Ричард Тарнас. Архетипическая космология

К сожалению, по Вашему запросу репетиторы не найдены. Попробуйте расширить параметры поиска стоимость или место проведения занятий или воспользуйтесь услугами опытных онлайн репетиторов. Вы поймёте, что дистанционные занятия могут проходить на более высоком уровне, чем очные. А стоимость их в 2-3 раза дешевле.

Если Вы сомневаетесь в качестве онлайн занятий, то просто оставьте заявку, а в пожеланиях к занятиям обязательно напишите: прошу провести ПРОБНЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ УРОК.

80% опытных онлайн репетиторов, готовы предложить Вам эту услугу.

Дистанционные онлайн занятия:

От: 15 $/60 мин.

Образование : , ИИВТ

Добрый день, меня зовут Мария, астрологией занимаюсь с 2015 года. Помогу вам или вашему близкому разобраться с натальной картой, понять свои сильные и слабые стороны, спрогнозировать возможное развитие событий на год.Астрология — увлекательна и многогранна, приглашаю посмотреть на вашу жизнь под другим углом!

Консультации проводятся по skype, viber, zoom.

Этот репетитор добавлен в форму заявки

От: 2500 ₽/90 мин.

Образование : , Санкт-Петербургская Астрологическая Академия Шестопалова

От: 799 ₽/60 мин.

Первое занятие скидка 50%

Образование : , Академия астрологии Москва

Практикую классическую западную астрологию. За годы практики выработала привычку искать индивидуальный подход к каждому ученику. Стараюсь перевести сложную астрологическую теорию на простой человеческий язык.
Могу помочь и придать уверенности начинающему астрологу. Есть учебные видеоматериалы с собственных онлайн-занятий практически по любым темам.
Авторских методик нет, моя астрология — это классика, идущая от Птолемея.

От: 1500 ₽/1000 мин.

Образование : , Удмуртский Государственный университет

От: 10 $/120 мин.

Образование : , Московская Государственная Юридическая Академия

Частный репетитор, Психолог.

Образование : Высшее, Магистр, Среднее-специальное, Московская школа русской астрологии » Волхвы»

От: 300 ₽/60 мин.

Образование : , ВШКА

Нужен Репетитор по астрологии для взрослых в Оксфорде ?

Репетиторы по Астрологии, которые проводят занятия со взрослыми в Оксфорде предложат вам свои услуги. Общайтесь со специалистами без посредников и выбирайте лучшего!

Чтобы выбрать лучшего репетитора Астрологии в Оксфорде, воспользуйтесь фильтром слева

Нужен Репетитор по астрологии в Оксфорде в определённом районе?

Вы можете самостоятельно выбрать частного преподавателя Астрологии на дому или оставить заявку с указанием района, что бы не пропустить лучшее из предложений. По личным причинам некоторые Репетиторы по Астрологии не указывают места проведения занятий.

Репетиторы по Астрологии, которые проводят занятия в этом районе Оксфорда сами свяжутся с Вами.

В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост интереса к астрологическим знаниям как в России, так и в странах СНГ и Запада. В этой связи вопросы качественного астрологического образования становятся все более актуальными. И хотя рынок астрологических и психологических услуг в России совершенно не так заполнен, как, к примеру, во Франции или Германии, тем не менее, конкуренция у нас тоже повышается. Если в конце 1980-х гг. любой мало-мальски грамотный любитель астрологии мог стать известным и востребованным, то теперь поклоннику музы Урании необходимо постоянно заниматься самообразованием, дабы не ударить в грязь лицом. Какие существуют в России и ближнем СНГ качественные школы астрологии? Задавшись однажды этим вопросом, я обнаружил, что развернутого ответа на него мы не встретим на просторах Интернета. Да, существуют хвалебные отзывы в адрес того или иного учителя, иногда встречаются краткие перечисления нескольких (но не всех) самых известных школ. Поэтому ваш покорный слуга решил взять на себя задачу создания более-менее информативного сводного описания основных квалифицированных астрологических обучающих школ. В данном перечне нас интересует, прежде всего, астрологическое образование, основанное на традициях западной астрологии. Исследования того, какие у нас в стране существуют школы ведической, тибетской или китайской астрологии, я не проводил.

Ниже приведен список школ, занимающихся преподаванием классической западной астрологии (а существуют и иные неклассические методики, к примеру, Гамбургская школа астрологии, Ураническая астрология, система формула души) (информация по ценам и программе представлена на момент написания статьи, т.е на декабрь 2015 года):

1. Московская академия астрологии (МАА). Возглавляет Михаил Левин. Обучение на очном отделении на «Курсе общей астрологии» длится 3 года (углубленный курс и специализация — 4-й год), дистанционное обучение — 5 лет, заочное — бессрочно. Один семестр заочного обучения стоит 8000 р. Полный курс дистанционного обучения составляет в МАА, таким образом, 5 курсов по два семестра в каждом. В соответствии с философией МАА, обучение включает в себя три ступени: первая — изучение основ астрологии с основным упором на астрологию личности (3 года очного обучения, 4 года — дистанционного). В конце учебы студент получает сертификат астролога-исследователя. Вторая ступень включает в себя прохождение 5 курса и  успешную защиту диплома на степень бакалавра астрологии. При этом на сайте академии особо подчеркнуто: «Слушатели Академии должны понимать, что без 5-го курса полноценных астрологов из них не получится!» Третья ступень подразумевает получение степени магистра астрологии. Сайт академии: www.astro-academia.ru.

2. Санкт-Петербургская Астрологическая Академия (СПбАА). Руководитель — Сергей Шестопалов (ученик Сергея Вронского). Структура обучения не совсем ясна. Так, в одном разделе сайта академии говорится, что программа обучения состоит из 3-х лет первой ступени и 2-х лет второй ступени, причем в течение трех лет слушатели академии получают базовое астрологическое образование. В другом месте сайта говорится, что программа очного обучения рассчитана на три с половиной года обучения, что составляет семь семестров. Существуют очная и заочная формы обучения. Стоимость  заочного обучения составляет  18 000 р. за один семестр. В академии особое внимание уделяется направлению научной прогностической астрологии, а также концепции С.В.Шестопалова «Формулы событий». Основные разработки СПбАА: формулы простых и сложных заболеваний, формулы профессий, формулы совместимости и несовместимости во взаимоотношениях, разводов и вступления в брак, формулы переездов, опасных ситуаций, профессионального роста, а также структурная (поведенческая) астропсихология и много других событий жизни человека. Сайт академии: www.astroacademy.spb.ru.

3. Академия мировой астрологии и метаинформации (АМАиМ). Руководители — Борис Бойко и Каринэ Диланян (является специалистом не только по астрологии западной, но также и астрологии индийской и тибетской). Курс классической западной астрологии включает в себя следующие уровни: I уровень – базовый, обучение в течение 3-х семестров. Студенты учатся строить и интерпретировать гороскоп, знакомятся с основными астрологическими техниками, позволяющими применять астрологические знания для себя, своих друзей, близких, делать необходимые прогнозы по здоровью, психологическому состоянию и т.д. II уровень – углубленный, обучение в течение еще двух семестров (всего 5). Студенты изучают практическую астрологию, сложные астрологические техники исследования и толкования гороскопов, методы астрологического прогнозирования, предсказательную астрологию, астрологию партнерства. На этом уровне студенты усваивают основные прогностические техники эллинистической астрологии, арабской и средневековой астрологии. III уровень – профессиональный, обучение в течение еще 3-х семестров (всего 8). Изучается хорарная, медицинская, геополитическая, элективная астрология,  астропсихология, практика астрологического консультирования, основы астрологического бизнеса и др. На этом уровне студенты знакомятся как с современными астрологическими концепциями, так и с методами, техниками и воззрениями астрологов Греции, Рима, Средневековья, Ренессанса. Для получения диплома необходимо очно защитить дипломную работу после прохождения третьего уровня и завершения учебной практики. В академии существуют очная, заочная, дистанционная и онлайн формы обучения. Стоимость одного семестра (заочное или онлайн обучение) составляет 10000 р. стоимость очного (или дистанционного) обучения за  один семестр составляет 18000 р. На сайте академии особо подчеркивается, что Академия мировой астрологии и метаинформации имеет бессрочную образовательную лицензию Департамента образования г. Москвы на ведение образовательной деятельности в области дополнительного образования по утвержденным программам с правом выдачи диплома установленного законодательством образца. Сайт академии: www.astrol.ru.

4. Высшая школа классической астрологии (ВШКА). Изначально ВШКА создавалась как «Центр астрологических исследований» под эгидой Московской академии астрологии, чтобы организовать заочную форму обучения, но в 90-х годах обрела независимость. После 2006 г. единая до этого школа ВШКА разделилась на две независимые ветви — АНО «ВШКА» (бывшее очное отделение) и ООО «ВШКА-плюс» (бывшее заочное отделение). АНО «ВШКА» возглавляет Елена Кашенина (ученица Левина, бывший преподаватель МАА), учредителем ООО «ВШКА-плюс» является Галина Страчук, а реальным руководителем — Анна Галицкая. В первой школе существуют очное и онлайн-отделения. Во второй — два отделения, предполагающие дистанционное обучение: on-line отделение и web отделение (аналог очного обучения). Среди известных преподавателей ООО «ВШКА-плюс» можно отметить, помимо А. Галицкой, В. Вайсберга, который до своего переезда в США был сподвижником Левина и преподавателем МАА, и Е. Волоконцева. Тесно сотрудничает со школой и проводит вебинары В. Горбацевич (ВВГ). Среди известных преподавателей АНО «ВШКА», помимо Е. Кашениной, можно выделить Ю. Олешко и А. Авдошина. Если говорить о «ВШКА-плюс», то обучение включает в себя три курса по три семестра в каждом. Стоимость одного семестра на онлайн отделении — 5000 р., в веб-отделении — 6000 р. Сайт ООО «ВШКА-плюс»: www.astrolog.ru; сайт АНО «ВШКА»: https://astroclass.ru/.

7. Сеть школ «авестийской» астрологии под эгидой Павла Глобы (ученик С. Вронского, не афиширует этого; сам Глоба является самым противоречивым из отечественных астрологов из-за сознательно созданных легенд и мистической атмосферы вокруг себя). Полное название франшизы Глобы — «Авестийская школа астрологии П.П. Глобы» (АША). Количество школ Глобы весьма велико, приведу названия и сайты лишь некоторых из них: Астрологический институт Павла Глобы — www.globainstitut.ru; Уральский астрологический институт (Авестийская школа астрологии П.П. Глобы) — www.astrogloba-ural.ru; Школа астрологии Павла Глобы в Украине — www.globa.com.ua; Авестийская школа астрологии (в Белоруссии) — www.globaastra.by и т.д. Обучение во всех авестийских школах и филиалах строится по программе, состоящей их трех курсов, занимающих три года обучения: 1 курс — космограмма, 2 курс — гороскоп, 3 курс — методы прогноза. Возможны очная и заочная формы обучения. Несмотря на все мои старания, мне так и не удалось обнаружить ни на одном сайте АША указаний на то, какова стоимость обучения. Лишь в одном паблике астролог, давая рекламу о том, что Уральский Астрологический Институт (Авестийская Школа Астрологии П.П. Глобы) впервые проводит набор студентов в г. Озерске, сообщила, что стоимость обучения — около 3000 р. в месяц (при частоте занятий — 2 раза в месяц).

Школы астрологии начального уровня (куда я отношу и систему формула души):

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Московская академия астрологии vs ВШКА
Обучение в Московской академии астрологии и ВШКА: сравнение
Два года с астрологией и хиромантией
5 лет с Высшей школой классической астрологии: мысли и отзыв об обучении
Астрологическое яблоко раздора: проблема орбисов

* Стоимость обучения в той или иной школе указана по состоянию на 2015 год.

Для немалого числа начинающих астрологов нашей страны знакомство с наукой звезд начинается с «формулы души», авторской интерпретации А. Астрогором метода цепочек по управлению. И при чтении работ Астрогора создается впечатление, будто он сам и является здесь первооткрывателем. Будто бы именно он впервые выделил важность центра цепочки диспозиторов, совершив тем самым маленькую революцию в астрологических техниках. Подливают масла в огонь и хвалебные пафосные речи Н. Юманова, написавшего предисловие к учебнику «Формула души», о чем мы поговорим ниже.

Однако правомерно ли считать А. Астрогора первопроходцем в данной области? Задавшись однажды целью докопаться до истины, я решил изучить историю метода цепочек диспозиций. Данное исследование актуально по двум причинам: 1) метод цепочек диспозиторов все больше завоевывает популярность; 2) насколько мне известно, пока что не существует работ или статей, где авторы прослеживали бы историю метода. Чтобы сориентироваться в данной теме, необходимо было не только изучить саму астрологическую литературу, но и пообщаться лично или с помощью переписки с рядом астрологов, в частности, с А. Астрогором, В. Вайсбергом, А. Галицкой, М. Левиным. К счастью, все они с легкостью идут на контакт. Результаты моих изысканий можно свести к нескольким ключевым тезисам:

Теперь рассмотрим приведенные выше тезисы подробнее и с отсылками к первоисточникам. Пункт первый: метод анализа диспозиционных связей и цепочек был известен в прошлые века и десятилетия. Проследить историю метода досконально вглубь веков у меня пока не получилось. Однако уже удалось обнаружить, среди прочего, размышления о конечных диспозиторах (центрах цепочек по управлению) в трех книгах западных авторов. Речь идет об «Ориентирах в интерпретации гороскопа» М. Джонса (1941), книге «Астрология. Как прочитать карту рождения» К. Берка (2002) и втором томе фундаментального учебника М. Марч и Д. Мак-Эверс «Лучший способ выучить астрологию» (1978). Наибольший интерес для нас представляет самая ранняя из названных работ. Марк Джонс в своей ставшей классикой работе много пишет о «синглтоне по диспозиции», который является аналогом «конечного диспозитора» у Марч и Мак-Эверс. Нам не известно, строили ли сами цепочки астрологи начала-середины XX века, однако в книге Кевина Берка такие схемы уже содержатся. Мы не можем быть уверены, какое именно влияние испытал западной автор, размышляя о древе диспозиторов — сугубо западных коллег или опосредованно уже российских авторов? Как бы то ни было, даже К. Берк не утруждает себя анализом планет не в центре цепочки по управлению. В связи с этим можно выдвинуть предположение, что у западных авторов не было методики анализа таких «второстепенных» планет.

Но вернемся на территорию России, а точнее — Советского Союза. Именно здесь в 1970-80-е года метод цепочек диспозиций получил новое развитие. К сожалению, мне не известны брошюры по цепочкам диспозиторов за авторством В. Вайсберга. Однако общение с ним, а также с М. Левиным подтверждает, что именно он стоит у истоков отечественного подхода к анализу цепочек диспозиторов. Как сообщил В. Вайсберг в переписке со мной, все виды цепочек — по владению и по изгнанию, по 7 и по 10 планетам, по экзальтации и падению (эти цепочки строятся по космограмме), а также серия цепочек по домам — были разработаны им еще в 1970-х годах. В 1970-80-х гг. Вайсберг обучал новому методу анализа карт в своих частных астрологических группах. С открытием Московской академии астрологии, где Виталий Вайсберг работал проректором, он обучил своим методикам всех преподавателей учебного заведения. И именно с этого времени метод цепочек диспозиций широко разошелся по стране. Семибалльная афетика была разработана также именно В. Вайсбергом. Ключевой особенностью новой афетики стало введение принципиально нового понятия «нейтраль», которое применялось астрологом только к светилам. Свою роль и заслугу в истории отечественной астрологии Виталий Александрович видит в том, что до него как таковой методики цепочек диспозиторов не существовало, между тем как ныне она доказала свою продуктивность. Однако самым главным своим достижением он считает даже не столько  цепочки, сколько многочисленные методики анализа космограммы (некоторые цепочки относятся к ним) — и теперь грамотный анализ гороскопа начинается именно с анализа космограммы. И лишь на следующем шаге производится анализ домов. Вайсберг пишет, что западной астрологии этот шаг ещё только предстоит сделать, хотя позитивные сдвиги в этом направлении он уже замечает. Остается лишь одна проблема: с каждым годом метод цепочек диспозиторов приобретает все больше «авторов», которые не считают нужным вспоминать об истоках подхода. Проживая ныне в США, В. Вайсберг констатирует, что на Западе новая методика появилась где-то в конце 1990-х-начале 2000-х годов преимущественно благодаря его ученикам.

Интересно, что Александр Астрогор, носивший тогда фамилию Доценко, являлся учеником Виталия Вайсберга. Точные хронологические рамки этого обучения Вайсберг уже не вспомнил, назвав период где-то с 1989 по 1992 год. В течение года-полутора студент Доценко был старостой одной из астрологических групп Вайсберга. Эта группа занималась в его маленькой студии кукольного театра в подвальном помещении одного из домов. Примечательно, что Астрогор, автор подхода «формула души», будучи недоучившимся до конца студентом у Вайсберга, не считает нужным вспоминать роль своего наставника и его разработок в своих книгах.

Любопытен взгляд на историю астрологии в России главы Московской академии астрологии Михаила Левина. В переписке со мной он подтвердил, что интерпретация цепочек диспозиторов в самом деле обсуждалась в кругу российских астрологов еще в конце 1970-начале 1980-х годов. Он предпочел уклониться от характеристики конкретных имен и их вклада в дело астрологии, сообщив, что сама идея авторства и первенства в оккультизме весьма сомнительна, потому что оккультные идеи рождаются не на земле, а на небе. Применительно к Астрогору и его претензиям на самостоятельность и оригинальность метода формула души он отметил, что оригинальной является сама трактовка цепочки диспозиций как некоторой характеристики души. Однако все остальное, что Астрогор приписывает своему авторству, где-то уже встречалось. Левин констатирует: в оккультизме главный вопрос — не в авторстве, а в истинности. Он обратил внимание на роль Г. Кучеренко в разработке концепции цепочки диспозиторов (брошюра 2002 года), а также на исследования польского астролога Завадского, информации о котором мне не удалось найти.

Самой ранней из известных мне изданных брошюр, полностью посвященных методу цепочек диспозиторов, является 18-страничная брошюра В. Быстровой «Цепочки диспозиторов», опубликованная в 1993 году под эгидой Авестийской школы астрологии. Хотя стоит отметить, что уже в брошюре «Лекции по астрологии» (1992) для студентов 1 семестра 1 курса Московской академии Левин вкратце презентует метод цепочек диспозиций по владению. А далее метод цепочек стал бурно развиваться. В 1998 году в первой редакции появляется в электронном виде брошюра «Цепочки диспозиций» Анны Галицкой, преподавателя ВШКА. В 2002 году в Кишиневе издается совместная брошюра М. Левина и Г. Кучеренко «Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека», которая переиздается и в последующие годы. Если говорить собственно о программной работе А. Астрогора под обложкой «Формула души», то данный учебник выдержал целый ряд переизданий, все более увеличиваясь в объеме. Впервые брошюра под заглавием «Астрологическая формула души» издается в 1999 году (количество страниц и содержание мне не известны). В издании 2001 года данный учебник включал в себя 132 страницы, в издании 2003 года — 432 страницы, а в издании 2009 года — 504 страницы. О методе цепочек диспозиций рассказывают на страницах своих книг «Краткий курс научной астрологии» Павел Максимов (2002), «Кармическая астрология» (первое издание — 2002 г., переиздание в 2004 г.) Леокадия Кулакова и «Астропсихология» Александр Айч (первое издание — 2006, переиздания в 2014 и 2017 гг.). Довольно много страниц посвятил цепочкам диспозиций и отдельному рассмотрению значений диспозиторов планет с позиции Авестийской астрологии Борис Щитов в работе «Основы астрологии. Т.6. Космограмма под микроскопом» (2002). В 2011 году в печати вышло сочинение Дины Гайсины «Звездная формула Иисуса Христа», во многом навеянное знакомством автора с формулой души Астрогора. В астрологических журналах этих лет появилось немало статей по соответствующей тематике.

Однако вернемся к методике формула души и А. Астрогору. Из анализа содержания книг А. Астрогора следует мысль, что он является автором метода цепочек по владению. И хотят с этим тезисом спорит преподаватель школы «Волхвы» Сергей Дресвянников, это в самом деле так. Мы в этом убедимся, открыв учебник «Формула души». Да, А. Астрогор осторожен и прямо не утверждает своего первенства, однако нигде и не говорит, что лишь творчески доработал чужие идеи. Отдавая дань его талантам популяризатора, я очень не люблю, когда астрологи не сообщают о первоисточниках своих идей. Нигде в его учебнике не говорится, что автором современной отечественной 7-балльной системы эссенциальных достоинств является В. Вайсберг из Московской академии астрологии (ныне преподаватель ВШКА), нигде также не пишется, что метод цепочек по управлению существовал еще до А. Астрогора. Не сообщается и о том, что непроверенная и плохо работающая идея соотнесения знаков Зодиака и годов жизни человека, графически отраженная в программе «Astro-FD», принадлежит П. Глобе и т.д. (0 градусов Овна — это 0 лет, 0 градусов Тельца — 7 лет, 0 градусов Близнецов — 14 и т.д.)

Виталий Вайсберг и Александр Астрогор (слева направо)

В чем же заключается новаторство А. Астрогора по мнению его сподвижника С. Дресвянникова? В комментариях к одной из моих статей он выделил следующие моменты. Приведем цитату: «его научный вклад — особая концепция «центра» и «орбит» для цепочки; способы учета влияния удаленности планеты от центра, когда вводится понятие планеты-управителя данной «орбиты» и рассматривается взаимосвязь планеты и требований орбиты, профилирующих ее влияние («планета на своей орбите» и другие частности). Буду рад, если вы ознакомитесь с источниками и внесете уточнения в текст». Знакомство же с историей темы и с источниками со всей очевидностью показало нам, что важность планет в центре цепочки заметили задолго до Астрогора, а что самое главное его нововведение — «теория орбит» — попросту не работает! Мало того, что она основана на неком нелогичном смешении двух концепций (гео- и гелиоцентрической систем), так еще с таким подходом мы получаем великолепный инструмент для выдавания желаемого за действительное. Из-за концепции орбит Астрогора мы получаем крайне широкое смысловое покрытие. К примеру, мы хотим доказать, что человек неспроста стал художником, прибегнув к объясняющему механизму формулы души. Творчество чаще всего ассоциируют с Венерой. И куда ни взгляни, мы везде получим творческого человека: Венера в центре — художник, Венера на своей (второй) орбите — художник, Венера на социальных орбитах (четвертой и пятой) — художник. Все это очень похоже на мистификацию и подтасовку смыслов.

Два вида связей между планетами в астрологии
Марк Джонс и синглтоны по диспозиции
Кевин Берк о древе диспозиторов
Подход В. Быстровой к толкованию цепочек диспозиций
Цепочки диспозиций и формула души для чайников

Айч А. Астропсихология. — М., 2014. — 416 с.
Астрогор А. Астрологическая формула души. — М., 2001. — 132 с.
Астрогор А. Формула души. Новейшая космическая психология. — М., 2003. — 432 с.
Астрогор А., Юманов Н. Формула души. Новейшая космическая психология. — М., 2003. — 432 с.
Астрогор А., Юманов Н. Формула души. Новейшая космическая психология. Учеб. пос. — М., 2009. — 504 с.
Берк К. Астрология. Как прочитать карту рождения. – СПб., 2016. – 336 с.
Быстрова В. Цепочки диспозиторов. — СПб., 1993. — 18 с.
Гайсина Д. Звездная Формула Иисуса Христа. — М., 2011. — 192 с.
Джоунс М. Ориентиры в интерпретации гороскопа. — М., 2001. — 159 с.
Кулакова Л. Кармическая астрология: практикум для начинающих астрологов. 2-е изд. — Новосибирск, 2004. — 190 с.
Левин М. Учебное пособие по астрологии. Начальный курс. Часть II. — М., 2010. — 84 с.
Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. — М., 2012. — 96 с.
Максимов П. Краткий курс научной астрологии. — М., 2002. — 180 с.
Марч М., Мак-Эверс Д. Лучший способ выучить астрологию. Кн.2. Математические методы и техника толкования. — Киев, 1994. — 352 с.
Щитов Б. Основы астрологии. Т.6. Космограмма под микроскопом. — Калуга, 2002. — 484 с.

Вниманию читателей блога предлагается перевод второй части статьи философа, историка и астролога Ричарда Тарнаса, опубликованной в 2011 году в журнале «The Mountain Astrologer». Перевод первой части доступен по соответствующей ссылке. Обращаем также внимание на то, что ранее мы уже публиковали уникальные переводы работ этого американского астролога и ученого.

К 1980 году накопилось огромное количество данных, свидетельствующих о систематической корреляции между планетарными аспектами и архетипическими паттернами человеческого опыта — они проявлялись в клинической терапевтической практике, в индивидуальных биографиях и на коллективном уровне в исторических и культурных феноменах. И тогда встал вопрос, как лучше всего представить эти свидетельства и перспективу широкой образованной публике, обычному интеллектуальному читателю, который не посвящен в астрологические реалии и само чувство рациональности которого предполагает ложность астрологии. Хотя мы с Грофом уже начали читать лекции по этому материалу, разрабатывая синтез трансперсональной психологии и архетипической астрологии, я решил в долгосрочной перспективе использовать двухэтапную стратегию. Прежде чем представлять астрологические свидетельства, я хотел сначала написать работу по историю западного мировоззрения — от древнегреческого до постмодернистского, — в которой были бы изложены необходимые для понимания значения архетипических планетарных корреляций концепции и контексты. В течение следующих десяти лет, проведенных в исследованиях и написании книги, получившей заглавие «Страсть западного ума», я проследил эволюцию архетипической перспективы от Платона и Аристотеля, рассмотрел развитие планетарной астрономии через призму Коперниканской революции, отметил решающую роль христианства и иудаизма, сложное взаимодействие религии, науки и философии, рассмотрел рождение независимого современного я в эпоху Возрождения и Просвещения, изучил появление глубинной психологии и, наконец, дошел до нашего собственного постмодернистского века необычайного метафизического плюрализма и творческой изменчивости.

В идеале я надеялся, что данная книга подготовит читателя к астрологическим свидетельствам и в некотором смысле послужит надежной основой для того, что должно было произойти далее. Вторым этапом должна была стать книга, излагающая совокупность планетарных корреляций, достаточно надежных и обширных, дабы строгий, непредубежденный читатель мог прийти к своей собственной оценке потенциальной значимости и ценности астрологии. И такой книгой стала работа «Космос и Психэ: предвестники нового мировоззрения». Но хотя большая часть исследований и основной каркас были завершены еще к концу 1980-х годов, «вмешался» еще один момент.

В годы, прошедшие после публикации в 1991 году, «Страсть западного ума» получила широкое распространение на философских, гуманитарных и исторических факультетах. Меня пригласили присоединиться к преподавательскому составу Калифорнийского института интегральных исследований, высшей школы в Сан-Франциско, специализирующейся в основном на психологии, религии и философии. К моему удивлению, и преподаватели, и студенты попросили меня преподавать не только историю философии и западной мысли, но и результаты наших астрологических исследований, что мы и стали с Грофом делать на крупных семинарах выпускников, наиболее посещаемых курсах в школе. В то же время вместе с космологом Брайаном Свиммом, философом Робертом МакДермоттом, экофеминисткой Шарлин Спретнак, исследователем древних религий Дэвидом Юланси и другими я основал в 1994 году междисциплинарную магистерскую и докторскую программу под названием «Философия, космология и сознание» (Philosophy, Cosmology, and Consciousness — PCC). Программа, по существу, представляла собой тот идеал выпускной программы, что мы сами хотели бы посещать. Вот как каталог института описывал программу:

В течение следующих 17 лет сотни высоко заинтересованных и часто блестящих студентов приняли участие в программе PCC. И снова, к моему удивлению, язык архетипической астрологии стал своего рода lingua franca (или lingua astra) внутри сообщества, неотъемлемой частью его дискурса и развивающегося мировоззрения, а также уникальным ценным инструментом не только для психологического самопонимания, но и для исторического анализа и философского понимания. Возникло большое число магистерских и докторских курсов, в которых преподавание учитывало применение архетипического астрологического анализа в психологии, истории, философии, музыке и кино — вплоть до комедийного творчества и культурной роли комедии (в курсе, в котором со-преподавателем являлся Джон Клиз1).

Роберт Хэнд, Джеймс Хиллман, Гленн Перри и Станислав Гроф — участники конференции «Возвращение души к Космосу» (1997).

Особенно полезным для этих астрологических исследований был широкий междисциплинарный диалог, являвшийся важным характерным аспектом программы PCC. Привлекая астрологию к непосредственному соприкосновением с мышлением пионеров в других дисциплинах — современной физике и эволюционной космологии, экологии, феминизме, истории идей, постмодернистской философии, религиозных исследованиях, — школа обеспечила питательную матрицу для критической саморефлексии и совершенствования астрологической мысли в философски строгой, непредубежденной академической среде. Примером подобного рода диалога и синтеза, развивавшегося в эти годы, стала конференция «Возвращение души к Космосу», прошедшая в Сан-Франциско в 1997 году, на которой присутствовали более тысячи человек. Участие в этой конференции, организованной мной и Барбарой Винклер, приняли психологи Джеймс Хиллман и Стэн Гроф, физики Виктор Мэнсфилд и Уилл Кипин, а также большое число ведущих астрологов — Роберт Хэнд, Чарльз и Сьюзи Харви, Стефан Арройо, Кэролайн Кейси, Деметра Джордж, Стивен Форрест, Гленн Перри, Грег Богарт, Карен Хамакер-Зондаг, Лоуренс Хиллман, Рэй Грасс и Джерри Годдард.

Космология2 — это всеобъемлющий сосуд, внутри которого осуществляются все наши действия, как коллективные, так и индивидуальные. Это самая большая система координат, в рамках которых неявно функционирует наша цивилизация. Однако, с другой стороны, наша космология находится под сильным влиянием нашей психологии, которая формирует когнитивное восприятие и коллективные парадигмы. Таким образом, диалог между космологией и психологией особенно важен, и астрология является точкой встречи. В частности, в ходе дискуссий в течение последнего десятилетия между Брайаном Свиммом и мной — представляющими, так сказать, два полюса в рамках программы PCC: космос, движущийся к психике, и психика, движущаяся к космосу — термин «архетипическая космология» стал использоваться как более всеобъемлющий термин, соединяющий наши многочисленные дисциплины. Идеи Альфреда Норта Уайтхеда3 и Тейяра де Шардена4 были признаны особенно актуальными, как и параллели между концепцией космологических сил Свимма и космическими архетипами, очевидными в астрологии. В 2004 году в Эсалене состоялся публичный «Диалог об архетипической космологии», за которым последовал докторский семинар в CIIS5 (под руководством меня и Свимма) «Архетипический процесс: Уайтхед, Юнг и встреча психологии с космологией». Именно в это время я стал куратором первых докторских диссертаций в данной области, первой из которых стала работа Рода О’Нила «Времена агонии и благодати: архетипическая история пуританства Новой Англии», который применил методологию исследования «Космоса и Психэ» к одному культурному движению, развивая подход к изучению истории, который он сам назвал архетипической историографией. За этим последовала диссертация Кейрона Ле Грайса «Основы архетипической космологии: теоретический синтез глубинной психологии Юнга и новой научной парадигмы».

Конечно, именно постоянная поддержка со стороны международного астрологического сообщества и сотрудничество с ним обеспечили необходимый контекст для появления архетипической космологии: речь идет о Всемирных астрологических конгрессах в Швейцарии под руководством Клода Вейса, конференциях Астрологической ассоциации в Великобритании, Центре психологической астрологии Лиз Грин в Лондоне, летних школах Факультета астрологических исследований в Оксфорде, конференциях UAC, NCGR и ISAR. Благодаря этому фундаменту из посвященных в астрологию стало возможным вести плодотворный диалог с другими интеллектуальными сообществами, работающими на границах современной мысли. После публикации «Космоса и Психэ» в 2006 году, признаком растущего сближения астрологии с такими сообществами стало присуждение этой работе премии «Книга года» от Научно-медицинского сообщества Великобритании, международной ассоциации инновационных, духовно ориентированных естествоиспытателей и ученых (членами которой являются ныне Шелдрейк, Прибрам, Ласло и Дэвид Лоример, а в более ранние годы — Бом и Шумахер). До этого момента ни одна астрологическая работа не получала награды, а астрология не играла никакой роли в конференциях Сообщества или его публичных лекциях. Аналогичным образом мы с Грофом представили наши астрологические исследования юнгианскому миру в сообществе «Эранос»6 в Асконе (Швейцария), где полвека назад Юнг представил свой доклад о синхронистичности — свою последнюю ежегодную лекцию в «Эраносе».

Эрвин Ласло, Кейрон Ле Грайс, Руперт Шелдрейк и Карл Прибрам.

В 2007 году группа, состоящая примерно из 70 ученых, исследователей и практиков, большинство из которых являлись преподавателями и выпускниками программы «Философия, космология и сознание» в CIIS, образовала в Сан-Франциско Архетипический исследовательский коллектив с ежемесячными встречами, презентациями и дискуссиями. В 2008 году под редакцией Кейрона Ле Грайса и Рода О’Нила был запущен «Архэ: журнал архетипической космологии», создан его веб-сайт и сформулированы принципы работы в этой области. Именно в это время термин «архетипическая космология», предложенный Ле Грайсом для журнала, был выбран сообществом в качестве названия формирующейся академической области исследований, связанной с архетипической астрологией и изучением планетарных корреляций в психологии, истории, культуре и биографиях как эмпирической основы более широкого междисциплинарного исследования их философских последствий и космологического контекста. В 2010 году были опубликованы две важные книги, посвященные архетипической астрологии в междисциплинарном контексте: первой стало «Возвращение домой: рождение и трансформация планетарной эры» профессора CIIS и ученого-гегельянца Шона Келли, в которой содержался глубокий анализ телеологического, эволюционного измерения истории, того, как она разворачивается через архетипические планетарные циклы, описанные в «Космосе и Психэ». Второй работой является книга «Архетипический Космос: новое открытие богов в мифе, науке и астрологии» Ле Грайса, который обратился к теоретической основе взаимосвязи между архетипической динамикой человеческой психики и планетарным порядком Солнечной системы в комплексном синтезе с юнгианской психологией, работами Кэмпбелла в области мифологии и учетом новых парадигмальных перспектив, упомянутых выше.

Совсем недавно несколько ведущих преподавателей архетипической астрологии — Ле Грайс, Джессика Гарфилд-Каббара, Чад Харрис, Мэттью Стелзнер, О’Нил, Билл Стритт, Грант Максвелл, а также Гроф и я — основали Институт архетипической космологии в Сан-Франциско, дабы предложить студентам специализированное обучение по архетипической астрологической теории и практике, предоставить площадку для проведения исследований и участия в них, а также помочь распространению идей среди широкой аудитории. Первая основополагающая серия лекций (которая позже будет транслироваться в форме онлайн-видео) была прочитана в начале 2011 года. Еще одно недавнее проявление жизнеспособности этой сферы — это «Correlations», серия живых и доступных подкастов по архетипической астрологии, устроенных Стелзнером в форме диалогов с Делией Шаргел, Гарфилд-Каббарой, Харрисом и другими ведущими архетипическими астрологами.

Я считаю, что удивительно устойчивая и тонкая связь планетарных корреляций с архетипической динамикой человеческой жизни является одним из самых убедительных свидетельств того, что мы живем в наполненной смыслом и имеющей свои намерения Вселенной — в космосе, который согласуется с нашими глубочайшими духовными и нравственными устремлениями. Осознание этих взаимосвязей может помочь нам стать более сознательными и со-творческими участниками космического проявления. Все это указывает на еще один уровень архетипического понимания: то, что Платон назвал бы идеей блага, наполняющего космос, Гегель — Мировым Духом, осознающим себя через историю, а Юнг мог бы описать как архетип Самости, действующий в рамках коллективной эволюции самого человечества.

Подобно изменяющему жизнь духовному пробуждению, вызванному эффектной синхронистичностью, вполне возможно, что коллективная встреча с растущим массивом тщательно исследованных и умело представленных астрологических корреляций могла бы помочь пробудить современный ум от его разочарованного космологического состояния. Астрология могла бы тогда послужить замечательным катализатором эволюции сознания человечества в этот поворотный момент нашей истории, переосмыслив масштабную Коперниковскую революцию как часть долгого, мучительного посвящения человечества и Земли в более крупное космическое сообщество бытия. В этом плане астрология может рассматриваться, если обратиться к мифологии, как форма прометеевского пламени, дарованного небесами и помогающего освободить человечество от терпящей крах современной матрицы, которую оно явно переросло.

1 Джон Марвуд Клиз (род. в 1939 г.) — британский актёр, сценарист, комик и обладатель премий BAFTA и «Эмми». Является участником британской комедийной группы «Монти Пайтон», которая создала одноимённое телевизионное скетч-шоу, а также четыре фильма «Монти Пайтона». В 1970-х годах написал сценарий и исполнял главную роль в комедийном телесериале «Башни Фолти». Также играл в фильмах «Рыбка по имени Ванда» и «Свирепые создания» и снимался во многих других фильмах, в частности, о Джеймсе Бонде и о Гарри Поттере.

2 Под космологией обычно понимается учение о Вселенной, мире, космосе, особенно с позиции его возникновения и развития. Тесно связана с астрономией. Космология стремится объяснить современное состояние Вселенной (Метагалактики) как результат необходимого и закономерного развития, последовавшего за произошедшим около 14 млрд. лет назад изначальным взрывом.

3 Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) — британский математик, логик, философ, вместе с Бертраном Расселом написавший фундаментальный труд «Principia Mathematica», составивший основу логицизма и теории типов. После Первой мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства («философия процесса»). Один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению, «ряд подстрочных примечаний к Платону».

4 Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Один из авторов теории ноосферы (наряду с В. Вернадским и Э. Леруа), создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции. Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в философии — тейярдизм, первоначально осуждённый, но затем интегрированный в доктрину католической церкви и ставший «наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму».

5 CIIS — Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies).

6 «Эранос» — международное интеллектуальное сообщество, своего рода междисциплинарный дискуссионный клуб по проблемам культуры, религии, духовной жизни, который действовал в Швейцарии на протяжении более 70 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *