«Общая астрология» Авессалома Подводного

астролог Александр Колесников

Приближается завершение работы над рукописью книги о склонении, запланированной к выходу в 2022 году в издательстве «Мир Урании», и я повсюду ищу примеры аспектов склонения. Взглянул на карту предстоящего летнего солнцестояния, и нашёл кое-что интересное.

Посмотрите, как в карте, построенной на Москву, акцентированы оба светила. Солнце, символ центральной власти, находится в 10-м доме авторитета и статуса. Для него важно утвердить своё влияние. Однако Солнце находится в квинконсе и одновременно контрпараллели с Плутоном. Квинконс способен предвещать что угодно, только не спокойствие, а контрпараллель очень важна именно в мунданных картах, поскольку средняя точка в склонении между образующими её планетами попадает точно на небесный экватор. Являющийся проекцией экватора земного, и потому эффект от контрпараллели легко способен принять глобальные масштабы.

Если между планетами образуется аспект сразу в двух измерениях (долготе и склонении), это, можно сказать, «аспект в квадрате», он особенно важен и силён. Каковы темы Солнца и Плутона? Почитайте «Комбинацию влияний небесных тел» Рейнгольда Эбертина.

Луна, тоже угловая, как и Солнце, и она тоже аспектирована в двух уровнях: квадратура с Солнцем, соединение и контрпараллель с Юпитером, параллель с Нептуном. Если трактовать Луну как народные массы, население, её стремления не особо гармонично сочетаются с интересами центральной власти. Квадратура — это аспект двух машин, встретившихся на перекрёстке. Они движутся в разных направлениях, и потому между ними возникает напряжённость. Луна оптимистична, до воинственности (Юпитер, Овен) и ею правят идеологические и/или религиозные концепции (Нептун). Её положение в 7-м доме указывает на актуальность взаимоотношений с партнёрами, оппонентами, другими людьми.

Так аспекты склонения могут помочь расставить акценты в карте: если они подтверждаются аспектами долготы, результат взаимодействия планет становится особо важным.

Книга Александра Колесникова «Забытая астрология: склонение, аспекты склонения и запредельные планеты» выходит в издательстве «Мир Урании» в 2022 году

Александр Колесников
Сайт автора: https://galactica.ru/

См.также:
Об авторе

Пример применения вимшоттари-даши с вавилонской аянамшей.

Вавилонский джйотиш работает с зеркальной аянамшей, которая подобна Лахири, но отсчитывается в противоположную сторону, чтобы 0 Овна сидерического Зодиака зеркально отражали 0 Овна вавилонского Зодиака относительно точки Весеннего равноденствия.

В подтверждение этого положения возьмём пример из практики доктора К. Н. Рао — гороскоп прьемьер-министра Индии Чандракешара — 17.04.1927, 06:51.

Доктор Рао сделал блестящее предсказание будущему министру на основе чара-даши Джаймини, тогда как остальные астрологи предсказывали неудачу на основании того, что в вимшоттари-даше в махадашу падающего Меркурия в Рыбах (в сидерическом Зодиаке) никакого возмвышения быть не может. Он, тем не менее, стал прьемьер министром в махадашу Меркурия и антардашу Луны, в начале 1990 года, но был смещён в ту же самую дашу через 7 месяцев, в ноябре 1990 года.

Построим гороскоп Чандракешара с использованием вавилонской обратной аянамши.

Лагна попадает в Телец.

  • Солнце — 18 Тельца в первом доме в 1\9 Девы во вриддха-авастхе.
  • Луна — 18 Скорпиона в седьмом доме в 1\9 Стрельца в юва-авастхе.
  • Марс — 22 Рака в третьем доме в 1\9 Весов в кумара-авастхе.
  • Меркурий — 22 Овна в двенадцатом доме в 1\9 Весов во вриддха-авастхе.
  • Юпитер — 13 Овна в двенадцатом доме в 1\9 Льва в юва-авастхе.
  • Венера — 23 Близнецов во втором доме в 1\9 Овна во вриддха-авастхе.
  • Сатурн — 29 Стрельца в восьмом доме в 1\9 Стрельца в мрита-авастхе.
  • Раху — 22 Рака в третьем доме в 1\9 Козерога в юва-авастхе.
  • Кету — 22 Козерога в 9-м доме в 1\9 Рака в мрита-авастхе.

Также отметим, что Луна является полной, хоть и в падении, что улучшает её значение.

В вимшоттари даше у нас получается махадаша Меркурия в 12-м доме, в Овне, во враждебном знаке (Марс в Раке), но соединённого с Юпитером.

Рассмотрим толкование Брихат-парашара-хора-шастры для махадаши Меркурия:

«49:62-65. Если Буддха экзальтирован, расположен в своём раши, кендре, триконе, дружественном раши, то он даёт счастье, приобретение богатства, процветание, популярность, собственность, получение высшего образования и вознаграждения от правителей, острый интерес к благочестивым делам, тёплые отношения с женой и детьми, крепкое здоровье, удовлетворённость, хорошее питание и прибыль в бизнессе. Если Буддха аспектируется или соединён с благотворными грахами и правителем 10-й бхавы или обладает бхава-балой, его даша даст полные результаты.

Рассмотрим указания Брихат-Парашара-хора-шастры для антардаши Луны в махадашу Меркурия:

Данное указание антардаши Меркурий\Луна справедливо и для сидерического зодиака, для аянамши Лахири, и для вавилонской аянамши.

Итого. В сидерическом Зодиаке махадаша Меркурия — это просто даша одинокого Меркурия в 12-м доме в Рыбах в 1\9 Льва без аспектов. Тогда как с вавилонской аянамшей у нас Меркурий поддержан соединением с Юпитером и в соответсвтием с текстом Парашара-хора-шастры даёт и хорошие результаты в середине периода, и плохие ближе к концу из-за расположения в 12 доме. Полная, но падающая Луна в 7-м доме подчёркивает мотив скандального возвышения, окончившегося отставой всего через 7 месяцев после назначения.


Астрология прошла долгий путь в своем развитии, вобрав за прошедшие столетия в себя как работающие, так и довольно сомнительные, откровенно устаревшие идеи. Сегодня мы поговорим о четырех идеях в астрологии, которые являются крайне сомнительными и нуждаются в пересмотре.

Часть 1: Первый дом — это дом личности

Средневековую астрологию особо не интересовали астропсихологические методики, тем более что и психологии как таковой в то время еще не существовало. Понимание человеческой души (психики) в XIV и XXI веке — две большие разницы. Астрологию прошлого занимали, прежде всего, предсказания будущего. Свои выводы астрологи минувшего делали во многом благодаря изучению распределения планет по домам гороскопа. Понятие личности и психики было в минувшие века разработано слабо. И за это корить своих предшественников мы не имеем права. Ведь любая дисциплина склонна впитывать в себя как достижения, так и суеверия своей эпохи. Но удивляет тот факт, сколь оказались живучи воззрения средневековых астрологов.

Уж на дворе XXI век, а до сих пор во многих (хотя бы не во всех) астрологических книгах мы обнаруживаем, что первый дом считается домом личности. Вы можете прочитать следующее: «Первый дом — самый важный дом карты рождения. С него все начинается, и не будет большим преувеличением сказать, что все остальные дома в каком-то смысле являются лишь продолжением дома Номер Один». (Израитель, Астрология человека, с. 313) Или: «I дом — главный дом в любом гороскопе. В некоторых астрологических системах является основой анализа личности вместо знака, где расположено Солнце» (Величко, Энциклопедия домов гороскопа, с. 19). «Практика показывает, что Асцендент и I дом в сочетании с Точкой счастья (Колесом фортуны) способны предоставить до 70% информации о свойствах личности и предположительно прогнозировать судьбу человека» (Величко, Энциклопедия домов гороскопа, с. 20).

При этом авторов не смущает, что далее они дают первому дому карты одновременно такие характеристики, как дом личности, темперамента, миросозерцания, самоосознания, общего жизненного направления, а также имиджа, социальной маски, внешности, первого впечатления от человека. Современному астропсихологу очевидно, что эго, самоосознание, взгляд на мир и себя не связаны с первым домом — это темы Солнца, темперамент описывается распределением всех планет по стихиям и крестам, а также уточняется некоторыми другими методиками (вроде учета распределения планет по полусферам и фигур Джонса).

Фактически первый дом описывает «персону» — имидж или социальную маску человека. Но если для средневековой астрологии между имиджем и подлинной личностью разницы не было (а к какому еще выводу мы можем прийти?), то для нас это принципиально разные понятия. Личность — это не то, каким я кажусь. Личность — это вся карта целиком, со всеми ее плюсами и минусами, причем сердцевина, ядро личности — это Солнце и Луна, но не первый дом.

К сожалению, плоды астропсихологического просвещения всходят не столь быстро, как хотелось бы, и вы наверняка еще встретите в книгах мысли о том, как принципиально важен I дом и что управитель Асцендента, названный ни много ни мало управителем карты, поведает в целом о судьбе человека. Но все не так просто и однозначно. Лучше не тешить себя иллюзиями, слепо доверяясь трактовкам средневековых авторов. Это поможет избежать грубых ошибок в толковании и прогнозировании.

Часть 2: Пресловутая Луна без курса

В современной астрологической литературе поверхностного, некритичного толка широко распространено такое понятие, как Луна без курса. Это синоним таких словосочетаний, как холостая Луна, неэффективная Луна и Луна в свободном уходе. Утверждается, что если ночное светило в момент важного для нас начинания или события не делает мажорных аспектов к другим планетам, покидая знак Зодиака — то это весьма неблагоприятно.

Если механизм Луны без курса все еще непонятен, скажем другими словами. Под периодом холостой Луны понимают время, когда Луна уже прошла аспекты с планетами, пребывая в каком-то из знаков Зодиака, но при этом в следующий знак она пока не перешла. Вообще, такая ситуация является довольно частой. Она случается в среднем каждые 2,5 дня. При этом, конечно, речь идет о внешней транзитной ситуации. Эта концепция крайне суеверна, не правдива и имеет массу слабых сторон, не выдерживая никакой критики. К сожалению, значительное число астрологов бездумно утверждает (или повторяет за другими), что в период холостой Луны нужно обязательно отложить все важные дела, не начинать ничего нового, потому что ситуация и планы обязательно выйдут из-под контроля. Зато в это время разрешается отдыхать или заниматься бытовыми повседневными делами.

Во-первых, какое отношение Луна имеет к начинаниям? Такая аналогия является грубым нарушением астрологической логики. За инициативы отвечают Марс и первый дом карты, но не Луна. Ее ключевые слова — эмоциональные реакции, отдых, расслабление, дом, быт, семья и подобное. Мы хорошо знаем, что транзитная Луна описывает, прежде всего, изменения настроения, редко давая важные события. У каждой планеты есть своя «епархия». Если мы планируем удачную деловую переписку или звонок, то учтем именно аспекты Меркурия, новый бизнес-проект — аспекты Марса, устройство на работу — Сатурна и т.д. При чем здесь Луна, которая будто бы важна в «любых» начинаниях? Рассуждая логически, это даже хорошо, если Луна в момент некоего проекта (но не женитьбы, ведь она сигнифицирует семью) не будет иметь аспектов: работа не будет находиться под воздействием настроения или жены.

Во-вторых, Луна без курса — это описание общей транзитной ситуации. Каждый, работающий с транзитной астрологией для частных прогнозов, знает, что реальные события в жизни людей смотрятся по наложению транзитных планет на натальную карту. И если для всех сейчас Луна может не иметь аспектов с другими транзитными планетами, какое это имеет значение, если при наложении на вашу карту она запросто может создавать ряд аспектов с натальными планетами, что куда важнее?

В-третьих, если представить, что Луна всегда очень значима в транзитах (что совершенно не так), то какая ее позиция будет считаться «холостой»? Здесь мы приходим к дискуссионному вопросу орбисов. В одних школах Луна имеет орбис в 6 градусов (ВШКА), в других — 12 (МАА). Ричард Тарнас и вовсе использует в своих исследованиях орбис в 15 градусов. Там, где один увидит холостую Луну, другой усмотрит наличие аспекта. Да и почему мы ограничиваемся мажорными аспектами, разве минорные совсем не работают (если аспект Луны так важен)? На самом деле, подключение к данной концепции минорных аспектов полностью разрушит ее, ведь минорные аспекты резко сократят вероятность того, что Луна не имеет хоть какого-то аспекта.

В-четвертых, если так уж принципиально неблагоприятна ситуация, когда Луна, идя по знаку, больше не создает мажорных аспектов (что, конечно, не так), то совершенно логично учитывать это правило и для всех остальных планет — Солнца, Меркурия и т.д. Но нет же. Такого отношения к вопросу вы не встретите на просторах Интернета, забитого таблицами «холостой» Луны. Вы не увидите там таблиц «холостого» Меркурия, Венеры или Марса.

Таким образом, относительно широкое использование в повседневности Луны без курса — это один из астрологических мифов или суеверий, усложняющих итак непростую жизнь доверчивых граждан. В книгах серьезных астрологов вы редко встретите размышления о Луне без курса. Скорее такая «находка» должна вас насторожить, намекая на бульварный характер сочинения.

Идея применимости свободного ухода планеты из знака Зодиака активно разрабатывалась в хорарной астрологии. Там эта техника может принести некую пользу. Но перенос такой логики на натальную или транзитную астрологию не обоснован и вреден. В натальной астрологии подобное заблуждение уже успешно преодолено, но все еще, как видим, держится в астрологии транзитной.

Часть 3: Связь дней недели с утвержденной в древности последовательностью планет

Связь дней недели с определенными планетами-управителями называется Звездой магов или Халдейским рядом. Данная астрологическая идея проникла в европейскую культуру из Месопотамии, где стала использоваться для порядка имен дней недели.

Халдейский ряд — концепция нехитрая, в ней планеты проставлены по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звезд: Сатурн-Юпитер-Марс-Солнце-Венера-Меркурий-Луна. Нанеся значки планет из этого ряда на вершины семиконечной звезды, стартуя от Луны, мы получаем управителей дней недели. Эта концепция была перенята у вавилонян греками и римлянами, а затем распространилась по всему миру, включая Индию. В соответствии с такими взглядами, понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна и воскресенье — Солнца.

Однако, несмотря на красоту схемы, она содержит в себе ряд слабых сторон. Начнем с того, что реальные практические наблюдения зачастую показывают несоответствие «энергии» или «смысла» дня недели в современном мире и его планеты-управителя. Тут стоит отметить, что восприятие значения (роли) дней недели в древности и сейчас — две большие разницы. В одну эпоху и в отдельно взятой стране неделя начиналась в воскресенье, в другую эпоху — в понедельник и т.д. Мы даже не будем вспоминать, что 7-дневная неделя есть условность и что в древности существовали иные недели.

В современном будничном восприятии за первым днем недели закрепилась поговорка «понедельник — день тяжелый». Относительно субботы народная мудрость гласит: «суббота — не работа: помой, да помажь, да спать ляжь». И что бы нам не говорила вавилонская или античная астрология, в XXI веке именно в понедельнике мы видим проявления Сатурна (необходимость себя заставить, взять в руки и отправиться на работу, завершив отдых). Суббота же чаще всего воспринимается как день отдыха (темы Луны) и дружеских встреч, похода на развлекательные мероприятия (Венера и Юпитер).

Далее, можно справедливо задать вопрос: а по какой причине понедельник управляется именно Луной? Не нуждается ли эта идея в пересмотре? Если мы начнем чтение Звезды магов именно с Сатурна, то суббота окажется под управлением Юпитера, а воскресенье — Венеры. И эта ситуация кажется гораздо более соответствующей реальности, нежели традиционное прочтение Звезды магов. Слепое следование вековым традициям — дело не самое перспективное.

Далее. Сама идея связывать дни недели всегда с четко определенными планетами — сильнейшее упрощение. Более эффективной и здравой является идея (раз уж мы не отбрасываем с ходу все эти упрощения) ведической нумерологии, проводящая аналогию между числом (датой) дня и астрологическим архетипом. Так, если дата дня месяца сводима к единице, то день управляется Солнцем, к двойке — Луной, к тройке — Юпитером и т.д. Данная концепция весьма неплохо подтверждается на практике, когда мы сопоставляем числовой архетип и характер рожденного в этот день человека (хотя, конечно, в очень обобщающей манере).

Стоит отметить, пожалуй, самое важное. Поскольку астрология — наука о циклах, то куда важнее общей «энергии» дня с позиции его символической связи с планетой-управителем анализ реальной транзитной ситуации на небе. Это будет работать всегда и везде по той простой причине, что абстрактные обобщения — это следствие философствования и фантазий, а транзиты апеллируют к реальным астрономическим движениям небесных тел.

Часть 4: Принципиальная зависимость трактовки планеты или астероида от их названия

Поскольку астрология есть язык образный и символический, то велико искушение впасть в чрезмерное упрощение, буквализм и прийти к выводу, что название планеты или астероида, — сколь бы произвольным оно ни было, — оказывает доминирующее влияние на трактовку их проявлений в астрологической карте. Это одно из заблуждений. Хотя действительно, есть много параллелей между мифологическими названиями планет и их проявлениями в картах, все же эти корреляции не являются жесткими и обязательными.

Так, астрологические проявления Урана и Нептуна очень отдаленно связаны с мифологическими образами соответствующих божеств. Исследования Ричарда Тарнаса со всей очевидностью показали, что с планетой Уран в астрологии куда в большей степени связан образ титана Прометея, а не догматичного бога Урана, который в сознании древних греков ассоциировался с небом, бесконечной плодовитостью и ненавистью к своему же потомству. И именно с Прометеем связаны такие качества, как человеколюбие, ориентация на прогресс, непокорность и способность видеть будущее.

Образ бога Нептуна тоже мало чем поможет при толковании планеты Нептун в натальной карте. Разве что напомнит, что Нептун связан с океанами. Например, в астрологии никак не комментируется и не используется его мифологическая связь с конями. Стандартные ключевые слова астрологического Нептуна не связаны с образом Нептуна-Посейдона. Напомним, это — жажда духовного единства, слияния, сострадание, вера, интуиция, музыка, идеология, желание исцелять, уход от реальности и «затуманивание».

Тем не менее, многие астрологи раз за разом утрачивают связь с реальностью, уходя от необходимости много лет (буквально десятилетия) проверять предполагаемые проявления планеты или астероида и начинают создавать буквальные трактовки. Даже лучшие из лучших поймались на эту удочку упрощенства. Так, Зиппора Доббинс в своей книге «От заботы до власти» указывает на важность анализа позиции Цереры в карте, поскольку это «материнский астероид Земли». (Церера в мифологии являлась покровительницей урожая, плодородия и материнства.) Аналогично просто по буквальной аналогии с именем строятся выводы об астрологических проявлениях карликовой планеты Эриды.

Однако исторический опыт учит нас не совершать таких преждевременных выводов. Ведь на проверку того, как проявляет себя тот же Плутон ушло около полувека! К примеру, Марк Джонс в своей книге «Ориентиры в интерпретации гороскопа» (1941), т.е. спустя всего лишь 11 лет после открытия девятой планеты от Солнца, задавшись целью дать каждой из планет ведущую характеристику, закрепил за Плутоном «восприимчивость». И сильно ошибся. Ибо мотивация Плутона не чувствительность, ранимость и чувствительность (синонимы восприимчивости), а влияние на других и исправление их ошибок. Будем же благоразумнее и мудрее. Не будем спешить с выводами.

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Что такое Asc, IC, Dsc и MC в астрологической карте?
Современный астрологический взгляд на значение планет через призму психологии
Сатурн и Уран — друзья или антагонисты?
Луна, эмоции и чувства в астрологии
О вреде и пользе транзитов планет



Авессалом Подводный — псевдоним российского астролога, поэта и писателя Александра Каменского (1953-2018), отличавшегося особой плодовитостью в литературном плане. Его перу принадлежит авторство свыше 40 книг, среди которых не только сочинения по астрологии, но также книги по целительству, массажу, психологии и философии. Стоит отметить, что Подводный имел математическое образование (кандидат физ.-мат. наук), но куда сильнее увлекался психологией и исследованием подсознания.

В серию «Общая астрология» входят 4 работы, которые первоначально существовали по отдельности. Это «Знаки Зодиака», «Планеты», «Дома» и «Аспекты». Но в 2000 году все они были опубликованы массивным сочинением под единой обложкой. Впервые тексты «Общей астрологии» увидели свет в качестве самиздатовских книг на бумаге плохого качества, без твердой обложки и каких-либо выходных данных еще в конце 1980-х годов (1987-1990). Начиная с 1994 г. 4 тома «Общей астрологии» стали переиздаваться различными типографиями, но уже в гораздо более притязательном виде. Трудно подсчитать, сколько именно раз была переиздана «Общая астрология». Уверен, что свет увидели никак не меньше 100 000 экземпляров. А скорее всего, эту цифру надо умножить в несколько раз.

Таким образом, «Общая астрология» Подводного, состоящая из четырех частей, вполне способна побиться за звание одного из первых в России фундаментальных справочников и учебников по астрологии, написанных не дореволюционными или зарубежными авторами, а именно представителем «новой волны», астрологом эпохи советской Перестройки.

«Знаки Зодиака», первая часть курса «Общей астрологии», как следует из названия, полностью посвящена соответствующей тематике. Во введении автор дает важное для новичков пояснение (мало где обсуждаемое в книгах): хотя многое в трактовке знака Зодиака можно понять благодаря тому, к какой стихии и кресту он относится, этим все не исчерпывается. Большую роль играет также планета, управляющая знаком (задает его фон), а также планеты, экзальтирующие, падающие и изгнанные в нем (с. 9).

Особенностью «Общей астрологии» является вольное использование термина «аспект»: оно употребляется не только для обозначения определенной дуги между планетами, но и в смысле принадлежности планеты определенному знаку или дому (пример — аспект Марса в Овне). Каждый знак Зодиака подробно разбирается А. Подводным по определенному алгоритму. Применительно к знаку Тельца мы, к примеру, обнаружим следующие подзаголовки:

  • человек Тельца;
  • ситуация Тельца;
  • гармоничный Телец;
  • пораженный Телец;
  • планеты в Тельце.

Возможно, впервые в отечественной литературе Подводный начинает использовать понятие «проработки» планеты или аспекта — идея, ставшая ныне очень популярной (из нынешних авторов ее активно использует, например, Павел Андреев). Так, давая описание Сатурна в Скорпионе, автор «Общей астрологии» пишет: «Непроработанный Сатурн дает Скорпиону большую жесткость: и восприятия, и выражения, и программ подсознания». «Зато по проработанным каналам трансформирующее влияние Скорпиона идет мощно и грубо». Далее Подводный пишет, что проработка «аспекта» Сатурна в Скорпионе идет по трем направлениям:

  • через понимание, что многие ограничения наложены на человека им самим, обществом и они преодолимы в принципе, если воспитать в себе чувство ответственности за свои действия и энергетику;
  • благодаря тому, что человек начинает ценить свои ограничения, понимая, что они носят кармический характер, т.е. организуют его жизнь, не давая отвлекаться в стороны;
  • человек учится пропускать по своим узким, но точно направленным каналам сильные энергетические потоки высокого уровня (с. 83-84).

Таким образом, хоть это отдельно в книге и не оговаривается, под проработкой планет в знаке автор понимает сразу два явления — некое новое понимание потребностей планеты (вернее, своих собственных подсознательных потребностей и мотиваций) и развитие в себе отсутствовавших ранее умений (конструктивное проявление мотиваций планеты).

Особенностью Подводного является его интерес к тематике Хирона и настойчивое (и крайне спорное) стремление внедрить идею его важности в астрологии. Так, он дает описание проявлений этого астероида в знаках Зодиака и даже дает Хирону соуправление Тельцом, что совсем уж несерьезно. Если задаться вопросом, а с чем именно он связывает этот загадочный Хирон, то мы получим следующий ответ: «Хирон — планета материализации тонких планов» (с. 35). Хотя, разумеется, никакой планетой он по факту не является.

Хотя, стоит добавить, автор книги все же осознает, что именно планеты — это главные «актеры на сцене». Во всяком случае, во введении ко второй части «Общей астрологии» под заглавием «Планеты» он говорит: «Планеты суть деятели гороскопа; в карте они символизируют источники энергии» (с. 138). При этом Авессалом Подводный предлагает свою классификацию планет. Отметим, планетами он считает 11 небесных тел, включая и крохотный (по планетарным меркам) астероид Хирон1. Все эти небесные тела он делит на 3 группы:

  • Солнце, Марс, Юпитер и Плутон — это «планеты внешнего проявления, определяющие основные моменты внешней жизни человека»;
  • Луна, Венера, Сатурн и Нептун — «планеты, регулирующие основные моменты внутренней жизни человека»;
  • Меркурий, Хирон и Уран — «планеты, осуществляющие связь между внутренней и внешней жизнью человека» (с. 138).

Автор подчеркивает: каждая планета испытывает на себе влияние двух зодиакальных знаков: того, которым она управляет, и того, в котором кульминирует (с. 141). Каждой из планет (включая астероид Хирон, а также лунные узлы) автор «Общей астрологии» посвятил отдельную главу. При этом описание идет по следующему алгоритму:

  • общая характеристика;
  • 4 уровня проработки планеты;
  • знаки управления и экзальтации;
  • тематическая ситуация планеты;
  • слабое положение;
  • гармоничное положение;
  • пораженное положение;
  • планета в знаках.

Интересно выписать те ключевые слова планет, что особо выделены автором книги (те, с которыми я не согласен, будут выделены курсивом):

  • Солнце: воля, инициатива, центральное внимание, отец, муж, начальник.
  • Луна: восприятие, адаптация, периферическое внимание, мать, жена, ассистент.
  • Меркурий: ум, структура, связи, комбинирование, посредник, связной, сотрудник.
  • Венера: любовь, красота, красавец, художник, артист.
  • Марс: действие, агрессия, работа, товарищ, боец, ремесленник, специалист.
  • Юпитер: рог изобилия, почести, признание, большая удача, покровитель, большой начальник, кумир.
  • Сатурн: концентрация, углубление, школа, система, ограничение, аскет, мудрец, жонглер, черный учитель.
  • Хирон: парадокс, открытие тупика, шут, изобретатель, фокусник, возмутитель спокойствия.
  • Уран: озарение, прорыв, чудо, колдун, волшебник, гений, высокая муза.
  • Нептун: интерпретация, мистика, обман, гипнотизер, судья, иерофант.
  • Плутон: Высший Закон, тиран, пророк, роковая фигура, прокурор, ученый-теоретик.
  • Северный узел: направление, развитие, ветви и листья, изменчивость, адаптивность.
  • Южный узел: основа, фундамент, корни.

Несмотря на талант создавать образные описания и придумывать емкие эпитеты, Авессалом Подводный, являясь натурой поэтичной, весьма вольно обращается с ключевыми словами планет, из-за чего легко могла создаваться путаница. В самом деле, инициатива куда больше соответствует темам Марса, нежели Солнца, роль начальника больше подходит Сатурну, а не Солнцу, интерпретация — это способности прежде всего Меркурия, а не Нептуна, высокая муза (вдохновение) — это Нептун, а не Уран (Уран — это вспышка озарения), судья — это Сатурн и Плутон, но никак не Нептун и т.д.

Любопытно отметить, что Подводный фактически дважды (в 1 и 2-м томах) дает описание значений планет в знаках. При этом он старается не повторяться. Первым среди коллег-астрологов он предлагает читателям описание четырех уровней проработки каждой планеты — плодотворная идея, которую взяли на вооружение последующие астрологи. (Возможно, одним из первых он также стал использовать в астрологических текстах термин «эгрегор», правда, не вдаваясь в детальные пояснения, что же это такое.) В качестве примера того, как Авессалом понимал эти уровни, воспроизведем его слова о планете Венере.

  • На первом уровне проработки Венеры эстетические чувства развиты очень слабо, человеку почти безразлично внешнее оформление его жизни. «Красиво и хорошо то, что полезно и функционально». Любовь ощущается как сексуальное влечение. Человек следует социальным штампам при выборе партнера.
  • На втором уровне проработки Венеры человек мыслит в терминах «красиво-некрасиво», и эта категория становится важной для него. Человек получает удовольствие от социальных контактов и не любит проявлений жестокости.
  • На третьем уровне проработки Венеры происходит отделение личного восприятия человека от штампов общественного мнения. Появляется предрасположенность к художественному творчеству, а также способность любить бескорыстно. Внутренняя эмоциональная жизнь начинает оцениваться с этических и эстетических позиций.
  • На четвертом уровне проработки Венеры эстетический принцип может даже вытеснить этический. Проявляются яркие эстетические дарования, заметные окружающим. Человек умеет отличать свои чувства и эмоции от влияния общества. Он стремится жить красиво, артистичен и «его требования к себе значительно выше, чем установленные социумом, но люди этого обычно не замечают» (с. 187-189).

Во введении к третьей части четырехтомника, посвященной домам гороскопа, А. Подводный отмечает, что здесь «астролог имеет дело с очень деликатным материалом»: когда дело касается домов, событийности, отношения к конкретным обстоятельствам жизни, окружающие требуют точности. И ошибиться здесь проще, чем просто анализируя космограмму. Автор справедливо говорит, что «у любого человека в каждый момент времени включены далеко не все планеты, аспекты и дома» (с. 330). Он добавляет, что «границы домов плывут», т.е. планета, расположенная в конце дома, в пределах 2-3 градусов от вершины следующего, считается относящейся и к нему тоже. То есть она одновременно и там, и там.

Алгоритм для описания домов избран Подводным следующий:

  • общее описание;
  • 4 уровня проработки дома;
  • ситуация дома;
  • проявления сильного дома;
  • слабый дом;
  • гармоничный дом;
  • пораженный дом;
  • куспид дома в знаках;
  • планеты в доме.

Интересны те ключевые слова, что А. Подводный использует для описания значений того или иного дома. В некоторых случаях он видит в астрологических домах грани, не замеченные иными авторами. Хотя, опять же, я согласен далеко не со всем, сказанным им. Как и в иных своих томах, автор книги старается дать яркий образ той или иной позиции. К примеру, Asc в Тельце — это «гусеничный трактор поднимает целину», Asc в Деве — «муравьи наводят порядок в своем жилище», Asc в Стрельце — «духовная цель, освещенная трассирующими пулями».

  • Первый дом: личность человека в узком смысле (доминанта личности), демонстрация себя, фильтр восприятия информации и энергии из внешнего мира, фильтр самовыражения и самосознания, внешность, критерии самооценки, особенность первых реакций на внешние события.
  • Второй дом: отношение к собственности, полностью зависимой от человека, ближайшие родственники, система ценностей во внешнем мире (что хотел бы иметь), взаимодействие с окружающей средой, что человек воспринимает как ценность, ресурс.
  • Третий дом: отношение человека к людям «вообще», знакомые, соседи, общая этика человеческих отношений, обучение, роль практического учителя, учебные материалы, газеты и журналы, короткие поездки, братья и сестры, дальние родственники, отношение к общению.
  • Четвертый дом: взаимоотношения человека с родиной, семейная жизнь (каждодневное существование под одной крышей), недвижимость, защита человека от внешнего мира, питание и одежда, отец, особенности жилья.
  • Пятый дом: публичный, видимый миру образ человека, творчество в широком смысле слова, отношение к играм, ролевым ситуациям, влюбленность, дети как результат творчества человека, воспитание детей, внешняя религиозность.
  • Шестой дом: каждодневный труд, работа как рутина и служение, слуги, средства труда, здоровье и гигиена тела, отношение к профессиональным обязанностям и работе.
  • Седьмой дом: оппоненты, семейные скандалы и сексуальные отношения, отношение к врагам и партнерам (какими они человеку кажутся и каким он предстает перед ними), характер поведения человека как партнера по браку.
  • Восьмой дом: материальные групповые ценности, перестройка психики, характер протекания психологических кризисов и трансформаций, стиль, в котором происходят перемены важных сторон жизни, тип мистических и оккультных способностей, экзистенциальный выбор в экстремальных ситуациях.
  • Девятый дом: высшее образование, роль духовного учителя, воспитание детей (с нравственным окрасом), социальная групповая этика, характер этических идеалов, стиль расширения сознания, отношение к далеким путешествиям, ожидания от религии и философии.
  • Десятый дом: административная и любая жесткая иерархическая система, мать, практический духовный учитель, стиль отношений со своим начальником и подчиненным, характер чувства личной ответственности, отношение к социальным планам и задачам.
  • Одиннадцатый дом: стиль взаимоотношений с друзьями и коллективами, естественная роль в группах по интересам, праздники, то, что важно в дружбе.
  • Двенадцатый дом: обстоятельства, в которых человек чувствует свое одиночество и будет вынужден приносить жертвы, стиль безличного служения, стиль действий тайных врагов, отношение к страждущим и несчастным.

Те характеристики домов, куспидов домов и планет в домах, что дает автор «Общей астрологии», местами более, местами менее удачны. Подводный явно делал упор на психологических описаниях, а не на событийном сценарии в жизни человека. Тем не менее, уверенно можно сказать: в книге вы не увидите переписанных у других авторов строк. Описания Авессалома Подводного образны, размыты, но самобытны и оригинальны.

Интересной и важной идеей, высказанной автором «Общей астрологии» и забываемой многими астрологами (в том числе порой и мной)  является иной фокус внимания на 7-й дом. Часто он рассматривается как удачный для человека образ партнера, событийный сценарий брака. Но Подводный отмечает: это прежде всего ваш, а не чужой, 7-й дом, т.е. это то, каким партнером вы сами являетесь для других и предстаете перед ними. Так, при VII доме в Скорпионе вы сами склонны «в шутку» кусать партнера «при всяком удобном случае, а иногда без него» (с. 471).

Удивительно, но разбирая значения X дома, А. Подводный полностью игнорирует тематику призвания и наиболее удачной для человека карьеры. Ключевое слово «работа» он оставляет только 6-му дому (и зря). К слову, с 8-м домом у него тоже все не совсем так, как мы привыкли. Признавая его домом кризисов, российских астролог обходит вниманием такие его проявления, как смерть (отношение к смерти) и сексуальность.

На мой взгляд, своей максимальной проницательности Авессалом Подводный достигает в 4-й части четырехтомника, посвященной аспектам натальной карты. Эту книгу вполне можно назвать шедевром, ибо степень тонкого психологического понимания разницы между аспектами здесь достигает недостижимой для многих иных авторов глубины.

Отечественный астролог пишет: наличие дугового аспекта между планетами «означает интимную связь из принципов в жизни человека: включение одной из планет ведет к активизации другой и определенному (видом аспекта) взаимодействию между ними» (с. 600). Подводный отмечает, что существуют мажорные и минорные аспекты. Первые в большинстве случаев дают основной рисунок расстановки сил во внешних обстоятельствах и внутренней жизни человека. Минорные же аспекты связывают планеты менее явным образом, и «и эта связь может долго оставаться незамеченной человеком». Автор уверен: будет ли действие планеты конструктивным или разрушающим, больше зависит от уровня ее проработки, чем от природы ее аспектов (гармоничных или напряженных).

Нестандартно предложенное автором «Общей астрологии» деление всех аспектов на гармоничные, напряженные и нейтральные:

  • к напряженным (пораженным) аспектам он относит квадрат, полуквадрат и полутораквадрат;
  • к гармоничным — трин, секстиль, квинтиль, биквинтиль, дециль и тридециль;
  • к нейтральным — соединение, оппозицию (!), полусекстиль и квиконс.

Он особо подчеркивает: «нейтральные» аспекты «дают определенное напряжение на низком уровне проработки (квиконс часто и на среднем), а на более высоких могут считаться скорее гармоничными; здесь многое зависит также от общего уровня человека» (с. 604).

Большое значение для понимания философии автора «Общей астрологии» имеет следующий абзац:

«По ходу своей жизни человек ведет постоянную незримую и чаще всего неосознаваемую борьбу со своим гороскопом (называемую в нашей книге проработкой), и каждый аспект символизирует один из полков противника, который должен быть превращен в союзника, иначе человек попадет в полное рабство к своему эго и негостеприимным внешним обстоятельствам и станет марионеткой жесткого эгрегора, лишившись не только собственной воли и независимого сознания, но также и души, которая, покинув человека еще при жизни, будет, плача, ждать его смерти и следующего воплощения» (с. 602).

Автор книги пишет, что природа каждого аспекта определяется:

  • Числом, указывающим, сколько раз аспект укладывается в полной дуге 360 гр. (оппозиция — 2 раза, трин — 3 и т.д.).
  • Точками зодиакального круга, образующими данный аспект с точкой 0 гр. Овна (для оппозиции это точка 0 гр. Весов, для трина 0 гр. Льва и 0 гр. Стрельца). При этом планеты, управляющие знаками, содержащими эти точки, называются управителями аспекта (с. 603).

В привычной для себя манере Подводный описывает 4 уровня проработки каждого из аспектов. Применительно к оппозиции он говорит следующее:

  • На первом уровне проработки планеты в оппозиции создают поляризацию и противостоят друг другу, «выясняя между собой отношения на материале внешней жизни человека». Характерны конфликты и проекция вины на внешний мир, других людей.
  • На втором уровне проработки человек уже способен воспринять (по отдельности) принципы обеих планет о оппозиции. Хотя его периодически «переключает» с одной планеты на другую, оппозиция здесь уже «не должна рассматриваться как дисгармоничный аспект, поскольку большую часть времени она играет скорее положительную роль, помогая (хотя и грубо) человеку найти правильную линию поведения в возникающих ситуациях» (с. 620).
  • На третьем уровне проработки аспекта оппозиции человек осознает, что «принципы планет в его жизни интимно связаны». Он начинает замечать влияние второй планеты в ситуациях, когда активна первая. И стремится к синтез, сотрудничеству их мотиваций. Однако в момент включения оппозиции одна из двух планет все еще доминирует.
  • На четвертом уровне проработки оппозиции человек наконец добивается синтеза планет, т.е. такого совместного действия, когда выделить проявления каждого из планетных принципов отдельно невозможно.

Погрузившись в тематику аспектов, Авессалом Подводный поставил перед собой большую задачу и дал справочные характеристики сразу 13 видам аспектов — не только мажорной пятерки, но также и таким минорным аспектам, как дециль (36 гр.), квинтиль (72 гр.), тридециль (108), биквинтиль (144), полуквадрат (45), полутораквадрат (135), полусекстиль (30) и квиконс (150).

Завершая этот не самый короткий обзор четырехтомника российского астролога, стоит сказать, что имя этого безусловно талантливого и поэтичного автора не забыто: его книги продолжают регулярно переиздаваться, принося гонорар наследникам-правообладателям. Пусть предложенные Авессаломом Подводным трактовки не являются всесторонними (он настойчиво игнорировал событийный, предсказательный аспект астрологии, который, видимо, не являлся его сильной стороной), однако ему удалось придать мощный импульс развитию отечественной астропсихологии, вновь и вновь привнося в астрологию психологический угол зрения. Изучение работ Подводного будит мысль и пробуждает рождение новых, оригинальных аналогий. К слову, на книжном рынке существует работа с одноименным названием: в 1998 г. увидела свет книга С. Айзина «Общая астрология (формальные основы)». С сочинениями А. Подводного она имеет мало общего.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Культовые книги: «Астроалхимия» Джоан Негус
«Психология будущего» Станислава Грофа и астрология
Что такое проработка планеты или аспекта в астрологии?
Воинствующий ретроград о науке звезд: «Подлинная астрология» Джона Фроули
Культовые книги: «Астрология личности» Дэйна Радьяра


1 Хирон — это фактически одновременно и астероид, и комета диаметром около 120 км. Он является первым идентифицированным членом из нового класса объектов, орбиты которых находятся в промежутке между орбитами Юпитера и Нептуна и которые получили наименование «кентавров». С момента открытия в 1977 г. Хирона астрономами были обнаружены уже десятки тысяч аналогичных астероидов. Интересно, что Хирон отнюдь не является самым крупным из них. В частности, астероид Харикло имеет диаметр порядка 260 км, что дискредитирует идею особого астрологического внимания к Хирону. Точнее, все крупные астрономические тела что-то да значат в плане астрологии. Но отчего поклонники применения Хирона игнорируют «кандидата первой очереди», что говорится? Это противоречит астрологической логике, да и здравомыслию как таковому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *