Общая астрология. Знаки Зодиака. Часть IПодводный Авессалом Бонифатьевич

Начала, стихии, гуны, зоны и кресты

Согласно древней восточной традиции, мир создается двумя началами — женским (инь) и мужским (ян). Женское начало символизирует принципы пассивности и восприятия, мужское — принципы активности и проникновения. В результате взаимодействия этих начал происходит синтез и рождается новый объект, всегда тождественный миру в целом, ибо мир устроен как голограмма: в любой своей части моделируется целиком.

Каждое начало проявляется в двух стихиях: мужское — в стихиях огня и воздуха, женское — в стихиях земли и воды. Огонь и земля суть первичные проявления соответствующих начал, воздух и вода — вторичные. Первичные проявления начал (первичные стихии) более отчетливо видны и больше относятся к практике (огонь — энергия, земля — форма); вторичные проявления являются более тонкими и абстрактными (воздух — мысль, вода — трансформация)

Стихия огня символизирует энергию (всех видов) и активность, направленную из менее плотных форм в более плотные. Человек, у которого активна стихия огня, проводит через себя энергетический поток, направленный на практические дела (точнее говоря, на то, что для него в его ситуации является практическим делом).

Часто им владеет энергетическая идея (не путать с ментальной идеей, характерной для стихии воздуха, см. ниже), которая обладает типичным качеством зажигательности: другие люди, подпав под ее действие, также ею загораются или не менее пылко отвергают; к ней трудно остаться равнодушным. Люди с активной стихией огня нередко воспринимаются как эмоциональные; в действительности они часто лишь проводники (возможно, сильных) энергетических потоков; внутренне они довольно спокойны. Более того, истинная (внутренняя) эмоциональность (то есть стихия воды) плохо сочетается с сильной энергетикой; типичным примером такого соединения является истерика.

Ситуация, в которой активна стихия огня, переживается участниками как напряженная, требующая определенной конкретной деятельности или бегства. Человек, равнодушный к огненной ситуации, воспринимается окружающими как совершенно чужой и вызывает огонь (ситуации) на себя. Мастер карате, в совершенстве владеющий искусством подключения к стихии огня, обладает качеством абсолютного бесстрашия, ибо страх есть первое препятствие для энергетического потока. В своем высшем выражении стихия огня дает также благородство и прямоту — первое как символ высокой идеи, второе — как отсутствие лжи и коварства, которые означают искривление и, соответственно, ослабление энергетического потока.

Стихия земли символизирует всевозможные плотные и тонкие формы, кристаллизовавшиеся на данный момент. Иначе говоря, к стихии земли относятся не только материальные предметы, но и идеальные формы, устоявшиеся в данном круге представления, формы государственной власти, оформленные научные теории и т.п.

Человек с активной стихией земли ощущает себя как бы защитником и представителем интересов той или иной формы — это с точки зрения других, на эту форму покушающихся. Сам же он испытывает к соответствующим формам чувство любви и ощущает с ними глубокую интимную связь, и не только с ними отождествляется, но и воспринимает через них Бога. Точно так же, как человек огня гаснет и впадает в тяжелую депрессию, если лишить его любимой энергетической идеи, человек земли ломается как хрупкое дерево под ураганом, если лишить его любимых им форм.

Ситуации, в которых активна стихия земли, воспринимаются участниками как определенные, оформленные, отчетливые, и в конструктивном варианте представляющие собой прочную, надежную основу для дальнейшей жизни и деятельности, а в неконструктивном — как акцентирующие определенные сдерживающие оковы, например, устаревшие законы, бюрократический аппарат, ложные устоявшиеся представления и т.д., надоевшая тюремная решетка включительно.

Стихия воздуха является вторичным проявлением мужского начала. Здесь принцип активности переносится на более тонкий, чем энергетический, а именно, ментальный план. Являясь более тонкой, стихия воздуха управляет стихией огня, так как, согласно учению йоги, мысль управляет энергией. На символическом языке воздух поддерживает огонь, а ветер направляет его в определенную сторону. Основные качества ума заключаются в том, что он моделирует мир и связи в мире; на обычном языке это означает, что ум занят информацией и коммуникацией, то есть передачей информации.

Человек с активной стихией воздуха воспринимает мир опосредованно, через призму своих ментальных представлений (в гораздо большей степени, чем человек огня или земли). Он ловок в передаче информации (то есть хорошо ее воспринимает и передает), но мысли, передаваемые им, как правило, никого не зажигают, хотя могут быть очень глубокими или доходчивыми — человек берет на себя функцию чистой передачи информации. Это лектор, но не проповедник (у последнего обязательно должна быть активна стихия огня). Стихия воздуха является для человека мощной защитой, поскольку дает возможность ментально смоделировать любую значимую информацию и тем самым не допустить ее сущностного восприятия. Ситуация, в которой активна стихия воздуха, воспринимается участниками как эмоционально нейтральная, но информационно насыщенная. Здесь царствует принцип «уму, но не сердцу». Как только включается «сердце» (эмоциональные моменты), чистота стихии воздуха исчезает вместе с возможностью точного ментального восприятия и моделирования.

Следует отметить, что одно лишь установление связей между элементами объекта (за что отвечает стихия воздуха) еще не означает его синтеза как единого целого; последнее является мистическим актом, в котором участвуют все четыре стихии.

Стихия воды является вторичным проявлением женского начала. Если стихия земли как первичное проявление женского начала (принципа пассивности и восприятия) отвечает на вопрос «что воспринимает?» и символизирует различные формы, то стихия воды отвечает скорее на вопрос «как воспринимает?», и ответ звучит так: «сущностно изменяясь».

Типичный человек воды эмоционален, если под эмоциональностью понимать склонность к постоянной перестройке психики, то есть программ подсознания; субъективно такая перестройка сопровождается глубокими (хотя и трудно формулируемыми) эмоциями, которые, однако, чаще всего имеют слабое внешнее выражение. Глубоко эмоциональный человек (человек воды) транслирует через себя не стихию огня (которой соответствует поверхностно-эмоциональный тип), а водную стихию, которая внешне неочевидна, но заставляет окружающих ощутить человека воды эмпатически, то есть непосредственно-чувственно, а это не всегда приятно, поскольку стихия воды сама по себе ведет к сущностным изменениям, которые часто сопровождаются дисгармоничными ощущениями. Наиболее дисгармоничное проявление стихии воды — смерть как деструктивное разрушение.

Ситуация, в которой активна стихия воды, переживается участниками как глубокая. Они ощущают перемены, идущие непонятно откуда, но неотвратимые и захватывающие не только ситуацию, но и участвующих в ней; что будет, как скажется результат трансформации, никто точно сказать не может. Элемент тайны, непостижимого имманентно присущ стихии воды, символизируя свободу творчества Абсолюта (и человека): никто не может заранее точно знать результат чужого выбора и творчества. И эта тайна светится в глазах тех, кто профессионально сталкивается с водной стихией: духовных учителей, магов, оккультистов, психологов, психоаналитиков, истинных воспитателей и педагогов.

Диалектика древних индусов предусматривала деление всего проявленного по трем гунам (качествам): саттва, тамас и раджас. Саттва представляла собой качество рождения, созидания; тамас — качество оформления, или стабильного существования; раджас — качество разрушения, или трансформации в иной облик. Мы рассмотрим три классификации зодиакальных знаков — одну по стихиям и две по гунам.

Классификаций по стихиям

К стихии огня относятся Овен, Лев и Стрелец, к стихии земли — Телец, Дева и Козерог, к стихии воздуха — Близнецы, Весы и Водолей, к стихии воды — Рак, Скорпион и Рыбы.

Классификация по зонам

В зоне созидания (саттва) находятся Овен, Телец, Близнецы и Рак. В этих знаках представлены все четыре стихии в своем первом, еще грубом, только что созданном варианте.

В зоне оформления (тамас) находятся Лев, Дева, Весы и Скорпион. В этих знаках стихии представлены в своем наиболее развитом и законченном виде. В зоне трансформации (раджас) находятся Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. В этих знаках стихии уже частично отрицают себя (то есть в Стрельце появляются элементы земли, в Козероге — воздуха, в Водолее — воды, а в Рыбах — огня) и проявляются на тонких планах, более идеально.

Классификация по крестам

В кардинальном (саттвическом) кресте находятся Овен, Рак, Весы и Козерог. В этих знаках гуна саттва проявляется в виде решительности, умения найти практический выход из тупиковой ситуации, способности сойти с наезженной колеи. В постоянном (фиксированном, тамасическом) кресте находятся Телец, Лев, Скорпион и Водолей. Здесь тамас проявляется как упорство, упрямство, стабильность жизненных ситуаций и программ подсознания.

В подвижном (мутабельном, раджасическом) кресте находятся Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Здесь раджас проявляется в приспособлении к обстоятельствам и кармических влияниях (прошлых воплощений и глубоких программ подсознания), которые в течение жизни следует осознать и избавиться от них или научиться конструктивно использовать.

Полная характеристика знака не исчерпывается его принадлежностью стихии, зоне и кресту. Большую роль играет также планета, управляющая знаком (господствующая в нем), планета, находящаяся в этом знаке в заточении, кульминирующая (возвышающаяся) в нем и находящаяся в падении.

Планета, управляющая знаком, задает его основной, постоянно действующий фон. Планета, находящаяся в знаке в заточении, касается его скрытых пластов (так сказать, подсознания), и ее характеристики выявляются в качествах знака лишь при глубокой его проработке, что не означает их отсутствия в непроработанном знаке, в последнем случае влияние планеты в заточении скрытое и с трудом поддается конструктивному использованию. Однако и деструктивного влияния с ее стороны также нет (это не касается высших планет), чего нельзя сказать о планете, которая в данном знаке в падении. В каждом знаке имеется скрытое, но определенно негативное влияние «падающей» в нем планеты, которое должно быть осознано и преодолено, что достигается лишь при высоком уровне развития знака, когда раскрывается также и принцип кульминирующей планеты, чье влияние в высокоразвитом знаке может даже превзойти влияние управителя. Однако на низком уровне проработки знака если и есть влияние кульминирующей планеты, то оно скорее деструктивно.

Следует подчеркнуть, что все, написанное выше, относится к характеристикам знаков как таковых и не зависит от того, как стоят в конкретной карте их управители, «заточители» (то есть планеты, которые в данных знаках в заточении) и т.д. Например, Овен имеет основной фон агрессии (управитель — Марс) независимо от того, где стоит Марс в данной карте, и имеет подсознательное стремление к гармонии и красоте (планета в заточении — Венера), где бы ни стояла Венера. Иначе говоря, Овен помнит, что Марс его управитель, Венера у него в заточении, Солнце кульминирует, а Сатурн в падении, как бы эти планеты ни располагались в данной карте.

Перед вами поистине легендарная книга: первый том из серии «Общая астрология» известного российского астролога, эзотерика, психолога, философа, писателя и поэта Авессалома Подводного. «Общая астрология» — это первый в России систематический курс классической астрологии. Отличительная черта курса — психологическая разработка основных астрологических понятий и концепций. В ее первой части, «Знаки Зодиака», подробно рассмотрены психологические особенности зодиакальных знаков как самих по себе, так и при влиянии на них планет конкретного гороскопа. Настоящий учебник не предназначен для первого знакомства с астрологией; предполагается, что читатель имеет хотя бы поверхностное представление об основных характеристиках зодиакальных знаков, планет, домов и аспектов. (Термин «аспект» используется в тексте не только для обозначения определенной дуги между планетами, но и в смысле принадлежности планеты определенному знаку или дому, например, аспект Марса в Овне.) В своей книге «Знаки Зодиака» автор дает описания знаков и планет, домов и всевозможных аспектов, стремясь передать некоторое интуитивное ощущение, руководствуясь которым следует толковать карту. По словам Авессалома Подводного «самое блестящее знание астрологии не заменит внимания к конкретному человеку: только в непосредственном контакте с ним можно понять расстановку акцентов его карты: абсолютную и относительную силу знаков, планет и аспектов и уровень их проработки. Астрологическая карта не отмычка, а одновременно микроскоп и бинокль, с помощью которых вы смотрите на человека, но если вы не хотите или не можете его увидеть, приборы вам ни к чему».

(продолжение, предыдущая часть здесь)

Стихия огня, зона созидания, кардинальный крест. Управитель Марс, в заточении Венера, кульминирует Солнце, в падении Сатурн.

Для всей зоны созидания характерно первичное, еще грубое ощущение стихии как таковой; здесь стихии, так сказать, еще не осознают себя.

Типичный Овен живет, реализуясь в энергетическом потоке, от которого он себя не отрывает. Это яркий пассионарий, ведомый (энергетической) идеей, не слушающий возражений, но заражающий своей убежденностью. Идея, которую он проводит, обычно не изобилует подробностями, но зато цельна и практична, легко формулируется в виде лозунга, за которым идут, поддаваясь обаянию энергетического потока. Овен обладает магией обаяния в стиле прямого гипноза; не очень всматриваясь в окружающий мир и не особенно различая в нем подробности, он тем не менее прекрасно отличает людей, поддавшихся его обаянию, от остальных; последних он будет считать своими врагами, но воюя с ними, он не склонен обращать внимание на их действия, уповая исключительно на силу своего потока (своей идеи) и совершенствуя средства нападения, но не защиты.

Обычный Овен является рабом своего потока: стоит потоку ослабеть, Овен становится вялым, пассивным и впадает в глубокую депрессию. Его прежние идеи, которые вдохновляли и волновали его необыкновенно, кажутся плоскими и унылыми; мир из цветного превращается в черно-белый, ароматы и запахи исчезают вовсе. К счастью для Овна, поток редко убирают надолго, и когда его включают, Овен снова сияет — старым светом, а может быть, и новым: если канал переменили, например, заменили идею, Овен не станет сожалеть о прошлом, его принцип «с глаз долой — из сердца вон», и новую идею он будет проповедовать с тем же пылом и столь же искренне, ибо искренность в сочетании с начисто забываемым прошлым — характерные черты Овна.

В состояние депрессии Овен погружается целиком и категорически не верит в возможность улучшения. Его разум, может быть, и говорит ему, что поток (силы, энергия, уверенность в себе) вернутся, поскольку так всегда происходило раньше, но чувства твердят: если сегодня идет дождь, то он будет идти всегда, а к зиме превратится в град. В этом состоянии он инстинктивно ищет возможность включиться в поток и может согласиться на многое, в том числе и на довольно грязные варианты; именно в этом состоянии он нуждается в заботе и защите, а иначе вполне может попасть под влияние, например, Рака (или Козерога), который, взяв его «голыми клешнями» в минуту депрессии, сохранит магическую власть и дальше и будет использовать сильную энергию Овна в своих, весьма возможно, корыстных целях.

В психологическом плане Овен простоват, девиз «что на уме, то и на языке». Способность Рака промолчать, а Козерога спокойно сманеврировать в огненной ситуации, и способности обоих к манипуляции людьми Овну абсолютно непонятны. Стихии и ситуации, отличные от огненных, Овна не трогают или раздражают, кажутся скучными и пресными, он их не воспринимает и искренне старается оживить — на свой манер, включая свою энергетику — и совершенно не замечает, что часто при этом их начисто уничтожает (ему кажется, что ничего не было до его включения в ситуацию — и ничего не осталось после — так какая разница, но он, по крайней мере, сделал все, что мог). Овен не склонен манипулировать людьми, ему нужна власть над ними: его идеи, энергии, и в тот момент, когда она (он видит) ими овладевает, он теряет к ним интерес и идет дальше. В этом смысле он благороден и бескорыстен.

Это обстоятельство не в последней мере связано с известной примитивностью его душевной жизни, подчиненной потоку. Однако по мере овладения потоком и дифференциации и осознания своей душевной жизни, благородство и прямота Овна подвергаются существенной проверке. Оказывается, что поток можно иметь и для себя, и что с собой при этом может быть не скучно! К счастью, это искушение Овен обычно через некоторое время преодолевает.

Влияние Марса как управителя Овна сказывается в том, что Овну облегчен доступ к марсовской энергии, и она является его естественным оружием — когда надо и когда не надо. Овен постоянно, с упорством, достойным лучшего применения, бьется головой и рогами о разные стены: соломенные, стеклянные, деревянные, кирпичные, гранитные, и если стена разлетается вдребезги, он в первую секунду доволен, а потом обращается к следующей; сожаление промелькнет лишь на миг (но зато искреннее), а потом — прыжок в сторону новой стены, попрочнее. Отбитые рога отрастают вновь — до поры до времени.

Влияние Венеры в заточении на Овна выражается в том, что он в целом (и часто бессознательно) движим возвышенными идеалами, включая красоту, любовь и гармонию. Однако только у развитого Овна это становится заметным для окружающих; его общая грубость разбивает вдребезги хрупкое облагораживающее венерианское влияние, как только оно становится чуть ближе и зримее, чем эфемерный идеал Девы Марии для средневекового рыцаря.

Кульминация Солнца у развитого Овна совершенно меняет его облик. Он перестает быть рабом своего потока, осознает его как космическую силу, изучает ее природу и оказывается в состоянии управлять ею своей волей; сходят на нет или становятся контролируемыми периоды депрессии, которые на самом деле связаны с неправильным поведением (управлением энергетическим потоком). Переход роли управителя от Марса к Солнцу, происходящий по мере развития Овна, сопровождается ростом наблюдательности и переводом активности с марсианского принципа прямого энергетического воздействия на высший солнечный принцип беспристрастного внимания. Высший принцип воли ( солнечный принцип) заключается в отсутствии любого воздействия кроме чистого внимания: «Умеющий ходить не оставляет следов» — «Дао Дэ Цзин», Лао Цзы. Собственно воля и инициатива сводятся при этом к выбору времени и места, на которое направляется внимание. Вместе с тем, влияние кульминации Солнца на неразвитого Овна выражается в том, что временами ему удается чрезвычайная концентрация энергетического потока своей волей, что при недостаточной продуманности (а это типично для среднего Овна) ведет к сжиганию объекта приложения энергии (целиком или частично, как при пораженном соединении Солнца с Марсом).

Падение Сатурна выражается у среднего Овна в полном отсутствии желания подчиниться какой-либо сознательной дисциплине и самоограничению, а также в отсутствии не то, чтобы мудрости, а хотя бы минимального самоконтроля в моменты усиления энергетического потока; в такие минуты действует принцип «поток думает за меня». Зато в периоды депрессии влияние Сатурна очень ощущается, и это, наряду с негативными моментами, описанными выше, дает Овну возможность осмыслить себя и свое место среди разнообразных энергетических потоков (которые видятся Овну лихими скакунами) и чуть-чуть продвинуться по пути духовного роста.

Вообще надо заметить, что Сатурн планета тихая и любит действовать на низкой энергетике, да и мудрость вещь тонкая и на сильной и грубой энергетике Овна не слышна; зато в периоды депрессии Овен слышит Сатурна, может быть, даже лучше, чем Козерог; другой вопрос, как он отнесется к услышанному.

Типичной (марсовской) ситуацией Овна низшей октавы является поле сражения с точки зрения самозабвенно сражающихся солдат (с точки зрения генералов это вполне может быть ситуацией Льва или Весов). Сильное включение Овна дает воину буквально нечеловеческие силы и мужество, а также благородство; так, во время национально-освободительных войн идеал Родины-матери становится совершенно осязаемым реальным потоком.

Ситуация Овна более высокой октавы заключается в триумфальном шествии какой-либо энергетической идеи — скажем, революционной перестройки промышленности с ветряных мельниц на двигатели внутреннего сгорания или обратно, или создание коммуны из добровольцев, питающихся исключительно спаржей и снытью. В любом случае характерные черты одинаковы: чистота и благородство намерения, игнорирование критики, отсутствие исторических корней, последующий спад энтузиазма — возможно, после сравнительно успешного начала, и под конец — сатурновская ситуация под девизом «за что боролись, на то и напоролись».

Вообще у типичных Овнов и в овновских ситуациях чувство юмора отсутствует — или чудовищно; зато над ними много смеются окружающие.

Человек с гармоничным Овном (то есть в карте гармонично стоит Марс и планеты в Овне, если они есть) в тех ситуациях, когда его Овен активен, наделен характерным энергетическим обаянием — его любят все, а в особенности энергетические вампиры, от которых просто нет отбоя; впрочем, и с ними гармоничный Овен обходится достаточно ловко, а если уж слишком досаждают, то с грубоватой решительностью «отшивает», но на него никто не обижается. Он следует своим идеям, но они никогда не приходят в резкое противоречие с окружающей действительностью, скорее вызывают общий восторг и желание немедленно претворить их в жизнь, что обычно реально, однако Овну в данном случае все же лень этим заниматься: все, что само плывет в руки — скучно. Тем не менее здесь гармоничный Овен ошибается: воплощение в жизнь даже самой гармоничной идеи не пройдет без сучка и задоринки, и реально Овну придется потрудиться и преодолеть различные препятствия, пока он не реализует свою идею, но зато его гармоничные аспекты включатся на полную мощность и не покроются паутиной. Норковую шубу нехорошо все время держать в шкафу; иногда ее надо прогуливать.

Вообще поражение означает, что перед человеком поставлены определенные кармические задачи; для того, чтобы он их заметил, судьба на его пути ставит не менее определенные препятствия, преодолевая которые (добровольно или вынужденно), человек и решает указанные задачи — или откладывает часть на следующие воплощения. Сильное поражение означает, что либо указанная «часть», оставшаяся от прошлых воплощений (кармические долги или «хвосты») довольно велика, и часть препятствий обязательно будет представлена в виде страданий и сильных ограничений — физических или моральных, либо же символизирует высокую душу, которая наметила себе на текущее воплощение большую работу (замечу мимоходом, что вторая точка зрения на свою карту никому не противопоказана). В любом случае поражение означает альтернативу: или работа, или страдания и ограничения. При сильном поражении ограничения будут обязательно; однако человек имеет определенные возможности в выборе их типа. С другой стороны, поражения наполняют вашу жизнь смыслом (дают вам работу) и делают ее интересной: это турбулентности в течении вашей кармы, которые вы должны сгладить и усмирить заключенную в них энергию, научившись ею сознательно управлять. Гармоничные аспекты — это участки ламинарного течения, где вы можете передохнуть и набраться сил перед новым порогом. Если же вы обладаете в целом гармоничной картой и рулите в основном по ламинарным участкам, то скорость течения падает, и вы оказываетесь в почти стоячей воде (неаспектированная карта), среди лилий, кувшинок и легкого болотного запаха.

Поражение Овна означает, что на кармическую проработку поставлена проблема усмирения дисгармоничных энергетических потоков. В непроработанном виде это аспект энергетических авантюристов. Учитывая, что первое впечатление от квадрата такое же, как и от трина, а от оппозиции и пораженного соединения — как от гармоничного соединения (ибо энергия всегда обаятельна, никто не любит скуки), человек с пораженным Овном первоначально привлекателен — но, в отличие от гармоничного варианта, не для всех, а для некоторого круга. Его идеи и энергетика довольно специфичны, тем в большей степени, чем сильнее поражение.

Наоборот, ему подходит и выводит его из характерных депрессий не любой энергетический поток, а лишь принадлежащий определенному классу, тем более узкому, чем сильнее поражение.

Следующее проявление дисгармоничности энергетического потока заключается в том, что идеи пораженного Овна плохо усваиваются даже его последователями и еще хуже воплощаются в жизнь. С другой стороны, неисполнение воли потока терзает душу Овна с тем большей силой, чем тяжелее он поражен; поэтому его характерные депрессии особенно сильны и мучительны, и в то же время они дают ему мощный стимул для пересмотра своих действий и увеличения внимания к миру. Выходя из депрессии, он тщательнее выбирает область приложения своей энергии и внимательнее относится к своему потоку; инстинктивно учится им управлять. Здесь проявляется эффект зеркала: проводник дисгармоничного потока получает возвратный удар от этого же самого потока (хотя в первую секунду это может быть и неочевидно). Поэтому пораженный Овен учится гармонизировать поток прямо внутри себя, что требует чрезвычайного самоконтроля и высокой техники (например, гармонизировать негативную эмоцию совсем не значит ее подавить!). Зато в результате он может сохранить спокойствие и выдержку и правильно отреагировать в самой овновски-напряженной ситуации.

Хорошо проработанный пораженный Овен обретает истинное мужество и благородство (и определенную, столь ему необходимую утонченность), которые сильно отличаются от аналогичных качеств гармоничного Овна; у последнего они от природы, инстинктивны и потому (как правило) поверхностны. Наработки прошлых воплощений в текущем ценятся существенно меньше.

В отрицательном варианте развития, который особенно вероятен при слабых Солнце, Сатурне и Меркурии, пораженный Овен может попасть под влияние черного учителя (вампира типа манипулятора) и перейти на низкие энергетические потоки; тогда могут развиться крайний эгоизм, жестокость, слепота к окружающему миру и характерные овновские комплексы и фобии. Здесь пораженный Овен проявляется как умелый наемный убийца, быстро и безжалостно убивающий свою жертву и мгновенно исчезающий, но не как утонченный садист, наслаждающийся мучениями жертвы, что вполне может делать пораженный Рак.

2020 г., твердая обложка, 410 г

код 1634161, тираж 100 экз.

Авессалом Подводный — псевдоним российского астролога, поэта и писателя Александра Каменского (1953-2018), отличавшегося особой плодовитостью в литературном плане. Его перу принадлежит авторство свыше 40 книг, среди которых не только сочинения по астрологии, но также книги по целительству, массажу, психологии и философии. Стоит отметить, что Подводный имел математическое образование (кандидат физ.-мат. наук), но куда сильнее увлекался психологией и исследованием подсознания.

В серию «Общая астрология» входят 4 работы, которые первоначально существовали по отдельности. Это «Знаки Зодиака», «Планеты», «Дома» и «Аспекты». Но в 2000 году все они были опубликованы массивным сочинением под единой обложкой. Впервые тексты «Общей астрологии» увидели свет в качестве самиздатовских книг на бумаге плохого качества, без твердой обложки и каких-либо выходных данных еще в конце 1980-х годов (1987-1990). Начиная с 1994 г. 4 тома «Общей астрологии» стали переиздаваться различными типографиями, но уже в гораздо более притязательном виде. Трудно подсчитать, сколько именно раз была переиздана «Общая астрология». Уверен, что свет увидели никак не меньше 100 000 экземпляров. А скорее всего, эту цифру надо умножить в несколько раз.

Таким образом, «Общая астрология» Подводного, состоящая из четырех частей, вполне способна побиться за звание одного из первых в России фундаментальных справочников и учебников по астрологии, написанных не дореволюционными или зарубежными авторами, а именно представителем «новой волны», астрологом эпохи советской Перестройки.

«Знаки Зодиака», первая часть курса «Общей астрологии», как следует из названия, полностью посвящена соответствующей тематике. Во введении автор дает важное для новичков пояснение (мало где обсуждаемое в книгах): хотя многое в трактовке знака Зодиака можно понять благодаря тому, к какой стихии и кресту он относится, этим все не исчерпывается. Большую роль играет также планета, управляющая знаком (задает его фон), а также планеты, экзальтирующие, падающие и изгнанные в нем (с. 9).

Особенностью «Общей астрологии» является вольное использование термина «аспект»: оно употребляется не только для обозначения определенной дуги между планетами, но и в смысле принадлежности планеты определенному знаку или дому (пример — аспект Марса в Овне). Каждый знак Зодиака подробно разбирается А. Подводным по определенному алгоритму. Применительно к знаку Тельца мы, к примеру, обнаружим следующие подзаголовки:

  • человек Тельца;
  • ситуация Тельца;
  • гармоничный Телец;
  • пораженный Телец;
  • планеты в Тельце.

Возможно, впервые в отечественной литературе Подводный начинает использовать понятие «проработки» планеты или аспекта — идея, ставшая ныне очень популярной (из нынешних авторов ее активно использует, например, Павел Андреев). Так, давая описание Сатурна в Скорпионе, автор «Общей астрологии» пишет: «Непроработанный Сатурн дает Скорпиону большую жесткость: и восприятия, и выражения, и программ подсознания». «Зато по проработанным каналам трансформирующее влияние Скорпиона идет мощно и грубо». Далее Подводный пишет, что проработка «аспекта» Сатурна в Скорпионе идет по трем направлениям:

  • через понимание, что многие ограничения наложены на человека им самим, обществом и они преодолимы в принципе, если воспитать в себе чувство ответственности за свои действия и энергетику;
  • благодаря тому, что человек начинает ценить свои ограничения, понимая, что они носят кармический характер, т.е. организуют его жизнь, не давая отвлекаться в стороны;
  • человек учится пропускать по своим узким, но точно направленным каналам сильные энергетические потоки высокого уровня (с. 83-84).

Таким образом, хоть это отдельно в книге и не оговаривается, под проработкой планет в знаке автор понимает сразу два явления — некое новое понимание потребностей планеты (вернее, своих собственных подсознательных потребностей и мотиваций) и развитие в себе отсутствовавших ранее умений (конструктивное проявление мотиваций планеты).

Особенностью Подводного является его интерес к тематике Хирона и настойчивое (и крайне спорное) стремление внедрить идею его важности в астрологии. Так, он дает описание проявлений этого астероида в знаках Зодиака и даже дает Хирону соуправление Тельцом, что совсем уж несерьезно. Если задаться вопросом, а с чем именно он связывает этот загадочный Хирон, то мы получим следующий ответ: «Хирон — планета материализации тонких планов» (с. 35). Хотя, разумеется, никакой планетой он по факту не является.

Хотя, стоит добавить, автор книги все же осознает, что именно планеты — это главные «актеры на сцене». Во всяком случае, во введении ко второй части «Общей астрологии» под заглавием «Планеты» он говорит: «Планеты суть деятели гороскопа; в карте они символизируют источники энергии» (с. 138). При этом Авессалом Подводный предлагает свою классификацию планет. Отметим, планетами он считает 11 небесных тел, включая и крохотный (по планетарным меркам) астероид Хирон1. Все эти небесные тела он делит на 3 группы:

  • Солнце, Марс, Юпитер и Плутон — это «планеты внешнего проявления, определяющие основные моменты внешней жизни человека»;
  • Луна, Венера, Сатурн и Нептун — «планеты, регулирующие основные моменты внутренней жизни человека»;
  • Меркурий, Хирон и Уран — «планеты, осуществляющие связь между внутренней и внешней жизнью человека» (с. 138).

Автор подчеркивает: каждая планета испытывает на себе влияние двух зодиакальных знаков: того, которым она управляет, и того, в котором кульминирует (с. 141). Каждой из планет (включая астероид Хирон, а также лунные узлы) автор «Общей астрологии» посвятил отдельную главу. При этом описание идет по следующему алгоритму:

  • общая характеристика;
  • 4 уровня проработки планеты;
  • знаки управления и экзальтации;
  • тематическая ситуация планеты;
  • слабое положение;
  • гармоничное положение;
  • пораженное положение;
  • планета в знаках.

Интересно выписать те ключевые слова планет, что особо выделены автором книги (те, с которыми я не согласен, будут выделены курсивом):

  • Солнце: воля, инициатива, центральное внимание, отец, муж, начальник.
  • Луна: восприятие, адаптация, периферическое внимание, мать, жена, ассистент.
  • Меркурий: ум, структура, связи, комбинирование, посредник, связной, сотрудник.
  • Венера: любовь, красота, красавец, художник, артист.
  • Марс: действие, агрессия, работа, товарищ, боец, ремесленник, специалист.
  • Юпитер: рог изобилия, почести, признание, большая удача, покровитель, большой начальник, кумир.
  • Сатурн: концентрация, углубление, школа, система, ограничение, аскет, мудрец, жонглер, черный учитель.
  • Хирон: парадокс, открытие тупика, шут, изобретатель, фокусник, возмутитель спокойствия.
  • Уран: озарение, прорыв, чудо, колдун, волшебник, гений, высокая муза.
  • Нептун: интерпретация, мистика, обман, гипнотизер, судья, иерофант.
  • Плутон: Высший Закон, тиран, пророк, роковая фигура, прокурор, ученый-теоретик.
  • Северный узел: направление, развитие, ветви и листья, изменчивость, адаптивность.
  • Южный узел: основа, фундамент, корни.

Несмотря на талант создавать образные описания и придумывать емкие эпитеты, Авессалом Подводный, являясь натурой поэтичной, весьма вольно обращается с ключевыми словами планет, из-за чего легко могла создаваться путаница. В самом деле, инициатива куда больше соответствует темам Марса, нежели Солнца, роль начальника больше подходит Сатурну, а не Солнцу, интерпретация — это способности прежде всего Меркурия, а не Нептуна, высокая муза (вдохновение) — это Нептун, а не Уран (Уран — это вспышка озарения), судья — это Сатурн и Плутон, но никак не Нептун и т.д.

Любопытно отметить, что Подводный фактически дважды (в 1 и 2-м томах) дает описание значений планет в знаках. При этом он старается не повторяться. Первым среди коллег-астрологов он предлагает читателям описание четырех уровней проработки каждой планеты — плодотворная идея, которую взяли на вооружение последующие астрологи. (Возможно, одним из первых он также стал использовать в астрологических текстах термин «эгрегор», правда, не вдаваясь в детальные пояснения, что же это такое.) В качестве примера того, как Авессалом понимал эти уровни, воспроизведем его слова о планете Венере.

  • На первом уровне проработки Венеры эстетические чувства развиты очень слабо, человеку почти безразлично внешнее оформление его жизни. «Красиво и хорошо то, что полезно и функционально». Любовь ощущается как сексуальное влечение. Человек следует социальным штампам при выборе партнера.
  • На втором уровне проработки Венеры человек мыслит в терминах «красиво-некрасиво», и эта категория становится важной для него. Человек получает удовольствие от социальных контактов и не любит проявлений жестокости.
  • На третьем уровне проработки Венеры происходит отделение личного восприятия человека от штампов общественного мнения. Появляется предрасположенность к художественному творчеству, а также способность любить бескорыстно. Внутренняя эмоциональная жизнь начинает оцениваться с этических и эстетических позиций.
  • На четвертом уровне проработки Венеры эстетический принцип может даже вытеснить этический. Проявляются яркие эстетические дарования, заметные окружающим. Человек умеет отличать свои чувства и эмоции от влияния общества. Он стремится жить красиво, артистичен и «его требования к себе значительно выше, чем установленные социумом, но люди этого обычно не замечают» (с. 187-189).

Во введении к третьей части четырехтомника, посвященной домам гороскопа, А. Подводный отмечает, что здесь «астролог имеет дело с очень деликатным материалом»: когда дело касается домов, событийности, отношения к конкретным обстоятельствам жизни, окружающие требуют точности. И ошибиться здесь проще, чем просто анализируя космограмму. Автор справедливо говорит, что «у любого человека в каждый момент времени включены далеко не все планеты, аспекты и дома» (с. 330). Он добавляет, что «границы домов плывут», т.е. планета, расположенная в конце дома, в пределах 2-3 градусов от вершины следующего, считается относящейся и к нему тоже. То есть она одновременно и там, и там.

Алгоритм для описания домов избран Подводным следующий:

  • общее описание;
  • 4 уровня проработки дома;
  • ситуация дома;
  • проявления сильного дома;
  • слабый дом;
  • гармоничный дом;
  • пораженный дом;
  • куспид дома в знаках;
  • планеты в доме.

Интересны те ключевые слова, что А. Подводный использует для описания значений того или иного дома. В некоторых случаях он видит в астрологических домах грани, не замеченные иными авторами. Хотя, опять же, я согласен далеко не со всем, сказанным им. Как и в иных своих томах, автор книги старается дать яркий образ той или иной позиции. К примеру, Asc в Тельце — это «гусеничный трактор поднимает целину», Asc в Деве — «муравьи наводят порядок в своем жилище», Asc в Стрельце — «духовная цель, освещенная трассирующими пулями».

  • Первый дом: личность человека в узком смысле (доминанта личности), демонстрация себя, фильтр восприятия информации и энергии из внешнего мира, фильтр самовыражения и самосознания, внешность, критерии самооценки, особенность первых реакций на внешние события.
  • Второй дом: отношение к собственности, полностью зависимой от человека, ближайшие родственники, система ценностей во внешнем мире (что хотел бы иметь), взаимодействие с окружающей средой, что человек воспринимает как ценность, ресурс.
  • Третий дом: отношение человека к людям «вообще», знакомые, соседи, общая этика человеческих отношений, обучение, роль практического учителя, учебные материалы, газеты и журналы, короткие поездки, братья и сестры, дальние родственники, отношение к общению.
  • Четвертый дом: взаимоотношения человека с родиной, семейная жизнь (каждодневное существование под одной крышей), недвижимость, защита человека от внешнего мира, питание и одежда, отец, особенности жилья.
  • Пятый дом: публичный, видимый миру образ человека, творчество в широком смысле слова, отношение к играм, ролевым ситуациям, влюбленность, дети как результат творчества человека, воспитание детей, внешняя религиозность.
  • Шестой дом: каждодневный труд, работа как рутина и служение, слуги, средства труда, здоровье и гигиена тела, отношение к профессиональным обязанностям и работе.
  • Седьмой дом: оппоненты, семейные скандалы и сексуальные отношения, отношение к врагам и партнерам (какими они человеку кажутся и каким он предстает перед ними), характер поведения человека как партнера по браку.
  • Восьмой дом: материальные групповые ценности, перестройка психики, характер протекания психологических кризисов и трансформаций, стиль, в котором происходят перемены важных сторон жизни, тип мистических и оккультных способностей, экзистенциальный выбор в экстремальных ситуациях.
  • Девятый дом: высшее образование, роль духовного учителя, воспитание детей (с нравственным окрасом), социальная групповая этика, характер этических идеалов, стиль расширения сознания, отношение к далеким путешествиям, ожидания от религии и философии.
  • Десятый дом: административная и любая жесткая иерархическая система, мать, практический духовный учитель, стиль отношений со своим начальником и подчиненным, характер чувства личной ответственности, отношение к социальным планам и задачам.
  • Одиннадцатый дом: стиль взаимоотношений с друзьями и коллективами, естественная роль в группах по интересам, праздники, то, что важно в дружбе.
  • Двенадцатый дом: обстоятельства, в которых человек чувствует свое одиночество и будет вынужден приносить жертвы, стиль безличного служения, стиль действий тайных врагов, отношение к страждущим и несчастным.

Те характеристики домов, куспидов домов и планет в домах, что дает автор «Общей астрологии», местами более, местами менее удачны. Подводный явно делал упор на психологических описаниях, а не на событийном сценарии в жизни человека. Тем не менее, уверенно можно сказать: в книге вы не увидите переписанных у других авторов строк. Описания Авессалома Подводного образны, размыты, но самобытны и оригинальны.

Интересной и важной идеей, высказанной автором «Общей астрологии» и забываемой многими астрологами (в том числе порой и мной)  является иной фокус внимания на 7-й дом. Часто он рассматривается как удачный для человека образ партнера, событийный сценарий брака. Но Подводный отмечает: это прежде всего ваш, а не чужой, 7-й дом, т.е. это то, каким партнером вы сами являетесь для других и предстаете перед ними. Так, при VII доме в Скорпионе вы сами склонны «в шутку» кусать партнера «при всяком удобном случае, а иногда без него» (с. 471).

Удивительно, но разбирая значения X дома, А. Подводный полностью игнорирует тематику призвания и наиболее удачной для человека карьеры. Ключевое слово «работа» он оставляет только 6-му дому (и зря). К слову, с 8-м домом у него тоже все не совсем так, как мы привыкли. Признавая его домом кризисов, российских астролог обходит вниманием такие его проявления, как смерть (отношение к смерти) и сексуальность.

На мой взгляд, своей максимальной проницательности Авессалом Подводный достигает в 4-й части четырехтомника, посвященной аспектам натальной карты. Эту книгу вполне можно назвать шедевром, ибо степень тонкого психологического понимания разницы между аспектами здесь достигает недостижимой для многих иных авторов глубины.

Отечественный астролог пишет: наличие дугового аспекта между планетами «означает интимную связь из принципов в жизни человека: включение одной из планет ведет к активизации другой и определенному (видом аспекта) взаимодействию между ними» (с. 600). Подводный отмечает, что существуют мажорные и минорные аспекты. Первые в большинстве случаев дают основной рисунок расстановки сил во внешних обстоятельствах и внутренней жизни человека. Минорные же аспекты связывают планеты менее явным образом, и «и эта связь может долго оставаться незамеченной человеком». Автор уверен: будет ли действие планеты конструктивным или разрушающим, больше зависит от уровня ее проработки, чем от природы ее аспектов (гармоничных или напряженных).

Нестандартно предложенное автором «Общей астрологии» деление всех аспектов на гармоничные, напряженные и нейтральные:

  • к напряженным (пораженным) аспектам он относит квадрат, полуквадрат и полутораквадрат;
  • к гармоничным — трин, секстиль, квинтиль, биквинтиль, дециль и тридециль;
  • к нейтральным — соединение, оппозицию (!), полусекстиль и квиконс.

Он особо подчеркивает: «нейтральные» аспекты «дают определенное напряжение на низком уровне проработки (квиконс часто и на среднем), а на более высоких могут считаться скорее гармоничными; здесь многое зависит также от общего уровня человека» (с. 604).

Большое значение для понимания философии автора «Общей астрологии» имеет следующий абзац:

«По ходу своей жизни человек ведет постоянную незримую и чаще всего неосознаваемую борьбу со своим гороскопом (называемую в нашей книге проработкой), и каждый аспект символизирует один из полков противника, который должен быть превращен в союзника, иначе человек попадет в полное рабство к своему эго и негостеприимным внешним обстоятельствам и станет марионеткой жесткого эгрегора, лишившись не только собственной воли и независимого сознания, но также и души, которая, покинув человека еще при жизни, будет, плача, ждать его смерти и следующего воплощения» (с. 602).

Автор книги пишет, что природа каждого аспекта определяется:

  • Числом, указывающим, сколько раз аспект укладывается в полной дуге 360 гр. (оппозиция — 2 раза, трин — 3 и т.д.).
  • Точками зодиакального круга, образующими данный аспект с точкой 0 гр. Овна (для оппозиции это точка 0 гр. Весов, для трина 0 гр. Льва и 0 гр. Стрельца). При этом планеты, управляющие знаками, содержащими эти точки, называются управителями аспекта (с. 603).

В привычной для себя манере Подводный описывает 4 уровня проработки каждого из аспектов. Применительно к оппозиции он говорит следующее:

  • На первом уровне проработки планеты в оппозиции создают поляризацию и противостоят друг другу, «выясняя между собой отношения на материале внешней жизни человека». Характерны конфликты и проекция вины на внешний мир, других людей.
  • На втором уровне проработки человек уже способен воспринять (по отдельности) принципы обеих планет о оппозиции. Хотя его периодически «переключает» с одной планеты на другую, оппозиция здесь уже «не должна рассматриваться как дисгармоничный аспект, поскольку большую часть времени она играет скорее положительную роль, помогая (хотя и грубо) человеку найти правильную линию поведения в возникающих ситуациях» (с. 620).
  • На третьем уровне проработки аспекта оппозиции человек осознает, что «принципы планет в его жизни интимно связаны». Он начинает замечать влияние второй планеты в ситуациях, когда активна первая. И стремится к синтез, сотрудничеству их мотиваций. Однако в момент включения оппозиции одна из двух планет все еще доминирует.
  • На четвертом уровне проработки оппозиции человек наконец добивается синтеза планет, т.е. такого совместного действия, когда выделить проявления каждого из планетных принципов отдельно невозможно.

Погрузившись в тематику аспектов, Авессалом Подводный поставил перед собой большую задачу и дал справочные характеристики сразу 13 видам аспектов — не только мажорной пятерки, но также и таким минорным аспектам, как дециль (36 гр.), квинтиль (72 гр.), тридециль (108), биквинтиль (144), полуквадрат (45), полутораквадрат (135), полусекстиль (30) и квиконс (150).

Завершая этот не самый короткий обзор четырехтомника российского астролога, стоит сказать, что имя этого безусловно талантливого и поэтичного автора не забыто: его книги продолжают регулярно переиздаваться, принося гонорар наследникам-правообладателям. Пусть предложенные Авессаломом Подводным трактовки не являются всесторонними (он настойчиво игнорировал событийный, предсказательный аспект астрологии, который, видимо, не являлся его сильной стороной), однако ему удалось придать мощный импульс развитию отечественной астропсихологии, вновь и вновь привнося в астрологию психологический угол зрения. Изучение работ Подводного будит мысль и пробуждает рождение новых, оригинальных аналогий. К слову, на книжном рынке существует работа с одноименным названием: в 1998 г. увидела свет книга С. Айзина «Общая астрология (формальные основы)». С сочинениями А. Подводного она имеет мало общего.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Культовые книги: «Астроалхимия» Джоан Негус«Психология будущего» Станислава Грофа и астрологияЧто такое проработка планеты или аспекта в астрологии?Воинствующий ретроград о науке звезд: «Подлинная астрология» Джона ФроулиКультовые книги: «Астрология личности» Дэйна Радьяра

1 Хирон — это фактически одновременно и астероид, и комета диаметром около 120 км. Он является первым идентифицированным членом из нового класса объектов, орбиты которых находятся в промежутке между орбитами Юпитера и Нептуна и которые получили наименование «кентавров». С момента открытия в 1977 г. Хирона астрономами были обнаружены уже десятки тысяч аналогичных астероидов. Интересно, что Хирон отнюдь не является самым крупным из них. В частности, астероид Харикло имеет диаметр порядка 260 км, что дискредитирует идею особого астрологического внимания к Хирону. Точнее, все крупные астрономические тела что-то да значат в плане астрологии. Но отчего поклонники применения Хирона игнорируют «кандидата первой очереди», что говорится? Это противоречит астрологической логике, да и здравомыслию как таковому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *