Как относятся друг к другу Церковь и астрология? Можно ли сочетать веру в Бога и веру в торжество планет? Подробнее об этом в нашей статье!
Астроло́гия (греч. ἀστρολογία) — вид гаданий, основанный на взаиморасположении небесных тел в определенные моменты времени.
Нередко описания знаков Зодиака соответствуют характеру и типажу человека. Как это объяснить?
Человек верит в то, что он хочет верить. Нередко популярности астрологических «прогнозов» способствуют и особенности человеческой психики. Доверие астрологических гороскопам можно объяснить, например, эффектом Барнума, согласно которому людям свойственно крайне высоко оценивать точность описаний и характеристик их личности в том случае, если эти описания неопределённы и достаточно обобщены и созданы «индивидуально» для конкретных людей. Человек автоматически подстраивает такого рода описания под себя, особенно если они позитивны и авторитетны для него.
Интересно, что астрологи процветают — и в состоянии оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам — но готовы и платить за них. С другой стороны, многих огорчает, когда им говорят, что увлечение астрологией несовместимо с православной верой.
Давайте рассмотрим это немного подробнее. В древнем мире астрология пользовалась огромной популярностью. Это отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя, сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Естественным календарем, с которым люди сверялись, были звезды — и им казалось очевидным, что раз такие важные решения, как сев и жатва, надо определять по звездам, то это нужно отнести и к другим важным действиям — вступлению в брак, военным походам и тому подобному. Казалось, что раз так важно сеять и пахать по звездам, за ними стоят какие-то могущественные божества, с волей которых надо сообразовать все свои дела.
При дворах восточных владык важное место занимали, как мы бы сейчас сказали, «эксперты», которые должны были определять благоприятные или неблагоприятные времена для тех или иных действий. Некоторые историки даже отмечают, что таким образом складывалось своего рода коллегиальное управление — опытные предвещатели могли удержать молодого и горячего царя от поспешных действий, ссылаясь на «неблагоприятные предзнаменования».
It is important to note that while Christianity may have a negative attitude towards astrology, it does not necessarily view all forms of divination or future prediction as sinful or problematic. Rather, the issue with astrology is specifically that it posits that the positions and movements of celestial objects can determine or influence human affairs.
In contrast, mathematicians, financiers, and others who use formulas and graphs to predict future events are not basing their predictions on the movements of planets or stars, but rather on mathematical models, statistical analysis, and other empirical methods. While these methods are not infallible, they are not based on the idea that the position of a planet at a certain time can directly determine the fate of an individual or society.
Similarly, planning for the future is not inherently sinful in Christianity, as long as it is done with a spirit of humility and a recognition that ultimately, our lives are in God’s hands. In fact, planning can be seen as a way of being a good steward of the resources and opportunities that God has given us. However, if planning is done with a spirit of pride or a sense of self-sufficiency, then it can become problematic.
In summary, while both astrologers and mathematicians may seek to predict future events, the difference lies in the methods they use and the underlying assumptions they make about the nature of reality. Christianity may have concerns about the worldview and practices associated with astrology, but it does not necessarily view all forms of future prediction or planning as inherently sinful.
Вопрос
Уважаемый батюшка. Объясните можно верить в гороскопы и в астрологические прогнозы?
Я занимаюсь боксом и на соревнованиях и на спаррингах (тренировочные бои на тренировке) приходиться снимать крестик, но я закладываю в гетры. Как мне быть, что делать с крестиком? И вообще бокс не является греховным занятием?
Подскажите ещё, я после крещения так и не причастился и не исповедовался! Как подготовиться к исповеди. После того как крестился, у меня за каждый неправедный поступок оставался осадок на душе как кто-то говорил, что это не надо было делать!
Как мне не совершать греховные поступки? Укажите, пожалуйста, молитву от искушения.
Магадан, Владимир, 15 лет.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Дорогой Владимир! Вы сами чувствуете, что не все благополучно в ваших занятиях, если Вам приходиться снимать с себя святыню. Освященная рука священника надела на Вас нательный крест в день Вашего духовная рождения. Поэтому никакая неосвященная рука не дерзает его снимать. Есть много примеров, когда люди отказывались снимать с себя крест, не страшась даже смерти.
Спорт, которым Вы сейчас занимаетесь, родился из практики кулачных боев, появившихся во II тысячелетии до Р. Х. в таких языческих странах как Египет и Вавилон. Когда Русь приняла христианство, пастыри Церкви стремились показать нравственную пагубу подобных развлечений. Упорных даже отлучали от церковного общения. Позже в России как христианском государстве кулачные бои были запрещены. В Своде Законов, изданном в 1832 году, было записано: «Кулачные бои, как забавы вредные, – вовсе запрещаются» (ч. I V, ст. 180,). Святые отцы заповедали нам удаляться от всего, что мешает нашему спасению, вызывая у нас нехристианские чувства и настроения.
Святого крещение вводит нас в Церковь. Бог очистил и освятил Вас. Чтобы быть достойным той благодати, которой Вас сподобил Господь, надо жить в молитвенном опыте Церкви, по ее традициям и уставам. Духовно полнокровными нас делает регулярное участие в святых церковных таинствах (прежде всего, исповедь и Причастие). К таинству покаяния надо всегда готовиться: вспомнить все свои грехи и иметь решимость исправиться. Чтобы молитвенно подготовиться к Причастию, надо накануне прочитать Последование ко святому Причащению, три канона: Господу нашему Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю. Необходимо также быть на вечернем богослужении и попоститься.
Другая необходимая составляющая нашей веры — промысл Божий. Мы верим, что Бог направляет все происходящее к предначертанным Им целям, так что все, что происходит в мире — и в жизни конкретных людей — будет обращено к вечному благу и спасению верных. Это переживание Промысла Божия находит отражение, например, в 138 псалме:
«Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»
Бог обладает всеведением, то есть полным и безошибочным знанием обо всем, в том числе обо всех актах свободного произволения людей, ангелов или бесов. Бог знает — всегда знал — что я пишу эту статью, и что Вы ее читаете. Наши поступки определяются нами, а не Богом, они полностью свободны — но для Бога, находящегося вне времени, они уже совершены и включены в Его замысел.
В книге Деяний Апостольских рассказывается о том, как Апостолы, столкнувшись с враждебностью властей, обратились к Богу с такой молитвой:
«Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой»
Богопротивники, конечно, и не помышляют об исполнении воли Божией — Ирод и Пилат преследуют свои цели и, конечно, они преследуют их сами, Бог не вынуждает и не заставляет их поступать таким образом. Но в итоге они сделают именно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».
Это можно сравнить с сеансом одновременной игры с всеведущим гроссмейстером — каждый из игроков делает ходы сам, по своей воле, исходя из своих собственных целей и замыслов, но всеведение гроссмейстера приведет к тому, что партия будет развиваться именно так, как он наметил, и приведет именно к тому результату, который он определил.
Воля Божия никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им. Наше будущее, как и говорит псалмопевец, в Его руках. Поэтому Церковь всегда негативно относилась к астрологии; уже одно из самых ранних наставлений в вере, «Учение Двенадцати Апостолов», говорит: «Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение».
Наша жизнь определяется не звездами — но Создателем звезд.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Кто ты по гороскопу? Странно и даже нелепо было бы
задать такой вопрос преподобным Антонию Великому, Марии
Египетской, Сергию Радонежскому или любому другому
святому. Однако современные христиане с интересом друг
друга об этом спрашивают.
За тысячелетия своей истории человечество изобрело
множество способов предсказаний будущего: всевозможные
приметы, магический кристалл, гадание на кофейной гуще, на
картах, по внутренностям убитых животных и многое-многое
другое. Предсказание судьбы по расположению звезд —
один из этих древних видов гадания, который ныне приобрел
большую популярность. Сегодня гороскопы, составленные
индивидуально, под конкретного «козерога», и
общие, предназначенные сразу всем «ракам, рыбам,
скорпионам», пользуются огромным спросом. Рейтинги
передач с участием астрологов весьма высоки. Даже
совершенно безразличные к астрологическим предсказаниям
люди сталкиваются с ними повсюду: гороскопы печатают в
прессе, зачитывают по радио, включают в новостные ленты,
их полным-полно в сети интернет.
Многие современные люди относятся к рекомендациям
астрологов как к прогнозу погоды. Большинство из них
думают про себя, что они не принимают всерьез предсказания
гороскопа, но при этом постоянно исподволь проявляют к ним
внимание. Сначала человек интересуется, «что там про
меня на сегодня написано», а потом невольно или
сознательно подстраивает под гороскоп свой день, год,
жизнь. « На всякий случай» он только в
«благоприятные» дни принимает важные решения в
бизнесе, проводит значимые мероприятия: организует
свадьбу, выезжает на отдых и тому подобное. Но так ли
безобидно сверять свою жизнь с гороскопом?
Дело даже не в том, что точность астрологического
прогноза, по официальным оценкам западноевропейских и
отечественных исследователей, ничтожна. Она не достигает
даже 5 %. Популярный исследователь астрологии XX века
Мишель Гоклен резонно заметил: «Сказав, что человек
честен, потому что он поступает честно в пяти случаях из
ста, я совершу ошибку, если этот человек в остальных
случаях действует бессовестно. По-моему, с астрологией
происходит то же самое».
Внимание к словам астрологов свидетельствует о маловерии
современных христиан. Как сказал английский писатель Г. К.
Честертон, живший на рубеже XIX и XX столетий,
«когда люди перестают верить в Бога, они начинают
верить во все остальное».
Интерес к астрологии, пусть и поверхностный, «для
справки», подрывает в христианине стремление
исполнять волю Божию. Узнав астрологический прогноз, он в
той или иной мере принимает к сведению его рекомендации.
Например, он узнает, что в наступающем году его
продвижению на работе будут способствовать новые
романтические отношения. Спустя некоторое время он
невольно начнет тяготиться браком, который освящен
Церковью, думать, что не поднимается по карьерной лестнице
из-за того, что поспешил создать семью, и тому подобное.
От этих мыслей недалеко и до нарушения заповеди Господней.
И чем более христианин станет руководствоваться
гороскопом, тем менее будет следовать за Христом.
Постепенно он и к заповедям начнет относиться формально.
Астрология лишает людей свободы, которая дана им во
Христе. Человек без смущения, а то и с удовольствием
заявляющий: «Я рак» или: «Я весы»,
принижает свое достоинство разумного творения, одаренного
Творцом свободой. Говоря об убеждении части людей в том,
«что восхождением, захождением и сближением звезд, а
также солнца и луны управляются все наши дела»,
святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что небесные светила
влияют лишь на явления физической природы, «но
предзнаменованиями наших действий они никоим образом не
бывают». Люди наделены разумом, чтобы делать
обдуманный нравственный выбор, который определяет
направление движения личности: либо по пути добродетели,
либо по пути порока. Только осознанно выбирая добро,
человек может достичь главной цели своей жизни —
соединения с Господом в единое целое.
Следуя евангельским заповедям, мы можем приближаться к
Богу, свидетельствовать о своем желании вечно пребывать с
Ним в Его Царстве. Для этого нам не нужны советы
астрологов. У нас есть Святое Евангелие, раскрывающее
истину о добре и зле и указывающее путь жизни. У нас есть
Церковь Христова, которая наставляет в добродетели и
помогает исполнять в своей жизни учение Спасителя. У нас
есть примеры святых, которые были самыми разными людьми,
но все руководствовались заповедями Господними, а не
расположением планет и звезд. Святые не ассоциировали себя
с объектами материальной природы — творениями Бога,
но стремились в добродетели уподобиться Самому Богу. И мы,
христиане, должны пользоваться своим разумом и волей,
чтобы следовать за Христом и стать детьми Божьими по
благодати. Вступая в Новый год и готовясь встретить
праздник Рождества Христова, мы должны больше
ориентироваться в своей жизни на слова Христа, а не на
различные предсказания и гадания.
В последствии же, когда я стала воцерковляться, я полностью отказалась от астрологии. Трудно часто сказать, почему мы принимаем то или иное решение в жизни, как и почему меняются наши интересы. Но сейчас я бы хотела попробовать обьяснить, что же со мною произошло, как возникло во мне решение оставить то, что меня так интересовало.
Прежде чем говорить что-то, хотелось бы определить, чем вообще занимается астрология. Мнения здесь, естественно, могут различаться. Кто-то считает основной областью астрологии прогнозы на будущее, кто-то – определение характера человека и его будущей судьбы, кто-то – поиск корреляции между днём рождения человека и его характером, судьбой, внешним видом, и.т.д., сводя, таким образом, астрологию к некоей области статистики. Однако хотелось бы оттолкнуться от чего-то единого, цельного и определённого.
Вот как говорится о предмете астрологии в самоучителе А. Г. Колесникова: Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.
И всё-таки, основным и самым распространённым направлением астрологии я бы назвала составление натальных карт. Поэтому далее я буду говорить именно про данное направление, или натальную астрологию.
Процесс составления натальной карты я бы разделила на 2 этапа: 1) астрономические вычисления положения планет на момент рождения человека; 2) толкование этого расположения, определение характера человека по карте и, возможно, его будущей судьбы.
Если с первым этапом всё ясно (с научной точки зрения) – это просто астрономические вычисления позволяющие понять, каково было расположение планет относительно Земли на момент рождения человека, то со вторым этапом мы вступаем на болотистую почву неопределенного. Тут я подразумеваю неопределённое в строго материальном смысле. Безусловно, написано много литературы о толковании карт. Но, всё же, в любом случае придётся признать, что толкование каждой отдельной карты – это своего рода открытие. Потому что каждый человек уникален.
Хотелось бы сказать, что никаким образом первый этап (вычисления) не может “перейти” во второй этап (толкование). Потому что сама природа этих этапов различна. Тут граница настолько жёсткая, что говорить о каких-то тонких переходах просто не имеет никакого смысла.
Таким образом, очевидно, что первый этап со вторым связывается исключительно ТОЛКОВАТЕЛЕМ. Поэтому результаты толкования натальных карт зависят от астролога, и у разных астрологов результаты могут быть различны. Но как же это так? Неужели надо предположить, что у человека несколько судеб? Если даже судьбу человека и можно прочитать по расположению планет в момент его рождения, то какое же толкование признать истинным? Самое интересное, что сколько бы люди не полемизировали по данному поводу, они не смогут ответить на этот вопрос. А вопрос, возможно, следует задать по другому: “Почему мы вообще решили, что существует какая-либо связь между судьбой человека и расположением планет?” К этому нет указаний в Священном Писании и Предании.
Более того, многие святые жёстко критиковали астрологию и отрицали существование такой связи. Да, конечно, астрология возникла в древности, но, думается, возникла только как гипотеза и не более того. То есть, если говорить прямо, мы верим в то, что наша судьба изложена в расположении планет только потому, что кому-то, когда-то, в древности это показалось возможным. И этот человек предположил это сам от себя, это не было Божественным откровением. Господи, да кто ж из нас никогда не ошибался? А что, если тот человек тоже ошибся?
Православная Церковь считает главнейшей задачей спасение людей. Для этого Церковь и была создана, и Христос пришёл на Землю для нашего спасения. Так неужели бы Бог скрыл от людей то, что их судьба и их характер изложены в расположении планет, если бы это было нужно для их спасения? Конечно же, нет. Всё, что нам нужно изложено в Священном Писании и Предании, и не нужны нам никакие планеты.
Кроме того, вся Вселенная создана Богом. И планеты суть творения Божии, как и человек. Однако Бог может по Своей Святой воле изменить судьбу человека, а также его характер, всего человека оживотворить и оживить, испытать или наказать, или помиловать и простить. Или мы считаем, что Бог посоветуется сначала с натальной картой, прежде, чем сотворить по воле Своей? Очевидно, что творение не может влиять на Творца, а вот праведник, по смиренной молитве, может преклонить Божию милость к себе. Потому что, как сказано, “творит Господь волю боящихся его.” Да, человек меняется. А под действием Благодати человек меняется настолько быстро, насколько больше его желание очистить своё сердце и насколько сильнее его стремление к Богу. Одни люди меняются постепенно, другие быстрее, а некоторые сразу становятся на истинный путь, обращённые в одночасье по особому смотрению Божию. Или это всё изложено в планетной карте, включая желания человека в будущем?
А каковы же цели христианской жизни? Серафим Саровский сказал: “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. Для православного человека основная цель жизни заключена именно в этом. Верующий человек не хочет узнать свою судьбу, он уповает на промысл Божий. Единственное, что его волнует — это, чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось. Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри. Тут, конечно, необходимо упование на Бога и молитва. То есть мы видим, что цель у всех православных христиан одна и таже. Их не много, ЦЕЛЕЙ! Она одна единственная. Потому что множество целей рождается от желания человека поступать по своей воле, а православие призывает полностью отказаться от своеволия. Во всяком случае, молиться и стремиться к этому.
Кто-нибудь, возможно, скажет: “А что если попробовать понять волю Бога и Его промысл относительно человека с помощью астрологии? Я, например, хочу исполнять волю Божию, но попытаюсь глубже её понять с помощью астрологии. Я не делаю её целью, но методом.” А почему недостаточно для этого опыта Церкви, Священного Писания и Предания? Без самого Бога невозможно понять Его волю. А выход из этой ситуации только один – молиться и просить. Если мы избираем этот путь, то это говорит о нашей надежде на Бога и доверии Ему. Если же мы пытаемся найти себе какие-то знамения и, решив “ребус планет”, приблизиться к Богу, о каком доверии может идти речь? Только о доверии себе. Зачем пытаться постичь разум Бога? Чтобы проверить Его? Зачем подменять Творца творениями? И опять-таки, само это желание говорит о стремлении развить какое-то своё видение. В чём же опасность желания развить его? С моей точки зрения оно заключается в следующем. Человек, пытаясь понять промысл Божий, и даже, допустим, молясь об этом, очень незаметно для себя переключается от Бога на свою личность. И постепенно начинает думать, что Бог даровал только ему особенное какое-то видение, а у других его нет. И Бог оставляет его за превозношение. Верующий же в БОГА человек, как я думаю, только молится : “Да будет, Господи, воля Твоя!” и принимает всё, что приходит, как изьявление воли Божией. И что самое главное, у всех других всё абсолютно также. Человек не чувствует себя уникумом. Здесь людей отличает только волеизьявление, жить или не жить по заповедям. А вот его то даже Бог не ограничивает. Это свобода, которая дана Богом.
То есть, православный человек каждый день просит Самого Господа быть всё время с ним и, более того, почивать в нём. Бог настолько возвышает человека, что, милосердием своим, соединяется с ним. Соединяется через Слово, через молитву и через таинство Евхаристии. Так почему же мы ищем истину в планетах? Почему мы не стремимся к чистоте молитвы, когда рядом с нами такие дары? Потому что мы не верим Богу, а только себе. Себе и своему пониманию.
Можно много говорить, доказывать, обьяснять. Однако Бог – не алгебра, а вера – не теорема. Вера – это дар Бога. Он даёт нам по милости Своей. А в свете великого дара веры вся астрология просто мелка и неважна. Астрология не нужна, она лишняя, это – сорняк в душе, который не помогает, а только мешает, умаляя нашу веру и надежду на Бога. А весь приём лукавого состоит в отвлечении внимания от истинного пути.
В заключении хочу сказать, что путь веры труден. Об этом очень много написано и об этом не понаслышке знают все, кто идёт этим путем. Но и награда очень велика. Награда – это Царствие Небесное еще здесь, на земле, потому что Царствие Небесное внутрь вас есть. ( Лк. 17, 21).
Может ли православный христианин что-то почерпнуть для себя из астрологии?
Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу. Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, человек тем самым минимизирует или даже отрицает участие в его жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно обесцениваем их и подчиняем себя слепому року. Необходимо помнить, главная цель человека – достижение Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой он родился, но только от того, насколько его сердце было открыто пред Господом.
Церковь и астрология – можно ли их объединить?
Почему Церковь негативно относится к астрологии? Коротко сказать, потому что признание власти звезд над нашей жизнью противоречило бы двум важным истинам нашей веры — человеческой свободной воле и Божием промыслу. Подробно об этом — Сергей Худиев.
Недавно еще один известный человек — о котором, помимо прочего, было известно, что он православный — рассказал о своем знаке зодиака и том, как он влияет на его жизнь. Дело обычное — почти в каждой газете печатается гороскоп, чтоб овны, скорпионы и козероги могли узнать, что день грядущий им готовит. Знакомясь, люди спрашивают «а кто вы по знаку зодиака», (надеюсь, не овен — гороскоп не советует мне иметь дело с овнами!), а на экранах телевизоров время от времени являются загадочные личности, таинственными голосами возвещающие как бы некие пророчества — впрочем, пророчества не сбываются никогда, что не мешает загадочным личностям вещать дальше с тем же таинственным видом.
Нет ли некоторого намека на астрологию в Вифлеемской звезде?
Традиционная отсылка астрологов к Вифлеемской звезде с древности встречала критику христианских богословов. Так, Григорий Богослов пишет: «Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве».
Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?
Писатель-апологет Г. К. Честертон очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов? Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться.
Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.
Труд или преступление, любовь или эгоизм
Человек сам выбирает свой путь в жизни — труд или преступление, любовь или эгоизм, усердие или лень, веру или противление. И то, к чему он придет в своей жизни — а главное, в вечности — определяется решениями, которые он принимает. Каким человеком он будет, какой характер в себе разовьет — тоже результат его решений.
Эти решения — а, стало быть, и их последствия — не определяются звездами, генами или социальным окружением. Со свободной волей связаны такие принципиальные для нашей веры понятия, как грех и покаяние. Когда мы каемся — а это абсолютно необходимо для нашего вечного спасения — мы признаем, что мы согрешили и нуждаемся в прощении. Это именно мы принимали неправильные решения и совершали неправильные поступки, не какая-то сила за нас, будь то звезды или что-то другое, привела нас в эту точку в нашей жизни. Мы согрешили, мы виновны, мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение и помощь для того, чтобы исправить наши пути.
И мы можем принять решение их исправить — мы не вовсе не предопределены звездами, чтобы грешить дальше, мы можем в любой момент обратиться к Богу и взыскать Его прощения и помощи. Наша жизнь может измениться, мы можем резко развернуться и оставить все гороскопы в дураках.
Как к астрологии относится современная наука?
С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признает, что на определенном этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук («биология», «археология» и т. д.), современным ученым приходится постоянно разъяснять, что астрология носит такое название только как дань традиции. Убеждение ученых в том, что астрология – псевдонаука, основывается на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией. Нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии. Также имеет место спекуляция астрологов на не полностью исследованных наукой проблемах, как и собственное толкование научных открытий.
В 1975 году 186 ведущих мировых ученых, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выступили с заявлением «Возражения против астрологии», в котором выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам. Национальный научный фонд (США) относит веру в астрологию к одному из наиболее распространенных среди американцев псевдонаучных заблуждений. В России публичной критикой астрологии как лженауки занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук. В 2013 году президент РАН академик В. Е. Фортов отметил, что наука и религия имеют общую цель в борьбе с хиромантией и гороскопами.
Цитаты об астрологии
«Почему астрология — ложь? Очень просто. Созвездия на самом деле не существуют, это вымышленные объекты, придуманные для деления неба на определенные сектора. Созвездий не существует так, как не существует параллелей и меридианов — они есть плод воображения. Созвездия придумали в глубокой древности для того, чтобы разделить небо на условные сектора и чтобы по ним могли ориентироваться моряки, путешественники. Поэтические названия созвездий придуманы для удобства запоминания. По-другому это некий логический инструмент, и меридианы вроде бы существуют, но только в нашем сознании.
Солнце движется со скоростью около 220 км/с вокруг центра Галактики и делает полный оборот вокруг центра за 220 миллионов лет. Соответственно, время жизни человечества на фоне таких масштабов — как молния по отношению к продолжительности жизни человека. По мере движения солнечной системы вокруг центра галактики, конечно, картина звездного неба, созвездий, будет меняться, но время жизни цивилизации несопоставимо по времени: например, от Древнего Египта до сегодняшнего дня (5000 лет против 220 миллионов) — недостаточно, чтобы картина звездного неба значительно изменилась.
Поэтому астрология основана на заведомо ложных предпосылках древних людей, считавших, что все неизменно. Кроме того факта, что созвездий в реальности, как физических объектов, не существует, лженаука астрология привязывает судьбу к дате рождения. Но: 1) предопределения не существует 2) дата рождения может зависеть от случайных факторов, например, от преждевременных родов».
протоиерей Максим Обухов
Библия о чародеях
Библия упоминает о таких «экспертах» и говорит об их пустоте и тщете. Пророк говорит о гибели Вавилона:
«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис. 47:12–15).
В наши дни астрология изменилась мало — разве что упор делается не на предсказаниях событий государственного масштаба, а на предоставление личных консультаций. Как Вам следует себя вести, если вы — овен? А если хотите взять человека на работу, что Вам может сказать дата его рождения? А в какой день лучше заключить сделку или лечь на операцию?
Почему же все это плохо с точки зрения Православия? Мы, православные люди, верим в две реальности, несовместимые с предсказаниями — в свободную волю человека и в промысл Божий. Начнем со свободной воли.
Свободная воля означает, что мы сами — авторы наших решений. Разумеется, мы сталкиваемся с различными влияниями, добрыми и дурными, мы обладаем определенными врожденными чертами — например, кто-то по натуре человек флегматичный, а кто-то, наоборот, темпераментный, но решения, которые мы принимаем перед лицом всех этих влияний, полностью наши. Они не предопределены чем-то еще — генами или звездами.
Что говорили об астрологии святые?
Григорий Богослов считал, что астрология оскорбляет Божественный промысл: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина».
Иоанн Златоуст, толкуя Книгу пророка Исаии, в которой говорится об астрологах, пишет: «Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. « Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут».
Блаженный Августин так отвечал тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы соответствуют действительности: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».
Иоанн Дамаскин свидетельствовал, что астрология отрицает человеческую свободу и Божественное достоинство: «Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях».