Когда и где зародилась астрология

Зарождение астрологии

Согласно различным источникам,
астрология возникла в Южной Месопотамии,
в Шумере в 3-м тыс. до н.э. (уже в 3000 г. до
н.э. шумерские жрецы связывали заболевания
мозга и крови с влиянием богов, демонов
и созвездий), затем распространилась
в Индию, Китай, а позже, в эллинистический
период — в Древнюю Грецию и Римскую
империю. Изначально она оказалась
тесно связана с астрономическими
наблюдениями Солнца, Луны, планет и
звездного неба, а также с астральной
мифологией и культами астральных божеств
(она являлась вспомогательной
дисциплиной астральной религии, изучавшей
движения небесных тел в качестве
проявления видимой жизни соответствующих
богов – Солнца, Луны и др.). Профессиональным
названием астрологов в более поздние,
античные времена стал, как уже отмечалось
выше, этнический термин “халдей”.

Интересно отметить, что древнеегипетская
астрономия, которая как и древневавилонская
во многом служила религиозному культу,
не поддалась астрологическим заблуждениям
и в целом сохранила свой относительный
рационализм. Возможно, это объясняется
географической изолированностью Египта
и его относительно устойчивым экономическим
развитием на протяжении почти 3 тысячелетий
под единоличной властью фараонов,
которая, будучи “дарована свыше”, самим
богом солнца Ра, одна лишь имела право
влиять на судьбы людей и мира. Вавилон
же находился на перекрестке миграционных
потоков Ближнего Востока, постоянно
подвергался нашествиям пришлых народов
и соседей, что делало местную жизнь
весьма неустойчивой, непредсказуемой
и благодатной для деятельности всякого
рода предсказателей, пророков и
астрологов. Аналогичная государственная
нестабильность была характерна для
древних царств Индии и Китая, где
астрология также процветала на протяжении
тысячелетий.

Одни исследователи полагают, что
астрология породила астрономию, подобно
тому, как мифология породила науку, т.е.
“астрономия является
дочерью астрологии”, а потому
должна уважительно относиться к своей
“матери”. Ошибочность такого взгляда
заключается в том, что наука
возникла не благодаря, а вопреки мифологии
(и, соответственно, астрономия
развивалась не столько из-за мифологии,
сколько благодаря практическим нуждам
общества) — из
ежедневной трудовой практики человека,
направленной на самосохранение и
самообеспечение своей жизни
(зачатки научных знаний по ботанике,
зоологии, геологии, географии, химии,
механике, физике и другим направлениям
изучения природы формировались уже в
процессе деятельности древнейших людей
– собирателей, охотников, рыболовов,
камнетесов, ремесленников, строителей
и т.д.).

Другие же ученые считают как раз наоборот:
вначале были астрономические наблюдения
в практических целях (например, для
навигации на море, в пустынях, саванах
и степях, для составления календаря,
для определения времен года и дат
наступления важнейших природных явлений
— солнечных и лунных затмений, дней
равноденствия, периодических разливов
великих “священных” рек и т.п.), а
затем уже следовала их мифологическая
или религиозная интерпретация, т.е.
астрономия породила астрологию, причем
”астрология стала глупой
дочерью умной матери астрономии”.

В конечном итоге не столь важно, кто
кого породил, но важно то, что еще
в древности астрономия отделилась от
мифологии и астрологии, и главная
заслуга в этом, как уже отмечалось,
принадлежала греческой астрономии (о
ее развитии можно посмотреть работы
автора “Идея геоцентризма, или
история величайшего заблуждения
человечества” и “Идея
гелиоцентризма, или история преодоления
величайшего заблуждения человечества”,
доступные в интернете). В противоположность
религиозной, или феноменологической
астрономии вавилонян, греческая
астрономия выдвинула на первый план
идею естественного
происхождения и движения небесных тел,
философский тезис
о различии явления и сущности в процессе
познания небесных явлений, а
также сделала первые
шаги в описании движения небесных тел
с помощью геометрических моделей и
измерений.

Астрология, развивая на протяжении
многих столетий архаичные, астральные,
мифологические представления, выработала
свои эмпирические правила, имеющие
вид догм и домыслов, не соответствующих
научным данным. Так, она приписывает
тем или иным небесным светилам (Солнцу,
Луне, планетам, звездам, кометам и
зодиакальным созвездиям), как
антропоморфным божествам, характерные
нравственно-этические свойства, которые
якобы определяют их отношения между
собою и к людям. Например, Венера
признается источником любви, счастья
и милости богов (в 295 г. до н.э. в Риме
был даже учрежден ее государственный
культ), Марс — источником войн
и несчастий, а Юпитер — предвестником
добра и побед. “Волю” светил и их
влияние на события земной жизни, согласно
астрологии, можно предсказать на основе
их видимого движения и взаимного
расположения на небесной сфере в
определенные моменты времени.
Индивидуальная астрология делает
предсказания обычно в рамках составления
личных гороскопов (от греч.
horoskopos наблюдающий
время) — условных чертежей расположения
светил в момент рождения (или зачатия)
человека.

Возникнув в давние времена, астрология
оказалась, благодаря человеческому
невежеству и глупости, такой же живучей,
как и сама мифология. Она получила
широкое распространение прежде всего
на Востоке — в Шумере, Вавилоне, Ассирии
(в Ниневии, столице Ассирии в 8-7 вв. до
н.э., были обнаружены глиняные клинописные
таблички с астрологическими предсказаниями
чумы, войн и других несчастий), Персии,
Египте, Индии и Китае, в поздней Греции
(в ранней и классической Греции
астрология не признавалась, но
распространилась в период эллинизма в
3-1 вв. до н.э., чему способствовало, в
частности, создание в 280 г. до н.э на о.Кос
в Эгейском море халдеем Беросом,
жрецом вавилонского храма бога Мардука,
астрологической школы) и в Римской
империи. Через римлян, византийцев и
арабов астрология проникла в средневековую
Европу и прижилась там, несмотря на
гонения со стороны христианства. С 17-го
века, в связи с бурным развитием и
распространением естественнонаучных
знаний, астрология в Европе начала
терять свою “ученую” популярность,
что, в частности, сказалось в отмене ее
изучения в рамках учебных курсов
Оксфордского и Кембриджского университетов.

Следует отметить, что в историческом
плане астрология, стимулируя мифологическим
образом астрономические наблюдения,
сыграла свою определенную положительную
роль, а дань увлечению ею отдали многие
великие астрономы, включая Клавдия
Птолемея (90-160), посвятившего
астрологии свой труд в 4 книгах
“Тетрабиблос” (в его времена
астрология почиталась “наукой”), и
Иоганна Кеплера (1571-1630), хотя
последний, испытывая постоянно крайнее
безденежье, использовал ее сугубо в
прагматических целях — для составления
и продажи гороскопов доверчивым клиентам,
жаждавшим узнать свою судьбу (в этих
же целях одно время составлял гороскопы
и другой великий астроном — Галилео
Галилей, 1664-1642, хотя, конечно
же, ни в каких астральных богов он, добрый
католик и одновременно трезвомыслящий
ученый, никогда не верил). Из
великих астрономов прошлого, пожалуй,
лишь один Николай Коперник
(1473-1543), также добрый католик, явно
отрицательно относился к астрологии
(хотя во время университетской учебы
ее преподносили студентам в качестве
науки, раздела астрономии) и никогда
не “баловался” гороскопами.

Современные астрологи пытаются придать
авторитет своему учению ссылками на
увлечение астрологией многими античными
и средневековыми учеными (не следует
забывать, что они все жили и работали в
глубоко религиозном окружении, не были
свободны от него и, более того, должны
были ему беспрекословно подчиняться
под страхом общественного осуждения и
сурового наказания), но даже эти
великие авторитеты прошлого бессильны
перед мощно развивающейся наукой,
современными знаниями и очевидными
заблуждениями, а то подлогом и
преднамеренным лицемерием, нынешней
астрологии.

Соседние файлы в предмете Философия науки

1 Возникновение и развитие астрологии

Астрология
возникла в результате обожествления
небесных светил и загадочных для древних
людей небесных явлений — таких, как
движение планет, Солнца, «метеоритный
дождь», затмения и прочих. Многие явления
природы, от которых зависела жизнь
общества (например, смена дня и ночи,
времён года, наступление урожайного
или неурожайного сезона, отливы и приливы
морей и многие другие), связаны с
закономерностями вращения Земли вокруг
оси и обращения её вокруг Солнца.
Астрология возникла из-за возможности
связать явления природы и движения
небесных тел, породив идею об особом,
сверхъестественном влиянии небесных
светил на жизнь людей. Для большинства
ученых того времени астрология стала
той наукой, постигнув которую, можно
было стать по-настоящему мудрым, а
значит, практически всемогущественным
человеком.

Опираясь
на исторические источники, дошедшие до
наших дней, мы выяснили, что астрология
зародилась на территории Древней
Месопотамии примерно тридцать тысяч
лет назад. Именно эту дату мы будем
считать отправной точкой в исследовании
вопроса об истории развития астрологии.

Подобно
философии, астрологию с полным правом
называют матерью всех наук: по разным
мнениям, из неё зародилась и медицина,
и математика, и геометрия и многие другие
науки, приближенные к ней науки –
астрометеорология, гелиобиология,
астромедицина и другие2.

В
первую очередь, астрология использовалась
для того, чтобы изведать неизвестное,
попытаться предсказать будущее
государства или правителя с той целью,
чтобы по возможности избежать грядущих
неприятностей: войн, чумы, смерти
правителя в результате какого-либо
несчастного случая и других непредвиденных
ситуаций. Такие предсказания позволяли
принять меры предосторожности и избежать
предстоящих бед. Немного позднее в связи
с распространением астрологического
знания, что является неудивительным,
появилось много спекулянтов, которые
изображали из себя провидцев, с разными
целями, например, стать ближе к покровителю
страны; они пользовались человеческой
слабостью – вечным желанием узнать
будущее. К счастью, таких «шарлатанов»
во многих случаях раскрывали и наказывали,
и их попыткам не суждено было увенчаться
успехом. Несмотря на это факт, многие
настоящие провидцы, дающие своему
государство множество полезной и
правдивой информации, были гонимы и
расплачивались за свой дар жизнью.

Астрология
начала структурироваться во времена
правления Александра Македонского –
великого полководца и государственного
деятеля, который внес огромный вклад в
развитие культуры. Стоит отметить, что
на протяжении всего процесса исследования
приводились не только обыкновенные
исторические факты, но и проводился
кропотливый анализ различных
астрологических реалий, – всё это
отложило заметный отпечаток на развитие
древней астрологии.

На
Руси астрология возникла во времена
появления христианства – вместе с ним
она пришла к нам из Византии. Первыми
астрологическими книгами были переводы
с греческого, затем и с латинского,
немецкого и других языков. Впервые в
русской письменности, астрономические
и астрологические сведения приводятся
в одном из самых ранних памятников
литературы – Изборнике Святослава
(1073 год). Необходимо отметить также, что
в Пансиевсом сборнике (кон. XIV
в.) упоминаются книги «Остронумея» и
«Звездочетья». Аналогично Европе,
церковь неодобрительно относилась к
сочинениям такого рода, считая их
«ложными» книгами3.
Священники, естественно, замечали в них
различные суеверия, которые в те времена
отождествлялись с бесом и дьяволом.

В
конце XV
в., когда занятие астрологией уже широко
развивалось, в Новгороде появился
известный знаток чернокнижия и астрологии
Скара. Он имел огромное количество
последователей даже среди образованных
людей города. Стоглавый собор, собранный
Иваном IV
Грозным, осудил гадательные книги, в
числе которых входило много астрологических
или связанных с астрологией книг.
Интересным фактом является то, что Иван
Грозный даже отказался принять от
датских послов часы, по причине присутствия
на них аллегорических изображений
планет. Несмотря на это, отец Ивана IV,
Василий III,
отнюдь не был лишен интереса к астрологии,
возможно потому, что его личный врач
занимался астрологией и распространял
свои взгляды среди московских бояр.
Судя по историческим фактам, перед
кончиной Ивана Грозного в Москву приехали
лапландские волхвы, которые предсказывали
ему по звездам.

В
XVII
в. астрология и астрологическая литература
были очень популярны. Многие выдающиеся
и образованные люди занимались или
интересовались астрологией, в том числе
и лица при дворе. По приказанию царя
Алексея Михайловича, служивший при его
дворе немецкий врач Андреас Энгельгард
знакомил царя с основами этого учения4.
Причиной его интереса к астрологии
послужило появление в небе кометы в
1664 года и последовавшая за ним страшная
эпидемия чумы в Англии.

Стоит
упомянуть и интересную историю о том,
как известный деятель культуры XVII
века Симеон Полоцкий по звездам предсказал
рождение Петра I.
Одиннадцатого августа Симеон по звездам
увидел, что в утробе царицы Наталии
Кирилловны зачался великий государь.
На следующее утро он поздравил царя с
зачатием сына, который должен родиться
30 мая 1672 года, при этом астролог принес
Алексею Михайловичу гороскоп младенца,
где предсказывал сыну царя будущее
великого монарха, как впоследствии и
случилось. После этого предсказания
Симеон оказался в большой чести при
дворе, и ему было приказано быть у
царского стола, а когда Петр родился,
царь щедро наградил Симеона различными
драгоценностями. Стоит отметить, что
данная история является абсолютно
достоверным фактом, что доказывают
архивные документы, в которых упоминается
гороскоп Петра Великого.

Большой
вклад в развитие современной астрологии
внесли ученые – астрологи XIX
– XX
веков, благодаря их исследованиям
астрологию стали официально считать
наукой, её перестали называть лженаукой.
Ученые того времени старательно
анализировали, систематизировали и
обобщали астрологические знания и опыт
всех астрологов. Можно отметить, что и
в настоящее время обрабатывается
астрологическая информация древних
времен, поскольку она представляет
наибольший интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *