МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ В АСТРОЛОГИЮ В ИСЛАМЕ

Этот материал является разъяснением к подборке аятов Священного Корана от Сейида Ибн Тавуса, читаемой для изменения дурного предопределения и отмены «приговора звёзд» (‘ахкаˑм ан-нуджуˑм)

Аудио версия настоящей статьи:

Для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране:

«И создал Он (Бог) для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (см. Св. Коран, 6:97);

Отмечу, что предположения на основе закономерностей допустимы, а вот предсказания или пророчества — запрещены. В мусульманском мире, например, по расположению звезд определяли благоприятный или неблагоприятный момент для совершения различных действий — от посадки растений до шитья. Это не попытка предсказания или колдовства, а выбор подходящего момента.

Современный человек не должен делать себя заложником астрологических прогнозов, чьих-то астрологических фантазий, а наоборот, должен оставлять за собой право выбора и действия в той или иной ситуации, принимая и развивая хорошее, а плохое игнорируя.

Самое опасное, что, поверив колдуну, ясновидящему, человек программирует себя и трансформирует свое будущее не в лучшую сторону.

Степень достоверности у данного хадиса очень низкая, но в богословской литературе (особенно суфийского характера) он часто цитируется, так как по смыслу своему хорошо вписывается в общий контекст Корана и Сунны.

Объясните, пожалуйста, значение гороскопа, то есть должен ли современный человек верить гороскопам и жить по предсказаниям звезд?

Но здесь уместен другой вопрос: для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране:

Астрономия — это уже наука, наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия не является запретной, а скорее похвальна как наука, изучающая и познающая творения Господа, информирующая людей о тех или иных циклах, закономерностях. Запретной является лишь астрология, приписывающая звездам влияние на ход земных событий, «предсказывающая» будущее.

Я часто обращаю внимание на лунный календарь, точнее на периоды убывания и возрастания Луны. Считаю, что убывающая Луна — не самое благоприятное время для начинания дел. Считается ли такое грехом с точки зрения Ислама?

Грехом не считается, но и зависеть от этого не нужно. Каждый день полон Богом данных нам различных возможностей, и следует стараться реализовывать их в контексте земного благополучия и вечного на все 100%!

История о том, как знание астрологии помогало неверующим одерживать победу над воинством пророка Давуда, да будет мир с ним

Сейид Ибн Тавус пишет, что нашёл в одной старинной книге передачу от Ата, который сообщил, что как-​то раз у Али ибн Абу Талиба, да будет мир с ним, спросили о том, была ли у астрологии основа.

Повелитель верующих ответил:

Сейид Ибн Тавус, «Фарадж аль-​махмум», с. 22—23

И лишь теперь, на основании всего того, что было приведено выше, мы можем сделать следующие выводы:

Поучительная история одного европейского астролога XVI века

Томмазо Кампанелла в своём труде, опубликованном в 1629 году в Лионе рассказывает историю о том, как Валентин Набод (13 февраля 1523 г. — 3 марта 1593 г.), немецкий математик, астроном и астролог, находясь в Падуе, на основании собственного гороскопа вынес суждение о том, что он вступит в неблагоприятный период, когда ему будет угрожать серьёзная опасность. В итоге он собрал достаточное количество еды и питья, закрыл ставни, окна, запер двери, намереваясь скрываться у себя дома до тех пор, пока злосчастный период не пройдёт.

Но сделать ему этого не удалось, поскольку грабители, увидев забаррикадированный дом, решили, что он пустует, зашли в него, обнаружили в нём самого учёного и убили его, чтобы не оставлять свидетелей.

Томмасо Кампанелла, «Astrologicorum Libri VI. Lyons: Lacobi, Andreae & Matthaei Prost. O CLC 2623749. Liber Septimus», с. 23

В 1593 году в немецких актах была сделана следующая запись:

«Третьего марта произошёл трагический случай с Валентином Набодом из Силезии, известным математиком: он был обнаружен мёртвым в своём кабинете, вдали от часто посещаемых мест, с пятью ранениями: одно — в груди под левым соском, другое — на левом боку, третье — справа на животе, четвёртое — под пупком, а пятое — на левой руке».

Клаудия Зонта (2000), докторская диссертация «Schlesier an Italienischen Universitaten der Fruhen Neuzeit 1526–1740», написанная для Института Истории Штутгартского Университета, с. 267.

У кого можно обучаться астрологии?

В книге «Раби аль-​абрар» передаётся, что Имам Али, да будет мир с ним, сказал:

После этого Повелитель верующих зачитал следующий аят:

«Поистине, в смене ночи и дня, и в том, что сотворил Аллах на небесах и земле, заключены знамения для людей богобоязненных».

Священный Коран, 10:6

Истории о том, как Непорочные Имамы обличали невежество известных астрологов своего времени

Тогда Ар-​Рида, да будет мир с ним, сказал:

«Тогда Сатурн — в Весах, Юпитер — в Раке, Марс — в Козероге, Венера — в Рыбах, Луна — в Тельце, Солнце — посередине небес в Овне, а так может быть только днём».

Зу-​Риасатейн сказал: «Да. А в Книге Аллаха?»

Его светлость ответил:

«Аллах, Свят Он и Велик, сказал: „Ни солнцу не следует догонять луну, ни ночь не опережает день, и каждый по орбите плывёт“ (36:40). То есть день опережает ночь».

Сейид Ибн Тавус, «Фарадж аль-​махмум», с. 94

Анализ хадиса с точки зрения астрологии

По отношению к планетам в астрологии используется такое понятие как «эссенциальная сила» (достоинство или космический статус), означающее преимущество или недостаток той или иной планеты в знаке зодиака или буквально — её сущностную силу. Эссенциальная сила обычно понимается как оценка качества планеты на основании её положения в различных градусах зодиака, и эти положения могут быть следующими:

Если открыть любой учебник по астрологии (как классической, так и современной) и посмотреть эссенциальную силу планет в конфигурации со знаками зодиака, которые Имам Рида, да будет мир с ним, перечислил в вышеприведённом хадисе (а именно: ♄ Сатурн — в ♎ Весах, ♃ Юпитер — в ♋ Раке, ♂ Марс — в ♑ Козероге,♀Венера — в ♓ Рыбах, ☾ Луна — в ♉ Тельце, ☉ Солнце — в ♈ Овне), то вы увидите, что все планеты, которые он перечислил, находятся в положении «экзальтации», что полностью соответствует контексту предания! Это является косвенным указанием на то, что, — как упоминалось выше в других хадисах, — дом арабов, обладающих совершенным знанием астрологии, — это Дом Людей Пророка (аҳлю-​љ-​бейт ˑ أَهْلُ الْبَيْتِ), да благословит их всех Аллах!

Что означает темнота на лунном диске?

Передаётся, что Имам Рида, да будет мир с ним, спросил у Хасана ибн Сахля о том, насколько тот хорош в астрологии. Тот ответил: «Не осталось ничего, чего бы я ещё не изучил». Его светлость задал ему ряд вопросов: «На сколько градусов свет Солнца превышает свет Луны? На сколько градусов свет Луны превышает свет Юпитера? На сколько градусов свет Юпитера превышает свет Венеры?» Хасан ответил: «Не знаю». Тогда Абу Хасан, да будет мир с ним, заявил: «У тебя нет ничего. Эти вещи — самые элементарные» (Сейид ибн Тавус, «Фарадж аль-​махмум», с. 94).

Имам Садик разоблачает астролога Хишама аль-Хаффафа

Передаётся, что к Имаму Садику, да будет мир с ним, прибыл один мужчина из Йемена. Он поприветствовал его, его светлость ответил на его приветствие и между ними завязался любопытный диалог:

— Добро пожаловать, Саад!

— Этим именем меня назвала моя мать, и как же мало тех, кто знает меня по нему!

— Это правда, о Саад аль-Мавля!

— Да буду я жертвой за тебя! Такое у меня было прозвище.

— Да буду я жертвой за тебя! Я — из семьи астрологов. Мы не говорим, что во всём Йемене есть кто-​либо, кто знал бы про звёзды больше нас.

— Я задам тебе вопрос?

— Спрашивай о звёздах всё, что пожелаешь, ведь я отвечу тебе с опорой на знание.

— На сколько степеней свет Солнца превышает свет Луны?

— Я не знаю этого.

— Это правда. На сколько степеней свет Луны превышает свет Венеры?

— Это правда. На сколько степеней свет Венеры превышает свет Юпитера?

— Это правда. На сколько степеней свет Юпитера превышает свет Меркурия?

— Это правда. Как называется звезда, из-​за восхода которой коровы начинают вести себя буйно?

— Это правда. Как называется звезда, из-​за восхода которой верблюды начинают вести себя буйно?

— Это правда. Как называется звезда, из-​за восхода которой собаки начинают вести себя буйно?

— Это правда, что ты не знаешь. Что вы думаете о Сатурне?

— Планета дурных предзнаменований.

— А что значит «пронизывающая»?

— Восход этой планеты — на седьмом небе, но её пронизывающий свет освещает ближние небеса. Поэтому Аллах, Свят Он и Велик, назвал её «пронизывающей» планетой. О брат людей Йемена! Есть ли у вас учёные?

— Есть, да буду я жертвой за тебя! В Йемене есть такие люди, которым никто не подобен в знании.

— Чего достиг их учёный в своём знании?

— Их учёный гадает по птицам и идёт по следам, за миг пересекая расстояние месяца пути на быстром скакуне.

— Поистине, учёный Медины превосходит в знании учёного Йемена.

— Чего достиг учёный Медины в своём знании?

— За небольшой промежуток времени он проходит путь, равный годичному пути Солнца, и пересекает двенадцать миров, подобных вашему миру. Их обитатели не знают, что Аллах сотворил Адама, да будет мир с ним, и Иблиса.

— Знают ли они вас?

Аль-​Муфид, «Аль-​Ихтисас», с. 319; Ас-​Садук, «Аль-​Хисаль», т. 2, с. 489—490

Имам Али разоблачает астролога Сарсафиля

Кейс ибн Саад передал: «Я часто сопровождал Повелителя верующих Али, да будет мир с ним, в его походах, и я сопровождал его, когда он выступил в поход против людей Нахравана (хариджитов). Проходя Мадаин, мы встретились с группой его знатных жителей и старост, вместе с которыми шли не-​арабские лошади. Эти люди преподнесли лошадей Али в качестве подарка, и он принял их. Одного из старост Мадаина звали Сарсафиль. В старые времена персы руководствовались его мнением и прислушивались к его словам».

Увидев его светлость, Сарсафиль сказал ему:

«О Повелитель верующих! Восходящие звёзды сложились злополучно. Обладателей дурных предзнаменований ожидает удача, а обладателей благих — бедствие. Мудрому человеку в такой день надобно сидеть дома. Сегодня — день погибели, в котором сошлись две смертоносные планеты: Бахрам (персидское название Марса) взошёл в созвездии Весов, а с твоего созвездия разгорелось пламя — не под силу тебе воевать!»

Имам Али, да будет мир с ним, улыбнулся, а затем сказал:

«О старейшина, повествующий о будущем и предостерегающий от злого рока! Известно ли тебе о том, что снизошло вчера в крае Весов и какая планета вошла в созвездие Рака?»

Староста ответил: «Сейчас посмотрю», после чего достал из рукава астрономический прибор и календарь. Дальше между Имамом и старостой состоялся следующий диалог:

— Ты приводишь в движение планеты?

— Ты уничтожаешь неподвижные звёзды?

— Поведай мне о длине созвездия Льва и его удалении от мест восхождения и возвращения, а также о том, какова Венера из следующих и собирающих?

— Об этом у меня нет знания.

— А что между текущими и сияющими? И что между промежутками времени и рассветами? И какова мера сияния селений? И каково получение рассвета по утрам?

— У меня нет знания об этом.

— Знаешь ли ты, староста, что сегодня власть в Китае перешла из одного дома в другой, и что перевернулось созвездие Маджин, и что сгорели дома в Зундже, и что переполнился колодец Сарандиба, и что была разрушена крепость Андалуса, и что взволновались муравьи в Ас-​Сайхе, и что были разбиты отступники Индии, и что еврейские моряки пропали у Айля, и что один из римских военачальников заболел проказой в Румии, и что ослеп монах Амория, и что пали террасы Константинополя? Ведаешь ли ты об этих событиях? Знаешь ли ты о том, какие планеты небосвода вызвали их: западные или восточные?

— Я этого не знаю.

— Какими планетами ты судишь в верху полюса? И из-​за каких планет попадает под дурные предзнаменования тот, кто попадает под них?

— Я не знаю.

— Знаешь ли ты, что сегодня удачливы семьдесят два мира, в каждом из которых — семьдесят миров? Среди них есть те, что на земле, и те, что на море, и те, что в горах; часть — в лесах, а часть — в городах. Что же сделало их удачливыми?

— О староста! Сдаётся мне, что ты вынес своё суждение по причине соединения Юпитера и Сатурна из-​за того сияния, которое ты увидел в вечерних сумерках, а также из-​за свечения Марса и его восхода на востоке утром: он двигался, и его тело соединилось со звёздами лунной четверти. В этом — указание на назначение тысячи тысяч человек преемниками — все они родятся в этот день и в эту ночь, и умрёт число подобное им, и умрёт этот, ведь он — из них!

В этот момент Имам Али, да будет мир с ним, указал на шпиона Муавии, находящегося в его лагере. Когда он произнёс эти слова, шпиону показалось, что Имам приказал схватить его. В результате, его хватил удар, и он умер на месте. После этого диалог продолжился:

— Разве я не показал тебе суть определения в пределе изображения?

— Да, о Повелитель верующих!

— Я сообщу тебе, что я и эти мои сподвижники — не восточные и не западные, однако мы происходим из полюса. А то, что ты утверждал вчера, что высеклось из созвездия Весов, так ведь тебе следовало расценить это в мою пользу, ведь его свет и сияние — у меня, а его пламя — от меня уходящее. О староста! Этот вопрос — сложен. Считай же его и порождай, если ты ведаешь добавки и обороты! Если бы ты знал это, то понимал бы, что ты можешь посчитать количество хворостинок в лесу!

Затем Повелитель верующих продолжил свой путь. Он разгромил людей Нахравана и вернулся с победой и трофеями.

После всего услышанного старый астролог заключил:

«Такого знания нет у людей нашего времени! Это знание подчёрпнуто с небес!»

Ибн Рустум ат-​Табари, «Даляиль аль-​Имама», с. 57—61

Анализ хадиса и его сопоставление с другим более известным преданием

В сборнике проповедей, писем и изречений Имама Али, да будет мир с ним, «Нахдж аль-​баляга», составленном Шарифом ар-​Ради, в хутбе № 79 его светлость обращается к некоторым своим сподвижникам после того, как призвал их выступить против хариджитов, и один из них, основываясь на знании астрологии, сказал ему: «О Повелитель верующих! Если ты выступишь в это время, я боюсь, что ты не достигнешь успеха»:

«Ты полагаешь, что можешь указать на тот час, в который, если кто выступает, от него будет удалена всякая напасть? И ты предостерегаешь от часа, в который, если кто выступит, напасть будет для него неизбежна? Кто засвидетельствует истинность этих твоих слов, тот возведёт ложь на Коран и превознесётся над тем, чтобы искать помощи у Аллаха в достижении желаемого и устранении нежелаемого. И из этих твоих слов следует, что поступающему по-​твоему нужно возносить хвалу тебе, а не своему Господу, поскольку ты, — по твоему разумению, — был тем, кто указал ему на наступление часа, когда тот приобретёт пользу и будет в безопасности от бедствия!

Как мы видим, речь идёт о схожей ситуации, при которой некий астролог (вероятно, упомянутый старец Сарсафиль) «спрогнозировал» Повелителю верующих, да будет мир с ним, поражение накануне конкретного сражения (битвы при Нахраване против хариджитов), и посылы этих двух преданий сильно отличаются: в хутбе из «Нахдж аль-​баляга» Имам категорически запрещает заниматься астрологией, а в хадисе из «Даляиль аль-​Имама» (который, обратите внимание, гораздо более подробен и содержателен), помимо того, что его светлость сам делает целую серию поразительно точных и конкретных астрологических прогнозов, в основном, мунданного типа, так ещё и заканчивает свой диалог с астрологом следующими словами: «О староста! Этот вопрос — сложен. Считай же его и порождай, если ты ведаешь добавки и обороты! Если бы ты знал это, то понимал бы, что ты можешь посчитать количество соломинок в лесу!» Тут мы чётко видим, что Имам Али, да будет мир с ним, сам пользуется специфической для астрологов терминологией, даёт собственные прогнозы, объясняет их, и вообще своими познаниями в астрологии затмевает Сарсафиля, призывая его укреплять свои знания в этой дисциплине!

Как понимать этот и другие хадисы, в которых запрещается заниматься астрологией?

И тут мы подходим к самому главному: нельзя впадать в крайность и заявлять о том, что астрология — это лженаука, и что ей нет места исламе, на основании нескольких хадисов, и отбрасывать все остальные, в которых утверждается обратное, коих, к слову, — великое множество, и их количество сильно превышает даже те предания, что представлены в этой статье!

Например, Сейид Ибн Тавус, уважаемый шиитский учёный, написал в защиту астрологии целую книгу под названием «Фарадж аль-​махмум», в которой собрал огромное количество хадисов, из которых становится ясно, что Пречистые Имамы из рода Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и их, сами в совершенстве знали астрологию, в отличие от астрологов-​невежд их времени.

При этом мы не станем и отрицать хадисы, в которых налагается запрет на изучение астрологии и обращение к астрологам, а попробуем, не впадая в крайности, разрешить это кажущееся с виду противоречие и придти к общему знаменателю.

Возможные причины запрета

Во-​вторых, астрологи сами по себе очень склонны к фатализму и тяготеют к неотвратимости того, что они называют «приговорами звёзд», тогда как в исламе не существует ни абсолютного предопределения, ни абсолютной свободы воли, а наличествует некое «промежуточное» соотношение между двумя этими понятиями. Это «окно возможностей» — есть полагание во всём на милость Аллаха, а разочарование в Его милости — самый тяжкий грех — грех проклятого Иблиса.

Муфаддаль ибн Умар передал, что Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не принуждение (предопределение) и не свобода, а то, что между ними». Передатчик спросил: «А что есть между ними?» Он сказал: «Это похоже на пример человека, которого ты увидел в состоянии совершения греха и предостерёг от этого греха, однако он не послушал тебя, и ты оставил его. И вот, если он совершил этот грех, не послушав тебя, и ты оставил его, то не ты заставил его совершить этот грех» (Аль-​Кулейни, «Аль-​Кафи», хадис 448).

В-​третьих, как явствует из первоначальных хадисов в данной статье, ислам разрешает изучать астрологию, но при условии, что это не противоречит единобожию. И это — очень скользкая тема, поскольку во многих языках мира планеты и звёзды названы именами языческих божеств и персонажей из языческой мифологии. Существует вероятность, что мусульманин, начавший изучать астрологию, начнёт рассматривать планеты и звёзды как самостоятельные, независимые от Творца, силы и, тем самым, впадёт в многобожие. За примером далеко ходить не нужно: многие астрологи-​оккультисты с давних времён проводят полноценные ритуалы с воззваниями к силам, представляющим какую-​то планету, выводят сигиллы (печати) из магических квадратов семи планет, наносят их на талисманы с целью инвокации (призыва) их «духов» (на самом деле — джиннов), то есть по сути занимаются уже явным колдовством, толчок к которому дало именно их пристрастие к астрологии, о чём и говорит Повелитель верующих, да будет мир с ним, в 79-​й хутбе сборника «Нахдж аль-​баляга», когда уподобляет астролога колдуну.

В-​четвёртых, как упоминалось ранее, астрология базируется на методе аналогий (қыйас ˑ قِيَاسٌ), и, соответственно, у мусульманина, начавшего практиковать её, есть сильное искушение начать применять этот метод и в религии, что, в конечном счёте, неизбежно приведёт к пантеизму и выходу из ислама.

Собрав воедино различные хадисы на тему астрологии, и не впадая ни в одну из крайностей, мы определили, что кому-​то Имамы разрешали заниматься астрологией, а кому-​то — нет. И тут не может быть общего для всех правила, поскольку этот вопрос носит исключительно индивидуальный характер. К примеру, если какой-​то человек тяготеет к фатализму, то изучение им астрологии может подтолкнуть его либо к многобожию («всё решают звёзды!»), либо к нивелированию роли свободы воли, и как следствие, к тому, что человек может отчаяться в милости Всевышнего («чтобы я ни делал, всё тщетно!»), либо — и к тому, и к другому сразу. И астрология тут совершенно ни при чём — проблемы создаёт именно неправильное к ней отношение. Поэтому без крепкой веры и чётких религиозно-​мировоззренческих установок астрология действительно опасна, и по этой причине не вызывает удивление то, что разным людям Имамы говорили про астрологию разные вещи.

Но несмотря на то, что изучение астрологии — дело добровольное, в некоторых случаях исламская религия прямо подталкивает мусульман пользоваться некоторыми астрологическими техниками (именно астрологическими, а не астрономическими!), например, для определения времени, когда Луна входит в зодиакальный знак ♏ Скорпиона (не в одноимённое созвездие, а именно в знак зодиака!), чтобы избежать серьёзных бед и несчастий. Тут, хочешь или не хочешь, но астрологией пользоваться необходимо, пускай и в крайне усечённом виде.

Многие спросят: а как же тогда относиться к предсказательной астрологии? В качестве ответа на этот вопрос мы приведём четвёртую главу из уже упомянутой нами книги сейида Ибн Тавуса «Фарадж аль-​махмум».

О том, что мы упоминаем от нашего господина Мусы ибн Джафара аль-​Казыма, да благословит его Аллах, относительно отмены «приговора звёзд», если на это указывает рождение человека

К этой теме относится то, что привёл Абд-​Аллах ибн Сальт в своей книге «Ат-​Таваки» из основы преданий: «Я нёс письмо, которое доставлял из Ирака. Маскали ибн Исхак написал Али ибн Джафару (брату Имама Казыма, да будет мир с ним) записку, в которой сообщал ему о том, что некий астролог расписал для него его рождение и срок жизни (то есть, выражаясь астрологическим языком, составил и прочёл его натальную карту), и что этот срок подходил к пределу, что вызывало опасения Маскали. Он хотел спросить у Али ибн Джафара о деянии, посредством которого он бы мог приблизиться к Аллаху, Свят Он и Велик. Али ибн Джафар доставил эту записку Мусе ибн Джафару, да будет мир с ним, в ответ на что Имам написал Али:

Прикажи такому-​то, — да не огорчит нас Аллах его кончиной, — держать пост, сколько он сможет: каждый день, через день или три дня в месяц; и пусть каждый день или через день он раздаёт милостыню шестидесяти беднякам и тем, кого его побуждает его происхождение (вероятно, тут имеются в виду родственники). Затем пусть он крепко займёт себя молитвами денно и нощно, а также испрашиванием прощения, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха. Пусть он признается в своих грехах в кунуте и попросит за них прощения, а также откроет врата милостыни, освобождения рабов и покаяния за те грехи, которые он назовёт. Пусть он очистит своё намерение в истинном убеждении. Пусть он поддерживает родственные связи и распространяет среди родственников благо.

Мы надеемся, что Аллах, Свят Он и Велик, принесёт ему пользу из-​за его положения перед нами и нашего довольства, которое ему даровал Аллах, и нашей похвалы ему!

Его дело расстроило меня, клянусь Аллахом, так, что я не могу это описать! Я надеюсь, что Аллах продлит его жизнь и сделает ложью предсказание астролога относительно того сокровенного, о котором Он его осведомил. И хвала Аллаху!“

Говорит Абу аль-​Касим Али ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Тавус:

«И если бы астрология была невозможной, то наш господин Аль-​Казым, да будет мир с ним, не озаботился бы устранением беды тем способом, который он описал, и дело бы не было настолько серьёзным, что обладателю обрывающей жизнь беды стало бы нужно занимать себя молитвами-​оберегами, много каяться, отпускать рабов, раздавать милостыню среди дел, посредством которых отводят опасности!»

Автор книги «Братья Сафы» сказал в первом томе в разделе пользы астрологии следующее:

Знай же, о брат, да укрепит Аллах тебя и нас духом от Него, что если ты взглянешь на тайны Божественных законов и поразмыслишь над шариатскими законоположениями, а также прояснишь для себя цели Того, Кто установил эти законы, то получишь то, что я упомянул!

И это так, ведь Муса ибн Имран, да будет мир с ним, заповедовал сыновьям Израиля:

„Оберегайте предписания Торы и ведайте её заповеди, ведь тогда Аллах ответит на ваши мольбы и снизит для вас цены, и сделает плодородной вашу землю, и умножит ваше имущество и ваших сыновей, и удержит от вас ваших врагов. Когда вы будете опасаться превратностей судьбы и повседневных бедствий, то совершайте покаяние к Аллаху и просите прощения за грехи, совершайте молитву и взывайте к Нему, прося отвести от вас то, что вы опасаетесь, и оттолкнуть зло, которого вы остерегаетесь, и избавить вас от вреда испытаний ближней жизни и её бедствий, повседневных происшествий и превратностей“.

Таким же было завещание Исы, да будет мир с ним, своим сподвижникам, и нашего господина Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, своей общине».

Причина, по которой астрологи прошлого ошибались в своих расчётах

Передаётся, что Мухаммад ибн Ганим сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Некоторые люди говорят у нас, что звёзды точнее видения».

Его светлость объяснил:

Сейид Ибн Тавус, «Фарадж аль-​махмум», с. 86—87

Мы передали по нескольким иснадам от Пречистых Имамов (да благословит их всех Аллах), что прерывание жизни смертью устраняется посредством милостыни и благодеяний.

«Милостыня отводит скверную смерть».

Аль-​Кулейни, «Аль-​Кафи», т. 4, с. 2

В нём Имам говорит:

«Благочестие и милостыня отводят бедность, продлевают жизнь и отталкивают скверную смерть».

В предании сказано:

«Мимо Пророка, да благословит Аллах его и его род, прошёл иудей и сказал: „Яда вам! (ас-​саму алейкум)“. Пророк ответил: „И тебе!“. Сподвижники сказали: „Ему — яда! Поистине, яд — это смерть!“. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и его род, сказал: „Вот так я и вернул его ему“. Затем Пророк продолжил: „Поистине, этого иудея укусит змея в затылок и убьёт его“.

В предании говорится:

«Был мужчина из числа потомков Израиля, и у него не было детей. Вот у него родился сын, и было сказано, что он умрёт в ночь своей женитьбы. Сын рос, и вот пришла пора женитьбы. Как-​то раз он увидел слабого старика. Пожалев его, сын позвал его к себе и накормил. Старик сказал: „Ты оживил меня, да оживит тебя Аллах!“. К отцу юноши во сне явился некто и сказал: „Спроси у своего сына о том, что он сделал“. Отец спросил у сына, и тот рассказал ему. Тогда к отцу во сне вновь явился некто и сказал: „Поистине, Аллах оживил твоего сына за то, что тот сделал для старика“».

Аль-​Кулейни, «Аль-​Кафи», т. 4, с. 7

Сюда же относится то, что упомянул Саид ибн Хибат-​Аллах ар-​Раванди, да помилует его Аллах, в книге «Истории пророков».

«Поистине, Иса, да будет мир с ним, прошёл мимо людей, устраивавших свадьбу. Спросив о них, он услышал в ответ: „Дочь такого-​то выдают замуж за такого-​то“. Он сказал: „В эту ночь девушка умрёт“. Когда же настало утро, люди сказали Исе: „Поистине, девушка жива!“. Тогда он повёл их к её дому. К ним вышел жених. Иса сказал ему: „Спроси свою жену о том, что она сделала вчера“. На этот вопрос девушка ответила жениху так: „Я не сделала ничего, разве что один просящий приходил ко мне всякий раз в ночь на пятницу, и я давала ему какие-​то вещи. В эту ночь он пришёл и крикнул: «Тяжко мне, что мой голос не слышат, а мои дети проводят ночь голодая!» Тогда я вышла, закрыв лицо, и дала ему то, что давала прежде“. Иса, да будет мир с ним, сказал ей: „Встань со своего места“. Она встала, и вот под её кроватью стала подниматься змея, опираясь на хвост. Иса, да будет мир с ним, сказал девушке: „Беда была отведена от тебя за то, что ты сделала вчера“».

Сейид Ибн Тавус, «Фарадж аль-махмум»

Вредит ли занятие астрологией религии человека?

Передаётся, что астролог по имени Абд ар-​Рахман ибн Сияба поинтересовался у Имама Садика, да будет мир с ним:

«Да буду я жертвой за тебя! Люди говорят, что нельзя смотреть на звёзды, однако они мне нравятся. Если они вредят моей религии, то у меня нет нужды в таких вещах, а если они не вредят моей религии, то, клянусь Аллахом, я желаю их и желаю смотреть на них!»

«Дело обстоит не так, как говорят люди: звёзды не вредят твоей религии!»

После этого Абу Абд-​Аллах, да будет мир с ним, задал астрологу ряд вопросов и между ними завязался следующий диалог:

— Знаешь ли ты, сколько минут (дақықя ˑ دَقِيقَةٌ) между Юпитером и Венерой?

— Нет, клянусь Аллахом, не знаю!

— Знаешь ли ты, сколько минут между Венерой и Луной?

— Нет, клянусь Аллахом!

— Знаешь ли ты, сколько минут между Солнцем и созвездием Девы?

— А знаешь ли ты о том, сколько минут между созвездием Девы и Хранимой Скрижалью?

Тогда Абу Абд-​Аллах, да будет мир с ним, сам дал ответ на свои вопросы:

«Между каждой из перечисленных пар — шестьдесят или семьдесят минут».

«О Абд ар-​Рахман! Если человек найдёт такой расчёт и познает его, то он узнает и хворостинку в лесной чаще, а также — число того, что справа от неё, и слева, и сзади, и спереди; и не скроется от него ни одна из хворостинок в лесу!»

Аль-​Кулейни, «Аль-​Кафи», т. 8, с. 195

В иерархии знаний астрология идёт сразу после знания Священного Корана, и это — знание пророков, преемников и наследников пророков, да пребудет мир с ними всеми; Безгрешные Имамы владеют этой наукой, но не упоминают о ней

Следующее предание приводится книге «Ан-​Нуджум». Оно взято из произведения Мухаммада ибн аль-​Хусейна ибн Хасана ас-​Сарави «Нузха аль-​кирам ва бустан аль-​аввам», которое составлено на не-​арабском языке и труд по переводу которого на арабский язык мы (то есть группа передатчиков) взяли на себя. В конце второго тома этой книги приведён следующий текст, в котором передаётся, что Харун ар-​Рашид послал за Имамом Казымом, да будет мир с ним.

Когда его привели к нему, Харун сказал:

Его светлость Муса ибн Джафар, да будет мир с ним, ответил ему:

Тогда Харун сказал:

„Заклинаю тебя Аллахом, о Муса, не распространяй эту науку среди невежд и простых людей, чтобы они не начали бранить тебя! Скрой это знание и возвращайся в храм своего деда!“.

Затем Харун сказал:

„Остался ещё один вопрос. Заклинаю тебя Аллахом, поведай мне о нём!“.

Имам Аль-​Казым, да будет мир с ним, сказал:

„Во имя этой могилы и минбара, во имя твоего родства с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его род), скажи мне, ты умрёшь раньше меня, или же я умру раньше тебя? Ведь тебе известно об этом из науки о звёздах!“.

Муса, да будет мир с ним, ответил:

„Дай мне гарантию безопасности, чтобы я сообщил тебе“.

„Я даю её тебе“.

«Конец этого хадиса приведён в главах жизнеописания Мусы, да будет мир с ним».

Аль-​Маджлиси, «Бихар аль-​анвар», т. 55, с. 252—253

Астрология — истина

Передаётся, что Муалля ибн Хунейс спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о том, являются ли астрология — истиной.

Аль-​Кулейни, «Аль-​Кафи», т. 8, с. 330

Астрология — наука из наук пророков, да пребудет мир с ними всеми

В книге «Ан-​Нуджум» приводится различными путями, что Юнус ибн Абд ар-​Рахман поведал в своей книге «Джами ас-​сагыр»:

«Я сказал Абу Абд-​Аллаху (Имаму Садику), да будет мир с ним: „Да буду я выкупом за тебя! Сообщи мне о науке о звёздах (астрологии)“. Он сказал: „Это — наука из наук пророков“. Я спросил: „Знал ли её Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним?“. Он ответил: „Он был самым знающим в ней среди людей“».

Аль-​Маджлиси, «Бихар аль-​анвар», т. 55, с. 235

Глава четвёртая. О том, что мы упоминаем от нашего господина Мусы ибн Джафара аль-​Казыма, да благословит его Аллах, относительно отмены «приговора звёзд» (ахкаˑм ан-​нуджуˑм), если на это указывает рождение человека

К этой теме относится то, что привёл Абд-​Аллах ибн Сальт в своей книге «Ат-​Тавкиат» из основы преданий:

«И если бы астрология была невозможной, то наш господин Аль-​Казым, да будет мир с ним, не озаботился бы устранением беды тем способом, который он описал, и дело не было бы настолько серьёзным, что обладателю обрывающей жизнь беды стало бы нужно занимать себя молитвами-​оберегами, много каяться, отпускать рабов, раздавать милостыню среди дел, посредством которых отводят опасности!»

При каком условии в исламе разрешено заниматься астрологией?

Передаётся, что Мухаммад ибн Абу Сахль и Харун ибн Абу Сахль написали письмо Имаму Садику, да будет мир с ним, в котором указали, что их отец и дед занимались астрологией, и спросили о том, дозволено ли это. Его светлость написал в ответ, что дозволено. Было также передано, что в ответ на другое их письмо его светлость сообщил, что занятие астрологией дозволено лишь до тех пор, пока оно не выходит за рамки единобожия (ат-​тавхид ˑ التَّوْحِيدُ) (Сейид ибн Тавус, «Фарадж аль-​махмум», с. 100).

Польза астрологии

Передаётся, что Имам Садик, да будет мир с ним, сказал:

«На небесах есть четыре планеты, о которых не знает никто, кроме людей одного дома среди арабов и людей одного дома в Индии. Они знают одну из этих планет, и из-​за этого их расчёты — верны».

Аль-​Маджлиси, «Бихар аль-​анвар», т. 55, с. 249

Передаётся, что Имам Садик, да будет мир с ним, был также спрошен об астрологии.

«Никто не знает этой науки, кроме людей одного дома среди арабов и людей одного дома в Индии».

Сейид Ибн Тавус дал этим преданиям следующее объяснение:

«Мне сообщили некоторые астрологи, что те, кто знает эту науку в Индии, — это потомки преемника Идриса, да будет мир с ним».

Анализ хадисов о «двух домах, обладающих знанием науки астрологии»

Вся западная астрология зиждется на герметическом принципе, утверждённом, как считается, Гермесом Трисмегистом (Триждывеличайшем), в его знаменитой «Изумрудной скрижали» (лат. « Tábula smarágdina»): «то, что внизу, аналогично тому, что вверху, и то, что вверху, аналогично тому, что внизу», то есть базируется на принципе аналогии, согласно которому, определённое положение планет Солнечной системы в двенадцати «небесных» знаках зодиака и двенадцати «земных» домах, а также их соотношение с так называемыми «неподвижными звёздами» в созвездиях (не в знаках зодиака!) экстраполируется на то, что происходит на Земле. В этом — суть астрологии.

Здесь важно понимать, что хотя принцип аналогии (қыйас ˑ قِيَاسٌ) и используется в астрологии, работающей строго с причинно-​следственными связями ближнего мира (дуньйа ˑ دُنْيَا), в религии (при вынесении шариатских положений и по отношению ко Всевышнему Аллаху) применять этот метод — запрещено, как предостерегают многочисленные хадисы.

Любопытно, что традиция западного мистицизма напрямую соотносит Гермеса Трисмегиста с пророком Идрисом, да будет мир с ним, который, как мы знаем из многочисленных преданий, был носителем эзотерических знаний, в том числе — астрологии. Но из этого нельзя сделать вывод о том, что, например, современная индийская (ведическая) астрология непременно восходит к знанию пророка Идриса, да будет мир с ним, поскольку анализируемые нами предания говорят исключительно о ситуации, актуальной на определённом отрезке времени в далёком прошлом!

Дополнительный хадис о том, как раздавать милостыню, чтобы отводить злосчастия конкретных дней и ночей

Было передано от Имама Казыма, от его отца Имама Садика, от его деда Имама Бакыра, да будет мир с ними всеми, что он сказал:

Аль-​Маджлиси, «Бихар аль-​анвар», т. 55, с. 257

На нашем сайте также доступна большая статья об астрологии в исламе.

Заповеди Мусы ибн Имрана и Исы ибн Марьям, да будет мир с ними обоими

„Оберегайте предписания Торы и ведайте её заповеди, ведь тогда Аллах ответит на ваши мольбы и снизит для вас цены, и сделает плодородной вашу землю, и умножит ваше имущество и ваших сыновей, и удержит от вас ваших врагов. Когда вы будете опасаться превратностей судьбы и повседневных бедствий, то совершайте покаяние к Аллаху и просите прощения за грехи, совершайте молитву и взывайте к Нему, прося отвести от вас то, чего вы опасаетесь, и оттолкнуть зло, которого вы остерегаетесь, и избавить вас от вреда испытаний ближней жизни и её бедствий, повседневных происшествий и превратностей“.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *