Роман броль астрология как историко культурный феномен

Броль Роман Валериевич
(авторский псевдоним Денис Куталев)

Родился 28.06.1974 в г. Кисловодск Ставропольского края. В 1991 г. с серебряной медалью окончил среднюю школу в г. Сергиев Посад. В 1992 г. окончил с отличием Сергиево-Посадский ПТУ-интернат по специальности «Оператор персональных ЭВМ». В 1997 г. окончил с отличием Московский государственный университет культуры по специальности «Культурология», специализация «История мировой и отечественной культуры» (дипломная работа на тему «Астрология в истории человеческой цивилизации»). В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 24.00.01 — теория и история культуры (тема: «Астрология как историко-культурный феномен»). C 2001 г. — старший преподаватель кафедры истории культуры МГУКИ; разработчик авторского спецкурса, посвящённого астрологии и её роли в мировой культуре. С 2004 г. — преподаватель Высшей Школы Классической Астрологии (Москва) по предметам «Астрология Гамбургской школы» и «Ректификация». Неоднократно выступал с лекциями и семинарами, посвящёнными астрологии, в Москве, Ростове-на-Дону, Кишинёве и Одессе.

Автор ряда научных публикаций, посвящённых астрологии, а также множества статей в Интернете и в периодических изданиях.

С 2001 г. — автор и руководитель Интернет-проекта AstroLogic.Ru. Участник международной исследовательской группы A*R*G*O, руководитель образовательных проектов A*R*G*O, руководитель энциклопедического проекта A*R*G*O, участник проекта A*R*G*O «Изучение особенностей и методов Гамбургской школы астрологии». С 2003 г. — участник проекта по переводу и изучению старинных астрологических текстов «Manuscripta astrologica», в рамках которого были опубликованы книги: «Душа Астрологии» Гвидо Бонатти и Джироламо Кардано, «Старинная символика градусов Зодиака» Фирмика Матерна и Иоанна Ангела, «Книга наставлений по основам искусства астрологии» ал-Бируни, «Брихат Джатака: фундамент индийской астрологии» Варахамихиры.

ПУБЛИКАЦИИ

  • Новая Астрологическая Энциклопедия. Биографическая часть
  • Общая теория интерпретации звёзд
  • Небесные координаты и системы домов: история использования, астрономический смысл, гипотезы об астрологическом значении
  • Броль Р.В. Астрология как историко-культурный феномен (Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности «Теория и история культуры»)
  • Эфемериды транснептунов Гамбургской школы астрологии 1940-2010 гг.
  • Куталев Д., Арев К. Очерки по уранической астрологии: Введение в методы Гамбургской школы
  • Астрология новых планет
  • Эфемериды новых планет: Кентавры
  • Эфемериды новых планет: объекты транснептунового пояса 1900-2019 гг.
  • Эфемериды новых планет: группа Дамокла, группа Седны
  • Зайцев А., Куталев Д. Справочник астролога. Координаты городов и временные поправки
  • Транснептуны в уранической астрологии (с эфемеридами на 1900 — 2050 гг.)
  • Зайцев А., Куталёв Д. Новый справочник астролога. Координаты городов и временные поправки

СЕМИНАРЫ

  • специальность ВАК РФ:
  • Москва
  • 236 с. : ил
  • нет
  • 230 руб.
  • сделаем скидку

действует скидка от количества

2 работы по 214 руб.3, 4 работы по 207 руб.5, 6 работ по 196 руб.7 и более работ по 184 руб.

Вы всегда можете написать нам и мы предоставим оригиналы страниц диссертации для ознакомления

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века в России чрезвычайно обострился интерес к различного рода эзотерическим, оккультным и тому подобным учениям, в том числе — астрологии. Снятие ранее существовавших идеологических запретов на публикации работ в этой области привело к тому, что страну захлестнула волна псевдонаучных работ, среди которых просто теряются немногочисленные серьезные исследования. А если учесть, что в XX веке астрология заняла важное место в массовой культуре на Западе, то не приходится удивляться, что и там ситуация не многим лучше. В этих условиях весьма актуальными оказываются исследования, где на реальном фактическом материале, используя научную методологию, ведется анализ таких феноменов мировой культуры как астрология.
Возникшая ещё на заре цивилизации, астрология до сих пор продолжает существовать и развиваться. Ареал распространения астрологических учений чрезвычайно широк: астрология была популярна и в государствах Востока, и у индейцев Месоамерики, и в Западной Европе, и в странах ислама. В течение долгого времени астрология считалась полноправной научной дисциплиной и оказывала большое влияние на самые разные области культуры: от искусства до политики, от религии до культуры быта.
В Новое время, в связи с появлением новой научной парадигмы, отношение к астрологии резко изменилось, её постулаты были признаны не имеющими научного обоснования, она перестала преподаваться в университетах, и в научной среде сложилось однозначное отношение к астрологии как к пережитку прошлого, пустому суеверию, не имеющему будущего и даже не достойному исследования. Поэтому в 18-м, 19-м и на протяжении большей части 20-го века астрология и связанные с ней теории часто не получали объективного освещения и даже просто игнорировались. При этом отсутствие научного подхода к данным проблемам сочеталось с широким распространением вульгаризо-ванной интерпретации астрологических идей в ненаучной среде.
Однако, как бы ни оценивалась астрология с позиций современной науки,

несомненно, что она является важным культурным феноменом, который историки культуры не имеют права игнорировать. На протяжении тысяч лет своего существования астрология находилась в тесном взаимодействии с различными сферами культуры, и прежде всего — с наукой и религией. Научные и философские знания вплоть до эпохи Нового Времени были пронизаны астрологическими идеями; то же можно в целом сказать и о системах религиозных верований. С другой стороны, сами астрологические учения и концепции испытывали существенное влияние со стороны доминирующих научных, философских и религиозных идей.
И поскольку адекватное понимание истории культуры в целом без понимания роли астрологии в культуре невозможно, то необходимость такого научного анализа является весьма настоятельной. Представляется, что вскрытие исторических корней астрологии, определение причин негаснущей популярности подобных учений, разоблачение их вульгарных интерпретаций и фальсификации сыграло бы ощутимую позитивную роль для современной науки. Поэтому строгое научное исследование с позиций культурологии таких феноменов и учений, как астрология, астральные культы и т.п., а также анализ их взаимодействия с наукой, религией и философией представляются весьма актуальными.
Степень научной разработанности проблемы. В теории и истории культуры такой уникальный феномен духовной культуры, как астрология, изучен весьма слабо. Однако на Западе существуют отдельные исследования истории этого феномена. Непосредственно истории астрологии в различных регионах мира посвящены труды Р. Вертело, К. Бецольда, Ф. Болля, О. Буше-Леклерка, М. Бэйджента, В. Гунделя, В. Кнаппиха, Ф. Г. Крамера, Н. Кэмпиона, П. Кэрри, Ф. Кюмона, Дж. Р. Льюиса, Л. Несса, Дж. Д. Норта, Ф. И. X. Нэйлор, Д. Паркера и Дж. Паркер, В.-Э. Пейкерта, Д. Пингри, Ф. Рохберг-Халтон, С. Дж. Тестера, Я. Г. Тундера, Дж. Э. Уэста, Э. Хоуи, П. Хубера.
Ряд вопросов, связанных с изучением исторических и культурологических аспектов астрологии, затрагивался в работах российских учёных Ю. Я.

Земле). Становление астрологии можно схематично изобразить как процесс обогащения обоих этих сторон, который может происходить с акцентом как на одно из этих действий, так и на другое. В том случае, когда мы только наблюдаем за небом, никак не проецируя небесные события на земные, мы имеем дело с астрономией, но ещё не с астрологией. Когда мы оцениваем земные события и процессы без какого-либо учёта небесных факторов, это может быть проявлением интуиции, фантазии, проницательного ума — или же результатом применения научных знаний о земных процессах, — но астрологией это тоже не является. Наконец, когда мы, зарегистрировав определённое астрономическое явление, туг же соотносим его с земным событием (без особых теоретических обобщений с учётом предыдущих явлений) — например, “во время болезни царя случилось затмение — он скоро умрёт” или “Луны не видно — задуманное мной дело не получится”, — это случай астромантии, то есть гадания, однако это тоже ещё не астрология.
Когда же появляется астрология? Она возникает, когда люди выходят на некоторый уровень осмысления однотипных, повторяющихся событий — как небесных, так и земных, — и делают вывод о наличии корреляции между двумя параллельно разворачивающимися процессами. Первые, самые ранние этапы (которые можно назвать “протоастропогиеи’) представляют начало этого процесса выявления ритмических закономерностей. Систематизация известных событий на Земле, происходивших после какого-то одного явления на небе (например, после начала попятного движения Марса или после первого утреннего восхода Сириуса), привела к формированию основ астрологии предзнаменований (омен-астрологии). Зафиксировав все подмеченные явления в природе, которые случаются, скажем, после лунного затмения в начале лета, звездочёты могли “предсказать”, что после следующего такого затмения произойдут события того же типа. Параллельно возникла простейшая календарная астрология. Она, как бы дополняя омен-астрологию, базировалась на систематизации небесных явлений. Первыми были выявлены такие базовые небесные ритмы, как сутки, лунный месяц и солнечный год, которые легли в основу дальнейшей систематизации знаний о связи небесных и земных событий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *