УРАНИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ:
Введение в методы Гамбургской школы
Десять классических планет
Внимательный читатель уже наверняка заметил, что в предыдущих статьях данного цикла я то там, то сям намекал, что значения планет в Гамбургской школе не полностью совпадают с теми значениями, которые им приписываются в «стандартной» астрологии. Например, когда мы говорили о трактовке Посейдона, то упоминали о том, что к этой фиктивной планете перешёл ряд значений, обычно связываемых с Нептуном. Настала пора поговорить на эту тему поподробнее.
Действительно, оригинальные техники рассмотрения гороскопа и добавление нетрадиционных планет привели в Гамбургской школе к перераспределению значений и между традиционными планетами.
Поэтому перечислим вкратце значения классических десяти планет в уранической астрологии, обратив особое внимание на то, в каких значениях им в этой школе отказано:
в Гамбургской школе обозначает центр, физическое тело, мужское начало, отдельного человека, сутки как единицу времени. Однако Солнце не обозначает Эго, личность, отца, руководство и правителей, духовное начало. Понятия “Эго” и “личность” в Гамбургской школе скорее связаны с МС, правители и родители связаны с Кроносом, а тема духовности – с Посейдоном.
в Гамбургской школе обозначает эмоции, женское начало, народные массы, час как единицу времени. Однако Луна не обозначает воду и жидкости (они соотносятся с Нептуном), не связана с традициями и отчизной (традиции как развитие семейного духа – это Плутон/Купидон, традиции как дух прошлого – Гадес/Посейдон, родина – Солнце/Адмет), не управляет плодородием (плодородие и продуктивность управляются Зевсом).
в Гамбургской школе обозначает любовь, привлекательность, гармонию. Однако Венера не обозначает деньги, собственность, принцип выбора и является лишь второстепенным сигнификатором женщин и девушек. Женщины в Гамбургской школе символизируются прежде всего Луной, девушки – сочетанием Луна/Меркурий. Деньги и собственность управляются Юпитером, выбор – сочетанием Узел/Зевс.
в Гамбургской школе обозначает деятельность, работу, битву, конфронтацию. Однако Марс сам себе не обозначает ничего, связанного с огнём, оружием, импульсом энергии, силой и насилием. Огонь и оружие управляются Зевсом, энергия, сила и насилие – Вулканом, импульс к действию – Плутоном.
в Гамбургской школе обозначает счастье, успех и преуспеяние (в том числе финансовое). Однако Юпитер не обозначает авторитет и чувство собственного достоинства (это область значений Кроноса), честолюбие (ему соответствуют комбинации МС/Уран, Луна/Уран), цели (за них отвечает МС/Зевс), экспансию (она находится в ведении Аполлона), религиозные и философские материи (ими управляет Посейдон).
в Гамбургской школе обозначает ограничения, замедление, потери и расставания, онемение и окостенение. Однако Сатурн не обозначает нищету (ею управляет Гадес), стабильность и стабилизацию (ими управляет Адмет); такими понятиями, как концентрация и консерватизм, Сатурн управляет совместно с Адметом, а многозначное понятие «старость» может быть связано, в зависимости от контекста, и с Сатурном, и с Гадесом, и с Адметом (об этом мы поговорим ниже).
в Гамбургской школе обозначает неожиданности, напряжение, поляризацию, оригинальность. Однако сам по себе он не обозначает ничего, связанного с “высшим разумом” и инсайтом (это скорее прерогатива Посейдона), с прогрессом (им управляет Плутон), техникой (это область влияния Зевса), электроэнергией (ей управляет Вулкан или Уран/Вулкан, но не Уран сам по себе).
в Гамбургской школе обозначает расслабление, растворение, воздух и вообще газы, воду и вообще жидкости, хаос, иллюзии и фантазии, обман, интуитивное чутьё. Однако он не обозначает религию, идеологию, вдохновение и т.п. – всем этим в Гамбургской школе заведует Посейдон (возвышенные эмоции – Луна/Посейдон, платоническая любовь – Венера/Посейдон, и т.д.). Не связан Нептун и с темой изоляции (её разные аспекты соотносятся с Сатурном, Гадесом и Адметом).
в Гамбургской школе обозначает импульс к действию, рост, развитие, трансформацию. Однако он не обозначает иерархию (ею управляет Кронос), массовость (она связана с Точкой Овна и Луной), преступность (ею управляет Гадес), мафию (Гадес/Кронос), сексуальность (за неё отвечает в основном Марс), давящую силу (это Адмет/Вулкан), насилие (это тема Вулкана), смерть (она связана прежде всего с Адметом), разрушение (Марс/Нептун) и т.п.
Что касается отличий в трактовке Лунных Узлов, осей Асцендента и Середины Неба, то о них уже было подробно рассказано в статье “Индивидуальные точки”.
Мне думается, что особенности уранических трактовок классических планет легко объяснить, если мы вспомним, что Витте и его последователи пересмотрели традиционные взгляды на символическую связь между планетами, домами и знаками. А коли так, то закономерно возникает необходимость отрешиться от всех «наслоений» в значениях планет, вызванных соотнесением планет с их ролью управителей тех или иных домов и знаков, — и постараться рассмотреть планетарные энергии в чистом виде. Если мы отбросим тот факт, что Венера в традиционной астрологии считается сигнификатором 2-го дома, то почему мы должны рассматривать её как управителя денег? Если мы не будем считать Плутон управителем Скорпиона и 8-го дома, то почему мы должны связывать его с темой смерти? Если мы забудем о том, что Марс традиционно связывается с Овном, то почему мы должны считать его планетой огня и оружия? И действительно, Марс в Раке или, например, Водолее никак не будет связан с темой огня, а вот особенности деятельности человека он будет описывать в любом знаке и доме. Отделив Плутон от Скорпиона, мы поймём, что плутонианская тема развития и роста вовсе необязательно связана с темой смерти. А отделив значения Венеры от значений Тельца и Весов, мы поймём, что эта планета связана с удовольствием и гармонией, которые далеко не всегда выражаются в денежном эквиваленте или проявляются в партнёрских отношениях.
Таким образом, в Гамбургской школе считается, что планеты сами по себе не должны перенимать значения домов и знаков, поскольку это было бы неправомерным смешением разных слоёв астрологической информации.
10 планет + 8 транснептунов
Теперь потренируемся в использовании всех «букв алфавита» Гамбургской школы. Лишив традиционные планеты ряда их значений, уранические астрологи распределили эти значения среди остальных планет. И без транснептунов этот алфавит не смог бы стать полным. А вот все вместе планеты и точки Гамбургской школы позволяют описывать все явления нашего подлунного мира во всём их многообразии. Суммы и полусуммы планет, зеркальные картины и чувствительные точки позволяют описывать даже очень сложные явления через сочетание планетных принципов, через формулы. И наоборот, после усвоения «гамбургского алфавита» мы легко можем прочитать по математическим формулам этой школы, что в действительности в них подразумевается.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Скажем, в «Правилах» Витте и Лефельдта рядом с формулой Узел+Нептун-Меркурий такую трактовку: «Пылкое воображение». Вначале может вызвать недоумение, что в этой формуле делает Лунный Узел. Да, Нептун — это планета фантазии, Меркурий отвечает за работу ума, но почему Узел?? Однако давайте не будем спешить с выводами, а вспомним те ключевые слова, которые в Гамбургской школе соответствуют перечисленным трём факторам, и составим из этих слов осмысленное предложение. Получится примерно такая фраза: «Установление связей между явлениями (Узел) через интуицию и фантазию (Нептун) в человеческом мышлении (Меркурий)». Не правда ли, полученную фразу можно рассматривать как описание работы воображения? С другой стороны, если мы задумаемся, чем же отличается «пылкое воображение» от просто «воображения», то несомненно, что человек с бурным воображением находит связь между такими явлениями, которые человеку с более приземлённым умом связать никогда не придёт в голову. Именно это и отражают трактовки Витте: сочетание Меркурия и Нептуна у него трактуется как «воображение», а сочетание Узла (ключевое слово — «связь»), Меркурия и Нептуна — «пылкое воображение».
Этот пример хорошо показывает, что когда мы хотим «перевести» те или иные понятия с русского языка на язык уранической астрологии, нам нужно вначале проникнуть в суть того, что это понятие обозначает, а не идти на поводу у буквалистских трактовок. Так, для передачи понятия «пылкое воображение» нам вовсе не понадобилось искать планету, отвечающую за «пылкость» — вместо этого нам пришлось задуматься о том, что означает данное выражение в целом.
Другой пример из того же свода трактовок: Уран+Зевс-Гадес=Солнце означает «ранение гранатой». Почему? Очень просто. Опять подставим вместо планет в формуле ключевые слова, составим из них фразу. Уран + Зевс означает «неожиданное воспламенение», «резкая вспышка», «взрыв». Этот взрыв приводит к чему? Гадес говорит нам, что к повреждению, изъяну, дефекту. Наконец, Солнце показывает нам тот объект, на который пришлось воздействие всей формулы. Солнце — это сигнификатор физического тела человека. Таким образом, мы получаем фразу «Неожиданная вспышка огня (взрыв), приведшая к дефекту человеческого тела». То есть, несомненно, что это может быть не только ранение гранатой, но и другое подобное бедствие, однако ранение гранатой в полученную расшифровку формулы полностью вписывается.
Особо следует остановиться на различиях в трактовке планет, значения которых кажутся очень сходными — и потому представляют ощутимое затруднение у многих, кто овладевает азами «уранического языка».
Первая такая группа — это Марс, Зевс и Вулкан. Все эти планеты так или иначе связаны с активностью, деятельностью, энергией. Но между ними есть очень существенные различия. Так, Марс в Гамбургской не считается планетой, обозначающей источник энергии. Скорее, Марс показывает, как энергия используется. Это планета действий, но не энергии как таковой. С другой стороны, Вулкан символизирует собой именно принцип энергии, а также мощи и насилия (как выражения ничем не сдерживаемой энергии). То есть, Вулкан излучает энергию, а Марс её использует. Наконец, Зевс — это планета потенции, а также направленной, сфокусированной силы. Потому он одновременно управляет такими разными понятиями, как плодородие, творчество, огонь и техника. Зевс никогда не распыляет силы, он их на что-то направляет. И техника — самое наглядное выражение идеи Зевса о том, как оптимально использовать даже малую силу для достижения требуемого результата. Марс тоже в некоторой степени связан с техникой, но в её наиболее простой, механической форме. Давайте посмотрим, как различия между значениями этих планет проявляются в конкретных формулах.
Сочетание «Марс + Вулкан» у Лефельдта трактуется так: «большое усилие; упражнение; мощная активность; большая сила; акты насилия; механические энергии». Все эти трактовки представляют варианты сочетания энергии, мощи и насилия Вулкана с активностью, механической деятельностью и приложением усилий Марса. А вот что получается добавлением к этому сочетанию планет ещё и Зевса: сочетание Марс+Вулкан-Зевс трактуется как «направленные или постоянные механические энергии; контролируемые механические энергии; управление ими и наблюдение за ними».
К этой группе примыкает , тоже связанный с темой энергии. Но Плутон имеет дело с особой энергией — энергией роста, развития, изменения, трансформации. Ни с каким другими энергиями Плутон в Гамбургской школе не связывается.
Может показаться, что в данную группу «энергетических планет» следует также включить . Но в Гамбургской школе Уран сама по себе не считается планетой действия. Он лишь окрашивает действие других планет, создаёт напряжение, поляризацию, эффект неожиданности.
Подытоживая, можно сказать так: акт творения, создания чего-либо с какой-либо целью, управляется Зевсом. Развитие и последующее изменение того, что создал Зевс, управляется Плутоном. Энергию для всего этого поставляет Вулкан. А над приложением всех этих энергий в конкретике жизни работает Марс.
Не меньшие затруднения может вызвать проведение различий между сферами действия Сатурна, Гадеса и Адмета. Все эти планеты могут рассматриваться как «несчастливые», приносящие препятствия и несчастья, разочарования и уныние. Но между ними тоже есть существенные отличия. Вкратце их можно сформулировать следующим образом: Сатурн — это то, что отсекает и тормозит, Гадес — это то, что вызывает отвращение и стыд, Адмет — это то, что направляет к самым глубинам нашего существования, где смерть неизбежна, но и приводит к новому рождению.
То есть, Сатурн — это границы, ограничения, методичное отсечение того, что не вмещается в эти границы. Гадес — то, что находится на самой границе приемлемого или целиком за нею. Адмет — некие глубинные процессы, законы мироздания, которые приводят к блокировке, стагнации, ограничениям. Гравитация, закон всемирного тяготения — самый яркий пример «адметовского» явления.
И Сатурн, и Гадес, и Адмет связаны с прошлым и со старостью. Но все они отражают разные грани этих понятий. Сатурн, скажем так, наиболее прост и наиболее поверхностен, он обычно связан с повседневными «обломами», с персональным прошлым в его простоте, без привязки к судьбе социума и, тем более, мира в целом. Гадес, будучи более дальней планетой, уже затрагивает более широкий контекст, социальный план, историю стран и цивилизаций. Наконец, Адмет как самая дальняя планета из этой тройки позволяет говорить о первопричинах, фундаментальных законах мироздания, о кармическом смысле событий, о мировых циклах, ведущих от рождения к смерти и от смерти — к новому рождению.
Когда происходят какие-то события, связанные с Сатурном — например, развод: , — это означает лишь то, что человек оставляет конкретный брак в личном прошлом. Если же при разводе активизирован Адмет — то речь здесь никак не идёт о штампе в паспорте или раздельном проживании, здесь всё более глубоко и фатально. Так, сочетание Венера/Адмет буквально означает «смерть любви», а Купидон/Адмет — «одиночество». Ощущаете отличие от Сатурна? Такую фундаментальную планету, как Адмет, не интересуют наши паспортные данные, прописка и записи в ЗАГСе, Адмету важна самая суть явлений. Любовь имеет начало и имеет конец, как всё в этом мире — вот о чём говорит нам эта суровая планета, когда сочетается с Венерой или Купидоном.
К этой группе «злотворных планет» примыкает . Он несёт хаос и размывание, потому тоже нередко связан с темой неприятностей и разрушений. Скажем, его сочетание с «брачными планетами» тоже может обозначать развод. И это понятно — как понятно и отличие от Сатурна или Адмета: Нептун не ведёт к резкому разрыву, а скорее мало-помалу подмывает фундамент «семейного гнезда», пока это гнездо не развалится. Нептун рассеивает и распыляет взаимное внимание супругов, расшатывает их отношения, пока в один прекрасный день они не обнаружат, что в их жизни не осталось ничего общего.
Этот пример хорошо показывает, что одно и то же событие (скажем, развод) и одно и то же явление (скажем, старость) могут быть описаны ураническим языком совершенно по-разному — в зависимости от конкретных обстоятельств и от точки зрения того, кто ведёт описание. Здесь нет ничего странного, просто начинающим применять гамбургские методы следует учесть, что, скажем, когда вы рассматриваете гороскопы супружеской пары, пытаясь определить, насколько вероятен развод в ближайшее время, то может сработать не одна формула развода, а другая. Но, конечно, реально надёжным будет то заключение, которые сделано не по одному-единственному показателю, а по совокупности многих. Так что наличие нескольких формул, описывающих одно и то же событие, ничуть не ослабляет уверенность астролога в своих выводах, а наоборот, позволяет укрепить её. Ведь чем больше формул определённого события реализуется одновременно, тем выше вероятность, что это событие действительно случится.
Другая группа планет, значения которых следует различать, — это Луна, Нептун и Посейдон. Воображение, фантазия, интуиция, психика, душевные и духовные порывы — всё это, казалось бы, можно в той или иной степени приписать любой из перечисленных трёх планет. Но в действительности, значения этих планет в Гамбургской школе имеют очень мало общего. Луна с символической точки зрения — это отражение Солнца. Потому с миром эмоций Луна связана настолько, насколько эти эмоции являются отражением происходящих с нами событий (а событие как таковое в уранической астрологии управляется Солнцем). Нептун же, строго напротив, говорит о тех внутренних процессах (впрочем, и внешних тоже), которые кажутся вовсе не связанными с общим ходом жизни — или связанными настолько опосредованно и косвенно, что выглядят как фантазёрство, суеверие или иллюзия. В любом случае, связь с реальностью в случае активизации Нептуна оказывается очень слабой.
«А как же быть со снами? — зададите вы каверзный вопрос. — Сон, как известно, это естественное дополнение нашей реальности, любая активность сменяется релаксацией и потому вполне логично связать сон с Луной. Но с другой стороны, во сне мы видим настолько фантастические веши, настолько далёкие от нашей реальной жизни, что не менее логичным было бы связать сон с Нептуном. А с третьей стороны, если сон действительно представляет осмысление нашей дневной активности — или даже вовсе оказывается впоследствии пророческим, — то получается, что это, опять-таки, проявление Луны, а не Нептуна?»
А вот в таком явлении, как пророческий сон, не обходится без третьей планеты, Посейдона. Ибо Посейдон как самая дальняя планета и самая высшая инстанция символизирует как раз истину в её чистом значении. Такие высшие истины часто кажутся не привязанными к нашей обыденной жизни — и потому классифицируются как фантазии и бредни. Но отличие Посейдона от Нептуна именно в этом: Нептун — это интуиция, Посейдон — это Озарение; Нептун — это фантазия, Посейдон — это Познание, Нептун — это иллюзия, Посейдон — это Мудрость.
Не следует забывать и о таком энергетическом и физическом проявлении Нептуна, как слабость, ощущение вялости. Напомню, что при взаимодействии практически с любой энергетически насыщенной планетой Нептун рассеивает её энергию, откуда и возникает ощущение нехватки сил, расфокусированности внимания и т.п. Ни Луна, ни Посейдон не дают такого эффекта.
Если же рассуждать на уровне физического мира, то различие между данными тремя планетами не менее очевидно: Луна обозначает пассивную, но очень конкретную материю (применительно к человеческому бытию — «женское тело» как архетип пассивности); Нептун обозначает все вещества, которые не имеют наглядной видимой структуры, аморфны, хаотичны — в частности, любые жидкости и газы; Посейдон же связан с самыми тончайшими состояниями материи, которые невозможно пощупать, но можно лишь представить как абстрактные понятия. Это Дух, Логос, Идея, Истина.
Коль скоро мы упомянули о том, что Посейдон связан с идеями, мудростью и познанием, то будет кстати сразу разобраться с отличиями этой планеты от других «информационных планет», каковыми являются Меркурий и Аполлон.
Меркурий — это, прежде всего, планета движения. В том числе и движения мысли, движения информации. Поэтому с Меркурием вполне правомерно связать такие понятия, как «новости», «мнения», «мышление», «разговор», «передача информации». Но Меркурий не описывает процесс возникновения идеи, будь то озарение или результат врождённой мудрости. Это описывается Посейдоном. Если вспомнить концепцию Платона, то можно сказать, что Посейдон управляет высшим «миром Идей», а Меркурий — лишь переносчик этих идей в нашем земном мире. Аполлон же управляет расширением наших возможностей в результате освоения идей, в результате их приложения, в результате того, что идеи превращаются в знания. Потому Аполлон управляет и таким явлением, как наука. Ведь наука — это не просто мудрость и не просто набор мнений. Это сумма знаний, выдержавших испытание на практике, проверенных на опыте. Вообще, «опыт» — одно из ключевых слов для Аполлона. Отсюда становится ясным, почему в Гамбургской школе коммерция и торговля тоже считаются связанными с Аполлоном, а не с Меркурием, как в традиционной астрологии. Ведь любой торговец, любой купец не просто обменивается любыми товарами (вот это было бы по-меркуриански), а исходит из своего опыта торговли, базируется на знании спроса и предложения и, разумеется, стремится к увеличению своей прибыли. » Опыт», «знание», «увеличение» — это всё ключевые слова Аполлона. То есть, если Меркурий стремится просто к движению, то Аполлон — к увеличению, к расширению. Ни один торговец не хочет просто торговать — он хочет прибыли. Потому торговля управляется Аполлоном. И цель учёного — не просто ознакомиться с известными представлениями о мире (тогда это был бы студент, а не учёный), а расширить их. Потому наука также управляется Аполлоном.
Сразу напрашивается следующая пара планет для сравнения: Аполлон и Юпитер. Обе этих планеты считаются планетами успеха и преуспеяния. Но в чём тогда различия?
Главных отличий два. Во-первых, Юпитер в Гамбургской школе не считается обладающим качеством экспансии, расширения, увеличения. Юпитер — это просто принцип счастья, удовлетворённости, радости и удачи. А счастье, как известно, может быть найдено и в малом. Более того, удовлетворённость отнюдь не способствует экспансии, нередко бывает наоборот: когда человек доволен своим состоянием (Юпитер), он не очень-то стремится к новым горизонтам (Аполлон). Очень хорошо это различие между Юпитером и Аполлоном видно на примере того, что первый из них управляет деньгами, а второй — торговлей. Когда у человека сильно активизирован Юпитер — он доволен наличием денег, а когда активизирован Аполлон — стремится увеличить то, что у него есть, — и увеличивает. Успешным человеком можно назвать и того, кто уже владел большой суммой денег, и того, кто её только что приобрёл — но разница очевидна.
Второе отличие в том, что Юпитер в уранической астрологии — это планета личного счастья, личного успеха, личной фортуны. Тогда как все транснептуны (включая Аполлон) символизируют выход на надличностный уровень, будь то социальное взаимодействие или высшие законы бытия. Потому можно сказать, что Юпитер отвечает за личное понимание успеха, а Аполлон — за социальное его понимание.
Аналогичным образом можно определить различие между Венерой и Аполлоном. Обоим этим планетам соответствует такое ключевое слово, как «мир». Но Венера говорит о миролюбии и гармоничности на личном уровне, в то время как Аполлон символизирует мир на земном шаре и процветание целых стран и народов.
Необходимо также разобраться в отличиях между Венерой и Юпитером. Чем гармоничность первой отличается от удовлетворённости второго? Дело в том, что Юпитер обозначает факт удачи, состояние счастья, наличие денег, тогда как Венера говорит лишь о том, что нас привлекает, что нам нравится, что мы любим — но не факт, что мы этим обладаем. Наличие денег () и любовь к деньгам — это, как говорится, две большие разницы. Но Венера не говорит и о том, что мы не обладаем тем, к чему нас тянет. Мы можем купить то, что нас привлекло в витрине, оказаться в том месте, которое нам нравится, покорить объект нашей любви и т.д. — достигнув таким образом состояния гармонии. Но «гармония» — это вторичное значение данной планеты, в первую очередь Венера всё же символизирует само чувство неравнодушия к чему-либо, сам процесс притяжения к чему-либо.
И ещё одна планета, круг значений которой близок к венерианскому, — это . Если Венера — планета любви, то Купидон — планета брака. Если Венера обозначает наше притяжение к чему-то или кому-то, то Купидон обозначает слияние в единое целое — причём слияние, в первую очередь понимаемое в социальном плане. Таким образом, Купидон обозначает не только семью, но всевозможные общественные организации, социальные объединения, фирмы, компании и так далее, а также символизирует умение вписаться в общество, «социабельность» конкретного человека. Главное, что следует запомнить: Купидон обозначает ситуации синтеза. В этом его ключевое отличие от всех прочих факторов, обозначающих разного рода контакты и связи. Так, ось Асцендента обозначает ситуации, когда есть чёткое противопоставление «Я — Ты», «Я — окружающий мир» и т.п. Синтезом здесь и не пахнет. Лунные Узлы, говорящие о разного рода контактах, тоже никак не подразумевают наше слияние в этих контактах. Точка Овна указывает на социальный контекст, на мнение общественности, на события в мире, но тоже скорее противопоставляет нас миру в целом (вот каков ты, а вот каков мир), нежели говорит о нашем слиянии с этим миром.
Конечно, сфера действия Купидона не ограничивается лишь социальной жизнью, его влияние ощутимо всюду, где отдельные предметы сливаются в единое целое, будь то вязанка хвороста, коллекция марок или музыка (где отдельные ноты сливаются в единую мелодию). Кстати, последний пример объясняет, почему вообще любой вид искусства в Гамбургской школе связывается с Купидоном.
Осталась последняя планета, о которой в этой статье мы пока не сказали ни слова. Это . У него тоже есть некоторые значения, которые перекликаются со значениями других планет. Например, тема власти и руководства связана не только с Кроносом, но и с Зевсом, и с Вулканом. Однако смысл различий здесь уловить очень легко.
Кронос — это планета высоты. Высота власти, высота авторитета, все вышестоящие лица и организации связаны с этой планетой. По сути, вся вертикаль власти описывается Кроносом.
Вулкан — это планета мощи. Поэтому Вулкан бывает связан с темой власти, когда речь идёт о силовом давлении, о «праве сильного».
Наконец, Зевс — это планета целеустремлённости. Потому он обозначает тех лидеров и руководителей, которые не столько обладают формальной властью, сколько видят цель и заражают других людей уверенностью в том, что и как надо делать. Когда из разношёрстной группы людей, оказавшихся, например, в горящем доме, выдвигается человек, который быстро и сноровисто начинает действовать и давать команды, кому через какую дверь попробовать пробиться сквозь огонь, кому спасать детей и имущество, кому звонить в службу спасения, а кому искать огнетушители — это человек Зевса. И вовсе не факт, что это будет самый сильный человек (человек Вулкана) или самый высокопоставленный (человек Кроноса).
Общая классификация планет
Разобравшись в нюансах значений планет, сведём теперь все планеты в единую классификационную схему.
Восемь традиционных планет (от Меркурия до Плутона) и восемь фиктивных транснептунов (от Купидона до Посейдона) в Гамбургской школе объединяют в четыре группы по четыре планеты. Каждой из этих групп символически соответствует определённая индивидуальная точка. Рассмотрим их все по очереди.
Марс, Юпитер, Сатурн и Уран. Эта группа планет символически соотносится с Солнцем как источником жизни. Взаимными сочетаниями этих планет описывается фундамент событий жизни. Так, Марс отвечает за жизнедеятельность, а совместно с Ураном — за ритм жизненной активности; Марс совместно с Юпитером управляют рождением, первым криком; а совместно с Сатурном — прерыванием работы, болезнями. Сам Юпитер управляет жизненным успехом; а совместно с Сатурном обозначает старение. Сам Сатурн обозначает старость как таковую; а совместное влияние Сатурна с Ураном отражает процесс умирания, окончательного отделения.
Нептун, Плутон, Купидон и Гадес. Общим «управителем времени» является Меридиан (МС). При этом Плутон символизирует конструктивные, или укрепляющие силы прошлого, Гадес — деструктивные, или ослабляющие влияния прошлого, Купидон — конструктивные, укрепляющие силы будущего, а Нептун — деструктивные, ослабляющие влияния будущего. Любопытно, что на практике (в том числе в разного рода формулах) понятие «прошлое» связывается практически всегда лишь с Гадесом, а понятие «будущее» — лишь с Нептуном. И это вполне объяснимо. Тут нет никакой «дискриминации» по отношению к Плутону и Купидону — просто астрологи закономерно концентрируются на том, что клиента беспокоит. То, что нас волнует и беспокоит в прошлом, управляется именно Гадесом. Потому с ним и связаны, с одной стороны, разного рода тайны и постыдные вещи, ослабляющие нас, а с другой стороны — история, археология, исследовательская деятельность, медицина как работа с уже заболевшими людьми, разного рода службы сервиса, решающие уже возникшие проблемы. То, что нас волнует и беспокоит в будущем, управляется именно Нептуном. Потому с ним и связаны разного рода предчувствия, ослабляющие нас сомнения, иллюзии, а также всё, относящееся к процессу нарастания энтропии — потери, распад, угасание, растворение, хаос; как известно из физики, что бы мы ни делали, энтропия увеличивается, и любыми своими действиями мы увеличиваем хаос.
Что касается Плутона и Купидона, то они никак не связаны с предметами хлопот в прошлом либо будущем, они, напротив, укрепляют нас. Это может удивить знающих традиционную астрологию, ведь там Плутон считается планетой жестоких событий, трансформаций и смерти. Но в Гамбургской школе Плутон не связан со смертью, а ключевое слово «трансформация», оставленное за этой планетой, понимается не как «фатальное изменение», а скорее как «неизбежное развитие, движущее эволюцию». Скажем, рост дерева из семечка — это, безусловно, трансформация семечка, и этот процесс описывается именно Плутоном. Потому Плутон и символизирует «конструктивную и укрепляющую силу прошлого». Ибо если семена развиваются и растут в настоящем времени, значит, они были посеяны в прошлом. Вместе с тем, «укрепляющая сила» — это не всегда синоним «позитивной силы». Ведь укрепляться могут и негативные проявления. Поясню всё сказанное про Плутон на конкретном примере. Возьмём сочетание MA/SA, которое в Гамбургской школе означает болезни и смерть — как прерывание (Сатурн) нормальной жизнедеятельности (Марс). Если уранический астролог увидит, что на натальную ось MA/SA пришёл транзитный или дирекционный Плутон, то он не сделает заключения о смерти или болезни в данный период, скорее, он решит, что в этот момент Плутон «заронит семена» болезни, которая разовьётся в будущем. То есть, когда наступит болезнь, мы будем вправе сказать, что Плутон «укрепил» её из прошлого. Таким образом, Плутон и Гадес представляют собой две противовесные силы прошлого, укрепляющую и ослабляющую. Сходным образом, и Купидон представляет собой укрепляющие силы в противовес распыляющему силы Нептуну. Если Нептун разрушает целостность и несёт хаос, то Купидон создаёт и укрепляет целостность, несёт синтез.
Зевс, Кронос, Аполлон и Адмет. Общим «управителем пространства» является Асцендент. Зевс управляет всем, что расположено близко, он фокусирует силы и внимание на близких предметах. Аполлон управляет всем, что находится вдали, он распространяет силы и внимание на далёкие пространства. Кронос управляет всем, расположенным высоко и направленным вверх (как в прямом, так и в переносном смысле). Наконец, Адмет управляет всем, расположенным глубоко и направленным вниз, вглубь, к самым корням.
Итак, мы перечислили четыре группы планет, соотносимых с четырьмя индивидуальными точками. Эту связь планет с индивидуальными точками следует понимать вполне конкретно: именно в сочетании с Асцендентом «планеты пространства» наиболее чётко описывают пространственные характеристики события (например, AS/AP — дальнее расстояние); именно в сочетании с Солнцем «планеты жизни» обозначают события в жизни организма; именно в сочетании с Точкой Овна «планеты материи и энергии» символизируют главные космические начала; именно в сочетании с Меридианом «планеты времени» описывают концентрацию натива на определённом времени.
Но как же быть с такими личными точками, как Луна и Лунный Узел, спросите вы. Неужели они выпадают из схемы? Спешу вас успокоить: эти точки тоже включены в данную классификацию, им отведена роль факторов, объединяющих значения двух групп планет. Так, Луна связывает группы жизни и времени, а Лунный Узел — группы времени и пространства.
Наконец, подобно тому, как Точка Овна связывает значения самых «низших» планет с самыми «высшими», она же объединяет значения вообще всех четырёх групп планет и личных точек — ибо именно Зодиак является тем жизненным полем, тем Кругом Жизни, на котором происходит взаимодействие всех астрологических факторов.
Представим всё это в виде итоговой схемы:
Конечно, это лишь символическая схема, призванная объяснить самый фундамент значений планет. И на этом фундаменте можно выстроить множество других классификаций, которые придадут значениям планет разные нюансы. Так, в предыдущей части статьи мы говорили о том, что объединяет и различает Марс, Зевс, Вулкан и Плутон. Все эти планеты можно назвать в той или иной степени «планетами энергии» — хотя, согласно приведённой только что схеме, фундаментальный принцип энергии связан лишь с Вулканом. Аналогичным образом, мы обсуждали тот факт, что три планеты (Сатурн, Гадес и Адмет) так или иначе описывают прошлое и наше отношение к нему — хотя, если верить схеме, понятие «прошлое время» как фундаментальное значение из этих планет приписано лишь Гадесу. Надеюсь, что это никоим образом не запутает вдумчивого читателя.
18.07.2004, 21-4 ,
Сергиев Посад
Обсудить на форумах A*R*G*O
Урани́ческая астроло́гия, известная также как Га́мбургская шко́ла астро́логии — это одна из современных форм астрологии, возникшая в 20-е годы XX века в Германии. Её основными элементами являются:
Основные положения Уранической астрологии сформулированы в начале 20-х годов XX века Альфредом Витте и развиты Фридрихом Зиггерюном.
Цель настоящей статьи (возможно, серии статей) – популяризовать методику Гамбургской Школы среди русскоязычных астрологов. Изложение будет, по возможности, в максимально доступной форме. При этом пришлось на данном этапе упростить многие моменты, избегая излишних теоретических выводов и используя минимум математических выкладок. Так что, уважаемые коллеги — специалисты данного направления, не судите меня строго. Со временем буду восполнять нюансы. Не смотря на упрощённость изложения материала, предполагается, что читающий владеет базовыми астрологическими знаниями.
Планируется, что уже после первой статьи, изучающий сможет использовать элементы этой техники в собственной практике. Естественно, если будет внимательно читать, и пробовать сам.
Практические примеры будут разбираться с помощью астрологической программы Zeus.
Итак, что же такое Гамбургская астрология. Она же известна под названием Ураническая астрология. Также, многие из Вас, вероятно, слышали такое понятие как Космобиология, которая является упрощённым вариантом Уранической астрологии. Между вышеприведёнными направлениями есть некоторые различия, но в дальнейшем, буду употреблять термин ГША (Гамбургская Школа Астрологии).
Должен сказать, что ГША является самостоятельным направлением в астрологии, а не дополнением или изменением существующих. Используются совершенно другие методы и техники по сравнению с, например, классической астрологией.
Говоря о ГША, невозможно не упомянуть о её создателе. Идейным вдохновителем является Альфред Витте (1878-1941). Не удовлетворившись точностью традиционной астрологии, он стал разрабатывать собственную систему, переосмысливая древние астрологические принципы. Свои наработки проверял на большом количестве практического материала. Издавал статьи в журнале «Astrologische Rundschau» в 1920-х годах. Его разработки оказались настолько прогрессивными и интересными, что вокруг него стали собираться единомышленники. Первые его лекции проходили в Гамбургском «Кеплеровском обществе». С конца 1920-х годов его идеи стали распространяться и по другим астрологическим клубам, далее и по всему миру. Отсюда должно быть понятно, почему данное направление называется Гамбургским.
С подробностями биографии А. Витте, а также и с его значимыми учениками и единомышленниками можно ознакомиться, например, в книге Д. Куталёва и К. Арева «Очерки по Уранической астрологии». Также, кто владеет немецким и (или) английским, найдут немало информации и литературы на сайте https://www.witte-verlag.com/. Ну а для особо пытливых Google в помощь.
Итак, начнём. Если Вы уже изучали классическую астрологию, на время предлагаю забыть про управления, эссенциальные и акцедентальные качества, системы домов и т.д. Аспекты же, используемые в ГША, как правило, следующие: 0°; 180°; 90°; 45°; 22,5°; 11,25°. Если обратите внимание, все они получаются делением 360 на определённую степень двойки: 360/(2n). Более мелкие, как правило, не используются. Вышеупомянутые аспекты — аспекты . Между собой они принципиально по качеству не отличаются. Поэтому далее, когда в карте будем наблюдать подобный аспект между любыми объектами, будем уже знать, что между объектами есть взаимодействие.
Объекты, используемые в ГША:
ВиттеЗиггрюнаРудольф Лефельдт Ниггеман ЭмерсонуНациональном Совете Геокосмических
ИсследованийСиммс
Г.ш.а. оказала большое влияние на развитие многих направлений в современной
астрологии (см., в частности, Космобиология).
Одним из ключевых моментов, отличающих Г.ш.а., является утверждение
о том, что реально действующими и значимыми для определения событий являются
аспекты, порождённые числами 2, 4, 8, 16 (эти аспекты в традиционной астрологии
называются напряжёнными аспектами). При этом астрологи Г.ш.а. практически
отказались от использования прочих аспектов.
Другим важнейшим принципом Г.ш.а. стало возрождение и переосмысление
старинных систем жребиев и мидпойнтов.
Витте пришёл к выводу, что симметричное расположение планет (и др. элементов
гороскопа) относительно какой-либо оси является не менее важным, чем дуговые
аспекты. Витте дал этому явлению название планетарной картины. Настольной
книгой астрологов Г.ш.а. являются «Правила планетарных картин» («Regelwerk
für Planetenbilder»; 1-е изд. 1928), где изложены характеристики всех
возможных сочетаний трёх элементов гороскопа, а также приведён ряд формул
с участием четырёх элементов.
Для удобства определения аспектов и планетарных картин были введены
подвижные круговые шкалы, имеющие
в своей основе тот же принцип, что и карты гармоник. Основными являются
360-градусная и 90-градусная шкалы.
Пунктом системы Г.ш.а., вызвавшим, пожалуй, наиболее ожесточённые споры,
явилось введение в астрологический анализ восьми «тонкоматериальных» фиктивных
планет, называемых обычно транснептунидами. Эти восемь точек,
математически рассчитанные Витте и Зиггрюном, используются в Г.ш.а. наряду
с традиционными элементами. Т.о., всего астрологами этой школы учитывается
22 основные чувствительные точки (точнее, 22 оси): Солнце, Луна, ось Лунных
Узлов, ось Асцендент/Десцендент, ось MC/IC, Овна точка, Меркурий,
Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, а также транснептуниды
Купидон, Гадес, Зевс, Кронос, Аполлон,
Адмет, Вулкан, Посейдон. Первые шесть перечисленных
точек (осей) называются индивидуальными точками (личными, личностными,
персональными). Считается, что эти шесть точек имеют основное значение
в гороскопе, и исследуется прежде всего именно их положение и взаимодействие.
В Г.ш.а. существует особая концепция систем домов гороскопа. Для разрешения
проблемы искажений, возникающих при использовании квадрантных систем домов
на высоких широтах, Витте отверг все подходы, в которых Середина Неба и
Асцендент связаны в единую систему домов. Он предложил отдельно анализировать
гороскоп, в котором дома отсчитываются от Асцендента, и отдельно — меридианный
гороскоп, а затем синтезировать полученные результаты. Кроме того, в Г.ш.а.
исследуются и карты с домами, отсчитываемыми от всех остальных индивидуальных
точек.
Т.о., всего используется 6 гороскопов: меридианный гороскоп, асцендентный
гороскоп, земной гороскоп, узловой гороскоп, солнечный гороскоп и лунный
гороскоп. Расчёт Асцендента и Меридиана в Г.ш.а. таков же, как и в других
астрологических школах, и значения планет в домах те же, что и во всех
направлениях астрологии. Однако при интерпретации домов учитываются особенности
значений каждого из 6 гороскопов. Например, десятый дом Меридиана имеет
то же значение, что и десятый дом Асцендента, но в меридианном гороскопе
значение направлено на психическое, личное и социальное, тогда как в асцендентном
гороскопе оно направлено на внешний мир, на других людей.
В связи с тем, что в Г.ш.а. используется обширнейший набор чувствительных
точек и их комбинаций, астрологи этой школы придерживаются очень жёстких
орбисов. Обычно максимальным орбисом считается 1°30′ (для
основных аспектов), а в большинстве случаев используется орбис 1°
и менее. Для таких аспектов, как 22°30′, допустим орбис не более
15′. Для дирекций в качестве орбиса
берутся 3-4 угловых минуты. Основное внимание уделяется точнейшим аспектам
(эксактам).
Из прогностических методик в Г.ш.а.
в основном используются вторичные прогрессии, дирекции солнечной
дуги и транзиты. Принципы при рассмотрении
прогностических карт принимаются те же, что и при анализе радикса:
изучаются планетарные картины, образуемые прогрессивными планетами совместно
с натальными, и т.д.
В Г.ш.а. за более чем полувековую историю развития было также разработано
большое количество других, более частных методик. См. Магический квадрат,
Солнечные зависимости, Меридиан дня, Параллель.
Рекомендуемая литература
1. Witte A. Regelwerk für
Planetenbilder./ Bearbeitet und heraugegeben von L. Rudolph; überarbeitet,
erweitert und ergänzt
durch die Assagen über
Pluto und die von F. Sieggrün; berechneten Transneptunplaneten Apollon,
Admetos, Vulkanus und Poseidon von H. Lefeldt.2. Simms M. K. Dial Detective. Investigation with the 90°
Dial.3. Bruster U. Gibt es feinstoffliche Planeten?// Hamburger Hefte.
— 1993. — I.4. Lewis J. R. The Astrology Encyclopedia.5. Naylor P. I. H. Astrology: an historical examination.6. Becker U. Lexicon der Astrologie. Astrologie — Astronomie — Kosmologie.7. Bertucelli P. Horoskopscheiben und Harmonics.// Hamburger Hefte.
-1993. — IV.8. Шпорнер Г. Введение в методы Гамбургской школы.9. Эбертин Р. Комбинация влияний небесных тел.10. Рудольф У. Альфред Витте и Гамбургская школа.// Астролог. -1997.
— N2.11. Хаммерслаф Б. Предсказание назад и вперёд. Современная техника
расчёта времени и ректификации.12. Донас Э. Б. Системы астрологических домов.13. Дарлинг Г. Сущность медицинской астрологии.
Гамбургская школа астрологии (ГША)
Удивительное течение и отдельная ветвь современной астрологии.
Гамбургская школа Астрологии (ГША), или Ураническая астрология – это удивительное течение и отдельная ветвь современной астрологии. Эта система была создана в Германии в 20 -х годах ХХ в. В этот период значительно возросло увлечение духовными доктринами и астрологией.
Параллельно с изучением традиционной астрологии немецкие астрологи выдвигали много новых интересных идей и подходов. Они были оформлены Альфредом Витте в новаторскую астрологическую методику. Он двигался новой дорогой, заново открывая древние знания.
Чтение А. Витте астрологических лекций привело к резкой критике новой системы теми, кто не мог принять новые взгляды. Витте отказался от анализа отдельных аспектов, он научил нас видеть «планетные картины» в виде математических уравнений. Он основывался на математическом методе для исследования гороскопа. Он ввел и использовал короткие четкие интерпретации. Одним из принципов Гамбургской школы астрологии является возрождение и переоценка древних систем жребиев и средних точек.
Кроме того, А. Витте создал новую систему домов. Также изобретением А. Витте является вращающийся 90градусный диск. С его помощью можно изучить гороскоп как симметричную структуру. Он ввел систему мидпойнтов, зеркальных точек и гармоники. Большое раздражение среди астрологов вызвало использование восьми «транснептунов». Это название использовалось потому, что еще не был открыт Плутон. Для них были рассчитаны эфемериды. С этими восемью математически рассчитанными точками работают в ГША вместе с классическими компонентами.
Идеи А. Витте сталкивались с сильным противодействием, но вместе с тем система, представленная им, стала активно применяться астрологами. Гамбургская школа оказала влияние на таких астрологов, как Эбертин и Ф. Глан, и такое направление, как «космобиология». Высокая точность прогнозов делает методы ГША очень привлекательными для современных астрологов.
В период с 1976 по 2002 гг. во главе Астрологического Исследовательского Общества Гамбургской Школы стоял Удо Рудольф. Его вклад в продвижение идей ГША в различных странах нельзя переоценить.
Он дважды приезжал в Россию со своими лекциями, в одну из своих поездок он побывал в нашей школе.
Инструменты ГША непривычны для традиционного астролога, но если не испугаться, и приложить некоторые усилия (как и в любом новом деле!), то результаты превзойдут любые ожидания и обязательно вознаградят астролога. В то же время, не стоит отбрасывать уже наработанные вами старые методы.
Если вы подойдете к изучению ГША «без фанатизма» и практично, вы наверняка по-новому посмотрите на астрологию и знакомые вам карты.
В разные годы курс ГША в нашей школе читали Д. Куталев и К. Арев, способствующие развитию Уранической астрологии в нашей стране. В настоящее время наша школа является единственной, в которой Гамбургская астрология представлена полноценным лекционно-практическим курсом, рассчитанным на 1 учебный год.
Ведущие представители Гамбургской школы
13 лекционно-практических занятий