие ос­но­вой для раз­ви­тия А. пред­зна­ме­но­ва­ний, ха­рак­тер­ной для ве­дий­ской эпо­хи (соч. «Джьо­ти­ша-ве­дан­га», при­пи­сы­вае­мое не­кое­му Ла­гад­хе, 5–4 вв. до н. э.), опи­ра­лись на лун­ный ка­лен­дарь, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым год де­лил­ся на 360 дней, а эк­лип­ти­ка на 27 или 28 на­кшатр («лун­ных до­мов»), а так­же на ис­сле­до­ва­ние по­ло­же­ния и дви­же­ния не­ко­то­рых пла­нет от­но­си­тель­но со­звез­дий. В хо­де за­вое­ва­тель­ных по­хо­дов Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го в Ин­дию во 2–1 вв. до н. э. про­ни­ка­ет эл­ли­ни­стич. го­ро­скоп­ная А., ко­то­рая бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на в све­те идей кар­мы и сан­са­ры. Инд. ма­те­ма­тик и ас­тро­ном 6 в. Ва­ра­ха­ми­хи­ра (роль его в раз­ви­тии инд. А. ана­ло­гич­на ро­ли Пто­ле­мея для греч. А.) соз­дал са­мый со­вер­шен­ный для сво­его вре­ме­ни ка­лен­дарь, ис­поль­зуе­мый инд. ас­т­ро­ло­га­ми вплоть до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. На­чи­ная с 7 в. раз­ра­ба­ты­ва­лись ме­то­ды пред­ска­за­ния дли­тель­но­сти жиз­ни (аюр­дая), в 13 в. под влия­ни­ем пер­сов и ара­бов воз­ник­ла тра­ди­ция еже­год­ных пред­ска­за­ний (тад­жи­ка). Инд. А. про­ник­ла в Ти­бет, Ки­тай, Юго-Вос­точ­ную Азию, а так­же на Араб. Вос­ток, ока­зав влия­ние на ев­роп. ас­т­ро­ло­гию.

Тра­диц. «нау­ка не­бес­ных све­тил» (джьо­ти­ша­ст­ра) со­дер­жит 6 раз­де­лов: со­став­ле­ние го­ро­ско­па (джа­та­ка), ас­тро­но­мич. вы­чис­ле­ния по­ло­же­ний пла­нет (га­ни­та), ас­тро­но­мия не­бес­ной сфе­ры (го­ла), ман­ти­ка (ни­мит­та), А. во­про­сов (праш­на) и элек­тив­ная А. (му­хур­та). Соб­ст­вен­но А. со­дер­жит оп­ре­де­ле­ние как судь­бы ин­ди­ви­да по вре­ме­ни ро­ж­де­ния, так и бла­го­при­ят­ных мо­мен­тов для к.-л. на­чи­на­ния – от ин­ди­ви­ду­аль­но­го (же­нить­бы, за­ча­тия и ро­ж­де­ния де­тей, ку­п­ли-про­да­жи иму­ще­ст­ва, учёбы и биз­не­са и т. п.) до об­ще­ст­вен­но­го (строи­тель­ст­во хра­мов, вре­мя про­ве­де­ния ре­лиг. празд­ни­ков и т. п.; А. иг­ра­ла и про­дол­жа­ет иг­рать важ­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Ин­дии).

В от­ли­чие от зап. А., инд. А. в боль­шей ме­ре опи­ра­ет­ся на си­де­рич. зо­ди­ак, рас­по­ла­гаю­щий все пла­не­ты и зна­ки на 23°  ни­же их по­ло­же­ния на зап. кар­те, бла­го­да­ря че­му учи­ты­ва­ет­ся по­сто­ян­ный сдвиг зем­ной оси; ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся и вто­рой зо­ди­ак, со­стоя­щий из 27 на­кшатр. Важ­ней­шим фак­то­ром для оп­ре­де­ле­ния судь­бы ин­ди­ви­да счи­та­ет­ся по­ло­же­ние Лу­ны в день его ро­ж­де­ния. На­кшат­рам, управ­ляе­мым пла­не­та­ми (осо­бен­но лун­ны­ми уз­ла­ми, точ­ка­ми пе­ре­се­че­ния тра­ек­то­рии Солн­ца и Лу­ны – Ра­ху и Ке­ту), при­да­ёт­ся ре­шаю­щее зна­че­ние как в пред­ска­за­ни­ях, так и в оп­ре­де­ле­нии ха­рак­те­ра ин­ди­ви­да и его ок­ру­же­ния, но вме­сте с тем инд. ас­т­ро­ло­ги, в от­ли­чие от за­пад­ных, ма­ло ис­поль­зу­ют пла­не­ты Уран, Неп­тун и Плу­тон. Осо­бен­ность инд. А. со­став­ля­ет и пред­став­ле­ние о су­ще­ст­во­ва­нии осо­бых средств, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но из­бе­жать или ос­ла­бить не­бла­го­при­ят­ные со­бы­тия, вы­яв­лен­ные ин­ди­ви­ду­аль­ным го­ро­ско­пом (это аму­ле­ты из кам­ней оп­ре­де­лён­ных ви­дов, ман­тры, ри­туа­лы).

Инд. А. – един­ст­вен­ная в совр. ми­ре, под­дер­жи­вае­мая офиц. ре­лиг. тра­ди­ци­ей – ин­ду­из­мом и джай­низ­мом (на­ря­ду с аюр­ве­дой она счи­та­ет­ся од­ной из важ­ней­ших тра­диц. ве­дий­ских шастр – «на­ук», её пре­по­да­ют в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, из­да­ёт­ся мно­же­ст­во ас­т­ро­ло­гич. жур­на­лов). Хо­тя клас­сич. буд­дизм, осу­ж­даю­щий вся­ко­го ро­да га­да­ния и пред­ска­за­ния, от­вер­га­ет А., она при­об­ре­ла ав­то­ри­тет в не­ко­то­рых его тан­три­ст­ских на­прав­ле­ни­ях (осо­бен­но в ка­ла­чак­ре).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *